Практическое исследование по эстетическому воспитанию младших школьников в ходе работы над музыкально-сценической постановкой



 

Выводом теоретической части работы стало положение о том, что искусство является основным средством эстетического воспитания. В данной главе мы представим исследование, проведенное нами с целью выявления возможностей театрального искусства в эстетическом воспитании младших школьников на практике.

При разработке методики исследования были определены его гипотеза, задачи, методы и приемы.

Практическое исследование проводилось в театральном кружке «Гарэзы» Центра художественного творчества учащихся. В исследовании участвовало 15 воспитанников кружка.

Выявление возможностей театрального искусства, как основного средства эстетического воспитания младших школьников явилось предметом настоящего исследования.

В практическом исследовании использовались методы:

- изучение и анализ теоретических работ по психологии, педагогике, искусствоведению;

- изучение и анализ методической литературы;

- наблюдение за детьми в ходе работы над музыкально-сценической постановкой;

- анкетирование;

- беседа.

В ходе работы над теоретической частью была сформулирована следующая гипотеза: эстетическое восприятие синтеза театрального и музыкального искусства позволит сформировать у детей эстетическое отношение к искусству и жизни, будет способствовать не только эстетическому, но и интеллектуальному, творческому, духовному развитию ребенка.

Исходя из гипотезы, мы выдвинули следующие задачи исследования: выявить интерес младших школьников к театральному искусству и проверить эффективность использования формы музыкально-сценической постановки в эстетическом воспитании младших школьников средствами искусства.

Экспериментальная работа проходила в два этапа, первый из которых был подготовительный.

В ходе подготовительного этапа экспериментальной работы было сделано следующее:

1. Проанализированы учебные программы театральном кружке «Гарэзы» Центра художественного творчества учащихся.

2. Разработаны и подготовлены вопросы для анкеты.

3. Подобран материал, разработан сценарий и подготовлена музыкально-сценическая постановка

Эта работа привела к следующим результатам:

В ходе исследования мы выявили, что дети с удовольствием включаются в творческую деятельность, ибо она реализует их любопытство, потребность в познании мира, в общении и желании проявить себя.

Музыкально-сценическая деятельность как форма эстетического воздействия соответствует способностям, интересам и склонностям детей младшего школьного возраста. Они удовлетворяют познавательно-эстетические потребности, желание выражать свое отношение к окружающему миру, заниматься активной самостоятельной деятельностью.

Таким образом, получив начальные посылки в ходе подготовительной работы, мы начали практическую часть исследования.

Детям была предложена следующая система вопросов.

Анкета

1. Сколько раз в этом учебном году ты был в театре, музее, на выставке, на концерте?

2. Считаешь ли ты, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком?

3. Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?

4. Хотел бы ты бывать там чаще?

5. Что ты знаешь о театральном искусстве?

6. Хотел бы ты больше узнать о театральном искусстве?

7. Нравятся ли тебе книги, передачи о театральном искусстве?

8. Нравится ли тебе посещать театральный кружок «Гарэзы» Центра художественного творчества учащихся и почему?

9. Понравилось ли тебе участвовать в музыкально-сценическом представлении

10. Какую роль ты хотел бы сыграть в театральном кружке?

Результаты были следующие (Приложение 1). Дети за пределами школы довольно часто посещают культурные учреждения. Они с удовольствием ходят туда. На вопрос «Нравится ли тебе посещать театры, музеи выставки, концерты?» «да» ответило 12 человека, «не очень» - 3 человека. 14 человек считают, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком, и, между тем, 4 человека хотели бы бывать там чаще.

Несмотря на такой неподдельный интерес младших школьников к различным видам искусства, у них все же наблюдается ограниченность в знаниях непосредственно о самом театральном искусстве. Так на вопрос «Что ты знаешь о театральном искусстве?» честно признались «не знаю» или «не помню» 3 человек, «много» ответили 5 человек, не распространяя свой ответ, и лишь 7 человек попытались дать развернутый ответ, более или менее правильными из которых были только три: Искусство - это когда человек творит», «В искусстве есть несколько жанров», «Искусство – это умение что-нибудь делать». Понимая свою ограниченность в знаниях этой области, лишь 2 человека из кружка не хотели бы обогатить свои знания в области искусства. На вопрос «Хотел бы ты больше узнать о театральном искусстве?» они ответили отрицательно. Однако, на вопрос «Нравятся ли тебе книги, передачи о театральном искусстве?» «да» ответило лишь 6 человек – меньше половины кружка. Мы можем объяснить это тем, что, несмотря на обилие разнообразной литературы для детей в наше время, книг о театральном искусству адаптированных для младшего школьного возраста мало. В основном такие книги рассчитаны на более старшую аудиторию.

На вопрос нравится ли тебе посещать театральный кружок «Гарэзы» Центра художественного творчества учащихся и почему, все дети ответили утвердительно. Им нравится весёлая творческая обстановка на занятиях, возможность проявить себя в роли. Так же утвердительными были ответы на вопрос понравилось ли тебе участвовать в музыкально-сценическом представлении «Школа Чараўніцы-Вясёлкі”. Кроме того 7 ребят добавили “очень”.

Таким образом, проведя анкетирование, мы выяснили, что интерес младших школьников к театральному искусству довольно высок. Им нравиться не только ходить в театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но они также хотели бы больше узнать о самом театральном искусстве и искусстве вообще.

К сожалению, книги на данную тему и образовательные передачи по телевидению, как источник информации, для младшего школьника сегодня не доступны. В этом мы так же убедились, побывав в детских библиотеках города. Литература по искусству предназначена для более старшего возраста. Возникает противоречие между потребностью в знаниях у младших школьников с одной стороны и невозможностью их получения – с другой. Один из выходов в данной ситуации мы видим в приобщении младших школьников к занятиям в кружках и студиях учреждений культуры, где они смогут реализовать свои творческие возможности, приобщиться к искусству.

