Целостный анализ произведения «Полюшко-поле»



Историческое создание произведения. Предпосылки возникновения

В 1932 году Льва Книппера послали в командировку в Севастополь. Там он организовал симфонический оркестр Черноморского флота, занимался с хоровыми и музыкальными коллективами на кораблях и береговых базах, проводил беседы о музыке, сочинял песни.

В свободное время Книппер и его товарищи по командировке ездили по Крыму, посетили места боев 1920 года - Перекоп, Сиваш. Композитор писал в дневнике : "Вот Перекопский вал. Мы с В. Шебалиным стоим в разрушенном блиндаже и смотрим на север, на бесконечные поля. А издали, вместе с маревом знойного Таврического полудня, плывет широкая украинская песня. С благодарностью и волнением думали мы о тех бесстрашных бойцах, которые под ураганным огнем, вот с этого вала, шли по открытому полю на штурм последней твердыни бешено огрызающегося старого мира..."

На самом деле Книппер скорее уж вспоминал, как сам брал "бесстрашных бойцов" Фрунзе на мушку из такого же блиндажа или окопа. Но он был опытным разведчиком и четко знал, какие записи следует оставлять в дневнике, а о чем лучше умолчать.

Позже Лев Константинович рассказывал, что именно в те дни у композитора зародилась мысль написать к 15-летию комсомола симфоническую «Поэму о бойце-комсомольце» и посвятить ее подвигу одного из героев первых лет революции. Четыре симфонических марша – четыре части будущей симфонии должна была объединить сквозная тема. Роль такой сквозной темы и возлагалась на песню.

“Еще находясь в концепции четырех маршей и уже немного сочинив, — рассказывал композитор, — я никак не мог придумать певучую тему для трио первого походного марша. И вот как-то в самом начале зимы ходил я с друзьями на лыжах. Сделали километров двадцать, промерзли. Вернулись на дачу. Меня усадили за расстроенное пианино «услаждать слух». И вот тут-то как импровизация и родилась эта, ставшая столь популярной, тема-песня вместе с текстом.(Приложение А)

Рисунок 2.1.1 Иллюстрация под тему-песню «Полюшко-поле».

 

Вскоре эту песню пели по всему СССР, включая популярнейшие джаз-ансамбль Л. Утесова и Краснознаменный ансамбль армии. Многие считали ее народной, что было высшим успехом для автора. Широкое признание песня получила и зарубежом : ее исполняли на открытии первой Международной конференции молодежи в Лондоне (1945), в свой репертуар "Полюшко-Поле" включил даже эмигрантский хор донских казаков под управлением Сергея Жарова, слегка изменив слова (вместо "Красной Армии герои" пели "Русской армии герои" и др.). Особый успех выпал на долю «Полюшка» во время выступления Краснознаменного ансамбля Красной армии в Париже в 1937 году. «Весь зал всколыхнуло. А мы, русские, так прямо плакали. А теперь, как соберемся вместе, напеваем “Полюшко”. Ведь вся Россия в этой песне, старая и новая, вся русская слава…» — вспоминал писатель Л. Любимов, живший тогда во Франции. Всемирно известный дирижер Леопольд Стоковский назвал «Полюшко-поле» лучшей песней столетия. Песня Книппера вошла в золотой фонд советской музыки, и поныне её исполняет Ансамбль им. А. В. Александрова и другие коллективы.

Рисунок 2.1.2 Пластинка с произведением «Полюшко-поле»


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 1013; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!