БОБРЕНЕВ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ мужской монастырь, 22 страница



Д. Авдусин 

 

БЕРИНГ (Bering) Витус Ионассен (Иван Иванович) (1681-8.12.1741), мореплаватель. Выходец из Дании. В 1703 Беринг поступил на российскую службу, с тех пор до последних дней своей жизни преданно служил России. В 1725 назначен начальником 1-й Камчатской экспедиции (1725–30), целью которой было выяснить наличие перешейка или пролива между Азией и Америкой. В июне — сентябре 1728 экспедиция Беринга на судне «Св. Гавриил», обойдя восточный берег Камчатки, южный и восточный берега Чукотки, прошла проливом, названным впоследствии Беринговым. В 1730 получил чин капитан-командора.

В 1732 Беринг назначен руководителем 2-й Камчатской экспедиции, ее целью было обследование побережий Ледовитого океана, изучение Сибири и Дальнего Востока, исследование севера Тихого океана и плавание к Японии. Перед экспедицией стояла задача — окончательно установить существование пролива или перешейка между двумя континентами. Экспедиция основала Петропавловский острог (1740) (ныне Петропавловск-Камчатский). В 1740 пакетботы «Св. Петр» (командир Беринг) и «Св. Павел» (командир А. И. Чириков) вышли из Охотска после зимовки в Авачинской губе и направились на восток. 20 июня 1741 корабли разошлись и более не встретились. Суда прошли морем, названным впоследствии Беринговым, достигли побережья Аляски. На обратном пути Беринг открыл часть Шумагинских и Алеутских островов. Возвращение было тяжелым, экипажи страдали от недостатка продовольствия и болезней. Сам Беринг тяжело заболел и умер на острове (ныне о. Беринга), рядом с которым «Св. Петр» потерпел крушение.

Камчатские экспедиции оставили огромное картографическое наследство. Мореходами было создано более 60 общих и региональных карт. Часть открытий 2-й Камчатской экспедиции отражена в «Атласе Российском» (1746), оказавшем влияние на развитие западноевропейской географии и картографии.

Л. Н. Вдовина 

 

БЕРИНГОВ ПРОЛИВ, между Азией и Северной Америкой. Соединяет Сев. Ледовитый океан (Чукотское море) с Тихим океаном (Берингово море). Дл. 96 км, наименьшая ширина 86 км, наименьшая глубина 36 м. По проливу между о-вами Диомида проходит государственная граница России и США и линия перемены дат. Берингов пролив впервые пройден казаком С. И. Дежнёвым и Ф. А. Поповым (Ф. Алексеевым) во время промысловой экспедиции 1648, затем в 1728 — русской экспедициейВ. Беринга, именем которого назван.

 

БЕРИНГОВО МОРЕ, полузамкнутое море Тихого океана, между Азией (Россия) и Северной Америкой (США); отделено от основной части океана Алеутскими и Командорскими островами. Беринговым проливом соединяется с Чукотским морем. Площадь 2315 тыс. кв. км.

 

БЕРЛЮКОВСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ пустынь, Московская еп., в окрестностях Богородска, на берегу р. Вори. Учреждена в 1779 митр. Платоном, на месте бывшего тут некогда Берлюковского монастырища, или погоста, основанного в 1606-13 и получившего свое название оттого, что во время самозванщины здесь поселились под видом отшельников крестьяне с предводителем своим Берлюком. В 1829 в числе древних икон чудесно обретен здесь образ — «Лобзание Спасителя Иудою», и бывшие от него исцеления привлекли множество богомольцев.

С. В. Булгаков 

 

БЕС (слав.: гадкий, отвратительный), то же, что чёрт (праслав.: проклятый), дьявол (греч.: клевещущий), сатана (евр.: противодействующий), денница (люцифер), велиал (велиар), веельзевул. По учению христианской церкви, злой дух или глава злых духов, виновник зла в мире, враг истины, Бога и людей.

