БОБРЕНЕВ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ мужской монастырь, 27 страница



Продолжая развивать русские национальные традиции домостроительства, он совмещал крайнюю бережливость с готовностью затрачивать значительные средства на создание новых сортов и видов сельскохозяйственного производства, заботу о своих крестьянах со строгим отношением к ним, многопрофильность хозяйства со специализацией его по ряду передовых культур. В подведомственной ему деревне Болотов за счет внутреннего производства обеспечивал почти все потребности населения.

Книга Болотова «Деревенское зеркало, или Общенародная книга, сочиненная не только, чтобы ее читать, но чтобы по ней и исполнять» стала первым русским пособием по организации труда в сельском хозяйстве.

О.П. 

 

БОЛОХОВО, город в Тульской обл., в Киреевском р-не. Население 11,9 тыс. чел.

Известен с 1570 -80-х как село, принадлежавшее князьям Волховским.

 

БОЛТИН Иван Никитич (1.01.1735-6.10.1792), русский историк и общественный деятель, участвовал в публикации исторических памятников — подготовил издание «Пространной редакции «Русской Правды» на основе нескольких списков (1792). В «Примечаниях на историю древния и нынешния России г. Леклерка» (тт. 1-2, 1788–94) изобличал французского автора в невежественном и недобросовестном освещении русской истории. Вел полемику с М. М. Щербатовым: «Ответ генерал-майора Болтина на письмо Щербатова, сочинителя Российской истории» (1789), «Критические примечания на первый и второй томы истории князя Щербатова» (1793–94). Выступал с критикой норманнской теории.

Б.C. 

 

ВОЛХОВ, город в Орловской обл. Расположен на р. Нугрь (приток Оки). Население 13,2 тыс. чел.

Известен с XIII в., в XVI в. укрепленный пункт на южной границе Московского государства. Город с 1778.

 

БОЛЬШАЯ СОСНОВА, село в Пермской обл. Расположено на р. Сосновка (бассейн Камы). Население 4 тыс. чел.

Основано в 1520-х беглыми крестьянами из Центральной России, в 1580 построен острог графов Строгановых.

 

БОЛЬШАК, название главы русской крестьянской семьи в XVIII — XIX вв. Его положение как главы в религиозно-нравственном, хозяйственном и даже административном отношении признавали все члены семьи, община и даже власти. Из таких глав каждой семьи, а следовательно, и хозяйственного двора, состояла сходка общины.

Большаком, как правило, становились по праву старшинства. Самый старший мужчина в семье мог передать свои права другому члену семьи.

Повсеместно было принято, чтобы большак управлял всем хозяйством, отвечал за благосостояние семьи. Он решал вопросы купли и продажи, ухода на заработки, распределения работ в семье. Разумный глава хозяйства обычно советовался по существенным вопросам со всей семьею или с кем-нибудь из старших. Вот как об этом рассказывали в 1897 в Заднесельской вол. Вологодчины: большак «поступает самостоятельно, но почти всегда советуется предварительно с некоторыми членами семьи, особенно в важных вопросах. С кем «посоветать» в данном случае — на воле большака, но, разумеется, преимущественно со старшими в семье».

Большак имел право, по крестьянским представлениям, выбранить и выговорить за леность, хозяйственные упущения или нравственные проступки. Корреспондент из Брянского у. Орловской губ. писал, что хозяин обходится со своими домашними строго, повелительно, нередко принимает начальственный тон. Разумеется, многое зависело от характера главы и общего духа, сложившегося в семье.

С вечера большак распределял работы на следующий день, и распоряжения его подлежали неукоснительному исполнению.

«Каждое сложное семейство повинуется одному хозяину (по-здешнему — большаку), а женщины, кроме хозяина, еще и хозяйке (старшей из них — большухе)», — сообщалось в описании с. Давшино Пошехонского у. Ярославской губ. в 1849. «Все в семействе твердо знают и опытом научены, что для счастья семейства необходимо, чтобы все повиновались одному старшему, умнейшему и опытнейшему в семействе, от которого бы зависели все хозяйственные распоряжения. Поэтому где нет отца, там с общего согласия членов семейства выбираются в большаки или дядя, или один из братьев, смотря по разуму, опытности и расторопности, так что иногда младший летами берет преимущество над старшими, без обиды для них».

