Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»: традиции и новаторство
Занятие № 1,2
Формирование романтической элегии
План:
1.Элегия как литературный жанр; генезис и эволюция элегии.
2.Элегия в поэтике традиционализма. Жанровый закон элегии (тематика, основные мотивы, целевые установки и представления об адресате, жанровая доминанта).
3.Начало процесса деканонизации жанра элегии в творчестве романтиков.
4.Элегический жанровый закон в “Меланхолии” Карамзина.
5.Элегия Жуковского:
а) синтез романтизма и сентиментализма в элегиях “Сельское кладбище” и “Вечер”, следование жанровому закону в этих произведениях; “элегический идеал души” и формирование романтической коллизии;
б) “Море”: деканонизация элегии.
6.Элегия Батюшкова:
а) “Элегия из Тибулла”: следование канону элегии эпохи традиционализма; перевод Батюшкова и элегия античности;
б) “Разлука”, “Пробуждение”: традиции жанра и новаторство тематики и героя. Романтизация конфликта.
Литература:
Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 229-231, 359-383.
Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: “элегическая школа”. – СПб., 1994.
Григорьян К.Н. “Ультраромантический род поэзии” (Из истории русской элегии) // Русский романтизм. – Л., 1978. С. 79 – 117.
Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978.
Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
Афанасьев В.В. “Редеет облаков летучая гряда…” (Русская элегия эпохи романтизма) // Афанасьев В.В. Свободной музы приношенье. – М., 1988. С. 89 – 119.
|
|
Гаспаров М.Л. Три типа русской романтической элегии: (Индивидуальный стиль в жанровом стиле): (А.Пушкин, Баратынский и Жуковский. Элегии) // Контекст, 1988. – М., 1989. С. 39 – 63.
Григорьян К.Н.Пушкинская элегия. – Л.,1990.
Занятие № 3
Развитие романтической элегии
План:
1. Романтическая элегия как неканонический жанр.
2. Романтический конфликт и его отражение в жанре элегии.
3. Своеобразие героя романтической элегии.
4. Элегия “Ты посетить, мой друг, желала…” К.Ф.Рылеева как жанровая модальность; отход от канона любовной элегии в этом произведении.
5. Деканонизация элегии в творчестве Е.А.Баратынского: своеобразие тематики, изменение целевых установок элегического жанра, трансформация лирического героя. Своеобразие романтизма Баратынского в его любовных элегиях.
6. Жанр элегии в творчестве А.С.Пушкина:
а) “Деревня”: следование традициям элегического канона и новаторство;
б) своеобразие романтической элегии Пушкина (“Погасло дневное светило…”, “Редеет облаков летучая гряда…”);
в) Реалистическая элегия Пушкина как жанровая модальность, “образ жанра”. Своеобразие поэтики и идейного содержания.
Литература:
Афанасьев В.В. “Редеет облаков летучая гряда…” (Русская элегия эпохи романтизма) // Афанасьев В.В. Свободной музы приношенье. – М., 1988. С. 89 – 119.
|
|
Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 359 – 383.
Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры: “элегическая школа”. – СПб., 1994.
Гаспаров М.Л. Три типа русской романтической элегии: (Индивидуальный стиль в жанровом стиле): (А. Пушкин, Баратынский и Жуковский. Элегии) // Контекст, 1988. – М., 1989.
Григорьян К.Н. Пушкинская элегия. – Л.,1990.
Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978.
Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
Григорьян К.Н. “Ультраромантический род поэзии” (Из истории русской элегии) // Русский романтизм. – Л., 1978. С. 79-117.
Занятие № 4,5
Формирование и развитие романтической баллады
План:
1. Баллада как литературный жанр. Генезис жанра.
2. Канон фольклорной баллады: синкретизм литературных родов (повествовательный сюжет, лирическое освещение этого сюжета, диалогическая композиция).
3. Деканонизация жанра баллады в литературе конца XVIII – начала XIX веков.
4. Жанровый канон и жанровый закон “Баллад о Робин Гуде”.
5. “Людмила” Жуковского и “Ольга” Катенина: перевод баллады Бюргера.
