СПАСО-СУМОРИН ТОТЕМСКИЙ мужской монастырь, 40 страница



Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

Посередине храма, вверху на потолке, висит паникадило , т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

Прот. С. Слободской, Н. Ш. 

 

ХРАМОВЫЕ ПРАЗДНИКИ (престольные, съезжие, гулевые ), отмечаются в день святого или священного события, в память которого был освящен престол местной церкви. Они относятся к конкретной дате и охватывают всех прихожан, но в то же время были отмечены «гостеванием» родственников в семьях.

Ко дню храмового праздника стремились обновить, освежить украшения самого храма. Женщины заканчивали вышивку полотенец, мужчины — художественные поделки из дерева. Готовились не только внешне: многие накануне приходили в церковь исповедаться, чтобы во время литургии престольного дня принять причастие. Старики рассказывали детям житие святого. Прихожане из дальних деревень заранее приглашали причт для молебна в доме. Молодежь переписывала молитву святому, взяв ее из книги священника или у тех, кто ее уже имел.

В самый день праздника прихожане старались непременно быть на службе, в том числе на предшествовавшем обычно литургии молебне с водосвятием; запасались святой водою. После литургии все, кто мог (включая стариков и детей), участвовали в крестном ходе вокруг храма, а в некоторых случаях в этот день бывал и дальний крестный ход с иконой праздника.

Главным в народном восприятии храмового (престольного) праздника была его особенная святость, тесно связанная с данным селением, приходом, конкретной местностью. Но угощение и развлечения тоже составляли непременную часть и входили в воспоминания тех, кто расстался с родными местами.

«Очень веселились крестьяне во время храмовых праздников», — заключил В. И. Семевский , обобщая описания различных уездов и губерний 2-й пол. XVIII — первых лет XIX в. Принимали гостей, приезжавших из окрестных деревень, «для чего в некоторых местах стол оставался накрытым целый день».

В описании Тульской губ. н. XIX в. подчеркивается, что на храмовый праздник «дом каждого отверст каждому приходящему, и стол накрыт во весь день. Всякий посетитель угощается, даже незнакомый». Для угощенья заранее запасали мясо, а если дата приходилась на пост — рыбу и др. снедь. Из двора во двор ходили толпами с пением. Празднование продолжалось обычно три дня.

Храмовые праздники не имели такой особенной окраски, присущей именно данным дням, как некоторые календарные, за исключением тех случаев, когда они совпадали с последними (съезжим праздником для данного селения могли быть, например, Рождество или Троица) . Но народная праздничная культура была представлена здесь обычными постоянными элементами. Прежде всего разнообразными жанрами фольклора. На «гостевых» встречах рассказывали былички, сказки, сообщали приметы. В источниках упоминаются пение и пляска как непременная принадлежность храмового праздника. Звучали музыкальные инструменты: гудок (скрипка с тремя струнами), балалайка, гусли, свирель, дудка, рог (деревянная выгнутая труба с шестью ладами), жалейки.

Таким же обычным был этикет приема гостей на храмовые праздники. Хозяин читал молитву перед обедом, потчевал каждого гостя. Хозяйка, подавая что-либо на стол или поднося напиток, каждый раз низко кланялась. Встречая гостей, целовалась с каждым; провожала уходящих до ворот.

Во время храмовых праздников шло активное общение крестьян среднего и старшего возраста из разных селений. Каждая крестьянская семья принимала своих гостей — родственников, свойственников и знакомых. Кроме того, гости вместе с хозяевами, по обычаю, переходили из избы в избу. В силу этого храмовый праздник носил общинный характер, если и не сопровождался кануном — братниной или общественным молебном.

В Карачевском у. Орловской губ. к престольному дню готовились заранее. За несколько дней священник с причтом начинали ходить по приходу — служить молебны по домам перед образом святого, которому посвящалось празднество. В каждом дворе им вручали ковригу хлеба и 5—15 копеек. Накануне женщины делали уборку и готовили праздничную пищу, а мужчины запасали корм для лошадей приезжих гостей, рубили дрова. В день праздника «чуть светает» мужчины отправлялись в церковь, где уже отзвонили к утрене.

