СПАСО-СУМОРИН ТОТЕМСКИЙ мужской монастырь, 44 страница



С. В. Булгаков 

 

ЧЕРНИЧКИ, сельские женщины, не вступившие в брак по обету родителей или своему собственному. О таком намерении полагалось заявить смолоду, до двадцати лет, пока еще сватались женихи. В противном случае в глазах односельчан девушка была вековухой, то есть оставшейся в девичестве не намеренно, по обету, а случайно. «Объявка» намерения быть черничкой происходила в доме девушки, затем отец ее извещал об этом сход, участники которого благодарили отца. Чернички подразделялись на домашних и келейных.

Первые жили в родных семьях, принимая участи в хозяйственной жизни, беспрекословно выполняли домашнюю работу, нянчили детей. С положением домашней чернички был связан особый комплекс моральных качеств и норм поведения. Они отличались смирением, трудолюбием, славились набожностью, соблюдали посты и усердно посещали церковь. Отмечается грамотность большей части черничек, чтение ими религиозных книг, знание службы Православной Церкви. Такой уровень духовности и весь образ жизни черничек вызывали одобрение крестьян. «Только в том случае, если «вековуха», живя в миру, посвящала свою жизнь служению Богу, она приобретала уважение окружающих и становилась необходимым членом общества». Бездетным вдовам черничество также давало определенное положение в общине.

Даже домашние чернички держались обособленно: они избегали лишних разговоров и встреч с чужими людьми. «Нередко где-нибудь в саду, на огороде, на задворках устраивали себе кельи. В келью заходили отдохнуть и послушать чтение Псалтыри и другие члены семьи». Значительно чаще, чем домашние, встречались келейные чернички, то есть те, которые уходили из дома и жили в «кельях», расположенных где-либо на окраине деревни или совсем в стороне от селения. Местные названия их были различны: келейницы, спасеницы, вековуши, волкуши. Иногда такое келейничество превращалось в скитскую жизнь старообрядческого толка. Нередко оно заканчивалось уходом в православный монастырь. С монастырями и местными священниками чернички обычно поддерживали связь.

Плата за одевание и обмывание покойника и чтение по нем Псалтыри обычно была основным источником существования черничек. В некоторых случаях ими совершался весь обряд похоронно-поминального цикла. Крестьяне охотно обращались к черничкам, так как за сорокоуст — сорокадневное чтение Псалтыри по умершему — принято было платить им меньше, чем священнику.

Чернички обучали грамоте девочек. За умение читать по Псалтыри и обучение детей грамоте такие женщины пользовались уважением в общине. Чернички занимались также вязанием, вышивкой, сбором трав и лечением ими. Вязать чулки или вышивать рубашки и полотенца на продажу считалось допустимым для чернички, но сельскохозяйственным трудом они, как правило, не занимались.

М. М. Громыко 

 

ЧЕРНОБОГ, в древнерусской языческой мифологии — злой бог, приносящий несчастье. В ритуальной практике противопоставлялся Белобогу , составлял с ним неразрывную пару.

 

ЧЕРНОВЦЫ, русский город в предгорьях Карпат на р. Прут. Возник в XII в. Впервые упоминается в 1408. В XV—XVI вв. город подвергается разорению со стороны турецких, татарских и польских оккупантов. С сер. XIV в. захвачен Молдавским княжеством, которое было вассалом Турции. В 1775 захвачен Австрией. В 1918 оккупирован Румынией. Возвращен России в 1940.

 

ЧЕРНОЕ МОРЕ, средиземное море Атлантического океана у берегов России, Румынии, Болгарии и Турции. Керченским проливом соединяется с Азовским морем, проливом Босфор — с Мраморным морем и далее через пролив Дарданеллы — с Эгейским и Средиземным морями.

В начале христианской эры Черное море называлось Понт Эвксинский (Гостеприимное море), а с IX—X веков — Русское море. С к. IX в. оно использовалось русскими для плавания из Балтийского моря в Византию («путь из варяг в греки») .

