Педагогические приемы и средства эстетического развития средствами театрального искусства



 

Педагогические приемы, использованные в ходе работы над музыкально-сценической постановкой

 

У детей 6—9 лет отмечается наличие осознанного желания заниматься театральной деятельностью, связывая ее не с развлекательным мотивом, а с мотивом «красиво», часто выделяемым детьми. Театральная деятельность, приносящая успех и удовлетворение, способствует концентрации эмоциональных сил в творческом процессе, приводит к ощущению радости от созидания.

Работу по постановке музыкально-сценического представления следует начинать с ознакомления детей с текстом. Лучше, если текст будет являться продуктом творчества самих школьников либо ими будут внесены поправки и дополнения (иные конец, развязка, начало). Возможно, за основу будет взят предложенный текст, а в процессе переработки получится что-то новое, созданное самими детьми.

Основой данных занятий являются воображение, эмоции и интеллект. Все, на чем базируется художественно-творческая деятельность (живопись, музыка, театр), - эмоционально. Но процесс эстетического воспитания идет параллельно с развитием не только эмоциональной, но и интеллектуальной и творческой сфер. Ход каждого занятия должен быть хорошо продуман, чтобы возникла необходимая эмоциональная увлеченность художественно-творческой деятельностью. Работа в данном случае строится таким образом, чтобы занятия требовали от детей активных действий и выбора, а также дополняли друг друга и расширяли самостоятельность и уверенность. Этому способствует непрерывная, постоянно усложняющаяся система занятий. Постепенно дети включаются в игру-действие, где они изображают людей, животных, сказочных персонажей и даже явления природы, например «капли дождя» при постановке музыкально-сценического представления «Школа Чараўніцы-Вясёлкі”. Через различные игры они усваивают смысл понятий зритель, актер, режиссер и т. д., познают процесс создания спектакля. Музыкально-сценическое произведение для детей должно отличаться художественной ценностью, соответствовать возрастным особенностям детей-исполнителей.

Л. С. Выготский считал, что весь спектакль надо организовывать так, чтобы дети чувствовали, что они играют для себя, были захвачены самим процессом игры, а не конечным результатом. Высшей наградой за спектакль должно быть удовольствие, испытываемое ребенком от подготовки спектакля, от процесса игры, а не одобрение взрослых (3).

Согласно возрастным психологическим особенностям младших школьников, при построении занятий по постановке музыкально-сценического представления деятельность педагога должна быть направлена, в первую очередь, на игру-драматизацию по фрагменту сценария, которая затем переводится в музыкально-сценическую деятельность, а также на доступный элементарный разбор средств музыкальной выразительности, интерпретации образа героя.

Выбор заданий определяется направленностью на развитие основных компонентов эстетического сознания учащихся через:

· развитие эстетического восприятия и интереса;

· стимулирование проявлений образного мышления, эмоционально окрашенной интуиции, воображения;

· формирование первичного уровня оценочных суждений;

· выработку у ребят потребности и умения находить свою художественную интерпретацию исполняемой роли, т. е. развитие чувства эмпатии;

· учет проявления инициативы со стороны детей как качественного показателя эстетической потребности и творческой активности;

· создание условий, позволяющих детям чувствовать свободу и поддержку педагога.

Особое значение имеют следующие приемы педагогического взаимодействия, направленные на развитие эмоциональной сферы ребенка и его творческого потенциала: прием индивидуального изображения движений героя при одновременном вокальном исполнении; прием «от наблюдений в жизни — к игре — к показу на сцене»; изображение действий героев в рисунках.

Свободное пение ребенка предполагает создание условий для его раскрепощения. Например, проводятся специальные беседы, «пропевая» вопросы и предлагая детям «пропевать» ответы. Выбор мелодии, ритма, тональности — свободный. Поощряется на занятии и пение, и импровизация знакомых песенок и попевок, придуманных экспромтом мелодий (со словами и без). Данные игровые моменты, совпадая с желанием детей и овладевая их чувствами, позволяют существенно повысить уровень их творческой активности. Содействуют этому и создание проблемных ситуаций, требующих от ребенка эмоциональной отдачи, и задания, направленные на поиск сценического действия, соответствующего эмоциональному настроению героя, и задания, развивающие умения детей сравнивать, обобщать, делать выбор и вывод.

Достаточно эффективно использование приема от противного (по Дж. Родари), заключающегося в обратном толковании сюжета для предупреждения его неверного понимания, стимулирования реакции и создания убедительной интерпретации образа. Подобный прием ярко иллюстрируется стихами Г. Остера.

Правильно организованное занятие вызывает у детей стремление к сотрудничеству и в ряде случаев изменение мотива деятельности. Подготовка ответов на вопросы, обдумывание определенных моментов сценария, поиск материалов - все это является источником дополнительных знаний и переживаний, стимулом к поиску нового, желанием участвовать в значимом для себя деле, т. е. стимулом делать и узнавать что-то самостоятельно. Содержание занятий предполагает как обязательное условие постоянное общение ученика с педагогом, с ровесниками, с художественными произведениями. В сфере общения творческая активность детей нацелена прежде всего на познание ровесников и искусства.

Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно учреждения культуры ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Эта мысль также отмечается в работах Б.М. Неменского, Б.Т. Лихачева, А.И. Бурова и других педагогов по эстетическому воспитанию.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!