СПАСО-СУМОРИН ТОТЕМСКИЙ мужской монастырь, 48 страница



В 1917–18 князь работал в Москве, пытаясь организовать спасение Царской семьи. Его ближайшим сподвижником в этом деле был протоиерей Иоанн Восторгов . С 1920 Ширинский-Шихматов находится в эмиграции, сначала в Берлине, затем в Париже, не прекращая активной борьбы против представителей иудейско-масонской идеологии, являясь одним из руководителей монархического движения, членом Высшего Монархического совета .

О. Платонов 

 

ШИШКИН Иван Иванович (13.01.1832–8.03.1898), русский художник-пейзажист. Происходил из елабужской купеческой семьи. В 1849 окончил Казанскую гимназию, в 1852–56 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1856–65 — в Петербургской Академии художеств . В течение 1862–65 как пансионер (стипендиат) Академии находился в заграничной командировке (в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе); один из учредителей Товарищества передвижных выставок. С 1873 профессор Петербургской Академии художеств, в 1894–95 — руководитель ее пейзажной мастерской.

Первые работы Шишкина — «Жатва» (н. 1850–х), автопортрет (1854), «Вид в окрестностях Петербурга»(1856), «Дубки под Сестрорецком» (1857). В 1858–59 были написаны этюды «Сосна на Валааме» и «Вид на острове Валаам. Местность Кукко», удостоенные соответственно серебряной и Большой золотой медали Академии.

Шишкин много путешествовал по России, изучая ее природу. Его «художественной стихией» был лес, преимущественно северный, с его елями, соснами, березами и дубами. Шишкиным написаны получившие широкую известность и прославившие его как крупнейшего пейзажиста картины: «Рубка леса» (1867), «Рожь» (1878), «Лесные дали» (1884), «Среди долины ровныя...» (1883), «Сосны, освещенные солнцем» (1886), «Дубовая роща» (1887), «Утро в сосновом лесу» (1889), «Корабельная роща» (1898), в которых созданы целостные образы русской природы, ее лесов и полей.

В. А. Федоров 

 

ШИШКОВ Александр Семенович (9.03.1754–9.04.1841), русский государственный и общественный деятель, филолог, писатель, адмирал, член Российской академии (с 1796). Окончил Морской кадетский корпус (1772). Занимался литературной деятельностью (гл. обр. переводами), составил трехъязычный Морской словарь. Составил и редактировал первый академический «Словарь русского языка». Участвовал в Русско-шведской войне 1788–90. В н. XIX в. проявил себя как идеолог русского патриотизма, изложив свое научно-политическое кредо в «Рассуждении о старом и новом слоге российского языка» (1803) и «Рассуждениях о любви к Отечеству» (1811) и объединив группу патриотов-литераторов и языковедов в «Беседу любителей русского слова» (1810). В апреле 1812 назначен вместо масона М. М. Сперанского государственным секретарем (до 1814). Во время Отечественной войны 1812 составлял патриотические приказы, рескрипты и обращения к русским людям. В 1813–41 — президент Российской Академии, которую сделал центром русской духовности и патриотизма. В своих литературных и филологических трудах тесно увязывал науку и русский патриотизм, считая их залогом успешного развития России. В 1824–28 — министр народного просвещения и главноуправляющий делами иностранных вероисповеданий, осуществлял идею сословного образования, воплощенную в «Уставе гимназий и училищ уездных и приходских» (1828). Член Верховного Суда над декабристами-масонами и инициатор издания Цензурного устава 1826, ограничившего возможности космополитических и масонских деятелей в ведении подрывной антирусской работы.

О. П. 

 

ШЛИССЕЛЬБУРГ , город в Ленинградской обл. Пристань на левом берегу р. Невы, у ее истоков из Ладожского озера. Население 12 тыс. чел.

Вырос в 1-й пол. XVIII в. из посада Шлиссельбургской крепости. В к. XVIII в. крупный портовый город на водном пути к С.-Петербургу. Архитектурные памятники XVIII—XIX вв.: Благовещенский собор, Никольская церковь, часовня Казанской Божией Матери, Гостиный двор.