Этому посвящена следующая часть работы.

Цель этого этапа - выявить возможности средств искусства в эстетическом воспитании младших школьников. Для этого был разработан сценарий и осуществлена постановка музыкально-сценического представления.

Форма музыкально-сценического представления в эстетическом воспитании не является новой, но достаточно редко используется в практике. Чаще она встречается в учебных заведениях нового типа эстетического направления, где дети могут не только петь и изображать героев, но и сами себе аккомпанировать. Работая в театральном кружке «Гарэзы» Центра художественного творчества учащихся я решила поставить с детьми музыкально-сценическое представление «Школа”.

Основной задачей представления было ещё ближе познакомить детей с театральным и музыкальным искусством на примере музыкально-сценического представления «Школа”.

Созданная театральная атмосфера погружала их в музыкальную и языковую культуру театра. Работа над постановкой была нацелена на развитие художественных и творческих способностей младших школьников, На это направлены средства музыкального и театрального искусства. Здесь важны и интонация, и мимика, и выбор музыки и движения. Через собственное выражение дети открывают законы театра.

Постановка музыкально-сценического представления способствовала объединению знаний младших школьников в единую систему, применению их в практической деятельности, интеллектуальному, эстетическому и творческому развитию.

Деятельность в процессе подготовки представления была весьма разнообразной (приложение 2): дети слушали музыку, готовили костюмы, слушали друг друга, участвовали в обсуждении задаваемых вопросов. Скучать было некогда. Эмоциональный настрой сохранялся на все время работы над постановкой. А это самый главный результат.

Как мы уже отмечали выше, именно эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действенности эстетического воспитания. Показатель действенности этих занятий и самой постановки был действительно высок.

В процессе беседы с ребятами после спектакля выяснилось, что все дети были в восторге от проделанной работы, подготовки и самой постановки. Эмоционально насыщенный материал оставил глубокий отпечаток в душе детей, который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству и к жизни.

Таким образом, средства театрального искусства при правильной организации и подаче их младшим школьникам действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.

 


Заключение

 

Особенности эстетического воспитания младших школьников позволяют выделить приоритетные задачи данного процесса: развитие эстетического восприятия, эмоциональной сферы личности, творческой активности и художественно-творческих способностей ребенка. Проведенное исследование позволяет утверждать, что развитие творческого потенциала ребенка, основанное на развитии эмоциональной и интеллектуальной сфер, наиболее полно происходит в процессе эстетического воспитания.

Учащиеся младших классов способны к активному усвоению содержания художественного произведения и передаче художественного образа. Максимальные возможности для этого создает применение форм, представляющих собой синтез нескольких видов искусства. Такой формой является музыкально-сценическое представление, позволяющее младшим школьникам реализовать свои способности, потребности и интересы в музыкальном и изобразительном, театральном и хореографическом творчестве. Синтез нескольких видов художественной деятельности развивает в ребенке активно-преобразующее начало. Включение младших школьников в данную форму работы в сочетании с рядом условий, необходимых для правильной организации художественно-творческой деятельности, способствует максимальному развитию творческой активности и формированию основных в данном возрасте компонентов эстетического сознания.

Воспитание человека-творца, созидающего по законам красоты во всех сферах жизнедеятельности, — одна из важнейших социально-педагогических проблем XXI в. Вместе с тем возрастной период от 6 до 9 лет является, по мнению психологов и педагогов, сензитивным по отношению к развитию способности детей выделять неизвестное в проблемной ситуации и активно исследовать его, базовым для творческого самоопределения растущего человека в будущем.

Наиболее полноценное развитие творческих способностей происходит через чувства, художественные образы и эмоциональный всплеск, являющиеся непременными спутниками эстетического воспитания. Универсальным средством для проявления креативности учащихся младших классов является художественно-творческая деятельность. Потребность детей проявлять себя в данной деятельности довольно высока. Она позволяет ребенку максимально выразить свою индивидуальность, развить творческий потенциал, является источником активного получения новых знаний, причем не только эстетического характера, что определяет основу гуманистической ориентации в формировании нашего современника.

 


Литература

 

1. Активизация творческой деятельности детей младшего школьного

возраста: Сб.науч.тр. /Отв.ред. С.А.Аничкин. Свердловск: Свердлов. ГПИ, 1984.

2. Басин Е.Я. Психология художественного творчества: Личностный подход.

М.: Знание, 1985.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.:

Союз, 1997.

4. Гавриловец К.В., Казимирская Н.И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Народная асвета, 1998.

5. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. для учителя. Нар.асвета, 1998.

6. Кабуш В.Т. Воспитание школьников в условиях обновления общества. Мн.: НИО, 1994.

7. Коляденко Н. Взаимодействие искусств в художественном воспитании // Художественное воспитание подрастающего поколения: Проблемы и перспективы. Новосибирск: НГК, 1989.

8. Котикова О.П., Кухаронак В.Г. Эстетическое воспитание младших школьников. Мн.: НМЦ, 2001.

9. Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новоявленская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Знание, 1988.

10. Кухаронак В.Г. Стимулирование творческой активности учащихся // Адукацыя і выхаванне. 2000, №3.

11. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 1992.

12. Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность: Психологическая структура взаимодействия // Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991.

13. Лихачев Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Знание, 1998.

14. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981.

15. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популяр.пособ.для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго, 1996.

16. Шацкая В.И. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М.: Знание, 1985.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 282; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!