НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ. 9 страница



 

ОСТАШКОВ , город в Тверской обл., центр Осташковского р-на. Расположен на Валдайской возвышенности, на п-ове в южной части оз. Селигер. Население 23,5 тыс. чел.

С 1434 известны Осташковские деревни, на месте которых позднее возникли слободы Осташковская и Тимофеевская. Вокруг слобод в 1587 сооружена крепость, названная Осташковским городком. Город Осташков с 1770. С к. XVIII в. в городе развиваются кожевенные промыслы.

Архитектурные памятники: Воскресенский собор (1689), Троицкий собор (1697), т. н. Дом Ратуши (1720), комплексы Осташковского Знаменского монастыря (осн. в 1673) с Вознесенским собором (1730–48) и Осташковского Житенного монастыря (осн. в 1716) со Смоленским собором (1737–43).

 

ОСТАШКОВСКИЙ ЖИТЕННЫЙ СМОЛЕНСКИЙ мужской монастырь , Тверская еп., близ Осташкова, на острове Житном (оз. Селигер), который соединен с городом насыпью. Основан в 1716. Здесь находилась чудотворная Смоленская икона Божией Матери.

 

ОСТАШКОВСКИЙ ЗНАМЕНСКИЙ женский монастырь , Тверская еп., в Осташкове. Основан в 1673. Здесь находились чудотворные иконы: Нерукотворного образа Спасителя, Тихвинская и Знамения Божией Матери.

 

ОСТЁР , город в Малороссии (Черниговская обл.) при впадении в Десну р. Остёр. 8,4 тыс. жит. Известен с 1098 как крепость «Городец на Востре» Переяславского княжества, созданная для защиты Киевской Руси от половцев. В 1240 разрушена войском Батыя. В XIV в. выросло новое селение под современным названием. С XIV в. захвачен Литвой, с 1569 — Польшей, с 1654 возвращен России. Краеведческий музей. Сохранились: городище летописного города Городец , Михайловская церковь (Михайловская, или Юрьева, божница, 1098, сохранилась лишь вост. часть).

 

ОСТРОВ , город в Псковской обл., центр Островского р-на. Расположен на берегах р. Великой. Население 30 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1342 как каменная крепость на южной границе Псковской земли. В 1501 захвачен немецкими рыцарями Ливонского ордена. В 1510 присоединен к Московскому государству. В период Ливонской войны Остров был опорной базой русских войск. В 1581 взят войсками польского короля Стефана Батория, в 1582 по Запольскому миру возвращен России. Город с 1777. С к. XVIII в. важный центр торговли льном.

 

ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (31.03.1823–2.06.1886), выдающийся русский писатель-драматург. Сын судейского чиновника.

По окончании 1–й Московской гимназии (1840) Островский поступил на юридический факультет Московского университета , но за год до его окончания вынужден был из-за конфликта с педагогами оставить учебу и определиться «канцелярским служителем» — сперва в Московский Совестный суд (1843), а через два года — в Московский Коммерческий суд.

С молодости Островский испытывал страстное увлечение театром, был близко знаком с артистами Малого театра: П. С. Мочаловым, М. С. Щепкиным, П. М. Садовским . В 1851 он оставил службу и всецело посвятил себя литературно-театральной деятельности. Работа в московских судах, изучение купеческих исков, которыми часто занимался отец Островского, снабдили будущего драматурга богатым жизненным материалом, связанным с бытом и нравами российского купечества , и позволили ему впоследствии создавать произведения, в которых художественная яркость характеров тесно переплетается с их реалистичностью.

9 января 1847 в газете «Московский листок» была опубликована сцена из комедии Островского «Неосторожный должник», названной позже «Свои люди — сочтемся». В том же году была написана комедия «Картина семейного счастья». Эти произведения, созданные в духе «натуральной школы» Н. В. Гоголя , принесли автору первую известность. Следующими драматургическими опытами Островского, закрепившими первые успехи, стали пьесы 1851–54: «Бедная невеста», «Не в свои сани не садись», «Бедность — не порок», «Не так живи, как хочется», герои которых — люди из незажиточной среды — выступают как носители правды и человечности.