Изучение и научное освоение Черного моря начались в н. XIX в. В результате первой русской экспедиции Г. П. Ман-ганары были составлены лоция и карта Черного моря. Большое значение имели исследования в 1881—82 С. О. Макаровым пролива Босфор, в котором было установлено двухслойное течение (верхнее — из Мраморного в Черное море, нижнее — из Черного моря в Мраморное).

В 1890–91 экспедицией на судах «Донец» и «Запорожец» выполнены первые глубоководные наблюдения и установлен факт «заражения» глубинных вод сероводородом.

 

ЧЕРНОЛЕССКАЯ КУЛЬТУРА, предскифская культура земледельческих праславянских племен Среднего Приднепровья X—VIII вв. до н. э. Она послужила основой культуры земледельческого населения Среднего Поднепровья, в котором можно видеть скифов-пахарей Геродота, относимых учеными к праславянам. Первоначально была распространена в лесостепи между Днестром и Днепром, а позднее — и в бассейне р. Ворсклы. Названа по городищу в Черном лесу, близ верховьев р. Ингулец. Происходит от белогрудовской культуры бронзового века. Для ранней ступени характерны бронзовые орудия, шлифованные каменные топоры и кремневые вкладыши для серпов, тюльпано-видные горшки с гладким валиком на плечиках, разнообразная лощеная посуда. Позднее бронзовые и каменные орудия заменяются железными; широкое применение получили изделия из кости. В бассейне р. Тясмина открыто сосредоточение городищ чернолесской культуры, из которых Субботовское известно как важный центр бронзолитейного ремесла.

Погребальные памятники чернолесской культуры изучены слабо. Преобладающим был обряд трупосожжения с захоронением праха в небольших могильниках, а на юге лесостепи — и в курганах. Для развитой чернолесской культуры типичны тюльпановидные горшки, лощеные кубки, миски и корчаги, украшавшиеся заштрихованными треугольниками. Зарождается резная орнаментация с инкрустацией. Характерны бронзовые кельты, кинжалы и мечи с железными клинками и бронзовыми эфесами, железные наконечники копий и железные тесла с боковыми выступами, бронзовые и костяные наконечники стрел, широкие бронзовые браслеты с геометрической орнаментацией, односпиральные проволочные височные кольца. Значительные изменения происходят в родоплеменной организации общества, о чем свидетельствует появление могил хорошо вооруженных воинов-дружинников.

А. Т. 

 

ЧЕРНООСТРОВСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь, Калужская еп., в Малоярославце, на высокой «Особной» горе, которая прежде называлась «Черным островом».

Упоминался в к. XV в. Разорен был в Смутное время ; возобновлен в 1659; упразднен в 1775; восстановлен в 1800. 12 октября 1812 под стенами монастыря произошло кровопролитное сражение с французами; над Св. вратами существовал Нерукотворный лик Спасителя, вокруг которого видны следы многих выстрелов, но самый лик остался невредимым. Ежегодно 12 октября из монастыря совершался крестный ход к особо устроенной часовне для отправления панихиды о павших в 1812 воинах.

С. В. Булгаков 

 

ЧЕРНОСОШНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, свободная часть крестьянского населения в России XIV—XVII вв. Название происходило от слов «черные люди» и «соха» (единица податного обложения). Черносошные крестьяне владели черными землями и платили все виды государственных налогов и повинностей. В XVIII в. черносошные крестьяне вошли в состав сословной группы государственных крестьян.

 

ЧЕРНЫЕ ЗЕМЛИ, земельные владения черных людей в России XIV—XVII вв. Черные земли считались частной собственностью свободных крестьян при административно-территориальных правах общины и верховно-государственном суверенитете великого князя (царя).

