Операции, формирующие социальные барьеры .



Разумное мышление - есть

интерпретирование по схеме, от которой

мы не можем освободиться.

             Ницше

Защищая собственные интересы, одни возрастные и социальные группы постоянно извязывают другим свои правила, действуя против их воли: взрослые — детям, мужчины — женщинам, белые — неграм, средний слой — низшему, ученые — обывателям. Тех, кто отказывается подчиняться этим правилам, превращают в отщепенцев и изгоев. Для этого существуют специальные операции, вынуждающие человека загонять несовместимые с установками среды переживания в подсознание, что бьет по его самооценке и приводит к глубинному конфликту. Но — при этом обеспечивается стабильность общественных отношений.

Свобода, как мироощущение личности, — тяжкое бремя, она вынуждает принимать решения и брать на себя ответственность за них. Отказ от свободы уменьшает страдания. Борьба за свободу есть борьба против власти родового, кланового над индивидуальным. Всякая идейная группировка, подбор по «вере» посягают на свободу личности вообще и творчества — в частности. Ортодоксия имеет социальную природу и означает приоритет коллектива над свободой личности.

Одной из операций, формирующих социальные барьеры, является осмеяние, которое может играть несколько важных ролей. Во-первых, оно может угрожать полной или частичной утратой социального престижа. Нередко того, кто вследствие своей незначительности не может быть ничем напуган, просто высмеивают. Здесь смех — сознание превосходства.

Во-вторых, высмеивание выступает иногда как трансформированная культурой внутривидовая враждебность. Смешон тот, кто утратил социальный престиж и вышел из под защиты общественных связей. Утрата достоинства происходит тогда, когда пережитое унижение достигает предела, и человек вынужден примириться и делать все, что прикажут. Чтобы сломать человека, надо дать ему осознать и почувствовать собственное ничтожество.

В-третьих, смех — это оружие против известной косности ума, характера и тела, которую общество хотело бы устранить, чтобы получить возможно большую гибкость от своих членов. Здесь высмеивание предстает как социальная кара за косность.

Смех — социален. Его не может оценить тот, кто чувствует себя одиноким, так как он нуждается в отклике. Вместе с тем, смех сопровождается определенной нечувствительностью. У смеха нет более сильного врага, чем переживание. Чтобы искренне смеяться, надо на время забыть о жалости, раздражении, заставить замолчать злость и зависть. Здесь уместно вспомнить роль анекдотов при нарастании тревоги в обществе. Серии анекдотов всегда были обращены к болевым точкам общественной жизни. Анекдот соединяет в одно целое группу изолированных восприятий и тем самым создает некую общность, чувство социального соучастия.

Другая операция — проверка на социальный статус. Как высокий, так и низкий статус имеют свои достоинства и недостатки. Как правило, приписывание человеку достоинств или недостатков производится лишь после определения его статуса и в соответствии с ним. Это чаще всего отражает глубинную потребность в самооправдании, отстаивании собственной позиции, которая и служит мерилом при этой операции.

44                                                           

Однако трансформировать чужой статус может не только подсознательное повышение своего. Привлекательным бывает и обратное развитие событий. Снижение собственного статуса желательно, когда непереносимым становится груз ответственности, тесно связанный с высоким статусом. Тогда «бегство в толпу» помогает сбросить тяжесть ответственности и стать свободным. Ощущая себя «винтиком», «частицей общего», человек может наконец отдохнуть от необходимости принимать решения.

Если человек не соответствует ожиданиям общества, то возникает чувство стыда. Это чувство регулирует его поведение в соответствии с «Я-концепцией», которая в значительной мере является продуктом культуры, а не личного опыта.

Одной из важнейших операций, определяющих социальную защиту, является персонификация, использующая механизмы проекции и идентификации. Персонификация — типичный способ мифологического осознания зла: уничтожение колдуна или ведьмы издревле внушало успокоение и надежду. Такие действия реализуются по законам проекции, когда собственные отрицательные побуждения и наклонности переносятся вовне, на человека, который по каким-то причинам показался подходящим для этого. Также с помощью механизма идентификации общество создает героев, кумиров, идолов. Здесь важно заметить, что борьба со злом, и коллективная в том числе, не предполагает его полное искоренение, а лишь перераспределение, переложение на кого-то. «Козел отпущения» — воплощение пространственного перемещения зла: на него переносятся грехи и беды всех членов общества.

Может возникнуть впечатление, что персонификация в наши дни не актуальна. Однако трудно отрицать, что именно теперь в нашем обществе огромное число людей с заниженной самооценкой. Для ее нормализации эти люди очень нуждаются в предельно замедленной, прочувствованной идентификации с героями-неудачниками, которых непременно найдет заслуженная удача. Вот почему такую громадную аудиторию имеют мексиканские «мыльные оперы». В них все дышит предупредительностью к психологическим и интеллектуальным ресурсам каждого зрителя, помогает отреагированию заблуждений и комплексов. Культура этих «примитивных» фильмов стабилизирует основные социальные, психологические устои, связь поколений. Марианна, героиня фильма «Богатые тоже плачут», — невеста, жена, мать — помогла психической реабилитации миллионов людей, утративших в последние годы смысл своего личного существования. Здесь они могли еще раз пережить встречу с вечными и простыми истинами, утвердиться в знакомой и понятной картине мира.