В 1856–59 опубликовал остросатирические пьесы: «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница» и вызвавшую широкий общественный резонанс драму «Гроза», за которую в 1859 Островский был удостоен Уваровской премии.

В 1860–х Островским были созданы социально-бытовые комедии и драмы — «Грех да беда на кого не живет», «Шутники», «На бойком месте», «Пучина», а также ряд пьес на исторические сюжеты: об эпохе Ивана Грозного («Василиса Мелентьевна») и о Смутном времени («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино»). В 1870–Х-80–Х появились широко известные пьесы: «Волки и овцы», «Лес», «Красавец-мужчина», «На всякого мудреца довольно простоты» — из жизни провинциального дворянства; «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» — о быте актеров; «Снегурочка» — воплощение сказочно-фольклорных мотивов; «Бесприданница» — своеобразная вершина творчества Островского, выделяющаяся в ряду других произведений своим глубоким социально-психологическим раскрытием образов.

Всего перу Островского принадлежит 47 литературно-драматических работ, а также еще 7 пьес, написанных в сотрудничестве с другими авторами. Пьесы Островского занимали ведущее место в репертуаре Московского Малого театра , с которым писатель был тесно связан: неоднократно выступал в качестве постановщика собственных пьес, был творческим наставником многих замечательных актеров этого театра. По мотивам произведений Островского был создан ряд опер, среди которых наиболее известны «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова , «Воевода» П. И. Чайковского , «Вражья сила» А. Н. Серова.

В. А. Федоров 

 

ОСТРОВСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ОЯТСКИЙ мужской монастырь , С.-Петербургская еп., на берегу р. Ояти. Существовал до 1448. Здесь покоились благочестивые родители прп. Александра Свирепого — Стефан и Васса, в иночестве Сергий и Варвара. На месте родины прп. Александра, в бывшем селении Мандеры, на правом берегу Ояти, недалеко от монастыря была устроена деревянная часовня.

С. В. Булгаков 

 

ОСТРОВОЕЗЕРСКИЙ ТРОИЦКИЙ мужской монастырь, Нижегородская еп., в окрестностях г. Горбатова, при с. Ворсме, среди озера на острове. Начало монастырю было положено во 2–й пол. XVI в. подвизавшимся здесь схимником Макарием (который и погребен в этой обители) при содействии кн. Бориса Черкасского. В 1662 монастырь возобновлен кн. Яковом Черкасским. В монастыре находилась Казанская икона Божией Матери — дар кн. Бориса Черкасского.

С. В. Булгаков 

 

ОСТРОГ , город в Малороссии (Ровенская обл.) на р. Вилии. 13 тыс. жит. Известен с 1100. Во 2–й пол. XII в. входил в состав Владимиро-Волынского княжества, в XIII — 1–й пол. XIV вв. — Галицко-Волынского; во 2–й пол XIV в. захвачен Литвой; с 1386 до н. XVII в. принадлежал кнн. Острожским.

В 1576 кн. К. Острожский основал Греко-славяно-латинскую академию. В 1576–82 в Остроге жил первопечатник Иван Федоров , который в 1578 основал здесь типографию (напечатаны Букварь, 1578, Новый Завет, 1589, Библия, 1581, и др.). В 1793 вошел в состав России, в 1920–39 захвачен Польшей. В 1939 возвращен России. Музеи: историко-краеведческий, художественный, истории книги и книгопечатания, мемориальный музей генерала армии А. И. Антонова. В 1981 Острог объявлен Гос. историко-культурным заповедником. Сохранились: замок Острожских на Замковой горе (XIV—XVI вв.), Богоявленская церковь (XV в.), башни — Мурована (Каменная, XIV—XVI вв.) и Круглая (Новая, XVI в.). Близ замка — фрагменты городских укреплений (остатки Татарской и Луцкая надвратная башни, обе — XVI в.).