6. “Ленора” и поэтика индивидуального стиля поэтов. Поэтика романтизма в “Людмиле”. Жанровое своеобразие.
|
|
7. “Лесной царь”: специфика художественного восприятия в переводе Жуковского. Традиции балладного жанра и отход от них в “Лесном царе” Жуковского:
лиризация баллады.
8. Деканонизация жанра романтической баллады. Неканоническая баллада как “образ жанра”.
9. Романтическая коллизия в жанре баллады.
10. “Светлана” Жуковского: трансформация традиционного балладного сюжета и изображение внутренней реальности сознания.
11. Романтическая коллизия в балладе В.А. Жуковского “Эолова арфа”.
12. Жанр баллады в творчестве А.С. Пушкина:
а) “Песнь о вещем Олеге”: традиции балладного жанра. Своеобразие тематики и героя;
б) “Бесы”: лиризация баллады. “Балладный” подтекст стихотворения, его диалогический характер. “Бесы” как “образ жанра”.
Литература:
Балашов Д.М. История развития жанра русской баллады. – Петрозаводск, 1966.
Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 379 – 383.
Гете И.В. Разбор и объяснение // Эолова арфа: Антология баллады. – М., 1989. С. 554 – 556.
Гугнин А.А. Постоянство и изменчивость жанра // Эолова арфа: Антология баллады. – М., 1989. С. - 26.
Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962 – 1978.
|
|
Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
Уланд Л. О балладе // Эолова арфа: Антология баллады. – М., 1989. С. 556-562.
Цветаева М. Два “Лесных царя” // Эолова арфа: Антология баллады. – М., 1989. С. 593-597.
Грибоедов А.С. О разборе вольного перевода бюргеровой баллады “Ленора” // Эолова арфа: Антология баллады. – М., 1989. С. 582-590.
Бройтман С.Н. Историческая поэтика. – М., 2001. С. 379-383.
Бройтман С.Н. “Бесы” Пушкина в свете исторической поэтики // Целостность литературного произведения как проблема исторической поэтики. – Кемерово, 1986.
Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.
Занятие № 6
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»: традиции и новаторство
План:
1. “Горе от ума” – новый этап в развитии русской драматургии. История создания комедии. Проблематика и основные конфликты комедии. Группировка действующих лиц.
2. Сатирическое изображение Фамусова и фамусовщины в комедии.
3. Роль и значение образа Софьи в комедии.
4. Образ Чацкого – гражданина-патриота, борца против старого мира.
5. Художественные особенности произведения. Жанровое своеобразие.
Литература:
Грибоедов А. С. Горе от ума.
А. С. Грибоедов в русской критике.
Алпатова Т. “Магия слова” в художественном мире “Горе от ума” А. С. Грибоедова // Литература в школе. – 2004. – № 8. – С. 2-7.
Высоцкий А. Л. Стимулируя интерес к внимательному чтению (система занимательных материалов по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. – 1997. – № 11. – С. 26.
Гончаров И. А. Мильон терзаний: критический этюд.
Грибоедов А. Горе от ума // Другие берега. – 1996. – № 45. – С. 45.
Дитькова С. Ю. Чем отличается ум от разума? К изучению комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. – 2002. – № 6. – С. 38-41.
Жук М. Л. “Человек, созревший для свободы”. Подготовка учащихся к сочинению по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” // Русская словесность в школах Украины. – 2005. – № 6. – С. 32-33.
Кантор В. Почему всегда “горе уму” // Вопросы литературы. – 2004. – № 1. – С. 348-356.
Клементова Е. Н. Психологизм комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. ІХ класс // Литература в школе. – 2004. – № 10. – С. 24-26.
Макаров В. И., Матвеева Н. П. Русская классика со словарем // Відродження. – 1995. – № 10. – С. 77.
Султанов Ю. И. Фамусовская Москва // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. – 1998. – № 3. – С. 55.
Цимбаева А. С. “Горе от ума” в историческом контексте // Вопросы литературы. – 2003. – № 4. – С. 98-149.
Занятие № 7,8
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!