 

ШМАКОВ Алексей Семенович (1852–1916), русский правовед, общественный деятель и публицист. Присяжный поверенный Московской судебной палаты. Автор многочисленных исследований и статей по еврейскому вопросу и масонству. Сотрудничал с Русским Собранием и Союзом Русского народа . Выступал одним из истцов по ритуальному убийству, совершенному Бейлисом в Киеве. Основные сочинения: «Еврейские речи» (1897), «Погром евреев в Киеве» (1908), «Международное тайное правительство» (1912).

Проведя всестороннюю юридическую экспертизу Сионских протоколов, сделал вывод, что они «являются неподражаемо верной передачей характерных особенностей иудейского духа, чем устраняется всякое сомнение в их подлинности».

Защищал русских людей от произвола еврейских революционеров, аферистов, купцов. Отстаивал интересы русских во время смуты 1905–07. Консультировал русских людей для организации отпора еврейским революционным бандгруппам. В 1906–07 подвергался покушениям на убийство.

О. Платонов 

 

ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич (21.09/3.10.1873–24.06.1950), русский писатель. Родился и вырос в Замоскворечье, в семье подрядчика по строительным работам. В доме сохранялись традиции православного благочестия, патриархальный уклад.

Стремление к литературному творчеству пробудилось у Шмелева еще во время обучения в московской гимназии. В 1895, совершая свадебное путешествие на Валаам, он заехал в Троице-Сергиеву лавру , чтобы получить благословение известного подвижника, иеромонаха Варнавы Гефсиманского , и старец предрек предстоящий ему «крест» страданий, прозрел и укрепил в нем писательский дар, сказав: «Превознесешься своим талантом».

В ранних рассказах и повестях Шмелева звучит тема мучительной, несправедливой и непросветленной жизни; автор сочувствует «маленьким» людям, которые хотят вырваться из пустоты и однообразия окружающего мира; наблюдает распад старого патриархального уклада, конфликт поколений отцов и детей. Повесть «Человек из ресторана» (1911) принесла автору громкий успех и поставила его в первые ряды писателей реалистической школы начала века.

Во время революции Шмелев уезжает с семьей в Алушту, где покупает дом с участком земли. Осенью 1920 Крым был занят красными частями. Единственный сын Шмелева, Сергей, как офицер царской армии арестован и без суда расстрелян. Ужасы массовой резни, устроенной большевиками в Крыму в 1920–21, привели Шмелева к тяжелой душевной депрессии. В ноябре 1922 он выезжает в Берлин, а с 1923 живет в Париже. Картина гибели всего живого в Крыму в период красного террора открывается в эпопее «Солнце мертвых» (1924), рисующей торжество зла, голод, бандитизм, постепенную утрату людьми человеческого облика. Рефреном проходит через книгу образ пустых небес и мертвого солнца: «Бога у меня нет. Синее небо пусто...» Эпопея Шмелева, с огромной художественной силой запечатлевшая трагедию русского народа, принесла автору европейскую известность.

Годы, проведенные Шмелевым в эмиграции, насыщены плодотворной творческой работой. Он публикуется во многих эмигрантских изданиях (около двадцати его книг на русском языке; в СССР все они были запрещены).

В книге «Лето Господне» (1927–44), обращаясь к годам детства, Шмелев запечатлел мировосприятие верующего ребенка, доверчиво принявшего в свое сердце Бога. Крестьянская и купеческая среда предстает как целостный, органичный мир, полный нравственного здоровья и внутренней культуры. Впервые в русской художественной литературе столь полно и глубоко воссоздан церковно-религиозный пласт народной жизни. В психологических переживаниях персонажей Шмелева открывается душевно-духовная жизнь православного христианина. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыт настолько ярко и талантливо, что книга стала подлинной энциклопедией русского Православия. Удивительный язык Шмелева органически связан со всем богатством и разнообразием живой народной речи, в нем отразилась сама душа России.

