БОБРЕНЕВ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ мужской монастырь, 20 страница



 

БАТУРИНСКИЙ КРУПИЦКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь, Черниговская еп., в окрестностях Конотопа, при р. Сейм, в семи верстах от Батурина. Основан в XV в. Разоренный крымскими татарами, он был возобновлен в XVI в. Крупицким назван от крупиц, падавших близ монастыря во время голода при нападении татар. Предание об этом написано на Евангелии напрестольном собственною рукою св. Димитрия Ростовского, бывшего здесь в 1682–83 игуменом. Чудотворный образ св. Николая Мирликийского и частица мощей вмц. Варвары составляли главную святыню монастыря.

С. В. Булгаков 

 

БАТЮШКОВ Константин Николаевич (18.05.1787-7.07.1855), русский поэт. Родился в семье, принадлежавшей к старинному новгородскому дворянству. После ранней смерти матери воспитывался в частных петербургских пансионах и в семье писателя и общественного деятеля М. Н. Муравьева.

С 1802 — на службе в Министерстве Народного Просвещения (в т. ч. письмоводитель по Московскому университету). Сближается с радищевским Вольным обществом любителей словесности, наук и художеств, но быстро от него отходит. Гораздо теснее его творческие связи с кружком А. Н. Оленина (И. А. Крылов, Гнедич, Шаховской), где процветал культ античности. Деятельно сотрудничает в журнале «Цветник» (1809).

Вступает в литературный кружок «Арзамас», активно противостоящий «Беседе любителей русского слова», объединению патриотов-литераторов и языковедов (см.: Шишков А. С.). В сатире «Видение на берегах Леты» (1809) впервые употребил слово «славянофил».

В 1810-е Батюшков становится главой т. н. «легкой поэзии», восходящей к традиции анакреотики XVIII в. (Г. Р. Державин, В. В. Капнист): воспевание радостей земной жизни сочетается с утверждением внутренней свободы поэта от государственного строя, пасынком которого поэт себя ощущал.

Патриотическое воодушевление, охватившее Батюшкова в связи с Отечественной войной 1812, выводит его за пределы «камерной лирики». Под влиянием тягот войны, разрушения Москвы и личных потрясений поэт переживает духовный кризис, разочаровавшись в просветительских идеях.

В 1822 Батюшков заболевает наследственной душевной болезнью, навсегда пресекшей его литературную деятельность.

 

БАХРУШИН Алексей Александрович (31.01.1865-7.06.1929), русский предприниматель, театральный деятель, коллекционер. Из рода московских кожевенников и суконщиков. Разбогатевшие на казенных поставках во время Русско-турецкой войны, Бахрушины получили известность как профессиональные благотворители: на их средства в Москве построена бесплатная больница, вдовий дом, сиротский приют. На основе своих коллекций А. А. Бахрушин создал первый в России литературно-театральный музей (1894). В 1913 передал этот музей Академии наук. С 1918 Бахрушин заведует Театральным музеем, носящим его имя.

 

БАХРУШИН Сергей Владимирович (26.09/8.10.1882-8.05.1950), русский историк. Из купеческой семьи Бахрушиных. Окончил историко-филологический факультет (1904) Московского университета. Ученик В. О. Ключевского. В 1909 зачислен приват-доцентом университета. В 1908-18 депутат Московской Думы, курировал вопросы школьного образования и призрения сирот. Занимался историей Киевской Руси и историей Русского государства XV-XVII вв., социально-экономической историей народов Сибири и Средней Азии. Участвовал в подготовке «Истории дипломатии», «Дипломатического словаря», «Истории Москвы», ряда учебников. Как участник «монархического заговора» вместе с историком С. Ф. Платоновым был в ссылке (1931-33).

 

БАШИЛОВ Борис (настоящее имя Михаил Алексеевич Поморцев) (1908-1970), русский писатель, историк и общественный деятель. Родился в Сибири, до войны жил в Советской России. Во время войны попал в плен, записался в армию Власова, работал в отделе пропаганды, в равной степени ненавидел большевиков и гитлеровскую власть, мечтал о возрождении России на национальных началах.

После войны бежал в Аргентину, сменив свое имя (путем подчистки документов) на фамилию Тамарцев.