 

ЧЕРНЫЕ ЛЮДИ (др.-рус.: черный — тяглый, податный), тяглое население, платившее все виды государственных налогов и повинностей и жившее на черных землях в деревнях и городах России XII—XVII вв. К черным людям относились черносошные крестьяне, а также все население городских посадов, платившее налоги в отличие от «беломестцев». Формой организации черных людей в деревне были волостные, а в городах — посадские общины. Управлялись они кормленщиками (см.: Кормление).

 

ЧЕРНЬ, поселок городского типа в Тульской обл., центр Чернского р-на. Расположен на р. Чернь (бассейн Оки). Население 6,8 тыс. чел.

Впервые упоминается как селение в 1566, с 1571 сторожевой пункт на южных рубежах России от набегов крымских татар. Позднее включено в число городов Белгородской защитной линии. С 1778 уездный город Тульского наместничества.

 

ЧЕРНЯЕВ Михаил Григорьевич (22.10.1828–4.08.1898), военный и государственный деятель. В 1864–66 участвовал в военных экспедициях в Среднюю Азию. С 1873 редактор газеты «Русский мир» , выступавшей с позиций панславизма. С начала Герцеговинско-боснийского восстания 1875–78 вопреки желанию российского правительства в 1876 уехал в Белград и был назначен главнокомандующим сербской армией. В 1882—84 туркестанский генерал-губернатор.

 

ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА, культура древнеславянских земледельческих племен в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на запад до левых притоков Днепра на восток во II—V вв. н. э. Названа по селу Черняхову (Киевской обл.), у которого был раскопан могильник. Оседлоземледельческие, скотоводческие племена черняховской культуры жили в больших неукрепленных поселениях: жилища — наземные и землянки — располагались рядами. Так, например, в Верхнем Поднестровье преобладали землянки, в Среднем и Нижнем Поднестровье — наземные дома. Площадь некоторых последних, принадлежавших, вероятно, большим патриархальным семьям, превышала 100 кв. м. Для черняховской культуры характерен подъем земледелия (усовершенствованы плуг и рала, снабжавшиеся железными наконечниками); вол и лошадь использовались, вероятно, как тягловая сила; расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади. Были развиты железоделательное, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремесла, причем мастера работали преимущественно на заказ и лишь частично для рынка. Происходил подъем гончарного ремесла (серые заглаженные до блеска или с шероховатой поверхностью сосуды). Племена черняховской культуры торговали с ближайшими античными центрами в объеме, какого не знали предшествующие и последующие племена. В создании черняховской культуры, по-видимому, участвовали и неславянские племена. Проявлялось влияние позднеантичной культуры.

 

ЧЁРТ. — См.: БЕС.

 

ЧЕСНОКОВ Павел Григорьевич (25.10.1877–14.03.1944), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог. С 1895 преподаватель Синодального училища церковного пения (Москва), с 1917 гл. дирижер Московского государственного хора, в 1922–28 руководитель Московской капеллы. Автор первого русского капитального труда по хороведению. Многочисленные произведения для хора, в т. ч. церковные — литургии, Всенощное бдение, панихиды, отдельные песнопения.

 

ЧЕСТНОСТЬ, прямота, правдивость, неуклонность по совести своей и долгу, отрицание обмана и воровства, надежность в исполнении обещаний (В. И. Даль) . Качество, особенно ценимое коренными русскими людьми. В древнерусских наставлениях отцов своим сыновьям это качество стоит на первом месте — «жить по совести, честно и без обмана», «честно исполнять свой долг», «лучше жить в честной бедности, чем в богатстве неправедном».

В доказательство честности своих намерений русские целовали Честной Животворящий Крест. У русских бытовали такие выражения: «Даю честное слово», «Честные господа», «Честные гости», «Его честно принимали и провожали с почестями», «Честная смерть (благородная, доблестная)».

Народные пословицы: «Честное здравствование сердцу на радость», «Честный отказ лучше затяжки», «Честное дело не таится», «Честному мужу честен и поклон», «Доброю (честною) женою и муж честен».

