НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ. 4 страница



Между официальными переделами крестьяне могли обмениваться участками, снимать непосильный труд с немощных, передавать землю способным ее обработать. Вот, к примеру, в д. Ямы после смерти мужа его вдове с пятью малыми детьми и с двухдушевым наделом сход решает оставить надел умершего мужа. Вдова отказывается и от надела мужа, и от своего, так как ей это не по силам, даже при коллективной помощи общинников. На освободившийся надел вдовы претендует безземельный Наум Шмонин. А так как с пользованием наделом связана уплата податей, то среди общинников возникает вопрос, сможет ли Наум Шмонин платить подать, в противном случае пришлось бы платить общине. Кроме бедного общинника Наума Шмонина, в деревне были и богатые, которые, живя в городе и занимаясь торговлей, особо не нуждались в земле. Поменявшись с другими членами общины, они имели наименьший надел, а следовательно, платили и меньше податей. На одном из сходов многие из общинников высказали мысль о том, что неплохо бы отдать богачам больший надел. А те в свою очередь обиделись и прислали посыльного с ответом, что они пересядут только на свои наделы, больше же наваливать мир не имеет права. Возникшее разногласие грозило неприятностями тем крестьянам, которые сидели на чужих наделах, и мир порешил следующее: землю, от которой отказалась вдова, передать Науму Шмонину — все два надела полностью; самой вдове помочь сжать хлеб нынешнего посева, богачей же оставить в покое до другого случая (изложено по рассказу очевидца, писателя Н. Златовратского).

В получении всех повинностей помещик имел дело не с отдельными крестьянами, а со всей общиной, которая ежегодно платила ему определенно установленную сумму денег. «Всю раскладку сию, — писал помещик XVIII в., — делают крестьяне сами по себе, ведая каждый о другом, сколько может заплатить без тягостей перед другими и по общему мирскому приговору».

Как все это происходило в деревне, хорошо рассказал русский историк Иван Никитич Болтин . «Положение, — говорит он, — что в селе или в деревне 250 душ мужского люда, кои составляют 100 тягол, что оброку платит вся деревня помещику 1000 руб., да государственных податей, яко-то подушных, рекрутских и разных мелочных расходов сходит с них 500, итого всего 1500 руб., и что вся земля той деревни разделена на 120 паев. Из них 100 паев земли раздают они на каждое тягло по одному, достальные 20 разделяют по себе те, кои семьянистее или зажиточнее других, по добровольному согласию или по жеребью, какая часть пая кому достанется. Имеющие по одному паю земли платят в год по 12 руб. 60 коп.; те же, кои разберут по себе достальные 20 паев, каждый платит расчисленно, т. е. кто полпая возьмет, тот платит 6 руб. 30 коп., а за четверть пая — 3 руб. 15 коп. сверх 12 руб. 60 коп., которые каждый за владение целого пая должен».

При всех расчетах с государством и помещиком крестьяне учитывали стариков, неспособных работать, инвалидов и вдов. Для них либо делались послабления, либо они вообще не платили повинностей, которые за них вносила община, перекладывая тяготу на плечи тех, кто был способен работать.

Например, если по смерти крестьянина оставалась вдова, то за ней нередко сохранялся надел, который она могла бы обработать с помощью батраков; если же она не могла это сделать, то община платила за нее подати и если и забирала у нее землю, то только на время, до тех пор пока не подрастут дети.

Для бедняков устраивали запасные участки, из которых им выделяли землю без обязанности вносить общинные повинности.

Из этого же запасного участка выделялось поле для общего посева, жатва и уборка его осуществлялись совместно всеми крестьянами, а хлеб шел в общее гумно. Из мирского хлеба оказывалась помощь старикам, сиротам, остальное же продавалось для уплаты государственных податей.

Из хлеба, собранного миром из общественной запашки, «общество назначает месячину за службу мужей солдаткам с их детьми, буде родственники держать его откажутся, также престарелым и одиноким, пережившим свои семейства, дабы оные не скитались по миру».

