Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор»: сатирический модус и психологические типажи



План:

1. Комедийное наследие Н. В. Гоголя. Место «Ревизора» в драматургии писателя.

2. Отражение в комедии русской действительности 30-х гг. Истинный и мнимый конфликт “Ревизора”.

3. Хлестаков, Городничий и чиновники: типы и характеры. Идейный смысл образов. Сущность “хлестаковщины”.

4. Сюжет и композиция “Ревизора”. Приём ошибки, несоответствия как основа комического. Смех как положительный герой комедии. Автор и его позиция. Значение “немой сцены”.

5. “Театральный разъезд” Н. В. Гоголя как попытка обобщить оценки “Ревизора” современниками.

ЛИТЕРАТУРА

Гоголь Н. В. Ревизор.

Гоголь Н. В. Театральный разъезд.

Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1997.

Войтоловская Э. Л. Комментарий к комедии Гоголя “Ревизор”. – Л., 1971.

Влащенко В. И. “Две необыкновенные крысы” в “Ревизоре” (Н. В. Гоголь) // Литература в школе. – 2004. – № 4. – С. 19-24.

Казакова Л. Суд над Хлестаковым. Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор”. Урок литературы в 8-м классе // Литература. – 1996. – № 8. – С. 14.

Манн Ю. Синдром “Ревизора” // Вопросы литературы. – 2004. – № 5. – С. 140-174.

Новикова А. Как ставили “Ревизора” // Литература. – 1996. – № 45. – С. 12.

Ушакова Л. П. Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” (урок в 8-м классе) // Уроки мысли и чувства. – Воронеж, 1991. – Ч. 3. – С. 104-108

 

Занятие № 16

Поэма Н. В. Гоголя “Мёртвые души”

План

1. История создания поэмы “Мёртвые души”. Смысл названия поэмы. Социальная и нравственная проблематика поэмы, взаимосвязь между ними. Тема духовного омертвения, конфликт живого и мёртвого.

2. Приобретатель Чичиков – герой своего времени.

3. Особенности построения образов персонажей. Их гротескность, формы проявления (портрет, речь, пейзаж, интерьер и т. д.). Последовательность появления персонажей в ходе развития действия, значимость этого вопроса для понимания идейного смысла произведения.

4. Сюжетно-композиционная роль “Повести о капитане Копейкине”.

5. Образы крестьян в

поэме.

6. Жанровый состав романа и поэмы в “Мёртвых душах”. Эпическая и лирическая стихии в “Мёртвых душах”, их взаимоотношение и главные идейно-художественные функции. Тематика и последовательность лирических отступлений.

ЛИТЕРАТУРА

Гоголь Н. В. Мертвые души.

Кулешов В.И. История русской литературы XIX века: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1997.

Рогалев А. Подтекст именования персонажей в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” // Литература в школе. – 2005. – № 4. – С. 21-24.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 364; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!