Самым главным трудом Башилова является историко-публицистическое исследование «История русского масонства». Опираясь на серьезные исторические материалы XVII — XX вв., Башилов показывает «вольных каменщиков» как страшную антинациональную силу, стремящуюся погубить и расчленить Россию. С Петра I правящий класс и интеллигенция попали под влияние масонской идеологии и, таким образом, подготовили антирусскую революцию. «История масонства» Башилова сыграла значительную роль в формировании идеологии русской патриотической эмиграции.

В 1960-е Башилов выпустил целый ряд историко-публицистических исследований, объединенных им в цикл «Русское национальное мировоззрение» — «Пламя в снегах (Мифы о русской душе и русском характере)», «Тишайший Царь и его время», «Непонятный предвозвеститель (роль Пушкина в развитии национального мировоззрения)», «Унтерменши, морлоки или русские», «Монархия, республика, диктатура. Политический справочник».

Значительным явлением литературы русской эмиграции стали художественные произведения Башилова «В моря и земли неведомые» и «Юность Колумба Российского». О художественном творчестве Башилова писатель Б. Зайцев замечал, что у того «свой мир, своя любовь, что пишет он хорошо и умело, что рассказал о том, что сердцу близко, что дарование у него несомненное и очень русское, что он, конечно, русак насквозь, это сразу видно».

О. Платонов 

 

БЕДА, в древнерусских представлениях — злое существо, связанное с нечистой силой, которое странствует по свету, выискивая себе жертвы.

«Пришла беда — отворяй ворота! — говорят русские пословицы. — Беда спит, а по людям ходит. Беда ходит не по лесу, а по людям. Где беда ни голодала, а к нам на пирушку попала».

 

БЕДОВИКИ (бездольные), в русских поверьях люди, от рождения обреченные на неудачу, они как бы родятся на свет горемыками, помогать им бесполезно, всем, с кем они общаются, они приносят несчастья. Такие люди должны жить при храмах и монастырях. Здесь они обретают свое место, становясь молитвенниками за всех.

 

БЕЖЕЦК, город в Тверской обл. Расположен на отрогах возвышенности Бежецкий Верх, на правом берегу Мологи (бассейн Волги), при впадении в нее р. Остречины. Население 30 тыс. чел.

Известен с п. XIII в. как поселение Бежичи — центр обширного края Бежецкий Верх (территория в верховьях Мологи); разорено в 1272. Административный центр края был перенесен в крепость Городецк (на место современного Бежецка). С 1766 называется Бежецк.

 

БЕЗМОЛВИЕ, одна из форм православного аскетизма и «умного делания». Совершенное безмолвие есть крест, на котором человек должен распять свои грехи (Серафим Саровский).

 

БЕКЕТОВ Андрей Николаевич (26.11.1825-1.07.1902), русский ботаник. Оказал большое влияние на развитие в России ботанической географии. Помимо флористических исследований, изучал причины безлесья степей, объясняя его климатическими и доисторическими факторами; установил зону «предстепья» (лесостепь); написал первый учебник по географии растений (1886), в котором опередил законы распределения растительности по земному шару и дал сводку данных о растительности Европейской части России.

 

БЕКЕТОВ Николай Николаевич (1.01.1827-30.11.1911), русский физико-химик. Ученик Н. Н. Зинина. Синтезировал органические соединения нового класса бензуреид и ацтуреид. Открыл вытеснение металлов водородом под давлением. Положил начало алюминотермии (восстановление металлов из их окислов алюминием), что имело важное научное и промышленное значение.

Огромной заслугой Бекетова стало вычленение современной физической химии как самостоятельной научной дисциплины.

 

БЕЛАЯ, слобода в Курской обл. Расположена на р. Илек (приток р. Псёл), в 12 км к востоку от ж.-д. ст. Псёл. Население свыше 3 тыс. чел.

Основана в 1664, заселялась казаками, освобожденными от повинностей и подати, таких людей называли «белыми» — отсюда название поселения.

 

БЕЛАЯ БАБА, в древнерусских поверьях дух несчастной судьбы, смерти, неизлечимой болезни. Русские считали, что перед кончиной возле умирающего стоит смерть в виде женщины в белом. В некоторых местах России существовали суеверные обычаи с помощью специальных ритуальных действий не допустить Белую бабу в свой дом. Для этого под крыльцом зарывали кобылью голову, вешали косу над воротами или на верхнем косяке дверей, втыкали под матицей можжевеловую ветку, приколачивали к порогу подкову.

О. П. 