Живое соприкосновение с миром святости происходит и в книге «Богомолье» (1931), где в картинах паломничества в Троице-Сергиеву лавру предстают все сословия верующей России. Подвижническое служение «старца-утешителя» Варнавы Гефсиманского воссоздано Шмелевым с признательной любовью.

Роман «Няня из Москвы» (1934), написанный в излюбленной Шмелевым форме сказа (в которой писатель достиг непревзойденного мастерства), — это повествование бесхитростной русской женщины, попавшей в бурный водоворот событий истории XX в. и оказавшейся на чужбине. В страданиях, теряя подчас здоровье и богатство, герои романа обретают душу, приходят к Истине.

Поэтический очерк «Старый Валаам» вводит читателя в мир православного русского монастыря, рисует жизнь, погруженную в атмосферу святости. Образы Святой Руси наполняют очерк «Милость прп. Серафима» — о том, как Шмелев был спасен от смертельной болезни после горячей молитвы к св. Серафиму Саровскому , и повесть «Куликово поле» — о чудесном явлении в Советской России прп. Сергия Радонежского , ободряющего и укрепляющего оставшихся там христиан.

Тема реальности действия Божественного Промысла в земном мире получила воплощение в итоговом произведении писателя — романе «Пути небесные» (т. I — 1937; т. II — 1948). Книга посвящена таинственному пути соединения человека с Богом, спасению души. Роман стал уникальным явлением в русской литературе: в основе раскрытия судеб и характеров лежит святоотеческая культура, православное аскетическое мировоззрение. Его внутренним сюжетом является «духовная брань» героев со страстями, искушениями и нападениями злых сил. Молитвенный подвиг, упорная и жестокая борьба с грехом в себе и внешними соблазнами, скорбь от тяжких падений и духовная радость побед, благодатные озарения — эти моменты нашли многогранное воплощение на страницах последнего романа писателя.

Шмелева отличала особая любовь к атмосфере монастырской жизни. Совершая в 1936 поездку по Прибалтике, он останавливался в Псково-Печерском монастыре , дважды (в 1937 и 1938) посещал обитель прп. Иова Почаевского в Карпатах. Кончина писателя-подвижника глубоко символична: в день именин старца Варнавы, некогда благословившего его «на путь», Шмелев приезжает в расположенный неподалеку от Парижа русский монастырь Покрова Божией Матери и в тот же день тихо предает душу Богу.

А. М. Любомудров 

 

ШОЛОХОВ Михаил Александрович (24.05.1905–2.02.1984), русский писатель, создатель эпопеи «Тихий Дон». Его отец был иногородним станицы Вёшенской, мать — казачка, семья была достаточно состоятельная, чтобы дать единственному сыну гимназическое образование. Перед мировой войной Михаил Шолохов учился в Москве, в 1915—17 — в Богучаре, в годы Гражданской — в Вёшенской.

Ранняя биография писателя плохо известна, пестрит заведомо ложными слухами и пересудами, сама дата его рождения документально не подтверждена (некоторые исследователи доказывают, что он на два-три года старше). Например, много раз писалось о «встрече» молодого Шолохова с Нестором Махно, и при этом ссылались на самого писателя, хотя это чистейшая (и поздняя) выдумка. Бесспорно главное: он оказался в самом эпицентре кровавой гражданской междоусобицы, став ее внимательным очевидцем, свидетелем зверств еврейских комиссаров, проводивших на Дону пресловутое «расказачивание». Этот тяжкий, но бесценный жизненный опыт и позволил ему создать «Тихий Дон».

После окончания Гражданской Шолохов служит в низовых советских учреждениях. В конце весны 1923 Шолохов переезжает в Москву. Перебивается случайными заработками, деятельно занимается литературным творчеством. Вступил в только что организованную группу «Молодая гвардия», куда входили мелкие, но активные литераторы А. Безыменский, М. Голодный, М. Светлов и др. (русских писательских кружков в СССР в те годы практически не было). В газете «Юношеская правда» публикуются первые заметки Шолохова, а 12 — 14 января 1924 — его первый рассказ. Шолохов широко печатается, в том числе и в популярных журналах «Огонек», «Смена» и др. В 1926 выпускает два сборника прозы — «Донские рассказы» и «Лазоревая степь», отмеченные несомненным талантом.