 

«БЕСЕДА», научный, литературный и политический журнал славянофильского направления, выходил в Петербурге в 1871-72. Выступал за сильное Русское государство на исторических началах русского народа, пропагандировал идеи славянского движения. В числе главных авторов журнала — А. И. Кошелев, И. О. Аксаков, А. Н. Майков, А. Ф. Писемский, А. К. Толстой, С.Юрьев.

 

БЕСКОРЫСТИЕ, свобода духа от привязанности к материальным благам (B. C. Соловьев).

 

БЕССАРАБИЯ, территория у Черного моря между реками Днестр, Прут и низовьями Дуная. В X — XI вв. входила в состав Руси. В XII — XIII вв. — в состав Галицко-Волынского княжества. В XVI — XVIII вв. оккупирована Турцией. Возвращена России в 1818. Временно отторгнута от России в 1856 (возвращена в 1878). Вновь отторгнута в 1918 (возвращена в 1940).

 

БЕССМЕРТИЕ, состояние вечности, присущее Богу и причастным к Нему верующим людям. Бессмертие достигается благочестивой жизнью во Христе, который даровал его своим ученикам и последователям Своею смертью. Душа праведника не умирает со смертью тела. Если верующий заслуживает бессмертия, то вначале он воскреснет духом, а в конце времен Бог даст душам верующих новые бессмертные тела. Иная участь ждет грешников. Бесконечность адских мук не есть бессмертие, а постоянное умирание.

 

БЕЦКОЙ Иван Иванович (3.02.1704-31.08.1795), русский государственный и общественный деятель, педагог. Внебрачный сын фельдмаршала И. Ю. Трубецкого. Учился в кадетском корпусе, служил в Петербурге в Коллегии иностранных дел, в 1747 вышел в отставку и до 1762 жил гл. обр. за границей. В 1764–94 президент Академии художеств в Петербурге. В 1763 представил Екатерине II план школьной реформы — «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (утвержден в 1764), в котором, так же как и в уставах шляхетского корпуса и воспитательных домов и др. соч., изложил свои педагогические взгляды. Надеялся посредством воспитания создать «новую породу людей» (гуманных и справедливых дворян, а также купцов, промышленников, ремесленников, т. е. «третий чин»). Условием формирования первого поколения «новых людей» Бецкой считал строгую изоляцию воспитанников от пагубного влияния общества, предрассудков и пороков старого поколения. С этой целью в 1760 — н. 70-х создал систему закрытых учреждений сословного характера для детей от 5 — 6 до 18 — 20 лет, в т. ч. воспитательные дома в Москве и Петербурге, Коммерческое училище, мещанские училища при Сухопутном шляхетском корпусе и при Академии художеств, Смольный институт с мещанским отделением, положивший начало среднему женскому образованию в России. Основной задачей новых учреждений считал воспитание совершенного человека и гражданина; обучению отводил второстепенную роль. В программы включил широкий круг общеобразовательных дисциплин, способствующих гл. обр. нравственному развитию воспитанников, определению их способностей и направления будущей деятельности. Для детей из мещанского сословия предусматривал помимо общего образования обучение основам коммерции, ведению хозяйственных дел, ремесленно-художественным специальностям. Серьезное внимание уделял физическому развитию детей, приобщению к домашнему труду. Педагогическая программа Бецкого предполагала использование гуманных методов воспитания. Воспитатели должны быть «добросовестными и примера достойными людьми», обучать без принуждения, с учетом интересов и способностей ребенка, не применять телесных наказаний.

 

БИЙСК, город в Алтайском крае. Расположен на р. Бия. Население 240 тыс. чел.

Основан в 1709 как крепость Бийско-Кузнецкой укрепленной линии. Город Бийск с 1782. В 35 км от Бийска — село Сростки, родина писателяВ. М. Шукшина.

 

БИЛИБИН Иван Яковлевич (4/16.08.1876-7.02.1942), русский график и театральный художник, член художественного объединения «Мир искусства». Знаменит своими книжными иллюстрациями русских былин и сказок, произведений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, основанными на орнаментальной стилизации мотивов народного искусства.

