НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ. 1 страница



Празднование Собора новомучеников и исповедников Российских было установлено еще патриархом Тихоном и подтверждено Всероссийским Поместным Собором 1917–18. Из-за гонений, которым подвергалась Церковь на протяжении всего XX в., день этот праздновался втайне и к общецерковному употреблению благословлен только в 1992. На созданной за рубежом иконе новомучеников изображены как канонизированные, так и неканонизированные Русской Православной Церковью исповедники. Но несомненно, что они все предстательствуют за Россию Тому, Кому и принадлежит власть прославлять праведников и восставлять грешников. Собор новомучеников и исповедников Российских: свт. Тихон , патриарх Московский и всея Руси (1925), сщмч. Владимир , митрополит Киевский и Галицкий (1918), сщмч. Вениамин , митрополит Петроградский и Гдовский, и иже с ним убиенные сщмч. архимандрит Сергий и мчч. Юрий и Иоанн (1922), прмцц. великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918) и др.

Празднование Собора новомучеников и исповедников Российских совершается 25 января/7 февраля (в случае совпадения этого числа с воскресным днем) или в ближайшее воскресенье после него.

 

НОВОНИКИТСКАЯ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 372 св. мч. Никите . На ней Богомладенец Иисус изображается стоящим на коленях Пресвятой Богородицы и держащим крест в руках. Св. Никита, бывший воин, когда веден был на мучение сожжения огнем, имел эту икону на своей груди под одеждой.

Празднуется 15/28 сентября.

Прот. И. Бухарев 

 

НОВОРОССИЙСК , город в Краснодарском крае. Город-герой. Расположен на берегу незамерзающей глубоководной Цемесской (Новороссийской) бухты Черного моря, окаймленной с северо-востока Кавказскими горами. Население 203,3 тыс. чел.

Основан в 1838 как военное укрепление на западном берегу Суджукской (ныне Цемесской) бухты; с 1839 назван Новороссийском. В период Крымской войны 1853–56 Новороссийск был разрушен артиллерией англо-французской эскадры; в 1860 упразднен, в 1866 учрежден вновь. С 1866 Новороссийск — центр Черноморского (Новороссийского) округа (отдела) Кубанской обл., в 1896–1920 — Черноморской губ.

 

НОВОРОССИЯ , территория, включавшая в н. XX в. исторические русские губернии: Херсонскую, Екатеринославскую и Таврическую (кроме Крыма), — прорезана нижним течением Днепра, Днестра и Буга. Ровное степное пространство это незаметно сливается со степями восточной России, переходящими в азиатские степи, и потому издавна служило жилищем племен, передвигавшихся из Азии на Запад. На этом же побережье Черного моря в древности основан был ряд греческих колоний. Постоянная смена населения продолжалась до татарского нашествия. В XIII—XVI вв. здесь господствовали татары, сделавшие невозможной мирную колонизацию страны соседними народами, но в сер. XVI в. началась колонизация военная. Ниже порогов на днепровском острове Хортице была основана казаками сечь. В сер. XVIII в. появляются здесь новые поселенцы — выходцы из славянских земель, болгары, сербы, волохи. Правительство, имея в виду создать военное пограничное население, давало им пособия и различные привилегии. В 1752 образованы два округа: Новой Сербии и Славяносербии. Вместе с тем создавались линии укреплений. После 1–й Турецкой войны укрепленные линии захватили новые пространства. Присоединение в 1783 Крыма, сделав Новороссию небезопасной от татар, дало новый толчок колонизации края. 2–я Турецкая война отдала в руки России Очаковскую обл. (т. е. западную часть Херсонской губ.). С 1774 во главе управления Новороссийским краем был поставлен кн. Г. А. Потемкин , остававшийся в этой должности до смерти (1791). Он разделил страну на губернии: Азовскую к востоку от Днепра и Новороссийскую к западу. Заботой Потемкина было заселение и всестороннее развитие края. В видах колонизации давались льготы иностранцам — выходцам из славянских земель, грекам, немцам и раскольникам, розданы были огромные земельные владения сановникам и чиновникам с обязательством заселить их. Одновременно с правительственной колонизацией шла колонизация вольная из Великороссии и Малороссии. Русские колонисты не пользовались, как иноземцы, помощью со стороны казны, но не встречали и препятствий к поселению на новых местах, земли было много, и владельцы ее охотно разрешали селиться на ней. Снисходительно смотрели и на поселение в крае беглых крестьян, число которых с развитием крепостного права в к. XVIII и н. XIX вв. все возрастало. При Потемкине основан был в Новороссии и ряд городов — Екатеринослав, Херсон, Николаев и др. Позднее основана была Одесса. В административном отношении Новороссия несколько раз перекраивалась. В 1783 она была названа Екатеринославским наместничеством. В 1784 образована была Таврическая область, в 1795 — Вознесенская губ. При Павле I часть Екатеринославского наместничества была отделена, а из остальной части образована Новороссийская губ. При Александре I учреждены были здесь губернии Екатеринославская, Херсонская и Таврическая, которые, вместе с присоединенной от Турции Бессарабской обл., составили Новороссийское генерал-губернаторство. Административным центром Новороссии, так же как промышленным и культурным, в XIX в. сделалась Одесса.