Примеры социальных барьеров

Отношение к науке

Логика - то искусство ошибаться г уверенностью в своей n рав ome .

Дж. У. Края

Компьютеры последних поколений — не просто думающие помощники людей, не ускорители логических операций локального значения, а путь к созданию новой искусственной «нервной системы» общества. Она уже возникает на основе массового использования персональных система психологической защиты                                                                  45

компьютеров, новейших средств коммуникаций и баз знаний. Например, современные экспертные системы, в которые заложены накопленные профессиональные знания, представляют собой уже не индивидуальный, а коллективный разум, социальный интеллект. Информация превращается в обыкновенный товар, предмет купли-продажи. Возникает соответствующий рынок: книги, журналы, патенты, лицензии, «ноу-хау», рецепты, алгоритмы, компьютерные игры (их оборот сопоставим с оборотом международного туризма), электронная почта, компьютерные книги, мировые базы данных, дискуссии, симпозиумы, конференции, электронные каталоги библиотек и многое другое.

Эти новшества,, с одной стороны, определяют отношение к информации как к коллективному достоянию, что обесценивает личность, принижает значение каждого отдельного специалиста. Так, врача высокой квалификации при постановке диагноза и составлении корректного анамнеза может заменить экспертная система. Это нивелирует мастерство профессионалов и, включая у людей психологическую защиту, снижает доверие к носителям знаний.

С другой стороны, превращение информации в товар забирает этот товар из рук творцов и передает его совсем в другие руки — предпринимателей. Они становятся первой скрипкой в этом оркестре, а это уже повод для активизации защиты общества в целом против «информационного диктата». Известно влияние на политику и экономику так называемых «псевдособытий», сфабрикованных в системах массовых коммуникаций.

Отношение к половому статусу

Больше шею вознаграждает критический

пересмотр тех идей, которые, дольше всею

считались бесспорными.

А. Н. Уайтхед

Основа нравственности — святость родственных отношений. Это система взаимной поддержки на основе традиций. Экзогамия ограничила межгрупповую вражду, так как расширились возможности превращения «чужих» в «своих» путем межгрупповых и межнациональных браков. Половые запреты культуры — это актуализация мощного нравственного потенциала, который несет в себе эротическая связь между лицами противоположного пола.

Наряду с механизмами индивидуальной защиты «Я-образа», имеет место защита социального «Мы-образа». Примером является известная полоролевая стереотипизация, лежащая в основе профессиональной дискриминации женщин. Почему женщинам-профессионалам отказывают в женственности? Как правило, считается, что если она мастер своего дела, то это «мужик в юбке». Такая логическая деформация объясняется тем, что оба вида защиты — по половому и профессиональному признаку — могут конкурировать между собой и взаимно ослабляться.

Конфликт между профессиональной карьерой и сохранением женственности типичен для многих американских женщин. Стремясь преуспеть в какой-либо области и используя для этого свой интеллект, женщина часто умаляет свои успехи и страдает от чувства вины, что живет «не по-женски». Многие женщины стараются выглядеть застенчивыми, эмоциональными, слабыми, сентиментальными, беспомощными и недалекими, чтобы лучше соответствовать стереотипу настоящей женщины. В американской культуре считается, что проявлять заботу о детях и о хозяйстве должны, главным образом, женщины, а заниматься техникой — мужчины. Поэтому многие мужчины бояться демонстрировать расположенность к домашнему

46

творчество и преодоление стереотипов

хозяйству. Один мужчина говорил, что любит жить в палатке, поскольку там можно открыто готовить и убирать (вообще, это мужской способ «игры в домашнее хозяйство»). Считается также, что женщины слишком эмоциональны и слабы для определенных обязанностей, поэтому возникают клише-пророчества типа «женщина с этим никогда справится не сможет». Общение и взаимодействие с женщинами организуется так, что стереотип не может не подтвердиться. Здесь работает общее правило: когда нечто изображают всегда в отрицательном свете, создается соответствующий образ, он входит в жизнь и начинает восприниматься как реальный факт.

Компетентность для женщины (возлюбленной, невесты, жены, приятельницы) является скорее недостатком, чем достоинством. Высокопрофессиональная женщина не пользуется расположением ни мужчин, ни женщин, так как она опровергает ряд стереотипов, провоцирует внутренний конфликт и порождает отрицательную реакцию. При этом для переживающего этот дискомфорт возникают следующие возможности:

• Изменить стереотип. Однако известно, как трудно менять систему ценностей, да еще двигаясь против социального течения.

• Опровергнуть факт компетентности данной женщины. Это значительно проще, и здесь можно найти поддержку в обществе.

• Устранить противоречие, исключив эту компетентную женщину из своего окружения (если, конечно, есть такая возможность).

Половые стереотипы работают не только в отношении женщин. Например, мужчины, обладающие внешностью киногероев, чаще подвержены неврозам, так как общество, особенно женщины, толкают их играть зачастую несвойственные им роли: отважных, сильных, благородных. Так в сфере человеческих отношений складываются незримые барьеры, мешающие взаимопониманию. На существовании этих преград и основано ролевое и ритуальное поведение.

III

Стереотипы поведения

Жизненный путь человека означает непрерывное преодоление не только внешних препятствии, но и стареющих форм своего собственного сознания, чтобы возродиться на более высокой ступени.

Ромен Роллан


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!