 

БИОГЕОХИМИЯ, наука о роли организмов в истории химических элементов Земли и о взаимосвязи организмов с земной корой, созданная великим русским ученым В. И. Вернадским.

 

БИОСФЕРЫ УЧЕНИЕ, выдающееся открытие великого русского ученого В. И. Вернадского. Совокупность живых организмов в биосфере он назвал живым веществом. Согласно учению Вернадского, живое вещество, трансформируя солнечное излучение, вовлекает неорганическую материю в непрерывный круговорот.

 

БИРЮСА (Она), река, левая составляющая р. Тасеева (бассейн Ангары), в Иркутской обл. и Красноярском крае. Дл. 1012 км, площадь бассейна 55,8 тыс. кв. км. Основные притоки: Тагул, Туманшет, Пойма (лев.); М. Бирюса, Топорок (прав.).

 

БИЧЕВСКАЯ Жанна Владимировна (р. 1944), певица, собирательница и исполнительница русских народных, казачьих и духовных песен. Ученица И. П. Яунзем.

 

БЛАГО , в христианстве состояние, присущее Богу и не отступившей от Него части творения.

«Никто не благ, как только один Бог»

(Мф. 19: 17). Отойди от зла и сотвори благо. В русской философии высшее благо понимается как единство добродетели и благополучия. Благо есть безусловно желаемое, добродетель — безусловно должное (B. C. Соловьев).

О. П. 

 

БЛАГОВЕЩЕНИЕ, один из Великих Богородичных праздников христианской церкви, приходящийся на 25 марта и посвященный воспоминанию возвещения Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова. О самом событии повествуется в одном только Евангелии от Луки (Лук. 1: 26-38), но подробно, что соответствует важности его.

Событие совершилось в шестой месяц после зачатия Иоанна Крестителя. По времени установления праздник Благовещения является одним из древнейших Богородичных праздников. Настолько же древне приурочение его к 25 марта. Крайние сроки, с которыми совпадает Благовещение, — четверг третьей недели Великого поста и среда Светлой седмицы. Соответственно величию этого дня, церковное празднование Благовещения не отменяется, если даже праздник приходится в Пасху, а пост ради него ослабляется: поэтому еще VI Вселенский Собор постановил совершать в день Благовещения литургию Иоанна Златоуста, а не Преждеосвященных Даров.

Благовещение — один из самых распространенных сюжетов русского иконописания. На иконе XVI в. перед Богоматерью стоит Архангел Гавриил, обхватив обеими руками большой восьмиконечный черный крест. Богоматерь стоит во весь рост и удерживает на руках Спасителя, Который отворачивается от видения. На иконе надпись читается: «Рече Богородица к Архангелу: «О Архангеле, уже прежде благовестил еси радость, егда зачати во утробе и породиши Сына, Его же царствию не будит конца, и ныне вижу тя крест держаще, утробою уязвляюся, вспоминая Симеоново пророчество». Отвещает Архангел и рече: «Подобает Сыну Человеческому много пострадать, и распятому быть, и в третий день воскреснуть». В русском народном календаре Благовещение отмечалось как начало весны, как день «открытия земли», пробуждения ее ото сна, выхода из земли гадов, змей, лягушек, мышей, насекомых, появления нечистой силы, прилета птиц, пробуждения пчел, медведей. Благовещение — подобно Рождеству, предвещало и магически предопределяло весь грядущий год.

Предки наши говорили, что Благовещение — самый большой у Бога праздник. В день этот, как в Пасху, и грешников в аду не мучат. На Благовещение, как и на другие важнейшие церковно-народные праздники — Пасху, Ивана Купалу, Рождество Христово, Петров день, — солнце играет при своем восходе. Предки наши считали не только тяжким грехом на Благовещение браться за какое-либо дело, но верили, что даже неразумная тварь чествует этот великий праздник. Они говорили, что если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, то в наказание за это у нее отнимаются на время крылья, и она не может летать, а вместо того ходит по земле. В древнем русском быту с праздника Благовещенье считали начало года, который отсего нередко назывался у наших предков «благовещенским». Благовещения считалось также началом весны. По древненародному верованию, в день Благовещения сам Бог благословляет землю, открывает ее на сеяние. Отсюда получил свое начало обычай накануне этого праздника или на самый праздник освящать просфоры или семена: те и другие потом хранились нашими сельскими хозяевами до первых весенних посевов как знак видимого благословения Божня для хорошего роста и плодородия своих нив.