У церкви к празднику строили базар, но заходить на него, идя к службе, не полагалось. На утрене в престольный праздник набиралось много народа — «негде стать», приходили по 2—3 человека от каждого двора. Некоторые из жителей самого села, в котором стояла церковь, приглашали священника служить у себя молебен в этот день — до обедни причт ходил по избам. После утрени большинство шло на базар. Там мужчины покупали лакомства для гостей, а засватанные парни — гостинцы невестам: «целые узлы» калачей, пряников, орехов, конфет, подсолнухов. Женщины и молодежь просто бродили по базару.

Именно в это время, в ожидании обедни, собирались группками недалеко от церкви «сердовые» крестьяне, то есть мужики средних лет. Они беседовали, покуривая. Здесь можно было встретиться в этот день с жителями соседних деревень и обменяться новостями. С благовестом к обедне разговоры прекращались. Каждый мужчина должен был снять шапку и, перекрестясь, идти в церковь. К половине обедни часть народа начинала выходить из церкви; это были обычно женщины, спешившие домой к приему гостей, и парни.

После завершения обедни наступало самое большое оживление базара. Одновременно молодежь заводила хоровод, а «сердовые» поздравляли друг друга с праздником и приглашали приезжих в гости. Обычно хозяин возвращался из церкви с гостем, а дома его уже ждали человек 10—12 «званых» во главе с нарядной хозяйкой. Вновь прибывший гость «молился на образа», затем здоровался за руку с хозяйкой, домочадцами и гостями. Хозяин всех рассаживал, и начиналось угощенье.

Беседа шла в основном после обеда, когда гости вставали из-за стола и, получив настойчивое приглашение хозяев остаться к чаю, располагались группами у дверей на улице или сидели в избе. Разговор продолжался и за чаем, после которого вся компания по приглашению одного из присутствовавших отправлялась в другой дом, затем в третий. Постепенно толпы гостей, ходивших по селению, редели. Обычно на следующее утро гости из соседних деревень разъезжались по домам, захватив с собой родственников и знакомых из села, то есть на второй день храмового праздника угощали у себя тех, у кого гостили накануне.

Подобная картина встреч крестьян среднего и старшего поколения с гостями из других деревень во время престольных праздников описана другим информатором из Орловской же губ., отразившим обычаи Орловского и Карчаевского уу., корреспондентами из Козельского у. Калужской губ., Псковской губ. и мн. др.

Н. А. Миненко, исследовавшая досуг русских крестьян Западной Сибири в XVIII — 1-й пол. XIX в., отмечает: «Гостьба по праздникам — в период с октября по начало марта (да и в другое время года) — была важнейшим развлечением для всех деревенских жителей, в особенности для людей среднего и старшего возраста. «Большие» праздники в пределах волости праздновались по очереди во всех деревнях: в «очередную» деревню «на веселие» съезжалась масса окрестного люда (отсюда название — съезжий праздник)». Здесь тоже молодежь отделялась от старших, и последние в своем кругу вели беседы и развлекались песнями и плясками. Темы бесед с пришедшими гостями могли быть самые разнообразные — от слухов о новых повинностях до способа лечения лошадей. Недаром алтайский крестьянин П. Школдин назвал съезжий праздник «общественным форумом». Такой же непременной принадлежностью храмового праздника были съезды гостей из соседних деревень и переезды от одного крестьянина к другому в течение трех дней и в Восточной Сибири.

М. М. Громыко 

 

ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ХРАМ в Москве, поставлен как памятник благодарения Богу за победу русского народа над французскими завоевателями в Отечественной войне 1812 .

