Модель как инструмент творчества
При умелом управлении умственным трудом
можно не только развить громадную по
своей продуктивности работу, но при том
сохранить на долгие годы, может быть на
всю жизнъ, умственную работоспособность и
общий тонус, всей жизнедеятельности.
Устают и изнемогают не столько от тго, ,
что много работают, а от того, что плохо
работают!
Н. Е. Введенский
Как уже упоминалось, целостность восприятия, обеспечиваемая подсознанием, позволяет одновременно усмотреть не только сами элементы изучаемого материала, но и их взаимосвязи, т. е. понять общую структуру предмета. Отсюда непосредственно вытекает значимость схематического представления задачи: одновременный охват взглядом всей проблемной ситуации таит в себе нечто похожее на построение внутреннего моста между проблемой и ее решением — путем согласования мысленного образа цели и наличного образа ситуации. Благодаря схематизации ситуация становится более доступной для переноса на речевой или умственный план.
Вместе с тем, облегчая мысленный эксперимент, схема может незаметно для воспринимающего подтолкнуть его к более широкому истолкованию, и тогда ее случайные признаки станут трактоваться тенденциозно, что представляет опасность. Кроме того, мысленный эксперимент отсекает возможность получения побочных результатов («эффект Колумба»: искал Индию — открыл Америку). Этих недостатков лишено взаимодействие с моделью.
|
|
Роль модели в интеллектуальных процессах основывается на уподоблении. Человек способен понимать объекты и явления внешнего мира через ощущение соответствующих состояний своего тела. На фундаментальную способность использовать тело как естественную модель опираются все действия человека с искусственными моделями. В этом случае объекты постигаются через двойное опосредование: сначала изучаемый объект соотносят с моделью, а потом процессы во внешней по отношению к телу модели сопоставляют с ощущениями тела, пытающегося воспроизвести эти процессы.
Изготовление моделей и работу с ними можно рассматривать как практику уподобления, развивающую, прежде всего, способность «думать руками». Многие выдающиеся ученые
любили строить модели и макеты, понимая их полезность для своей творческой деятельности. Еще мальчиком Ньютон мастерил механические модели и, будучи уже зрелым ученым, продолжал изготовлять приборы и инструменты. Максвелл тоже собственноручно мастерил технические устройства. Даже теоретик Эйнштейн всю жизнь принимал участие в конструировании различных механизмов, разработке приборов и экспериментальных методик
В чем достоинства модели? Логический анализ в науке незаменим, но в нем объект исследования идеализируется, заменяется приближенным, абстрактным представлением, и многие значимые черты, характеристики объекта игнорируются. Это усугубляется тем, что в европейской Культуре модель мира традиционно строится по большей части нп основе визуального восприятия.
|
|
Модель, которая делает инструментом осознания тело, позволяет включить другие анализаторы. Хорошая иллюстрация этого — новые виды искусства, использующие современную компьютерную технику. Вот, например, «книга» на экране дисплея, страницы которой формируются в результате взаимодействия читателя и компьютера Двигая кистью руки над монитором, человек с помощью датчиков может менять визуальную структуру страницы шрифт, иллюстрации, вызывать звуковое сопровождение. Он может влиять и на содержание, набирая на клавиатуре вопросы и утверждения, в ответ на которые компьютер меняет сюжет, вводит новых героев, подробнее описывает те или иные эпизоды. Другой пример -разнообразные аттракционы, где зритель живет в виртуальной, созданной компьютером «ре-альцости», самостоятельно исследуя ее едва ли не всеми органами чувств (также с помощью Специальных датчиков).
|
|
К сожалению, современная система высшего образования, воспитывая. у интеллектуалов пренебрежительное отношение к рукоделию, мастеровитости, обедняет возможности студентов, снижая их творческий потенциал — их руки недостаточно развиты, чтобы помогать им думать. С другой стороны, энтузиасты пробивают брешь в этой системе. Разработаны специальные конструкторы, которые используются для развития изобретательской деятельности студентов. Применение этих конструкторов вызывает резкое увеличение числа практически ценных и внедренных в производство дипломных работ.