С. Ю. 

 

НОВОСИЛЬ , город в Орловской обл., центр Новосильского р-на. Расположен в пределах Среднерусской возвышенности, на правом берегу р. Зуши (приток Оки). Население 4,6 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1155 как крепость Итиль (Новосиль). В н. XIV в. центр удельного Новосильского княжества; в н. XV в. отошел к Литве, с к. XV в. вновь в составе Московского княжества . В XVI в. входил в засечную черту . Город с 1777.

 

НОВОСПАССКИЙ мужской монастырь , Московская еп., ставропигиальный, в Москве, близ Крутицкого подворья. Первоначально основан в XIII в. св. кн. московским Даниилом на месте Данилова монастыря; отсюда в 1330 переведен к Спасу на Бору в Кремле , а затем в 1490 перенесен на нынешнее «новое» место с именем Спаса Нового. Соборный храм Преображения построен в 1497 вел. кн. Иоанном III . На стенах собора изображены все русские цари от Ольги до Алексея Михайловича . Ризница монастырская была наполнена множеством сокровищ, вкладами царей, иерархов и бояр. Под сводами соборного храма находилась усыпальница бояр Романовых.

С. В. Булгаков 

 

НОВОСПАССКОЕ , село в Смоленской обл., в Ельнинском р-не, бывшее имение предков композитора М. И. Глинки . В сер. XVIII в. называлось пустошь Шатьково; совр. назв. — после постройки во 2–й пол. XVIII в. церкви Спаса. Усадьба создана в н. XIX в. Глинка родился в Новоспасском и провел здесь детские годы; в 1819–47 приезжал на каникулы, жил и работал (в 1834 над оперой «Жизнь за Царя»).

 

НОВОТОРЖСКИЙ БОРИСОГЛЕБСКИЙ мужской монастырь , Тверская еп., в Торжке. Основан в 1038 прп. Ефремом , св. мощи которого и почивали в соборном Борисоглебском храме в серебряной раке, устроенной в 1874, под великолепной бронзовой сенью; при них глава брата его Георгия, положенная в его гроб согласно завещанию прп. Ефрема. Здесь же под серебряной гробницей почивали под спудом мощи прп. Аркадия . Соборный монастырский храм заложен был (на месте древнего) в 1785 Екатериною II . Возобновлен в 1895. В монастыре хранились священные сосуды и вещи прп. Ефрема, а также многие церковные предметы древности, книги и царские грамоты XVII в. Ежегодно 28 января совершался в монастырь крестный ход из всех городских церквей.