На окраине Острога, в с. Межирич, — Свято-Троицкий Межиричский мужской монастырь-крепость (XV—XVI вв.); Троицкая церковь (XV в.) и корпуса-кельи с двумя круглыми башнями на торцах.

 

ОСТРОГОЖСК , город в Воронежской обл., центр Острогожского р-на. Расположен на Среднерусской возвышенности, на р. Тихая Сосна. Население 36,7 тыс. чел.

Возник в 1–й четв. XVII в. по указанию царя Алексея Михайловича . В 1652 (считается годом основания города) на Острогожском городище был построен острог в системе Белгородской засечной черты на южной границе Русского государства.

Город в просторечии назывался Рыбным, т. к. здесь был главный склад рыбы, вывозимой во внутренние губернии с Дона.

 

ОСТРОГРАДСКИЙ Михаил Васильевич (12.09.1801–20.12.1861), математик и механик. Сформулировал общий вариационный принцип для неконсервативных систем. Труды по математическому анализу, математической физике, аналитической и небесной механике, гидромеханике, теории упругости, баллистике.

 

ОСТРОМИР , государственный деятель и полководец Древней Руси сер. XI в. Новгородский посадник. Остромир был «близоком» (свойственником) Изяслава Ярославича и фактически его соправителем, управляя значительной частью Киевского государства — Новгородской землей. В Софийской первой летописи под 1054 есть запись о «посажении» его кн. Изяславом в Новгороде и о гибели в войне с чудью. Однако еще Н. М. Карамзин обратил внимание, что, по свидетельству Послесловия к Евангелию, заказанному Остромиром (см.: «Остромирово Евангелие»), в 1057 он был жив.

 

«ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ» , древнейшая датированная древнерусская книга, написанная в 1056–57 по заказу новгородского посадника Остромира дьяконом Григорием. «Остромирово Евангелие» — великолепный образец искусства книги Киевской Руси: в нем три больших изображения евангелистов, красочные с золотом заставки, множество разрисованных заглавных букв — «инициалов», в оформлении которых, возможно, отразились древние, языческие верования славян. «Остромирово Евангелие» хранилось, очевидно, в новгородском Софийском соборе , затем оказалось в Москве в одной из кремлевских церквей. В 1720, согласно указу Петра I о собирании и списывании «исторических рукописных книг», «Остромирово Евангелие» было отправлено в Петербург; в 1805 оно было совершенно случайно найдено в гардеробе Екатерины II и в 1806 было передано в Публичную библиотеку (совр. Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина), где хранится до сих пор.

 

ОСУЖДЕНИЕ , моральное порицание, хула, опорочивание. В сознании человека Святой Руси чаще всего воспринимается отрицательно, как грех , согласно слову Божию: «Не судите да не судимы будете».

В «Изборнике 1076 г.» говорится: «Вглядимся в себя, не осуждая других, ведь много и в нас такого, за что осуждаем иных». Тому же учит и св. Дмитрий Ростовский: «Не суди другого за грех, но избавь себя самого от греха осуждения».

Русские пословицы: «Не осуждай и не осужден будешь. Глупый осудит, а умный рассудит. Сперва рассуди, а там осуди. Не суди других, не осудишься от них».

Когда мы бываем недовольны собой, то осуждаем не самих себя, не свою душу, а свои поступки; точно так же надо относиться и к другим людям: осуждать их поступки, а не их самих, не их душу.

О. Платонов 

 

ОТЕНСКИЙ ПОКРОВСКИЙ мужской монастырь , Новгородская еп., в Крестецком у., в окрестностях Новгорода.

Существовал в н. XV в.; упоминается в 1420; возобновлен в 1462 архиеп. Новгородским Ионою . Здесь находилась местночтимая Тихвинская икона Богоматери и почивали мощи архиеп. Ионы.