 

Будь честен и правду люби всей душой,

Страшись преступленья, но бед не страшись!

С правдивой душою будь тверд, как гранит,

Под громом при гневе кипящих людей!

 

(Ф. Н. Глинка)

Не сильные лучше, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего. У честных всегда бывает больше врагов, чем у бесчестных. Честный человек с тем и живет, чтобы иметь врагов (Ф. М. Достоевский) .

О. Платонов 

 

ЧЕСТНЯКОВ Ефим Васильевич (1874–1962), художник и писатель. Получил художественное образование в Петербурге, жил в д. Шаблово Костромской обл. Один из ярких мастеров русского народного искусства. Его картины на темы сельского быта и фольклора связаны с центральной для Честнякова художественной идеей многолюдного и красочного «города всеобщего благоденствия», своего рода «крестьянского рая». Писал также сказки и стихи, издавая их с собственными рисунками.

 

ЧЕСТЬ, достоинство человека, его право уважать себя перед лицом Божиим и право быть уважаемым духовно зрячими людьми (И. А. Ильин) . В этом смысле в понятиях Святой Руси «честь превыше всего». «Честь ум рождает, а бесчестье отнимает», «За честь голова гинет», «Честь головою оберегают», «Честь тверда, в слове стойка». За честь можно принять и смерть, ибо «бесчестье хуже смерти».

О. П. 

 

ЧЕТИ (четвертные приказы), центральные государственные учреждения в России XVI—XVII вв. с финансовыми и административно-судебными функциями по отношению к определенным территориям страны. Наиболее крупными четями были Новгородская (Нижегородская), Владимирская, Галицкая, Костромская (Ярославская), Устюжская.

 

ЧЕТКИ, нить с нанизанными на нее кожаными пластинками или бусами из простых или драгоценных камней или кораллов, по которым считают поклоны или молитвы. Четки ведут происхождение из первых веков христианства и употребляются в Православной Церкви, где присвоены монашескому и епископскому сану; у старообрядцев применяют четки (лестовки).

 

ЧЕТЬИ-МИНЕИ, сборники житий святых, составленные по месяцам и дням года. В России Четьи-Минеи были составлены в XVI в. московским митр. Макарием . На основании Макарьевских Четий-Миней составлены Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского (XVIII в.), которые постоянно используются до сих пор.

 

ЧЕТЬИ-МИНЕИ ВЕЛИКИЕ (Макарьевские), полный свод всей древнерусской письменности, колоссальный памятник, воздвигнутый на грани между старой, разрозненной Русью и Русью новой, объединенной в Московское государство. Четьи-Минеи собраны митр. Макарием в 1520 —30-е. Четьи-Минеи объединили русскую литературу, разбросанную дотоле по областным углам, в монастырях и церквах. В области литературы митр. Макарий совершил то же самое, что в области церковной: канонизуя русских святых и собирая русскую литературу, он, помимо ближайших целей, достигал еще и целей общих, закрепляя идею государственного единения.

Свою работу собирания митр. Макарий совершил еще в Новгороде, на архиеп. кафедре, но потом дополнил ее в Москве. В ту пору Новгород был первым городом по богатству книжных и просветительских средств; но, передав свой труд Москве — 13 фолиантов, вклад в Успенский собор , он поставил и этот, ныне царственный, город в завидное положение — сделаться не только политическим, но и духовным центром, средоточием просвещения для всей Руси. Недаром в эти же годы в Москве возникает первая типография (1553).

Состав Четий-Миней: все книги новозаветные; значительная часть ветхозаветных; слова и беседы свв. Отцов Церкви; старинные сборники русского происхождения, как: патерики , «Пчела», книга «Измарагд», «Златая Цепь», книга Козьмы Индикоплова и др.; многочисленные жития святых; похвальные слова святым; сказания об открытии их мощей; слова учительные, торжественные на праздники; толкование церковных служб; назидательные повести; послания русских князей и духовных лиц и мн. др.