Воистину справедливы были пословицы: «На Руси никто с голоду не помирал» (имелось в виду, что в случае чего мир поможет). «Да и за голодного Бог заплатит», — считал крестьянин.

Общественная защита бедных, нетрудоспособных, вдов, стариков, сирот гарантировалась всем крестьянским миром.

История доносит до нас голоса очевидцев разных губерний России.

«Когда же какого-либо крестьянина постигает несчастье, например выгорит у него дом, то крестьяне из сострадания к нему помогают в свободное от своих работ время, возят ему задаром дрова, с катища — бревна на новый дом и пр., преимущественно в воскресенье» (Вологодская губ.).

«В случае постигшего домохозяина несчастья, например пожара, мир дает бесплатно лес для постройки, если кто заболеет, то мир бесплатно исправляет его хозяйственные работы: убирает хлеб, сено и т. п.» (Новгородская губ.).

«Обработать поле и убрать его у одинокого больного, а также привезти лес на постройку мир считает нравственной обязанностью; в тех редких случаях, когда кто-нибудь из однодеревенцев под предлогом недостатка лошадей отказывается участвовать в помощи, мир не приступает ни к каким карательным мерам, но общественное мнение осуждает его, а идти против мира редко кто решается» (Тульская губ.).

«...Каждый член общества трудится, выходя на работу для вспашки поля или уборки урожая у захворавшего домохозяина или бедной вдовы, вывозит лес на постройку сгоревшей у кого-либо из своих членов избы, платит за участки, отведенные беднякам, больным, старым, сирым, за отпускаемые им бесплатно: лес на починку избы, материал на изгороди и отопление, хоронит их за свой счет, вносит подати за разорившихся, поставляет лошадей для обработки поля хозяину, у которого они пали или украдены, несет хлеб, холст и прочее погорельцу, поит, кормит, одевает сирот, поселенных в его избе, и мн. др.» (Тверская губ.).

Крестьянская община была одной из главных стабилизирующих основ русской жизни. О необходимости ее сохранения говорили лучшие умы России.

«Общинное крестьянское землевладение, господствующее в России, — писал Д. И. Менделеев, — заключает в себе начала, могущие в будущем иметь большое экономическое значение, так как общинники могут, при известных условиях, вести крупное хозяйство, допускающее множество улучшений... а потому я считаю весьма важным сохранение крестьянской общины, которая со временем, когда образование и накопление капиталов прибудут, может тем же общинным началом воспользоваться для устройства (особенно для зимнего периода) своих заводов и фабрик. Вообще, в общинном и артельном началах, свойственных нашему народу, я вижу зародыш возможности правильного решения в будущем многих из тех задач, которые предстоят на пути при развитии промышленности и должны затруднять те страны, в которых индивидуализму отдано окончательное предпочтение, так как, по моему мнению, после известного периода предварительного роста скорее и легче совершать все крупные улучшения, исходя из исторически крепкого общинного начала, чем идя от развитого индивидуализма к началу общественному».

Курс на разрушение общины, принятый российским правительством в 1906, стал первым решительным шагом в сторону революции, так как разрушал основной оплот устойчивой крестьянской жизни. Столыпинская реформа разорвала связь времен, перечеркнула вековую крестьянскую традицию. После нее община в уже агонизирующем состоянии просуществовала до к. 1920–30–х годов, когда была официально ликвидирована при введении советской колхозной системы.