Хозяин-большак читал молитву перед общей едой семьи, а также общесемейные молитвы по особым случаям — перед праздником, перед началом сева и пр. Он следил за соблюдением постов в доме и нес ответственность за духовно-нравственное поведение. Общие женские работы начинали выполнять только после молитвы большухи. Старшая из женщин крестила оставляемую на ночь воду и всю пищу.

Крестьянские представления о семье и соответствующие обычаи обеспечивали реакцию на неблагополучное положение в хозяйственных и др. делах. Если старший или выбранный вместо него мужчина плохо исполняет свои обязанности, то сама семья либо община смещают его. «Если семья недовольна своим большаком, если последний запивает горькую, если он «испорчен» и ведет хозяйство нерадиво — семья собственным коллективным усмотрением ставит на его место кого-либо другого из своих членов, а в случае спора прибегает к миру (общине. — М. Г. ), который негодного большака сменяет», — сказано в записях обычного права у русских на Алтае в к. XIX в.

В материалах 1870-х Тульского у. отмечается назначение самим «обществом» нового большака в семье в случае неисправности отправления старым обязанностей перед миром. В ответах жителей Владимирской губ. указано, что мир мог лишить большака его прав за пьянство, расточительность, либо нерадивость; сход делал это по совместному ходатайству членов семьи.

Иногда большака оставлял волостной суд. В целом, обиженные большаком или большухой могли найти защиту у мира и волостного суда.

М. М. Громыко 

 

БОЛЬШАКОВ Владимир Ильич (р. 16.07.1951), русский ученый и общественный деятель, вице-президент Международного фонда славянской письменности и культуры. Соч.: «По закону исторического возмездия», «Грани русской цивилизации».

 

БОЛЬШОЕ БОЛДИНО, село в Нижегородской обл. Расположено на р. Азанка (бассейн Волги). Население 4,7 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1585 как поместье воеводы Евстафия Михайловича Пушкина. До 1580-х на месте современного Большого Болдина находилось поселение мордовских бортников. С 1619 родовая вотчина Пушкиных. Летом 1830, в связи с предстоящей женитьбой, А. С. Пушкину выделена часть — деревня Кистеневка, входившая в состав болдинского имения, в 1911 продано государству. С 1949 Музей-заповедник А. С. Пушкина, который провел здесь три, т. н. болдинские, осени (1830, 1933, 1834). Здесь им в основном завершен «Евгений Онегин», созданы «Маленькие трагедии», циклы «Повестей Белкина» и сказок, «Медный всадник», «Пиковая дама», «История села Горюхина» и др. произведения. В к. XIX — н. XX в. жители села занимались гл. обр. земледелием, плотничьим и столярным промыслами.

 

БОЛЬШОЕ МУРАШКИНО, поселок городского типа в Нижегородской обл. Расположен на р. Сундовик (приток Волги). Население 6,7 тыс. чел.

В XII в. на территории современного Большого Мурашкина существовало мордовское поселение, русские появились после битвы с татарами на р. Пьяна в 1377.

 

БОЛЬШОЕ СЕЛО, село в Ярославской обл. Расположено на р. Юхоть (приток Волги). Население 4,3 тыс. чел.

Основано в XVI в. как вотчина вел. князей московских.

 

БОЛЬШОЙ ТЕАТР, ведущий театр оперы и балета России. Основан в 1776 в Москве на базе труппы антрепренёра М. Е. Медокса и кн. П. в. Урусова. Спектакли первоначально шли в доме графа Р. И. Воронцова, с 1780 — в специальном помещении на Петровке, а с 1825 в нынешнем здании, построенном по проекту А. А. Михайлова архитектором О. И. Бове.

После пожара 1853 здание было восстановлено арх. А. К. Кавосом. Пятиярусный зрительный зал, вмещающий свыше 2 тыс. зрителей, обладает высокими акустическими качествами. Архитектурный облик Большого театра отличается величавой монументальностью и простотой классических форм.

