Творческий облик Л. К. Книппера



С малых лет Льва Константиновича Книппера приучали к искусству.

Одним из первых ярких впечатлений Левы в 1907 г., в годы юности было посещение симфонического утренника в Павловске : "В возрасте пяти-шести лет, было у меня и первое музыкальное потрясение. Родители, часто посещавшие концерты и театр, как-то и меня взяли с собой на весьма известные тогда симфонические утренники в Павловске. Случилось так, что в тот день исполняли Шестую симфонию Чайковского. Первое в моей жизни столкновение с симфонической музыкой кончилось печально. В середине первой части я горько зарыдал, и меня спешно увезли домой, где я еще долго не мог успокоиться" - вспоминал Лев.

В 1910 году Льва Константиновича Книппера перевели в Екатеринослав (ныне Днепропетровск). Там Лева поступил в первую классическую гимназию, благодаря участию в гимназических концертах научился игре на многих инструментах, тогда же родители впервые наняли ему музыкального педагога. В 1915 году Лев, вслед за сестрами, перебрался в Москву, где поступил в частную гимназию Флерова. В это время он часто встречался с Ольгой Леонардовной, благодаря поддержке которой сделал первые шаги в сочинении музыки.

Рисунок 1.2.1 Л. К. Книппер и Ольга Книппер-Чехова.

 

Шла Первая мировая война и по достижении призывного возраста, не закончив гимназию, Лев Книппер отправился записываться добровольцем на фронт.По возвращении в Москву Л. Книппер полностью отдался музыке, хотя родные отговаривали его от этого занятия, ведь ему было уже 23 года. Опять помогла тетя Книппер-Чехова, она устроила племянника в музыкальное училище, директором которого была ее добрая знакомая Елена Фабиановн Гнесина (основательница музыкального училища, ставшего в дальнейшем Российской академии музыки имени Гнесиных). Поскольку по возрасту и анкете зачислить учеником, Книппера было невозможно, его устроили комендантом здания училища. Елена Фабиановна давала ему уроки фортепьяно, Лев также изучал сольфеджио, гармонию и теорию музыки у преподавателей училища.

Интенсивные занятия музыкой, перенапряжение, вызвали рецидив детской болезни : вернулся туберкулезный процесс. Консилиум врачей решил, что имеющимися в их распоряжении средствами вылечить Льва Книппера невозможно. И опять на помощь племяннику пришла тетя Ольга Леонардовна, ей удалось добиться включения Книппера в состав труппы МХАТа, выезжавшей на гастроли зарубеж, чтобы он смог пройти курс лечения у специалистов в Берлине. Советские власти легко дали согласие на отъезд бывшего белого офицера за границу...

В двадцатые годы Лев Книппер "жил поэзией Блока, Цветаевой, писал музыкальные сочинения на тему «Кандида» Вольтера, «Тиля Уленшпигеля» Шарля де Костера, посвящал прелюдию памяти Есенина, находился в авангарде современной музыки. В 1924 году он снова пришел к Гнесиным, окончил курс гармонии у Р. М. Глиэра, вошел в "Ассоциацию современной музыки". В 1925 году состоялась первое публичное исполнение музыкального произведения Л. Книппера - сюиты для симфонического оркестра "Сказки гипсового божка", посвященной "победе разума и воли человека над темными силами". В 1926-1927 г. г. композитор трудился над балетом "Кандид" по одноименному сочинению Вольтера, где по замыслу автора должны были участвовать танец, пение, разговорная речь и световые эффекты. Он мечтал увидеть балет на сцене бывшей Мариинки, но премьера не состоялась.

Рисунок 1.2.2 Л. К. Книппер на репетиции оркестра у дирижерского пульта.

В 1929 году Книппер был приглашен В. И. Немировичем-Данченко в его театр в качестве музыкального консультанта. "Началась полоса соцреализма. Отошла пора Кандидов и ТильУленшпигелей. Пришлось Леве «оттачивать» композиторское перо на операх «Город ветров» по пьесе В. Киршона о Бакинских комиссарах (опера «Северный ветер» поставлена по пьесе «Город ветров» - КФ), «Города и годы» по роману К. Федина, «Мария» по роману П.Павленко «На Востоке» - писал о двоюродном брате В. В. Книппер. Опера «Северный ветер», сочетавшая оперу и драму, считается одним из лучших сочинений композитора. Она была поставлена на сцене музыкального театра Немировича-Данченко (1930), затем с успехом шла на сцене многих театров страны, а в 1976 году, уже после кончины композитора, ее поставили на сцене Магдебурского театра в ГДР. Немецкий театральный журнал отмечал : «Отражение образов современной тематики потребовало отказа от традиционных оперных приемов. Л. Книппер справедливо назвал свое сочинение не «оперой», а «трагическим действом».

 

С начала 1930-х Лев Константинович сотрудничал с военно-театральном бюро Центрального Дома Красной Армии, много путешествовал, посещал дальние гарнизоны, помогал на местах организовывать хоры, консультировал оркестры, сочинял для них песни и марши, с 1932 года стал инструктором по массовой работе Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. Лев Книппер побывал на Памире, в Сибири и в Бурят-Монголии : собирал песенный фольклор, ходил в учебные походы на военных кораблях и подводных лодках, давал мастер-классы.

В 1934 году он сочинил четвертую симфонию, названную им "Симфония о бойце-комсомольце".Огромный успех принесла композитору музыкальная тема этого сочинения, известная как "Полюшко-поле"

После окончания войны (1940-1943) Лев Константинович вернулся к активной музыкальной деятельности : написал музыку к операм «На Байкале» (1948), «Маленький принц» (1971), к балету «Красавица Ангара». Всего, им были написаны свыше 20 симфоний, музыка к кинофильмам и театральным спектаклям. «Писалась музыка в честь покорения космоса, целины, подвига Р. Зорге. Готовилось либретто опер «Девять дней одного года» о физиках, «Судьба человека» («Андрей Соколов») по известной повести Шолохова о войне. «Социальная тема всякий раз стесняла Левино творчество» - писал о композиторе Владимир Книппер, и вместе с тем отмечал : «Я бывал на его концертах. Боже, как он управлял оркестром! Вот где высший класс! Левины симфонические сюиты «Горная серенада» (1946 – КФ) для струнного оркестра, «Солдатские песни», другие симфонии, романсы, песни — они еще придут на радио, в концертные залы. Они еще захватят воображение будущих слушателей буйством мысли, учащенным внутренним пульсом сложной жизни, выпавшей на долю талантливого художника».

 

Одним из наиболее удачных сочинений, по мнению композитора, была его музыка к опере «Маленький принц» по одноименному произведению Сент-Экзюпери, над которой он работал в течение девяти лет с 1962 по 1971 г. г. «Мне иногда кажется, что кроме «Полюшка» от меня останется «Маленький принц», и поэтому, вероятно, мысль, что я его не смогу услышать, для меня нестерпима... После смерти, может быть, и поставят, я сам хочу услышать. Вероятно, я за этот год надорвался, совсем не хочется писать : в голове ни одной свежей мысли...» - писал Л. Книппер. Но опера так и не увидела света рампы.

 

Трудно перечислить все, созданное композитором, который трудился изо дня в день и не мыслил иначе свою творческую жизнь. И в этом он был достоин своего незабвенного учителя, выдающегося советского композитора и педагога Николая Яковлевича Мяковского.

Большой мастер советской музыки, достойный соратник крупнейших советских композиторов, Лев Книппер создал 20 симфоний и более 500 различных музыкальных произведений. В 1949 году Л. К. Книппер был повторно удостоен Сталинской премии.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 508; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!