Построен в 1837–83 по проекту архитектора К. А. Тона. Крестообразный в плане, с большим центральным куполом, опирающимся на 4 огромных столпа, и колокольнями-куполами по углам, храм поражал своей мощью, богатством внешнего и внутреннего оформления, символизируя собой величие русской православной государственности. В оформлении храма участвовали лучшие русские художники и скульпторы В. И. Суриков, В. В. Верещагин, Ф. А. Бруни, К. Е. Маковский, Ф. П. Толстой , П. К. Клодт, А. В. Логановский, Н. А. Рамазанов и др.

На южной стене храма в средней большой арке находилось изображение Пресвятой Богородицы Смоленской : именно этот чудотворный образ постоянно пребывал при войсках, накануне Бородинского сражения его носили перед рядами солдат.

В четырех малых арках: св. Роман Рязанский — в память сражения при Клясицах 19 июля 1812; св. апостол Фома — в память сражения при Полоцке и Тарутине 6 октября; Иоанн Креститель — в память о Малоярославце 12 октября и св. Иоанн, архиепископ Новгородский — в память боя при Красном 5 ноября. Под аркой больших врат — группа «Явление Архангела Иисусу Навину», на углах: справа — Авраам возвращается после победы над царями, его встречает Мельхиседек; слева — Давид, встречаемый с триумфом после победы над Голиафом.

На обращенной к улице Пречистенке северной стороне храма, над аркой больших врат — Пресвятая Богородица Иверская . В четырех малых арках — сщмч. Лавр (сражение при Кульме 18 августа 1813), сщмч. Сергий (взятие Лейпцига 7 октября 1813), св. Георгий Двоеслов (поход на Париж 12 марта 1814), сщмч. Хрисанф (взятие Парижа 19 марта). При арке малых врат — сщмч. Владимир и св. блгв. кн. Ольга . При оконной арке справа — св. ап. Андрей Первозванный . Слева — св. кн. Даниил Московский , сын Александра Невского , родоначальник князей московских, и св. Савва Сторожевский . Последние два рельефа — работы Рамазанова. По углам — сцены из русской истории, напоминающие 1812: прп. Сергий Радонежский благословляет кн. Дмитрия Донского на брань с татарами и дает ему могучих иноков Пересвета и Ослябю ; прп. Дионисий благословляет Минина и Пожарского на освобождение Москвы от поляков.

Очень важную составную часть внутреннего убранства храма составлял элемент военно-исторический, в православных храмах почти неизвестный. По обычаю древнехристианских церквей, вокруг внутреннего храмового пространства был предусмотрен коридор шириной более четырех метров. Стены коридора образовывали 177 мраморных плит с памятными надписями об Отечественной войне 1812 и озаграничных походах русских войск 1813—14. На плитах изложено в хронологическом порядке описание сражений. Сделано это в каждом случае единообразным способом: время и место, главноначальствующие лица, подробный перечень войск, принимавших участие в деле, имена убитых и раненых офицеров, общее число выбывших из строя нижних чинов, имена отличившихся, то есть получивших награды (только высшие награды и без обозначения оных), и отдельно — имена лиц, награжденных орденом св. Георгия. Имена отличившихся и георгиевских кавалеров приводились независимо от чина.

В августе 1917 в храме Христа Спасителя открылся Всероссийский Поместный церковный Собор, на котором состоялось избрание Патриарха Тихона .

В 1931 храм Христа Спасителя был разрушен еврейскими большевиками. Взрывом русской святыни руководил лично Л. Каганович. Разрушение осуществляли по особому ритуалу, с тем чтобы на месте храма построить, как говорилось среди русских людей, «темпль сатаны Ульянова-Ленина». «Темпль» еврейским большевикам построить не удалось. Много лет на этом месте находился бассейн.

По воле Божией храм Христа Спасителя восстановлен в 1990–е.

 

ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКИЙ женский монастырь, Тверская еп., в Твери. Время основания неизвестно. В н. XVI в. был разорен литовцами и стал благоустрояться в к. XVII в. Здесь находились чудотворные иконы Божией Матери: Тихвинская и празднуемая 15 сентября Новоникитская . Эта последняя св. икона есть список с иконы, чудесно обретенной у себя на груди жившим в IV в. сщмч. Никитою.