Кроме углубленного понимания существа процессов, развития воображения и умения «думать руками», модель может играть роль «микроскопа» или «телескопа». Намеренно утрируя в ней отдельные черты объектов, можно создать оптимальные условия для их изучения. Еще одно важное преимущество модели — «привязка к реальности» Когда внутренняя структура объекта, описанная формально, недоступна непосредственному восприятию органами чувств, возникает тенденция к «растворению» ее в математических формулах, отрицанию ее реального существования Модель же может служить посредником, облегчая соотнесение формул с объективными явлениями.
|
|
Палитру приемов моделирования существенно расширили компьютеры Дисплей позволяет сделать чувственно доступными элементы осуществляемых мыслительных операций. Видимой становится важная часть стратегии поиска решения. Используя токую обратную связь, эту стратегию легче произвольно изменять и оптимизировать.
Приятным и эффективным инструментом самообучения являются компьютерные игры Без большого напряжения и реального риска они способствуют накоплению опыта поведения в различных критических ситуациях, «раскачивают» подвижность нервной системы, повышают скорость реакции и ее точность.
127,
Групповая работа с одним мощным компьютером принципиально изменяет характер взаимодействия членов творческого коллектива. Взаимопонимания при этом можно достигнуть гораздо быстрее, чем обычными переговорами. Никак не. обосновывая свое предложение, каждый участник производит конфетные действия со своего индивидуального, терминала, обходя тем самым ограничения вербализации. Все участники работают, как бы положив руки на общий ком глины, стараясь общими усилиями вылепить нечто, отвечающее общему пониманию цели.
Мы привели ряд доводов в пользу того, что для развития творческой личности необходимо своевременное и эффективное апеллирование к функциям подсознания. Обратимся теперь к рассмотрению различных приемов, с помощью" которых на групповых занятиях можно способствовать повышению яркости образов, интенсивности эмоциональных переживаний, чувствительности к своим подсознательным ощущениям/ Важно, однако/помнить, что групповые методы развития творческих способностей продуктивны только при условии преодоления барьеров психологической защиты через правильную организацию общения в группе.
Мозговая атака
Я не знаю, чем я кажусь свету, но сам я
сравниваю себя с ребенком, который, бродя
по берегу моря, собирает, гладкие камни и
красивые раковины...
Ньютон
Одни люди лучше обучаются в группе, другие — самостоятельно. Это в определенной мере связано с моделью мира: если на ее организацию преобладающее влияние оказывает подсознание, то предпочтительнее групповое обучение, а при доминировании логического мышления, когда творческий процесс ограничивается более осознанными стереотипами, знакомство с приемами их преодоления и раскрепощения мышления может эффективно протекать и в индивидуальных условиях.
Как бы ни были развиты интеллектуальные способности личности, они не могут свободно проявляться в творческом процессе, когда на их пути воздвигнуты многочисленные психологические барьеры. Защищая самоуважение человека, предотвращая возможное падение его авторитета в глазах других, барьеры препятствуют свободному полету мысли, ограничивая, иногда до уровня тривиальностей, те идеи, которые он позволяет себе высказывать.
Раскрепощение интеллектуальных возможностей за счет ослабления барьеров — магистральный путь развития творческих способностей человека. Снижению влияния защитных механизмов на творческий процесс помогает работа в группе. При совместной деятельности снимаются исходные установки некоторых участников на невозможность решить поставленную задачу. Взаимная стимуляция партнеров приводит к повышению у них уровня познавательной мотивации, что позволяет поддерживать творческую направленность усилий дольше, чем при индивидуальной работе.
Тех, кто профессионально занимается развитием творческих способностей, всегда привлекала задача преодоления психологических барьеров. Они водлотили ее решение в набор методов активного обучения, каждый из которых нацелен на преодоление определенной разновидности барьеров. Один из этих методов — «мозговая атака» — снижает самокритичность
128
и предупреждает вытеснение оригинальных идей в подсознание как опасных для социального или научного реноме. Сама атмосфера мозговой атаки благоприятствует появлению новых идей, рождая чувство психологической защищенности. Здесь все так доброжелательны, что «можно и подставиться — ничего страшного не будет».
Без давления критики и самокритики в процессе мозгового штурма точка зрения его участников на то, как нужно решать поставленную перед ними задачу, модифицируется и шлифуется до тех пор, пока в группе не истощается запас новых идей. Ведущий прилагает специальные усилия к тому, чтобы выключить внутреннего критика у каждого, если тот вдруг активизируется. Ведь в противном случае одной пренебрежительной реплики бывает достаточно, чтобы сник неуверенный в себе участник и его интересное, но рискованное предложение на ходу было заменено другим — проверенным, но неинтересным. Как известно, идея, находящаяся «в эмбриональном» состоянии, может выглядеть беспомощной, недоказательной и потому непривлекательной не только для других, но и для самого творца.