 

БЕЛАЯ РУСЬ, название белорусских земель до XVIII в. Происхождение названия «Белая Русь» точно не выяснено. Возможно, оно обозначало западные земли Руси, не зависевшие в XIII — XIV вв. ни от татаро-монголов, ни от литовских оккупантов. Позже это название распространилось на все западные земли Руси.

 

БЕЛАЯ ЦЕРКОВЬ, город в Малороссии на р. Рось. Археологические данные указывают, что уже в X — XI вв. на Замковой горе в черте Белой Церкви был город. Первое упоминание о Белой Церкви в Ипатьевской летописи относится к 1155; предполагают, что Белая Церковь основана в 1032 Ярославом Мудрым. С 1363 была подвластна Литве, с захватом Украины Польшей (1569) стала владением кнн. Острожских и др. магнатов. Была центром военного формирования Б. Хмельницкого. Здесь был подписан Белоцерковский договор 1651 Б. Хмельницкого с поляками. В 1702–04 — центр казацко-крестьянского восстания против польской шляхты. Окончательно возвращена в состав России в 1793.

 

БЕЛГОРОД, древнерусский город близ Киева, на р. Ирпени; ныне — с. Белгородка. Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 980. В 991 кн. Владимир Святославич укрепил в Белгороде замок. В 997 Белгород успешно выдержал длительную осаду печенегов. В к. X — XI вв. в Белгороде был детинец (площ. 10 га) и острог. Мощные земляные валы Белгорода состояли из бревенчатых срубов, заполненных сырцовым кирпичом. Играл важную роль в феодальных войнах князей и в обороне Киева. В Белгороде были свои тысяцкий и епископ. После татаро-монгольского нашествия в 1-й пол. XIII в. запустел; в XVII в. превратился в село. В результате раскопок в 1909-10 в Белгороде обнаружены дома, гончарный горн с посудой, большое число бытовых вещей XI — XIII вв., многоцветная майолика местного производства, украшавшая кирпичные церкви и богатые деревянные дома.

 

БЕЛГОРОД, центр Белгородской обл. Расположен на южной окраине Среднерусской возвышенности, на правом берегу Северского Донца. Население 326 тыс. чел.

Впервые упоминается как населенный пункт в 1237. По мнению историка Н. М. Карамзина, Белгород построен в 1593 (считается годом его основания) для защиты Муравского шляха от частых набегов крымских татар, был обнесен земляным валом; стал самой укрепленной крепостью Белгородской засечной черты. В XVII в. гл. военно-административный пункт на южной границе Русского государства. В 1785 с присоединением к России Крыма и Новороссийского края исключен из числа крепостей. В 1708 приписан к Киевской губ. С 1719 — в Курской губ. С 1779 уездный город Курского наместничества, с 1796 — Курской губ. С 1-й пол. XVIII в. становится крупным промышленным и культурным центром.

 

БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКИЙ (до 1944 — Аккерман), город в Новороссии, близ Днестровского лимана, в 20 км от Черного моря. Из Воскресенской летописи следует, что Белгород-Днестровский являлся одним из древних русских городов, важным торговым центром на пути из Европы в Азию. В 545 принадлежал антам, в X — XI вв. — восточнославянским племенам тиверцев и уличей. В XIII в. захвачен татарами. Возвращен России в 1812 году. В 1918 оккупирован Румынией. С 1940 снова в составе России.

 

БЕЛГОРОД-РЯЗАНСКИЙ, древнерусский город, впервые упоминается в Никоновской летописи под 1155; в 1208 был сожжен кн. Всеволодом Большое Гнездо во время похода на Рязань. О месте расположения Белгорода существуют различные предположения: при впадении р. Кишни (Кишки) в Оку, ниже Старой Рязани (Спасский р-н); на Оке, в 2 км от Дединова; на р. Прони, на месте Лубянского городища.

 

БЕЛЕВ, город в Тульской обл., на левом берегу Оки. Население 18 тыс. чел.

Впервые упоминается в 1147; с к. XIII в. под властью Великого княжества Литовского, в 1494 присоединен к Русскому государству. В XVI — XVII вв. хорошо укрепленный Белев входил в засечную черту. Город с 1777. В сер. XIX в. Белев — второй по экономическому развитию город Тульской губ., был известен производством яблочной пастилы.

 

БЕЛЁВСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ мужской монастырь, Тульская еп., в Белёве. Основан в 1525. Здесь находился древний образ св. Иоанна Крестителя. Монастырю принадлежала Николаевская церковь в Завырской стороне; в ней находилась весьма чтимая икона св. Николая Чудотворца, явившаяся на этом месте.