Сборник разделен на 12 больших книг, по числу 12 месяцев года; содержание каждой книги разбито по дням месяца. Таким образом, этот сборник для чтения на каждый день месяца. Отсюда и название сборника.

Е. Шмурло 

 

ЧЕХАРДА, русская игра: играющие перепрыгивают друг через друга, опираясь на плечи.

 

ЧЕХОВ, город в Московской обл., центр Чеховского р-на. Расположен на р. Лопасне (приток Оки). Население 60 тыс. чел.

Вырос из крупного торгового с. Лопасня (известно с XVIII в.), которое сложилось из д. Бадеево (известна с 1401, в XVI — XVIII вв. принадлежала Троице-Сергиевому монастырю), сел Зачатьевского (известно с XVII в.) и Садки (известно с XVII в.). С 1951 рабочий поселок. Город Чехов с 1954, переименован в честь А. П. Чехова (в 1892–99 жил в имении Мелихово, близ Лопасни).

 

ЧЕХОВ Антон Павлович (17/29.01.1860–2/15.07.1904), великий русский писатель. Дед писателя по отцу, крепостной из Воронежской губ., выкупил себя с семьей на волю. Отец Чехова, глубоко верующий человек, владел небольшой бакалейной лавкой, но впоследствии разорился. Дети должны были помогать отцу в торговле, а также петь в организованном им церковном хоре. В 1879 Чехов поступает в Московский университет , где получает диплом врача, однако главным делом его жизни еще во время учебы становится литература.

Жизнерадостный по природе, одаренный редкою наблюдательностью, отменным остроумием и чисто гоголевской способностью подмечать и схватывать смешные черточки в поступках и характерах людей, Чехов начал свою писательскую деятельность в сатирических журналах «Будильнике», «Осколках», «Стрекозе» и др. под псевдонимами Антоша Чехонте, Балдастов и Человек без селезенки. Уже в ранних рассказах («Письмо донского помещика», «Злоумышленник», «Орден» и «Хирургия») он обнаружил недюжинный талант и много тонкого юмора, охотно пользуясь шаржем как литературным приемом, к которому он прибегал и впоследствии, особенно в своих комедиях и одноактных водевилях, вроде «Медведя» и «Юбилея». Но даже в этот первый период, наряду с легкой карикатурой и добродушным смехом, в творчестве Чехова наметились иные, более серьезные мотивы, сближавшие его с преобладающими веяниями 1880–х.

В своих более зрелых произведениях (повести и рассказы: «Степь», «Палата № 6», «Дуэль», «Человек в футляре», «Моя жизнь», «Скучная история»; драмы «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад») Чехов дал ряд неподражаемых по силе художественной изобразительности и глубине психологического анализа, выпуклых и ярких картинок из быта средних классов: купцов, чиновников, актеров, врачей, учителей и пр.

С особой глубиной и объективностью Чехов раскрывал образ русской космополитизированной интеллигенции, погибающей от бездуховности, неврастении, безволия, сознания своей оторванности от национальной жизни. Чехов, как многие его современники, не разделял русское общество на «прогрессивную интеллигенцию» и народ, а рассматривал его как единое целое. «Все мы народ, — говорил Чехов, — и все лучшее, что мы совершаем, дело народное». Вместе с тем, как горожанин, Чехов плохо знал быт русской деревни. Описания жизни русских крестьян в его произведениях (особенно «Мужики», «В овраге») схематичны и недостоверны и являют самую слабую сторону его великого таланта.

Все творчество Чехова, хотя и в высшей степени объективное и чуждое какому-либо доктринерству, является последовательным и бескомпромиссным осуждением духовного мещанства, будь то в лице грубого мужика Лопахина, вырубающего вишневый сад, или под гримом ученой воблы в образе педанта-профессора Серебрякова, или в комической фигуре занимающегося добровольным сыском унтера Пришибеева.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!