О. Платонов 

 

ОБЫДЕННОЕ ПОЛОТЕНЦЕ , древний русский обычай для предотвращения падежа лошадей ткать и вышивать полотенце в продолжение одних суток. Для этой работы девушки села собирались до восхода солнца и принимались за работу в полном молчании. К заходу солнца полотенце было готово, и девушки, в сопровождении всей деревни, шли неся над головами развернутое полотенце в виде покрова. На границе села полотенце вешалось на заранее водворенный крест. Обыденное полотенце должно было защитить табун от черной силы. В иных случаях полотенце клали на землю и через него гнали табун. Обычай «обыденного полотенца» давно изжит и забыт, но до наших дней сохранился узор для вышивки крестом полотенца, весьма схожий по своей схеме с иконой свв. Флора и Лавра с Архангелом Михаилом . На вышивке средняя крупная фигура держит за поводья двух лошадей, по бокам две другие фигуры с воздетыми руками. Весьма возможно, что этот узор вышивался на «обыденном полотенце» в защиту от вредящей силы, которую пленил Архангел Михаил, запретив ей проникать в стойла.

Н. Ш. 

 

ОБЫДЕННЫЙ ОБРЯД , магический ритуал в течение одного дня (от восхода до захода солнца) или одной ночи (от захода до восхода солнца) по обету перед Богом совершить определенное действие — возвести церковь, срубить крест, выткать холст, полотенце, рубаху.

На Руси издревле существовал обычай в случае голода, мора, войны строить обыденные церкви. Возведение их начиналось с рубки деревьев в лесу и завершалось освящением церкви и службы в тот же день. Во многих городах России до сих пор стоят церкви, в названиях которых присутствует слово «обыденный». Обыденные холст или полотенце ткали как можно длиннее, а вытканное полотно жертвовали в церковь, вешали на икону или несли на придорожный крест, опоясывали им церковь, дом, обходили село. Изготовление обыденного полотна сопровождалось подобным же мужским ритуалом — рубкой и установкой обыденного креста, обычно очень большого. В совершении обыденного обряда принимали участие почти все жители деревни или определенного городского прихода. Русские люди верили, что таким образом Бог откликнется на их молитвы и спасет от голода, мора и вражеского нашествия.

О. П. 

 

ОВИН , место, где крестьяне просушивали зерно. Издревле пользовался большим религиозным почетом. Церковный устав св. Владимира в числе других остатков языческого суеверия, подлежащих духовному суду, указывает и на моление под овином. В «Слове Христолюбца» встречаем подобное же указание: «еже молятся огневи под овином». В Орловской губ. в XIX в. резали кур под овином 4 сентября, при начале молотьбы, в других же местах существовал обычай резать петуха 1 ноября.

 

ОВИНОВСКОЕ «УСПЕНИЕ» , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в мужском Паисиевом Успенском монастыре Костромской еп., на берегу Галичского озера. В царствование вел. кн. Димитрия Донского некий боярин Овин, живший недалеко от этого монастыря, который тогда назывался Никольским, задумал построить в нем новую церковь вместо старой, обветшавшей. При начале постройки в 1425 году неизвестный человек принес ему икону Божией Матери и посоветовал посвятить храм Успению Пресвятой Богородицы. Боярин так и сделал и принесенную икону поставил в храме, и с этого времени икона получила название Овиновской. Московский кн. Василий Васильевич взял было сию икону в Москву и поставил в соборе, но в ту же ночь она невидимой силой была перенесена в прежний монастырь. Празднуется 15/28 августа.

Прот. И. Бухарев 

 

ОВРУЧ (старое название Вручий) , город в западнорусских землях на р. Норинь (Житомирская обл.). Впервые упоминается в «Повести временных лет» под 977 (в др. источниках — под 946). Разрушался татарами в 1240 и 1299. В 1321 захвачен Литвой, с 1569 — Польшей. В 1793 возвращен России. В городе сохранилась церковь Василия (к. XII — н. XIII вв.).