Снижение критичности в мозговой атаке достигается двумя путями. Первый апеллирует к сознанию с помощью прямой инструкции: быть свободным, повысить доверие к своим идеям, не бояться оценки окружающих. Инструкция настраивает на изменение внутренней позиции, создание более позитивной установки по отношению к своим способностям. Постепенно участник привыкает к тому, что можно высказать любую мысль без страха, что ее признают смешной или несостоятельной. Второй путь направлен в подсознание через создание благоприятных внешних условий: сочувствия, поддержки и одобрения партнеров, особой располагающей атмосферы. Попав в столь приятную обстановку и не желая ее испортить, каждый стремится отложить неблагоприятное суждение по поводу чужой идеи. Тем самым обеспечивается глубинная безопасность, снимаются препятствующие воображению подсознательные барьеры, ослабевает внутренний контроль и облегчается включение в творческий процесс. Открывается возможность перехода на чужую позицию, и за счет этого суммируются творческие потенциалы всех участников атаки. Наиболее благоприятная обстановка для решения задачи возникает тогда, когда в начале атаки сложность проблемы намеренно занижается.
Психологические барьеры преодолеваются легче, когда группа более разнородна по составу и шире круг профессиональных интересов участников. Поэтому есть смысл включать в группу непрофессионалов. Закрытая узкопрофессиональная группа обычно менее продуктивна, поскольку участники придерживаются традиционных взглядов, демонстрируя большую инерцию представлений. Дилетанты терпимее к неортодоксальным подходам, поскольку не подозревают об их «дикости». Разнообразие профессионального опыта, установок и личностных табу способствует вниманию к таким вопросам, которые просто не стали бы рассматриваться в группе специалистов, ограниченных сходными барьерами и установками.
В рамках метода мозговой атаки используют такие приемы активизации мышления, как список контрольных вопросов, расчленение, изложение задачи неспециалисту. С помощью списка поиск решения управляется наводящими вопросами, заставляющими рассматривать задачу с самых разных сторон, т. е. целенаправленно менять ракурс взгляда на задачу. Приведем примеры типичных вопросов: «А если сделать наоборот?», «А если представить эту задачу в иной формулировке?», «А если изменить форму объекта?», «А если взять другой материал?», «Еще для чего это изделие (узел, материал) может быть использовано точно в таком виде, в каком оно находится сейчас? А с изменениями (если сделать его больше, меньше, сильнее, слабее, тяжелее, легче и т. п.)? В сочетании с чем-нибудь другим? Нельзя ли перекомпоновать, объединить, заменить?».
Прием «расчленения» подразумевает разные способы переструктурирования материала, необходимого для разрушения старых связей. Он включает четыре последовательных шага. Вначале все составные части проблемы, задачи, конструкции, подлежащей преобразованию, записывают на отдельные карточки. Затем на одной карточке перечисляют последовательно характерные признаки какой-либо части. После этого взвешивают, оценивают значение и роль каждого признака для функционирования объекта в целом — должен ли он оставаться неизменным или может меняться в некоторых пределах. Далее осуществляют «боевую раскраску» — разным цветом отмечают на карточке те признаки, которые совсем нельзя менять, те, которые можно менять в заданных пределах, и те, которые можно изменять без ограничений. В заключение все карточки выкладывают на стол одновременно, рассматривают и анализируют как общее поле приложения усилий.
Некоторые ученые применяли нечто подобное этому приему совершенно интуитивно. Так, Менделеев писал: «Я стал подбирать, написав на отдельных карточках элементы с их атомными весами и коренными свойствами... что и привело быстро к периодической зависимости» [34]. Как уже упоминалось, при поиске решения целесообразно сначала направить усилия на изобретение новых подходов. Так и Менделеев стал сопоставлять не только химически сходные элементы (чем занимались многие ученые и до него), но и те, что далеки по химическим свойствам, но близки по атомному весу. Этот новый подход и привел его к открытию периодического закона. Можно сказать, что Менделеев применил способ представления всего материала в одновременной экспозиции — практически тот же прием, который в мозговой атаке используется под названием «расчленение». Конечный этап техники рас-членения создает благоприятные условия для одновременной обозримости всего множества элементов, подлежащих преобразованию, т. е. в активизации не только аналитических, но и синтетических возможностей интеллекта.