С. В. Булгаков 

 

НОВОТОРЖСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ женский монастырь , Тверская еп., в Торжке. Основан в XVI в. Монастырский соборный храм Воскресения был построен в 1796. Здесь сохранялась икона Воскресения Христова древнего письма, пожертвованная монастырю инокиней царицей Марфой Ивановной, матерью царя Михаила Феодоровича.

 

НОВОХОПЁРСК , город в Воронежской обл., центр Новохопёрского р-на. Расположен на юго-восточной окраине Окско-Донской равнины, на правом берегу р. Хопёр (приток Дона). Население 8,2 тыс. чел.

В сер. XVII в. на территории современного Новохопёрска существовал казачий городок Пристанский, разрушенный при подавлении Булавинского восстания 1708. В 1710 (считается годом основания Новохопёрска) по указу Петра I на месте Пристанского городка началось строительство крепости Хопёрск и верфи для постройки судов. В 1779 под названием Новохопёрск назначен уездным городом.

 

НОВОЧЕРКАССК , город в Ростовской обл. Расположен на правом возвышенном берегу р. Аксай (правый рукав Дона), при впадении в нее р. Тузлов. Население 189 тыс. чел.

Основан в 1805 войсковым атаманом М. И. Платовым как новый административный центр Земли (с 1870 Области) войска Донского вместо Черкасска (ныне станица Старочеркасская), затоплявшегося ежегодными весенними разливами Дона. В XIX в. Новочеркасск был средоточием политической жизни донского казачества.

 

НОВЫЙ ГОД , в Древней Руси первый день года, который начинался с 1 марта. В 1492 вел. кн. Иоанн III Васильевич окончательно утвердил постановление Московского собора считать за начало как церковного, так и гражданского года 1 сентября, когда повелено было платить дань, пошлины, различные оброки и т. п., а для того чтобы придать более торжественности этому дню, сам царь накануне являлся в Кремль , где каждый, будь то простолюдин или знатный боярин, в это время мог подходить к нему и искать непосредственно у него правды и милости.

Первообразом той церковной церемонии, с какою происходило на Руси празднование сентябрьского новолетия в царский период ее существования, служило празднование его в Византии, установленное Константином Великим. Один из иностранных современников так описывает, между прочим, виденное им в России в 1636 торжественное зрелище встречи Нового года: «На дворцовом дворе собралось более 20 тысяч человек старых и малых. Из церкви, стоящей с правой стороны у входа на площадь (речь идет об Успенском соборе. — Н.С. ), вышел патриарх со своим духовенством из 400 священников: все в церковном облачении со множеством образов и с развернутыми старыми книгами. Его Царское Величество, со своими государственными сановниками, боярами и князьями, шел с левой стороны площади. Великий Князь с непокрытою головою и патриарх в епископской митре вышли одни из хода, подошли друг к другу и поцеловались в уста. Патриарх подал также Великому Князю поцеловать крест... Затем в длинной речи он произнес благословение Его Царскому Величеству и всему народу и пожелал всем счастья на Новый год. Патриарх говорил так: «Дай, Господи! Вы, Царь Государь и Великий Князь, всея России Самодержец, здоров был со своею Государынею Царицею и Великою Княгинею, а нашею Великою Государынею, и со своими государевыми благородными чады, с царевичи и царевны, и со своими государевыми богомольцы, с преосвященными митрополиты, и со архиепископы, и со епископы, и с архимандриты, и с игумны, и со всем освященным собором, и с бояры, и с христолюбивым воинством, и с доброхоты, и со всеми православными христианы, здравствуй, Царь Государь, нынешний год и впредь идущие многие лета в год и во веки». Народ в подтверждение патриарших новогодних пожеланий громко кричал: «Аминь!» Сирые, убогие, беззащитные и гонимые находились тут же в толпе с поднятыми вверх прошениями, которые они с плачем и рыданием повергали к стопам Великого Князя, прося у него милости, защиты и заступы. Прошения эти относились в царские покои».