 

ОВРУЧСКИЙ ВАСИЛЬЕВСКИЙ женский монастырь , Волынская еп., учрежденный в 1910 из женской общины, основанной в 1906 при Васильевском храме, в Овруче. Этот город, первоначально имевший название Обруч (объясняемое, по местному преданию, тем, что на верху окружавших этот город земляных укреплений были деревянные брусья, имевшие вид обручей), с 946 служил столицею Древлянского княжества, сменившею разоренный и сожженный вел. кн. Ольгою г. Коростень. С глубокой древности г. Овруч украшался воздвигнутым в нем в честь св. Василия Великого храмом византийского стиля. Этот храм был построен в 997 св. равноап. кн. Владимиром и ревностно был украшаем его потомками. Восточная его часть расположена в виде трех полукружий, или апсид, из которых среднее, большее по размеру, было занято алтарем, а меньшие, боковые, служили местом для жертвенника и ризницы. Стены храма устроены из тонкого кирпича (в состав которого входят камень, стекло и песок) в виде лепешек, с перемежающимися рядами весьма красивого камня ярко-красного цвета; прорезывающие стены окна этого храма — греческие, узкие, вверху овальные; своды храма были выведены из глиняных горшков или так называемых голосников — для усиления звуков. Все здание было увенчано пятью изящными куполами с десятигранными главами с сиявшими на них крестами. Не только купола и главы, но, по-видимому, и вся крыша храма были вызолочены, почему он и назывался «Златоверхим». Внутри весь храм был богато украшен фресковою живописью. В 1240 и 1299 Златоверхий храм подвергался ограблению и разорению от татар, в 1321 — от литовцев, но каждый раз был снова восстановляем благочестивыми овручанами, как глубоко чтимая национальная святыня, как дорогая для них память и гордость их предков.

С. В. Булгаков 

 

ОВСТУГ , село в Брянской обл., в Жуковском р-не, близ ж.-д. станции Ржаница. В к. XVIII—XIX вв. родовое имение Тютчевых. В Овстуге родился, провел детские годы, а с 1840–х часто жил поэт Ф. И. Тютчев . Главный дом усадьбы в 1913 разобран, в 1981 восстановлен как музей поэта (осн. в 1957, до 1985 размещался в здании бывшей сельской школы, построенной в 1871 на средства дочери Тютчева — М. Ф. Бирилёвой). Памятник Ф. И. Тютчеву (1961). Ежегодно проводятся праздники поэзии.

 

«ОГНЕВИДНАЯ» , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. На ней изображается Богоматерь без Младенца Иисуса, с лицом, обращенным в правую сторону. Одежда на Пресвятой Деве красного цвета, что и послужило поводом к наименованию иконы «Огневидною». Празднуется 10/23 февраля.

Прот. И. Бухарев 

 

ОГНИЩАНЕ , высшее служилое сословие древней княжеской Руси. По Русской Правде , за убийство огнищанина определена высокая вира в 80 гривен. Историки считают огнищан то просто зажиточными гражданами, то потомками былых славянских князей , то«княжьими мужами», боярами. Огнищане — землевладельцы на правах собственников, в противоположность другим сословиям.

С. Ю. 

 

ОГОНЬ , в древнерусских народных представлениях — одна из четырех главных основ мироздания (наряду с землей, водой и воздухом ).

Обоготворение огня в языческой Руси проявлялось в поклонении неугасимому огню, который русские язычники разжигали перед своими идолами, и прежде всего Перуном . Огонь тогда называли Сварожичем, т. е. сыном Сварога . Сыном Сварога считался также родоначальник и покровитель русского народа Дажьбог . По языческим представлениям, через огонь пролегала дорога на небо. В дохристианской Руси покойников сжигали на кострах, веря, что с их пламенем они переносятся в рай. Когда у женщины умирал муж, она стремилась к самосожжению, чтобы вместе с ним войти в рай.

Огонь считался средством очищения от злых духов, болезней, всяческой скверны. Через костер, зажженный от живого огня (при помощи трения), проводили заболевших людей, между двух костров прогоняли скот. Обычай этот сохранялся в русских деревнях вплоть до XX в.

О. П. 

 

ОДЕРЖИМОСТЬ. — См.: ВДОХНОВЕНИЕ.