Синектика
Пот мы погружены и стихию творчества,
мы ничего не ищем и ничего не познаем.
Мы даже не смеем познавать, потому что
нет вещи вредней и опасней для
непосредственною переживания, чем
опознание.
К. Г. Юнг
Метод «синектики» предполагает расположенность к импровизации и направлен на активизацию базовых операций подсознания. Чтобы ускорить процесс порождения идей, при синектике задача прежде всего освобождается от контекста, привычных ассоциаций. В си-нектике широко используются аналогии, способствующие реализации базовых операций подсознания [14, 15], — прямые, субъективные, символические и фантастические. Аналогии облегчают преодоление субъективных ограничений, связанных с восприятием основных закономерностей, представлений о мироздании.
По этой методике барьеры преодолеваются с помощью создания условий, при которых одновременно с поиском решения протекает другой процесс, непосредственно с первым не связанный (аналогия, ассоциация, метафора и т. п.). Наложение этих процессов и помогает усмотреть ответ на мучающий вопрос. Ключевое звено при этом — пересечение во времени, меняющее ракурс рассмотрения проблемы. Мосты между этими процессами помогают навести метафоры и аналогии. Используемые типы аналогий извлекают информацию из разных источников. Прямые аналогии чаще всего находят искомые элементы в биологических системах, решающих сходные задачи. Субъективные заставляют особое внимание обратить на двигательные ощущения, например вообразить свое тело на месте создаваемого объекта, почувствовать себя им. При символических отдельные характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, а фантастические требуют представить себе вещи такими, какими мы хотели бы их видеть, позволяя игнорировать любые физические законы. Таким образом, синектика возбуждает и использует аналогии как средство смещения процесса с уровня осознанного мышления на уровень подсознательной активности.
Продуктивность синектики повышает медитация. Она позволяет предельно сосредоточиться на объекте, создавая оптимальные условия для активизации интуитивного процесса. Медитация предоставляет на время данному объекту доминирующее положение в сознании. Синектика учитывает, что преждевременная вербализация идеи тормозит ее дальнейшее развитие, поэтому рекомендуется отложить оценивание получаемого результата. Участникам поясняют роль эмоций в творчестве, напоминая, что когда человек объясняет всем свои переживания и ощущения, то ему трудно сохранить их свежесть и новизну. Чтобы их продлить, надо продолжать фантазировать молча. Человек ведет внутренний разговор, активно создает, обновляет и поддерживает свою модель мира.
Разработаны различные методики тренинга для стимуляции творческой активности с помощью мозговой атаки и синектики. К ним относятся:
Составление предложений. Из трех-пяти взятых наугад слов требуется составить как можно больше различных предложений.
Поиск общего. В двух-трех наугад взятых словах предлагается отыскать как можно больше общих признаков.
Исключение лишнего слова. Из каждых предложенных трех слов необходимо оставить два, между которыми есть какое-либо сходство.
Поиск аналогов. Требуется придумать как можно больше аналогий к данному слову.
Поиск соединительных звеньев. Необходимо найти предметы, которые могут служить соединительным мостиком от одного к другому; найти новые, максимально • разнообразные применения данному предмету; дорисовать, закончить предложенный рисунок несколькими способами наиболее неожиданным образом; дописать предложение, придумав как можно больше разных окончаний к данному началу.
Эти занятия демонстрируют, как полезно уметь мужественно отнестись к необходимости переделать, усовершенствовать свою идею, картину, произведение, как важна способность отказаться от полученного результата и начать сначала, повторяя попытки до тех пор, пока результат не будет удовлетворять полностью. К поиску плодотворной аналогии можно подойти с разных сторон: либо осуществлять случайный перебор, наращивая разнообразие за счет взаимного заражения в мозговой атаке, либо направлять поиск на соотнесение искомого решения со своими ощущениями в синектике, либо увеличивать поле поиска за счет частичных аналогий, включив морфологический анализ.