Радуясь празднику Благовещения, наши предки выражали свою радость очень умилительным образом, именно отпускали птиц на волю в той мысли, что создания эти будут благословлять пред Творцом виновников своей свободы. Нельзя не заметить, что обычай этот довольно соответствует празднику Благовещения как великому дню свободы всего мира. В Малороссии в старину внуки и дети на праздник Благовещения вывозили на лубках своих престарелых и бедных дедов и отцов на улицу и собирали для них милостыню. Наконец, с днем Благовещения связано множество примет и наблюдений, по которым русские гадали о будущей погоде и урожае: «Каково Благовещение, таково и Светлое Воскресение. Благовещение — грибное лето» и т. п. Здесь особенно много значило то, что этот праздник, как мы видели, служит началом весны и вместе с тем древнерусского народного года. Между обрядами и верованиями, связанными с Благовещением, некоторые сохранились от языческой старины. Таков, например, обычай сжигать соломенные постели и старую обувь, скакание чрез костры, окуривание как предохранительное средство от всякого рода болезней.

Все эти обряды близки по своему характеру к обрядам купальским. В них выражалась вера в очистительную и целебную силу огня, свойственная всем древним языческим религиям, и в частности древнерусской. Приурочены они к празднику Благовещения потому, что этот день считался началом весны, времени пробуждения всеоживляющего солнца, источника теплоты и света. Поэтому церковь наша не могла не осудить эти суеверия; уже в Кормчей 1282 читаем запрещение против тех, которые в день Благовещения «пред храмины своими, или враты домов своих, пожар запаливше, прескакают по древнему некоему обычаю». К подобного же рода остаткам язычества нужно отнести и то, что на Благовещение воры старались что-либо украсть в надежде, что, если это им удастся сделать теперь, они могут быть уверены в успехе своих предприятий к празднику Благовещенья на том основании, что в древнерусской жизни он был началом года, а с новым годом вообще и доселе связываются подобного рода поверья. Многие русские верят, что как кто встретит и проведет первый день года, так пройдет для него и весь год. По погоде того дня, считая дождь благоприятным предзнаменованием, по снегу на крыше, по морозу или по оттепели старались угадать, каково будет лето и каков будет урожай: «На Благовещение дождь, родится рожь». Если на Благовещение будет день красный, то предполагают, что в тот год много беды принесут пожары, если же пойдет дождик, то будет «грибной» год, если мороз, то надо ждать еще 40 утренников, хотя, во всяком случае, это уж не зима, как и Покров не лето. Много уже прибыло дня, светло и днем, и вечером, и не нужно уже дуть огня. Во многих еще местах сохранялось верование в огонь, через который в этот день скакали, чтобы избавить себя от призора; окуривали свои платья для того, чтобы предостеречь себя от «обаяния», и сожигали свои соломенные тюфяки, чтобы истребить болезни. Плохой хозяин не положит кусочек целой просфоры в клети в сусек, чтоб было в нем на будущую осень больше хлеба.

Придерживающиеся старины люди советовали печь «мирские (из общей муки) благовещенские просвиры» и нести их для освящения к обедне («вынимать за здравие»). Принеся домой такую просфору, ее клали сначала под божницу, а потом — в закром с овсом, оставляя ее в последнем до первого ярового засева. Сея яровину, сеятель брал ее из закрома и носил с собою во все время посева привязанною к сеялке. Соблюдением этого обычая надеялись оградить нивы от всякого «полевого гнуса» (вредных для хлебов насекомых) и вообще заручиться благой надеждою на урожай. Если у кого в хате была икона праздника, то ставили ее на Благовещеньев день в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева, приговаривая при этом:

 

Мать Божья!