Театр сыграл выдающуюся роль в развитии русского оперного и балетного искусства. На его сцене были впервые поставлены многие выдающиеся произведения отечественной классики (М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, Б. В.Асафьева, С. С. Прокофьева, В. А. Гаврилина). На сцене Большого театра выступали певцы Ф. И. Шаляпин, Л. В.Собинов, А. В.Нежданова, Н. А. Обухова, И. С. Козловский, А. С. Пирогов, М. Д. Михайлов, С. Я. Лемешев; мастера балета Е. В. Гельцер, Г. С. Уланова, О. В.Лепешинская, М. Т. Семенова, Е. С. Максимова, В. В. Васильев.

 

БОНДАРЕВ Юрий Васильевич (р. 15.03.1924), русский писатель и общественный деятель. В повести «Батальоны просят огня» (1957) и романе «Горячий снег» (1969) показывает Великую Отечественную войну глазами русского солдата. Переживания русского человека, прошедшего войну, раскрыты в романах «Тишина» (1962), «Берег» (1975), «Выбор» (1980). Один из создателей героической киноэпопеи о Великой Отечественной войне «Освобождение» (1970–72).

 

БОНДАРЕНКО Владимир Григорьевич (р. 16.02.1946), русский журналист и общественный деятель, один из основателей и руководителей патриотических газет «День», «Завтра», «День литературы».

 

БОНДАРЧУК Сергей Федорович (25.09.1920-20.10.1994), русский киноактер и режиссер. Родился на Украине в Одесской обл. в семье рабочего. Учился в театральном училище. С началом Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт. После Победы поступил во ВГИК (мастерская С. А. Герасимова). Первая роль — в фильме «Молодая гвардия» (1948). Среди лучших ролей — Тарас Шевченко (1951; Сталинская премия, 1952), доктор Дымов в чеховской «Попрыгунье» (1955), Отелло (1956), отец Сергий в одноименном фильме по Л. Н. Толстому (1978). В 1959 впервые выступил в роли кинорежиссера: фильм по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека». Большим общенациональным событием стала четырехсерийная киноэпопея «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого (1967), в которой режиссер Бондарчук снялся в роли Пьера Безухова.

Др. фильмы: «Ватерлоо» (1970), «Они сражались за Родину» (1975), «Борис Годунов» (1988).

 

БОР , город в Нижегородской обл. Расположен на Волге, напротив г. Нижний Новгород, с которым соединен (с 1965) автодорожным мостом. Население 64,6 тыс. чел.

Впервые упоминается в XIII в. как Везломская слободка в устье р. Везлома, позднее перенесена на 1 км к северу под названием Боровская слобода.

 

БОРИС ГОДУНОВ (ок. 1552-13.04.1605), русский царь (с 17 февраля 1598), сын боярина Федора Годунова. Возвышение его связано с женитьбой на дочери Малюты Скуратова Марии (ок. 1570) и браком его сестры Ирины и сына Иоанна Грозного Феодора.

Первые годы царствования Бориса Годунова не давали никаких оснований для тревог, явив собой вершину державной мощи Русского государства. Сам Годунов, являвшийся реальным правителем Руси с 1588, когда ему официальным решением Думы было даровано право самостоятельно сноситься с иностранными государями, показал себя как дальновидный и опытный политик. В области внутренней политики он уверенно опирался на массу мелкого служилого люда, составлявшего административный каркас государства, всемерно поддерживал взгляд на сословные и гражданские обязанности своих подданных как на религиозное служение и безусловно придерживался идеалов «симфонии властей» в отношениях с Русской Церковью. В области внешней — предпочитал войне средства мирные и ненасильственные, подняв тем не менее мощь России на невиданную высоту.

Продолжая политику Иоанна Грозного, Борис стремился на западе дать Руси выход к Балтийскому морю, на востоке и юго-востоке — укреплял границы, закреплял за державой недавно обретенные сибирские пространства.