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 , противостояние русского народа агрессии Франции и ее союзников — Австрии и Пруссии. Император Франции Наполеон Бонапарт вынашивал планы мирового господства, в которых главное место занимало завоевание России, расчленение ее территории, отторжение от нее некоторых земель и создание на оставшейся части марионеточного режима, возглавляемого одним из родственников императора. Своим союзникам по агрессии Наполеон обещал значительные территориальные приобретения: Австрии — часть Малороссии, Пруссии — часть Белоруссии и русской Прибалтики.

Из 640 тыс. солдат, вторгнувшихся 12 июня 1812 на территорию России, около половины составляли немцы, австрийцы, итальянцы, испанцы, поляки, швейцарцы, хорваты, португальцы. Подобно гитлеровскому, вторжение было осуществлено внезапно, без объявления войны. Бонапарт рассчитывал, используя внезапность нападения и перевес своих сил (три к одному в пользу оккупантов), разгромить русские войска в приграничных сражениях и вынудить Александра I заключить позорный мир. Определенный расчет у Бонапарта был и на «пятую колонну» внутри России — членов масонских лож, значительная часть которых была связана масонской дисциплиной с французскими вольными каменщиками. Как писал генерал-губернатор Москвы граф Ф. В. Ростопчин: «Я уверен, что Наполеон покровительствует масонам и когда-нибудь найдет сильную опору в этом обществе, столь же достойном презрения, сколь и опасном».

Однако надежды Бонапарта разбились о патриотизм русского народа и искусство русских военачальников. На первых этапах войны русские войска отступили к Смоленску, уклоняясь от попыток втянуть их в сражения неравными силами. Попытки врага наступать на Санкт-Петербург и Ригу были отбиты. В ходе кровопролитного Смоленского сражения (4 — 8 августа) русская армия оставила город и, сохранив свои силы, отошла к Дорогобужу.

Уже на первых этапах войны русский царь обратился к народу с манифестом о народном ополчении. На всех оккупированных врагом территориях разгорается партизанская война. Крестьяне объединяются в вооруженные отряды и беспощадно громят французов, уничтожают их снабженцев и связных. Патриотический подъем охватил все слои русского общества, предатели, лица, заподозренные в сотрудничестве с врагом, карались без суда и следствия. Патриотический подъем опрокинул надежды масонов на победу Наполеона и установление в России угодного им режима.

8 августа главнокомандующим русской армией был назначен М. И. Кутузов . 26 августа произошло Бородинское сражение . Бонапарт рассчитывал разгромить в генеральном сражении русскую армию, вступить в Москву и продиктовать царю условия мира. Однако оккупанты не достигли своей цели. Русская армия в кровопролитном сражении показала свои мужество и стойкость. В результате враг потерял 50 тыс. солдат. Но и русские потери были тоже велики (44 тыс. чел.). Чтобы сохранить армию, Кутузов решил отступить и оставить Москву. Вместе с армией ушла половина москвичей. С первого дня вступления в Москву армии захватчиков в городе начались грабежи и бесчинства, перепившаяся солдатня устроила пожары, в результате которых огнем было уничтожено две трети домов, торговые ряды, лавки, фабрики, пострадал Кремль.

Захватчики смогли продержаться в Москве только около месяца. Русские войска и партизаны уничтожали французских фуражиров, среди оккупантов начался голод. 6 октября Бонапарт отдает приказ об отступлении, предварительно распорядившись взорвать Кремль и поджечь оставшиеся дома. Он направляет армию в сторону Калуги, но после сражения при Малоярославце (12 октября) принужден отступить по разоренной им же Старой Смоленской дороге. 14 — 16 ноября русская армия дает Бонапарту решительное сражение при Березине, в результате которого французская армия была полностью уничтожена, а ее остатки позорно бежали из России. На Русской земле полегло 550 тыс. оккупантов, был развеян миф о непобедимости Бонапарта. Русская армия с триумфом прошла всю Европу, взяла Париж и окончательно низложила Наполеона.