Последний раз Новый год отпразднован был 1 сентября в 1698. Проведен он был весело в пиршестве, устроенном с царскою пышностью воеводою Шеиным, собравшим невероятное множество бояр, гражданских и военных чиновников, а также большое число матросов; к ним подходил сам царь, оделял их яблоками, называя каждого из них братом. Каждый заздравный кубок сопровождался выстрелом из 25 орудий. Царь Петр Великий , явившись в Успенский собор в сопровождении своего малолетнего сына Алексея и супруги царицы Евдокии, одетый уже на немецкий лад, как и прочие присутствовавшие, за исключением вдовствующей царицы Прасковьи Феодоровны, сам поздравлял народ с Новым годом, с новым счастьем. Гвардия была в синих мундирах с красными обшлагами и высоких ботфортах.

«Лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах» Петр Великий изменил коренным образом и летосчисление наше, и способ празднования Нового года. В первый год XVIII ст. он уже приказал вести летосчисление от воплощения на земле Богочеловека, отменив летосчисление от дня Сотворения мира. Не желая совершенно изгонять обычай празднования Нового года, он установил его по обычаям, заимствованным им в Голландии и других странах Западной Европы. В оправдание своих начинаний царь приводил те простые и очевидные основания, что «не только во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною нашею церковью во всем согласны, как валахи, молдавы, сербы, далматы и самые его великого государя подданные черкесы (т. е. малороссы), и все греки, от которых наша вера православная принята, согласно лета свои исчисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, т. е. генваря 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь счисления в тех летах».

Проведение в жизнь этой реформы, имевшей столь важное общественное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 барабанный бой возвестил о чем-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь . Здесь устроен был высокий помост, стоя на котором так, чтобы было видно всему народу, царский дьяк громко читал царский указ о том, что великий государь Петр Алексеевич повелел «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова». В знак того доброго начинания и нового столетнего века, «после благодарения Богу и молебного пения в церкви» повелено было: «по большим проезжим улицам, и знатным людям, и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами, учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (т. е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1–му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению генваря по 7–е число того же года. Да генваря ж в 1–й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет; и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным и знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится; а по улицам большим, где пристойно, генваря с 1–го числа по 7–е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы; а где мелкие дворы, — собравшись по пяти или шести дворов, тако ж огонь класть, или, кто похочет, на столбиках по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же». Сам царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой извиваясь в воздухе, возвестила народу наступление Нового года, а вслед за нею, согласно царскому указу, началась потеха и по всей Белокаменной. На другой день царь принимал поздравления у себя во дворце.

Н. П. Степанов 

 

«НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ».См.: ВОСКРЕСЕНСКИЙ мужской монастырь «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ».

 

НОВЫЙ ОСКОЛ , город в Белгородской обл., центр Новооскольского р-на. Расположен на левом берегу р. Оскол (приток Северского Донца), при впадении р. Беленькой. Население 20,7 тыс. чел.

Основан в 1637 как Стоялый острог; входил в засечную черту Московского государства. Город Царёв-Алексеев с 1647. В 1655 переименован в Новый Оскол.

 

НОГАЙСКИЙ ШЛЯХ , путь от низовьев Волги к центру России. Имел два направления: первое — вверх правобережьем Дона через урочище Казар, «где ныне город Воронеж», далее на Рязань и Коломну; второе — от Царицынского перевоза по Дону на междуречье Хопра и Суры на Ряжские, Рязанские и Шацкие места. В XIII —XVII вв. этот путь использовался кочевниками для нападения на русские земли. Чтобы защититься от нападения этими путями, русское правительство основало крепости Воронеж (1586), а в 1630–х — Тамбов, Козлов, Ломов.

 

НОГИНСК. — См.: БОГОРОДСК.