Сами обстоятельства его восшествия на престол весьма знаменательны, с точки зрения характеристики политических нравов того времени. Ведя свой род от татарского мурзы Чета (в крещении Захарии), поступившего на службу к Ивану Калите еще в XIV в., Борис принадлежал к его младшей ветви, выдвинувшейся лишь во время опричнины, в то время как старшая линия рода — Сабуровы — числили себя среди знатнейших русских родов еще с XV в. Будучи всевластным правителем государства, опираясь на безграничное доверие царя, он все же ясно понимал, что его положение в боярской среде не дает ему прочных надежд на самостоятельную, тем более первенствующую роль после успения государя.

Поэтому представляется вполне естественным, что, памятуя о боярских смутах, он совершенно искренне отказывался от царского венца, когда тот был ему предложен Собором. В историографии стало общим местом обвинение Бориса в тайном властолюбии, завистливости и тщеславии. Человек грешен, и Годунов, конечно, не был исключением, но в свете достоверно известных фактов подобные обвинения видятся все же как явное и неоправданное преувеличение.

Когда в девятый день после кончины царя Феодора Иоанновича было торжественно объявлено, что вдова его Ирина отказывается от царства и удаляется в монастырь, Россия оказалась перед труднейшим выбором. «Сия весть, — пишет Карамзин, — поразила Москву: святители, дума, сановники, дворяне, граждане собором пали пред венценосною вдовою, плакали неутешно, называли ее материю и заклинали не оставлять их в ужасном сиротстве; но царица, дотоле всегда мягко-сердая, не тронулась молением слезным: ответствовала, что воля ее неизменна и что государством будут править бояре вместе с патриархом, до того времени когда успеют собраться в Москву все чины Российской державы, чтобы решить судьбу отечества по вдохновению Божию. В тот же день Ирина выехала из дворца Кремлевского в Новодевичий монастырь и под именем Александры вступила в сан инокини. Россия осталась без главы, а Москва — в тревоге, в волнении.

Где был Годунов и что делал? Заключился в монастыре с сестрою, плакал и молился с нею. Казалось, что он, подобно ей, отвергнул мир, величие, власть, кормило государственное и предал Россию в жертву бурям; но кормчий неусыпно бодрствовал, и Годунов в тесной келий монастырской твердою рукою держал царство!

Сведав о пострижении Ирины, духовенство, чиновники и граждане собралися в Кремле, где государственный дьяк и печатник Василий Щелкалов, представив им вредные следствия безначалия, требовал, чтобы они целовали крест на имя Думы боярской. Никто не хотел слышать о том; все кричали: «Не знаем ни князей, ни бояр; знаем только царицу: ей мы дали присягу и другой не дадим никому; она и в черницах мать России». Печатник советовался с вельможами, снова вышел к гражданам и сказал, что царица, оставив свет, уже не занимается делами царства и что народ должен присягнуть боярам, если не хочет видеть государственного разрушения. Единогласным ответом было: «И так да царствует брат ее!» Никто не дерзнул ни противоречить, ни безмолвствовать, все восклицали: «Да здравствует отец наш, Борис Федорович! Он будет преемником матери нашей царицы!» Немедленно всем собором пошли в монастырь Новодевичий, где патр. Иов, говоря именем отечества, заклинал монахиню Александру благословить ее брата на царство, ею презренное из любви к жениху бессмертному, Христу Спасителю, — исполнить тем волю Божию и народную — утишить колебание в душах и в государстве — отереть слезы россиян, бедных, сирых, беспомощных и снова восставить державу сокрушенную, доколе враги христианства еще не уведалп о вдовстве Мономахова престола. Все проливали слезы — и сама царица-инокиня, внимая первосвятителю красноречивому. Иов обратился к Годунову; смиренно предлагал ему корону, называл его свышеизбранным для возобновления царского корени в России, естественным наследником трона после зятя и друга, обязанного всеми успехами своего владычества Борисовой мудрости». Что же Борис? Он «клялся, что никогда, рожденный верным подданным, не мечтал о сане державном и никогда не дерзнет взять скипетра, освященного рукою усопшего царя-ангела, его отца и благотворителя; говорил, что в России много князей и бояр, коим он, уступая в знатности, уступает и в личных достоинствах; но из признательности к любви народной обещается вместе с ними радеть о государстве еще ревностнее прежнего. На сию речь, заблаговременно сочиненную, патриарх ответствовал такою же, и весьма плодовитою, исполненною движений витийства и примеров исторических; обвинял Годунова в излишней скромности, даже в неповиновении воле Божией, которая столь явна в общенародной воле; доказывал, что Всевышний искони готовил ему и роду его на веки веков державу Владимирова потомства, Федоровою смертию пресеченного, напоминал о Давиде, царе Иудейском, Феодосии Великом, Маркиане, Михаиле Косноязычном, Василии Македонском, Тиберии и других императорах византийских, неисповедимыми судьбами небесными возведенных на престол из ничтожества; сравнивал их добродетели с Борисовыми; убеждал, требовал и не мог поколебать его твердости ни в сей день, ни в следующие — ни пред лицом народа, ни без свидетелей — ни молением, ни угрозами духовными. Годунов решительно отрекся от короны.