О. Платонов 

 

«ОТЕЧЕСТВО» , одно из изображений Св. Троицы: на престоле в белых одеждах старец — Бог Саваоф, на коленях которого Христос в образе отрока; Дух Святой представлен белым голубем в лучах, исходящих из уст Саваофа, или окруженным сферою, которую держит Отрок-Христос. Как самостоятельная икона встречается в храмах крайне редко, но иногда занимает центральное место в верхнем ряду икон иконостаса — праотеческом чине. Изображение Саваофа неоднократно запрещалось Православной церковью, начиная с VII Вселенского собора (787), что подтверждено в России Великим Московским собором в 1655.

В. Ф. 

 

ОТЖИНКИ. — См.: ПОМОЧИ.

 

«ОТРАДА» , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. — См.: ВАТОПЕДСКАЯ.

 

ОТРОКИ , в Древней Руси одна из категорий служилых людей. В X—XI вв. так называли младших дружинников, князей и др. влиятельных особ, принимавших участие в походе и сборе дани. Отроки ведали также княжеским хозяйством и находились в личном услужении у князей. Согласно Русской Правде (XII в.) отроки — лица низшей княжеской администрации, осуществлявшей суд, сбор пошлин, взимание налогов.

 

ОТРОЧЬ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь , Тверская еп,, в Твери. Основан ранее XIII в. В летописях впервый раз упоминается о нем под 1205 и под 1206, как о монастыре уже благоустроенном. Название свое «Отрочь» он получил оттого, что здесь устроен был «детинец», в котором находились отроки великокняжеские для наблюдения за Новгородскими пределами и ограждения великокняжеских владений от нападения новгородцев. Монастырский соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1722 на месте старого. В монастыре сохранялись следующие местночтимые иконы и достопримечательности: 1) икона Успения Пресвятой Богородицы, в иконостасе соборного храма, с левой стороны Царских врат; она была в великом почитании у всех жителей города (15 августа бывал крестный ход из кафедрального собора в монастырь); 2) икона вмц. Варвары (по устному преданию, бывшая келейною иконою свт. Филиппа , митр. Московского); эта св. икона зимою стояла в верхнем теплом храме, а в летнее время вносилась в Успенский собор и поставлялась отдельно близ иконостаса, на особом треножнике; при ней хранились частицы мощей вмц. Варвары и свт. Филиппа, вложенные в особый серебряный ковчежец; этому св. образу каждый вторник пелся молебен с акафистом; 3) место заключения и мученической кончины свт. Филиппа, прежде сырой и мрачный подвал, потом превращенный в часовню в древнерусском стиле, освященную в 1902; 4) находящаяся в соборном храме рака свт. Филиппа с изображением его и частицею св. мощей; 5) часовня, сооруженная близ соборного храма в северо-западном углу, на месте могилы свт. Филиппа.

С. В. Булгаков 

 

ОХАНСК , город в Пермской обл., центр Оханского р-на. Расположен в Среднем Предуралье, пристань на правом берегу Камы (Боткинское вдхр.). Население 8,9 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1597 как с. Оханное. С 1781 город Оханск.

 

ОХОТСК , поселок городского типа в Хабаровском крае, центр Охотского р-на. Расположен на р. Кухтуй, впадающей в Охотское море. Население 7,4 тыс. чел. Основан в 1641 казаками.

 

ОХОТСКОЕ МОРЕ (от названия реки Охота; прежнее название Ламское море, Камчатское море), полузамкнутое море Тихого океана, у восточных берегов Азии. Омывает берега России и Японии.

В 1733 начались работы Великой Северной экспедиции, участники которой засняли почти все берега Охотского моря. В 1805 И. Крузенштерн провел съемку восточного берега Сахалина. В 1849–55 Г. И. Невельской исследовал юго-западные берега Охотского моря и устье Амура, доказав, что между Сахалином и материком существует пролив. Наиболее полную сводку по гидрологии моря сделал С. О. Макаров (1894).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!