 

ОДЕССА , русский город на Черном море. На месте современной Одессы и ее окрестностей до н. э. существовали древние поселения и городища, относящиеся к периодам киммерийской, скифской, сарматской, греческой и славянской культур. Во время Киевской Руси здесь жили восточнославянские племена уличей и тиверцев . Здесь же находилось поселение Качибей (Коцюбеев, Гаджибей), впервые упоминаемое в 1415. В XV в. поселение было разрушено турками, снова заселено под названием Хаджибей. В 1764 турки построили здесь крепость Ени-Дунья (Новый Свет). Во время Русско-турецкой войны 1781–91 крепость была взята 14 сентября 1789 русскими войсками под командованием генерала И. В. Гудовича (при участии черноморских казаков под командованием З. Чепеги и А. Головатого). По Ясскому мирному договору 1791 отошла к России. Под руководством А. В. Суворова была построена русская крепость (1793) и велись начальные работы по строительству порта и города.

Одесса была основана в 1794 под названием Хаджибей, в 1795 переименована в Одессу (ошибочно предполагали, что здесь в древности находилось греческое поселение Одессос). В 1797–1802 — город Новороссийской губ. С 1805 — административный центр Новороссийского края. С 1825 — уездный город Херсонской губ. С XIX в. Одесса — важный центр внешней торговли. В к. XIX в. по товарообороту порт Одесса занимал 2–е место после Петербурга. В XIX в. Одесса становится значительным культурным центром: в 1817 был основан Ришельевский лицей, в 1825 — историко-археологический музей, в 1830 — городская публичная библиотека, в 1865 — университет.

 

«ОДИГИТРИЯ» АФОНСКАЯ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится на Афоне в Ксенофской обители. С незапамятных времен прежде находилась в Ватопедском монастыре, но в 1730 при запертых дверях скрылась не только из храма, но и из монастыря. Отцы обители долго разыскивали икону и, когда услышали, что она находится в Ксенофской обители, немедленно послали туда иноков. Иноки принесли икону и поставили на прежнее место. Несмотря на это, она опять скрылась и явилась в Ксенофской обители, где и пребывает доныне. В России находится много чудотворных икон с именем «Одигитрия».

Празднуется 21 января/3 февраля.

Прот. И. Бухарев 

 

«ОДИГИТРИЯ» ВОРОНИНСКАЯ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков чудотворной иконы Смоленской «Одигитрии». Явилась в 1524 в Воронинской Успенской пустыни Череповецкого у. Пустынь названа Воронинской по имени основателя, который носил фамилию Ворона. Празднуется 28 июля/10 августа.

Прот. И. Бухарев 

 

«ОДИГИТРИЯ» ФИЛЕРМСКАЯ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. По преданию, написана св. евангелистом Лукой и им же препровождена в Египет к назареям, т. е. лицам, посвятившим свою жизнь иноческому подвижничеству, откуда по времени она была перенесена в Иерусалим. В V в. греческая имп. Евдокия, супруга Феодосия Младшего, посещавшая Святые места, перевезла эту икону в Константинополь, где она торжественно была поставлена во Влахернской церкви. Отсюда икона была взята в XIII в. западными христианами, когда они овладели Константинополем; после она досталась рыцарям Иоанна Иерусалимского, которые принесли ее с собой на о. Родос. Когда в н. XVII в. этот остров был взят турками и рыцари переселились на Мальту, то туда перенесли с собою и Филермскую икону. В к. XVIII в., когда французы овладели о. Мальтой, рыцари прибегли под покровительство русского имп. Павла I и избрали его своим великим магистром и защитником Мальтийского ордена. В то же время, 12 октября 1799 они перенесли в Гатчину и чудотворную Филермскую икону «Одигитрии» вместе с частью древа Креста Господня и десною рукою славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна . Эта святыня внесена в Гатчинскую придворную церковь, а оттуда — в Петербург, в церковь Зимнего дворца. 12 октября 1800 установлено празднование в память перенесения из Мальты в Россию части Креста, чудотворной Филермской иконы Богородицы и правой руки Иоанна Крестителя.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 122; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!