Но патриарх и бояре еще не теряли надежды: ждали великого собора, коему надлежало быть в Москве через шесть недель по смерти Феодора; то есть велели съехаться туда из всех областных городов людям выборным: духовенству, чиновникам воинским и гражданским, купцам, мещанам. Годунов хотел, чтобы не одна столица, но вся Россия призвала его на трон, и взял меры для успеха, всюду послав ревностных слуг своих и клевретов: сей вид единогласного свободного избрания казался ему нужным — для успокоения ли совести? Или для твердости и безопасности его властвования? Борис жил в монастыре, а государством правила Дума, советуясь с патриархом в делах важных; но указы писала именем царицы Александры и на ее же имя получала донесения воевод земских. Между тем оказывались неповиновение и беспорядок: в Смоленске, в Пскове и в иных городах воеводы не слушались ни друг друга, ни предписаний Думы. Носились слухи о нападении хана крымского в пределы России, и народ говорил в ужасе: «Хан будет под Москвою, а мы без царя и защитника!» Одним словом, все благоприятствовало Годунову, ибо все было им устроено!

В пятницу, 17 февраля, открылась в Кремле Дума Земская, или Государственный Собор, где присутствовало, кроме всего знатнейшего духовенства, синклита, двора, не менее пятисот чиновников и людей выборных из всех областей, для дела великого, небывалого со времен Рюрика: для назначения венценосца России, где дотоле властвовал непрерывно, уставом наследия, род князей варяжских и где государство существовало государем; где все законные права истекали из его единственного самобытного права: судить и рядить землю по закону совести. Час опасный: кто избирает, тот дает власть и, следственно, имеет оную: ни уставы, ни примеры не ручались за спокойствие народа в ее столь важном действии; и сейм кремлевский мог уподобиться варшавским: бурному морю страстей, гибельных для устройства и силы держав. Но долговременный навык повиновения и хитрость Борисова представили зрелище удивительное: тишину, единомыслие, уветливость во многолюдстве разнообразном, в смеси чинов и званий. Казалось, что все желали одного: как сироты, найти скорее отца — и знали, в ком искать его. Граждане смотрели на дворян, дворяне — на вельмож, вельможи — на патриарха. Известив собор, что Ирина не захотела ни царствовать, ни благословить брата на царство и что Годунов также не принимает венца Мономахова, Иов сказал: «Россия, тоскуя без царя, нетерпеливо ждет его от мудрости Собора. Вы, святители, архимандриты, игумены, вы, бояре, дворяне, люди приказные, дети боярские и всех чинов люди царствующего града Москвы и всей земли Русской! Объявите нам мысль свою и дайте совет, кому быть у нас государем. Мы же, свидетели преставления царя и великого князя Феодора Иоанновича, думаем, что нам мимо Бориса Феодоровича не должно искать другого самодержца». Тогда все духовенство, бояре, воинство и народ единогласно ответствовали: «Наш совет и желание то же: немедленно бить челом государю Борису Феодоровичу и мимо его не искать другого властителя для России».


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!