С. В. Булгаков 

 

ХРУЛЁВ Степан Александрович (1807–22.05.1870), герой Севастопольской обороны 1854–55 , генерал-лейтенант (с 1853). На военной службе с 1826, участвовал в подавлении Польского восстания 1830–31 и Венгерской революции 1849. Во время похода в составе отряда ген. В. А. Перовского против Кокандского ханства (весна 1853) Хрулёв руководил штурмом крепости Ак-Мечеть. Во время Крымской войны (1853–56) в к. 1853 Хрулёв участвовал в боях на Нижнем Дунае около Силистрии и Журжи. С марта 1855 руководил юго-восточной частью обороны Севастополя, лично ходил в атаки против осаждавших крепость англо-французских войск. Мужество, находчивость и полководческая опытность снискали Хрулёву большую популярность в войсках и у населения Севастополя. 27 августа 1855 Хрулёв был тяжело ранен на Малаховом кургане. С 1861 Хрулёв командовал корпусом, с 1862 в отставке.

В. А. Федоров 

 

ХУСТ, город в Закарпатье, при впадении р. Рика в Тиссу. Известен как укрепленный пункт Киевской Руси . В 1281–1321 в составе Галицко-Волынского княжества . Захвачен Венгерским королевством, затем (с 1526) Трансильванским княжеством и Австрией. В 1919–38 оккупирован Чехословакией, а в 1938–44 — Венгрией. Возвращен России в 1945. Сохранились руины замка (XIV в.; перестраивался в XVI — XVII вв.).

 

ХУТЫНСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ВАРЛААМОВ мужской монастырь, Новгородская еп., в десяти верстах от Новгорода, на берегу р. Волхова. Основан в 1192 прп. Варлаамом Хутынским в местности, называемой Хутынь (по преданию, худое место, обитаемое нечистою силою). Нетленные мощи преподобного почивали под спудом в арке между соборным Преображенским храмом (построенным в 1515) и Покровским приделом в серебряной раке, устроенной в 1853. Подле раки висели тяжелые вериги преподобного, вроде монашеского параманда из железных звеньев, с большими крестами спереди и сзади. Вериги эти обыкновенно возлагались на богомольцев, приложившихся к раке преподобного. В монастыре находились также три иконы прп. Варлаама в басменном окладе, писанные в XVI в. В библиотеке среди других древностей хранилась подлинная вкладная прп. Варлаама, писанная на пергаменте. В ризнице монастыря сохранились вещи прп. Варлаама: осьмиконечный крест, фелонь, подризник, епитрахиль, поручи и власяница. Кроме того, здесь же находились: дверь иконостаса, опаленная чудесным пламенем из гроба преподобного, который хотели вскрыть по повелению вел. кн. Иоанна Васильевича III , и жезл вел. князя с разноцветным хрустальным набалдашником, с которым он, пораженный ужасом, бросился вон из храма, ударяя им в землю. В первую пятницу Петрова поста совершался из Софийского Новгородского собора в монастырь крестный ход, который вел свое начало со времен самого прп. Варлаама. В монастыре погребен поэт Г. Р. Державин .

С. В. Булгаков 

 

Ц

 

Ц , буква цы , це ; согласная, двадцать четвертая буква русского алфавита. В церковном счислении означает девятьсот.

 

ЦАРЕВОКОКШАЙСК (с 1927 Йошкар-Ола). Население 230 тыс. чел.

Основан как крепость Кокшажск в 1584 по указу царя Федора Иоанновича после присоединения марийских земель к Русскому государству; позднее — Кокшацкий городок. С 1781 уездный город Казанского наместничества.

 

ЦАРЕВОКОКШАЙСКАЯ (Мироносицкая), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась 1 мая 1647 близ селения Большие Кузнецы в 15 верстах от г. Царевококшайска Казанской еп. земледельцу Иванову, отчего так и названа. Икона вырезана на аспидном камне и обложена серебром и золотом. Богоматерь изображена на ней с женами-мироносицами , почему и называется еще и «Мироносицкою». Иванов помолился и взял икону в дом свой. От нее стали совершаться многие чудеса. Тогда вскоре увезли ее в Москву, где она встречена была царем Алексеем Михайловичем ипатриархом Иосифом. Отпуская обратно св. икону, царь приказал устроить на месте явления монастырь.