Гавриил-архангел!

Благовестите,

Благоволите,

Нас урожаем благословите:

Овсом да рожью,

Ячменем, пшеницей

И всякого жита сторицей!

 

Пожилые женщины пережигали в этот день соль в печи. С этой солью, которая, по поверью, оказывает чудеса в разных болезнях, они пекли небольшие булки, предназначенные для лечения скота и называемые «бяшки».

По существующим в Малороссии поверьям, Бог благословляет в этот день все растения, и все верили, что какова погода задастся в Благовещенье, такова будет и на Велик день, т. е. на Пасху.

К этому дню был приурочен обычай среди всеобщих пожеланий благоденствия выпускать изловленных в тенеты и сети перелетных пташек Божиих на волю. Этим праздновался приход весеннего тепла, победившего зимнюю стужу студеную, и одновременно как бы приносилась бескровная жертва природе.

В малоросских губерниях можно было услышать в народе сказание о том, как Богоматерь засевает все нивы земные с небесной высоты. Гавриил-архангел водит соху с запряженным в нее белым конем, а «Мать Пресвятая Богородица» разбрасывает из золотой кошницы всякое жито пригоршнями, а в то же самое время «устами безмолвными, сердцем глаголящим» молит Господа Сил о ниспослании благословения на будущий урожай.

Значение праздника Благовещения среди великопостных дней видно, между прочим, и из обихода в жизни московских царей, строго соблюдавших все церковные уставы и правила поста. Еженедельно, по свидетельству Котошихина, в понедельник, среду и пятницу готовились кушанья рыбные и пирожные с маслом оливковым, ореховым, льняным и конопляным. В посты же Великий и Успенский готовилась сырая и гретая капуста, соленые, сырые и гретые рыжики и кушанья ягодные, но без масла. Оно разрешалось только в Благовещеньев день в равной степени как для царицы, так и для царевичей. Только малолетним царевичам и царевнам давалось разрешение во все посты на рыбные блюда и пирожные на масле для того, «что им еще в молодых летах посту держати не мочно». Кто вообще не хотел поститься, т. е. ел рыбу, упивался вином, того «унимали, смиряли и отлучали власти и попы от церкви Божией и налагали епитимью. Кроме Благовещения, государю разрешалась всякая приправа еще в именинные дни царицы и детей, когда на всех обедах полагались заздравные чаши включительно до монастырей. Для Благовещеньева дня в XVI в. сделано было исключение как нововведение, наравне с днем Рождества Христова, заключавшееся в том, что во время богослужения раздавались монастырской братии и мирянам свечи, как в неделю Ваий, в последние дни Страстной недели и в день св. Пасхи.

В старой Москве совершался особый, теперь также оставленный и забытый, «чин хлеболомления» за всенощным бдением при благословении хлебов, пшеницы, вина и елея. Основное сходство обычая, совершавшегося также и в Новгороде, заключалось в том, что как святитель новгородский, так и святейшие патриархи московские благословленные в эту ночь «благодарные» хлебы и вино предназначали к раздаче всем предстоящим во храме. Пшеницу от всенощной в Новгороде сыпали в житницы, а хлеб раздавал святитель в дома на благословение. В Москве патриарх, раздробивши хлеб, подносил часть, а иногда и целый хлеб государю, который обязательно присутствовал на храмовом празднике своего домового собора в честь Благовещения Богоматери, начатого постройкою в 1397 сыном Дмитрия Донского Василием. Патриарх каждому из церковных властей и царских бояр давал по целому хлебу «укругами», т. е. толстыми ломтями, и по целой стопе вина. Эти же укруги с небольшим количеством вина получал и народ. Царице и всему царскому семейству с ближним боярином посылал патриарх то же самое: стольники несли хлеб и кубки с вином.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!