В 1924 женится на дочери бывшего казачьего атамана Марии Петровне Громославской, с которой проживет всю жизнь, вырастив двоих сыновей и двух дочерей. Тогда же в 1924 поселяется с семьей в станице Вёшенской, где проживет до конца жизни (тут он и похоронен за оградой дома, ставшего после смерти М. П. Шолоховой музеем). В 1927 заканчивает первые две книги «Тихого Дона» и передает их в московский журнал «Октябрь» (редактор — известный писатель, уроженец Верхнего Дона А. С. Серафимович). Преодолевая сопротивление коллег-космополитов, Серафимович публикует роман и по выходе первой книги помещает хвалебную рецензию в «Правде» (19 апреля 1928). Высокое заступничество не оградило Шолохова от клеветы. Уже в следующем году появились домыслы о том, что писатель присвоил себе чужую рукопись. Шолохов продолжает работать над романом и публиковать отрывки из третьей книги. Он описывает восстание казаков против зловещего расказачивания. Публикация остановлена, автора обвиняют в «кулацком уклоне», в дело вмешивается шеф ОГПУ Г. Ягода. М. Горький и А. Фадеев не оказали поддержки молодому писателю. Ему случайно удается встретиться с И. Сталиным (в июне 1931 в особняке М. Горького). Сталин поддержал Шолохова, печатание романа возобновилось, причем с этой поры никакой редакторской правке роман не подвергался. Более того, в издании трех книг «Тихого Дона» в 1935 Шолохов сам выправил первоначальную редакцию и удалил слащавые места, воспевающие евреев-революционеров — Штокмана и Анну Погудко; в конце 1920–х он вынужден был это делать в соответствии с цензурно-политической конъюктурой.

В 1932 Шолохов публикует первую книгу «Поднятой целины», в которой, поддержав проведение сталинской коллективизации, не обошел и трагические обстоятельства событий. Тогда же Шолохов вступил в ВКП (б), стал секретарем вновь созданного Союза писателей, выезжал с делегациями за рубеж. Высокое общественное положение не оградило его от опасностей в годы «ежовщины», над ним нависла угроза ареста, многие его товарищи-земляки оказались репрессированы. Шолохов дважды встречался со Сталиным в 1937 и дважды — в 1938. Решающая их беседа состоялась 31 октября 1938 в присутствии В. Молотова, Л. Кагановича, Г. Маленкова, Н. Ежова, а также ростовских чекистов — Когана и др.: с тех пор органы НКВД оставили Шолохова в покое.

Третья книга «Тихого Дона» заканчивалась намерением Григория вступить в Красную Армию. Все ожидали от романа подобного «оптимистического» завершения. Однако заключительные главы четвертой книги потрясли неожиданным: Мелехов стал жертвой комиссарской власти и восстал против нее. И опять только заступничество Сталина спасло писателя.

В 1941 Шолохов получает за роман Сталинскую премию, оказавшись в числе первых ее лауреатов.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов — фронтовой корреспондент. В 1943–44 в «Правде» и «Красной Звезде» публикуют первые главы романа «Они сражались за Родину» (остался незаконченным, хотя Шолохов в разное время возвращался к нему). В 1960 выходит в свет второй том «Поднятой целины», художественно уступающий первому тому, с явно искусственным финалом.

В том же году Шолохов посещает с Н. Хрущевым США, но отказывается участвовать в качестве автора в прославлении «исторического визита» (позже принял Хрущева в Вёшенской). В 1965 получает Нобелевскую премию по литературе (отдает на строительство станичной школы).