 

НОЛИНСК , город в Кировской обл., центр Нолинского р-на. Расположен в Приуралье, на склонах возвышенности Вятский Увал, на правом берегу р. Вои (приток Вятки). Население 10,9 тыс. чел.

Основан в 1668 как Никольский погост, за которым укрепилось также название с. Ноли (по названию реки). До 1764 село принадлежало Вятскому Успенскому Трифонову монастырю . Город с 1780.

 

НОМОКАНОН. — См.: КОРМЧАЯ КНИГА.

 

НООСФЕРЫ УЧЕНИЕ , выдающееся открытие великого русского ученого В. И. Вернадского , вытекающее из его учения о биосфере, которое под влиянием научных достижений и труда переходит в новое состояние — ноосферу. Учение Вернадского о ноосфере возникло на стыке двух основных направлений его деятельности — биогеохимии и истории науки. Научная мысль, по его мнению, является средством достижения нового.

 

НОЯБРЬ , одиннадцатый месяц в году, древнерусское название «грудень» — от слова «груда», мерзлая колея на дороге. В Древней Руси замерзшая дорога называлась грудным путем. В «Повести временных лет» говорится: «Поидоша на колех (колесах) и по грудну пути, бе бо тогда месяц грудень, рекше ноябрь».

Основные народные приметы по дням этого месяца были таковы: 1. Св. бессрр. Космы и Дамиана . Кузьмы и Демьяна. Курячий праздник. На Кузьму и Дамьяна курячьи именины, куриная смерть. На Козьму и Демьяна курицу на стол, цыпленка попу. Если Кузьма и Демьян с мостом, то Никола с гвоздем, а то и сам с гвоздем (начало зимы). Коли Кузьма и Демьян закует, то Михаил (8–го) раскует (оттепели). На Кузьму и Демьяна лист на дереве — через год мороз; 8. Собор Архистратига Михаила и пр. бесплотных Небесных Сил. Михайлов день. Михайловские заморозки. День Архистратига с полумостом. С Михаила зима не стоит, земля не мерзнет. Михайловские оттепели, грязи. Во что Михаила, в то и Никола. С Михаила зима морозы кует; 9. Прп. Матроны . Матренин день. С зимней Матрены зима встает на ноги, налетают морозы. С Сергия (25 сентября) зима починается, с Матрены устанавливается. Иней на Матрену на деревьях — к морозам, туман — к оттепелям; 11. Прп. Феодора Студита . Со дня Федора Студита стало холодно и сердито. Федор Студит землю студит; 12. Иоанна Милостивого. Дождь на Милостивого — оттепели до Введения; 14. Ап. Филиппа . Иней на Филиппа — урожай на овес; 15. Мч. Гурия. Гурий на пегой кобыле (грязь либо снег); 16. Ап. и евангелиста Матфея . На Матвея земля потеет, преет; 17. Св. Григория Неокесарийского. Приехала зима на пегой кобыле; 18. Мчч. Платона и Романа. Каков Платон да Роман, такова и зима; 21. Введение во храм Пресвятой Богородицы . На Введенье — леденье. Введенье ломает леденье. Введенье пришло — зиму привело. Введенье не ставит зимы; 24. Вмц. Екатерины . Катерины Женодавицы. Катеринин день. Первое катание на санях; 26. Освящение храма вмч. Георгия в Киеве. Юрьев день осенний. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Срок перехода крестьян при царе Борисе . Крепки ряды Юрьевым днем. Мужик и болит, и сохнет по Юрьев день. Мужик не тужит, знает, когда Юрья. Юрий холодный оброк собирает. Юрьевский оброк. Осенью Юрий с мостом, Никола с Гвоздем; 30. Ап. Андрея Первозванного . Андрею молятся о хороших женихах. Наслушивают воду: коли тиха — хорошая зима, коли шумна — морозы, бури и вьюги.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!