Романтическая поэма как жанр. Типологические черты романтического конфликта и героя в поэме.



План:

1. Генезис и эволюция жанра поэмы.

2. Романтическая поэма как жанровая модальность: влияние лирических и лиро-эпических жанров на жанр поэмы.

3. Романтическая коллизия, ее типологические черты. Своеобразие центрального персонажа.

4. Лироэпическая поэма Байрона. Сюжетная схема эпической поэмы (потеря – поиск – обретение) и ее трансформация в романтической поэме. Типологические черты байроновского

романтического героя, особенности художественного конфликта в поэме “Корсар”. Байрон и развитие русской романтической поэмы.

5. Поэма К.Ф.Рылеева “Войнаровский”: единство типологической модели героя и конфликта. Рылеев и Байрон. Своеобразие образа Мазепы.

6. “Руслан и Людмила” Пушкина: романтическая поэма как жанровая модальность: влияние на архитектонику поэмы жанрового закона дружеского послания.

Литература:

Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 370 – 378.

Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978.

Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

Маймин Е.А. Поэты-декабристы: Гражданский революционный романтизм поэзии Рылеева // Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975.

Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. – М., 2001. (Главы “Успехи посреди нас поэзии романтической” (Модель романтического конфликта: Рылеев, Козлов, Вельтман и др.); “Могучий освободительный шаг вперед” (Романтическая поэма как жанр)).

Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М., 1976.

 

Занятие № 9

Романтические поэмы А.С.Пушкина: жанровые особенности

План:

1. Своеобразие романтического героя и романтического конфликта.

2. Автор и герой в романтической поэме.

3. Поэма А.С.Пушкина “Кавказский пленник”: формирование классической формы романтического конфликта в русской романтической поэме. Пушкин и Байрон. Своеобразие героя в поэме, его противоречивость, несоответствие традиционному типу романтического героя поэмы байроновского типа.

4. “Бахчисарайский фонтан”: своеобразие конфликта. Соотношение непроясненности внешнего сюжета и ясности мотивировок поступков персонажей в поэме. Образы Гирея, Марии, Заремы, их романтическая суть. Децентрализация поэмы.

5. “Цыганы”: усиление значения центрального персонажа. Антибайронический и антируссоистский характер поэмы. Своеобразие конфликта, смысл противопоставления образов Алеко и старого цыгана. Философский характер конфликта поэмы.

Литература:

Бонди С.М. Поэмы Пушкина //Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 тт. – М., 1960. Т. 3.

Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. – Л., 1978.

Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978.

Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. – М., 2001. (Глава “Самое полное цветение русского романтизма” (Южные поэмы Пушкина)).

 

Занятие №10

Усложнение романтической коллизии, развитие жанра поэмы в творчестве Баратынского

План:

1. Поэтика романтической поэмы, ее типологические черты.

2. Развитие традиционного романтического конфликта, появление его вариативности.

3. “Эда”: отказ от традиций романтической поэмы байроновского типа. “Новая дорога” Баратынского.

4. “Бал”: усложнение романтической коллизии. Мотив возвращения героя как структурный элемент поэм Баратынского. Децентрализация поэмы: удвоение персонажей. Значение образа Нины.

5. “Наложница”: децентрализация действия, “сопряжение” равных персонажей. Постромантический характер конфликта.

Литература:

Бочаров С.Г. “Обречен борьбе верховной…” // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1988.

Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. – М., 2001. (Глава “… Он шел своею дорогой один и независим” (Поэмы Баратынского)).

 

Занятие № 11,12.

Поэмы М.Ю. Лермонтова: специфика жанра, идейно-художественное своеобразие

План:

1. “Мцыри”: своеобразие художественного конфликта и героя.

2. Философский характер конфликта в поэме «Мцыри».

3. Пространственно-временные отношения в поэме «Мцыри».

4. “Демон”: философский универсализм конфликта в поэме.

5. Своеобразие героя в поэме «Демон».

6. Литературные традиции и их переосмысление в поэме «Демон»: образ Демона.

7. Философское осмысление зла в творчестве Лермонтова.

Литература:

Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 370 – 378.

Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. – М., 2001. (Глава “Над бездной адскою блуждая” (Романтические поэмы Лермонтова)).

Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. – М., Л., 1964.

Мелихова Л.С., Турбин В.Н. Поэмы Лермонтова. – М., 1969

 

Занятие № 13,14

“Евгений Онегин” А.С. Пушкина: жанровое своеобразие романа в стихах

План:

1. Система персонажей, своеобразие конфликта. Смысл противопоставления образов Онегина и Татьяны. Онегин как развивающийся персонаж. Романная коллизия в “Евгении Онегине”.

2. “Евгений Онегин” как свободный роман: особенности композиционного решения, разомкнутость, незаконченность сюжетного построения.

3. Лирическая манера повествования в “Евгении Онегине”. Автор и герой в произведении.

4. Автор – повествователь, действующее лицо, лирический герой, демиург: многоликость и единство.

5. Синтез лирики и эпоса в “Евгении Онегине”: автор как лирический герой и действующее лицо, контраст формы и содержания в произведении, проблема “лирических отступлений”.

Литература:

Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

Беликова А.В. “Евгений Онегин” А.С. Пушкина и “Дон-Жуан” Байрона – “роман в стихах” // Вестник Московского университета, 1982. - № 2.

Бочаров С.Г. О реальном и возможном сюжете (“Евгений Онегин”) // Динамическая поэтика: От замысла к воплощению. – М., 1990.

Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 366 – 370.

Красухин Г. “Евгений Онегин” (специфика жанра, литературная жизнь 10-20-х годов в романе) // Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978.

Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

Поляков М. Традиция и законы жанра. “Евгений Онегин” // Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. – М., 1978. С. 329 – 347.

Пушкин и современная культура. – М., 1996.

Семенко И.М. Эволюция “Онегина” (к спорам о пушкинском романе) // Русская литература, 1996. - № 2. С. 111 – 128.

Тамарченко Н.Д. Статус героя и “язык” сюжета в “Евгении Онегине” // Болдинские чтения. – Горький, 1983.

Тынянов Ю.Н. О композиции “Евгения Онегина” // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.

Хаев Е.С. Проблема фрагментарности сюжета “Евгения Онегина” // Болдинские чтения. – Горький, 1982.

Пушкин и современная культура. – М., 1996.

Занятие № 15


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 609; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!