131
Деловые игры
Еще одним примером группового развития творческих способностей являются деловые игры. Именно дух соревнования располагает к озарениям, позволяющим находить оригинальные решения. Здесь в качестве «троянского коня» выступает принятие роли. Взятая на себя роль позволяет участнику игры находиться «в шкуре другого», не изменяя высоты барьеров. Ведь в чуждой позиции можно позволить себе и другие, нетипичные критерии. Поэтому игры способствуют формированию иной точки зрения на ситуацию, ведут к ее переосмыслению. Ключевой момент в деловых играх — возможность исполнения различных ролей, что исключает полную идентификацию с какой-либо из них. Когда позиция участника перестает полностью совпадать любой из ролей, предполагая одновременное их сосуществование, то возникает некоторое эмоциональное отчуждение от единственной, обычно принимаемой на себя роли .Здесь есть зачатки расщепления, раздвоения личности, облегчающие переход на иную позицию.
Почему игры помогают усваивать новые приемы решения? В них нет риска, и возможным становится временное или частичное изменение своего подхода к тревожащим проблемам, а значит вносятся и некоторые изменения в установки, т. е. открывается путь для информации, ранее недоступной. Новшества в системе установок, в свою очередь, предопределяют метаморфозу благодаря которой правило из внешнего становится внутренним.
В качестве вспомогательного приема, нацеленного на снятие ряда подсознательных барьеров, изменение установок, определяющих привычные формы взаимодействия с другими людьми и отношение к новой информации, в последние годы все чаще используется групповой психотренинг, Его задача — коррекция образований, ответственных за восприятие себя.
Нравственность и творчество
Моральные качества выдающейся личности
имеют, возможно, даже большее значение
для данною поколения, чем чисто
интеллектуальны?, достижения. Последит
зависят от величия характера в
значительно большей степени, чем обычно
принята считать.
Эйнштейн
В статье «О смысле жизни» Эйнштейн писал: «Ответить на вопрос о смысле жизни значит обладать религиознымым чувством. Ты спросишь меня: имеет ли смысл подобный вопрос? Отвечаю' тот, кто не видит смысла в своей жизни и в жизни себе подобных, тот не только , несчастен, но едва ли может продолжать жить» [по 28]. В системах йоги, каратэ и т. п. первым регулятором всех видов активности выступают моральные, нравственные принципы.
Талантливый человек должен быть терпимым и учиться дружественно и терпеливо принимать и переносить ограниченные возможности окружающих. Иначе у него возникнет состояние разочарования, желчности, которое снизит его творческий потенциал. Очень часто на определенном этапе развития идеи (когда наступает момент ее обсуждения) драма идей, разворачивающаяся поначалу во внутреннем мире творца, обретает осязаемые формы: она превращается в драматическое столкновение людей. В залпе научных аргументов «против» часто сквозит высокомерие, неуважение к обсуждаемому вопросу и сожаление о времени, затраченном на его обсуждение. Такая ситуация для автора чревата снижением продуктивности и потерей душевного равновесия. В этих случаях полезно концентрироваться не на таланте критиков — талант ведь есть далеко не у всех — а на их мотивах, духовной индивидуальности. В противном случае, если занять позицию праведника, всегда подстерегает опасность подняться слишком высоко, обречь себя на одиночество.
О причинах одиночества ученого надо сказать пару слов. Сначала — это результат необходимости работать так много, что общаться некогда. Затем оно развивается из-за утраты друзей в предыдущий период, а в конце — это уже результат радикального расхождения в системе ценностей.
Жизнь творца по необходимости переполнена конфликтами, ибо в нем борются обычный человек, с его закономерными потребностями в счастье, и беспощадная творческая страсть, втаптывающая в грязь все личные стремления. Поэтому личная жизнь многих из таких людей трагична. Находясь в состоянии стресса, покончил с собой известный физик Гейзенберг. Дирак, глубоко потрясенный этим несчастьем, писал: «Мне кажется, что Гейзенберг сумел бы справиться с мучительными переживаниями, причиной которых на самом-то деле был революционный характер выдвинутых им идей, если бы его вовремя поддержал любимый учитель». Творческое начало пожирает большую часть их энергии, для прочего не остается сил. Такой человек иногда так обескровлен, что живет на сниженном, примитивном уровне, производя на окружающих впечатление бездумности, ребячества, бесцеремонности, эгоизма, тщеславия и т. п. (яркий пример — шахматист Лужин из романа В. Набокова «Защита Лужина»).
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 127; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!