Занимал твердую патриотическую линию, осудил антигосударственное поведение литераторов-диссидентов Синявского и Солженицына. 14 марта 1978 направил на имя Л. Брежнева записку, в которой предупреждал: «Особенно яростно, активно ведет атаку на русскую культуру мировой сионизм, как зарубежный, так и внутренний. Широко практикуется протаскивание через кино, телевидение и печать антирусских идей, порочащих нашу историю и культуру». Письмо это не возымело последствий, а Шолохов получил из ЦК отписку.

В последние годы жизни Шолохов не писал, воспоминаний не оставил, его архив и библиотека хранятся в музее в Вёшенской под опекой его родных.

С. Семанов 

 

ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич (12/25.09.1906–9.08.1975), русский композитор, внесший вклад в классику мировой музыкальной культуры XX в. Окончил Ленинградскую консерваторию. Концертировал как пианист. С 1937 преподавал композицию в Ленинградской, а в 1943–48 в Московской консерваториях.

В своих операх, балетах, симфониях, фортепианном трио, ряде струнных квартетов и др. сочинениях современными средствами инструментальной музыки воплотил сложный духовный мир художника XX в.

 

ШТОКОЛОВ Борис Тимофеевич (р. 19.03.1930), выдающийся русский певец (бас). В двенадцать лет ушел на фронт. По окончании школы соловецких юнг сражался на боевых эсминцах и крейсере. После войны, окончив спецшколу ВВС, стал летчиком-истребителем. По рекомендации маршала Г. К. Жукова был принят в Свердловскую консерваторию.

С 1959 — солист Ленинградского Академического театра им. Кирова (Мариинский театр). Народный артист СССР (1966), Лауреат Государственных премий. Спел практически весь басовый репертуар мировой классики.

 

ШУБИН Федот Иванович (17.05.1740–12.05.1805), скульптор. Родился в семье крестьянина-помора Ивана Шубина, занимавшегося резьбой по кости.

В 1759 Шубин переехал в Петербург. В 1761 был принят в Академию художеств . В 1766 за рельеф «Убиение Аскольда и Дира» Шубину была присуждена большая золотая медаль, дававшая право на заграничную поездку. В 1767–70 Шубин работал в Париже в мастерской прославленного скульптора Ж.-Б. Пигаля. В 1770–72 Шубин совершил поездку в Италию, где изучал памятники античности и Возрождения; был избран членом Болонской Академии художеств.

Главное место в творчестве Шубина занимают скульптурные портреты. В виртуозном овладении мрамором и в проникновении во внутренний мир портретируемых ему не было равных. Классическая ясность и достоверность присущи уже ранним работам, несущим отпечаток римского портрета («И. И. Шувалов», «Ф. Н. Голицын», оба 1771). В портретах, созданных Шубиным по возвращении в Россию, виден аналитический подход к натуре, характер которой раскрывается в психологическом преломлении, создавая в каждом скульптурном портрете неповторимый образ. Любимым материалом Шубина был мрамор, в его обработке скульптор достиг совершенства.

Одно из самых замечательных произведений Шубина — бюст А. М. Голицына (1775). Шубиным была создана портретная галерея современников — Екатерина I, Павел I , Орловы, Шуваловы, Зубовы, Чернышевы, Г. А. Потемкин , А. А. Безбородко, П. В. Завадовский и др. Скульптурный портрет М. В. Ломоносова (1792) считают наиболее достоверным изображением ученого. Шубин создал статуи и рельефы для Мраморного дворца (1775–82) и Троицкого собора Александро-Невской лавры (1786–89), выполнил для Чесменского дворца 68 медальонов с изображениями русских князей и царей (1774–75), а для Таврического дворца — статую «Екатерина II — законодательница» (1789–90).

Л. Н. Вдовина 

 

ШУВАЛОВ Иван Иванович (1.11.1727–14.11.1797), государственный деятель. После возвышения его двоюродного брата П. И. Шувалова со вступлением на престол Елизаветы Петровны был взят пажом ко двору (1742). В 1749 был пожалован в камер-юнкеры, а в 1751 утвердился как приближенный Елизаветы Петровны.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!