Празднуется 1/14 мая.

Прот. И. Бухарев 

 

ЦАРЕГРАДСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 1701. Список с нее находился в Москве, в Успенской церкви на Малой Дмитровке.

Празднуется 25 апреля/8 мая.

Другой список этой иконы сохранялся в Спасо-Елеазаровом Великопустынском монастыре недалеко от Пскова.

Празднуется 17/30 сентября.

Прот. И. Бухарев 

 

ЦАРИЦЫН (Сталинград, 1925–61, Волгоград — с 1961), центр Волгоградской обл., город-герой. Расположен на изгибе нижнего течения Волги, тянется на 100 км по ее правому берегу. От города начинается Волго-Донской судоходный канал. Население 1003 тыс. чел.

Поселение известно с 1555; впервые упоминается в исторических материалах как Царицын в 1589. Свое название город получил от речки Царица, впадающей в Волгу.

Русское поселение с деревянной крепостью первоначально возникло на острове Царицын и служило для обороны волжского пути на стыке («переволоки») Волги и Дона от степных кочевников и разбойничьих шаек. В н. XVII в. Царицын сгорел; вновь построен в 1615 на правом берегу Волги. В 1606 при Лжедмитрии I городом завладели волжские казаки. В 1667–72 царицынский гарнизон принял сторону Степана Разина. В 1722 и 1723 город посетил Петр I и подарил его своей супруге Екатерине I. В 1731 в связи с учреждением волжского казачества Царицын был укреплен и стал центром военной линии от Волги к Дону. В 1708 Царицын приписан к Казанской губ., в 1719 — к Астраханской, с 1773 в Саратовском наместничестве. С 1780 уездный город Саратовского наместничества (затем губернии). Во время Великой Отечественной войны на подступах к городу и в самом городе проходила одна из важнейших битв Второй мировой войны — Сталинградская , ставшая ее переломным этапом. Город был почти полностью разрушен в 1942–43, в послевоенные годы выстроен заново.

 

ЦАРИЦЫНО (до 1775 Богородицкое, Черная Грязь), бывшая вотчина, позднее дворцовая усадьба, ныне вошедшая в состав Москвы; памятник архитектуры XVIII в. Впервые упоминается в документах к. XVI в., когда с. Богородицкое принадлежало царице Ирине, сестре Бориса Годунова . В 1605 отошла к дворцовому ведомству, откуда выкуплена Стрешневыми и позднее перешла по наследству к Голицыным. В 1689 после ссылки В. В. Голицына перешла в дворцовое ведомство и в 1712 была под названием Черная Грязь подарена Петром I Д. К. Кантемиру, при котором началось строительство усадьбы (дом, церковь, регулярный сад, система прудов). В 1775 Екатерина II выкупила усадьбу и переименовала ее в Царицыно. С 1776 в Царицыно началось строительство дворцового комплекса под руководством В. И. Баженова . К 1785 был возведен дворец, оперный дом, кавалерские корпуса, фигурные мосты и ворота, галерея с аркой. Здания были построены в классическом, в своей основе, стиле, обогащенном изобретательно переработанными формами древнерусского зодчества и готики, с характерным сочетанием красного кирпича с белыми деталями. Царицыно должно было стать памятником победы над Турцией в 1774. Но дворец не понравился Екатерине и по ее приказу был разрушен в 1786, а строительство поручено М. Ф. Казакову . Им был разбит парк (1788), являющийся произведением садового искусства, сооружены живописные руины и др. постройки. После смерти Екатерины II (1796) строительство было приостановлено. В н. XIX в. были построены павильоны «Миловида», «Нерастанкино», «Храм Цереры». Реставрационные работы возобновились уже в наше время.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!