 

БЕЛЛИНСГАУЗЕН Фаддей Фаддеевич (9.09.1778-11.05.1852), российский военно-морской деятель, мореплаватель, адмирал (1843). Родился на о. Эзель в семье остзейских дворян.

По окончании в 1797 Морского кадетского корпуса Беллинсгаузен плавал на кораблях Ревельской эскадры. В 1803–06 на фрегате «Надежда» под командованием И. Ф. Крузенштерна участвовал в первом русском кругосветном плавании. По возвращении командовал корветом и фрегатом на Балтике и на Черном море. Во время плаваний по Балтийскому и Черному морям проводил картографические и астрономические исследования.

В 1819–21 Беллинсгаузен возглавлял вторую российскую кругосветную экспедицию на шлюпах «Восток» и «Мирный». В январе 1820 экспедиция подошла к берегам Антарктиды и исследовала прибрежный ледяной шельф по пути на восток. Так был открыт новый материк, названный Беллинсгаузеном «ледяным материком». Затем оба корабля разными путями направились к Австралии и встретились в порту Сиднея. Из Сиднея экспедиция отправилась в Тихий океан, где в архипелаге Туамоту открыла группу ранее неизвестных островов, названных в честь видных русских военных и государственных деятелей. В сентябре 1820 экспедиция вернулась в Сидней, откуда вновь направилась для исследования Антарктиды в Западном полушарии. В январе 1823 был открыт остров, названный в честь Петра I, и берег, названный Берегом Александра I. Далее экспедиция достигла группы Южных Шетландских островов, где была открыта и исследована новая группа островов, названная в честь крупных сражений Отечественной войны 1812 (Бородино, Смоленск и пр.), а также именами видных морских деятелей России. В конце июля 1821 экспедиция вернулась в Кронштадт, проделав за два года путь в 50 тыс. миль и проведя обширные гидрографические и климатические исследования. С собой она привезла ценные ботанические, зоологические и этнографические коллекции. Итоги экспедиций 1803–06 и 1819–21 Беллинсгаузен изложил в книге «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 гг., совершенные на шлюпах «Восток» и «Мирный» (1831).

Л. И. Вдовина 

 

БЕЛОБЕРЕЖСКАЯ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКАЯ пустынь, Орловская еп., на урочище Белые Берега, при р. Снежети, в окрестностях Брянска. Основана ок. 1661 иеромонахом Серапионом. Здесь находилась принесенная им Белобережская икона Божией Матери Троеручицы, прославившаяся многими чудесами.

 

БЕЛОБОГ (белбог, белун), в древнерусской языческой мифологии бог света, добра, удачи, счастья, блага, богатства. В ритуальной практике противопоставлялся Черному богу, составляя с ним неразрывную пару. Наименование «Белые боги» сохранилось в названии некоторых урочищ, одно из которых существовало под Москвой. У белорусов до сих сохраняется предание о Белуне.

 

БЕЛОВ Василий Иванович (р. 23.10.1932), русский писатель. Вырос в разоренной вологодской деревне, с детства работал в колхозе, служил в армии, всю жизнь провел в родном краю. Учился в столичном Литинституте. Писательская слава пришла к Белову сразу после публикации в петрозаводском журнале «Север» повести «Привычное дело» (1966). Классическим образом простого человека стал Иван Африканыч из «Привычного дела». В нем раскрываются «важные черты русской души, не лишенной известных противоречий. Он стойкий, терпеливый, работающий день и ночь, честный, любящий глубоко и сильно свою жену, добрый, но вместе с тем есть у него и незадачливость, бездумность, безалаберность, есть и привычка не перечить начальству». В чутком, добром отношении к жизни открывается любящая душа русского человека, живущего по совести, кровно ощущающего свою связь с людьми и природой. Мучительно переживает Иван Африканыч каждый свой поступок, не согласующийся с совестью. А совесть его как тот родничок, в котором «вода была так прозрачна, что казалось, что ее нет вовсе, этой воды». Повесть не решались публиковать в иных редакциях, а Д. Гусарову пришлось для обмана цензуры сделать в конце публикации пометку: «Окончание следует», допускающую, что «пессимистический» конец первой части будет «исправлен». Красной питью через все его творчество проходит тема Малой Родины, из которой рождается и вырастает наша Великая Родина, Великая Россия. «Здесь и начинается для нас, — говорил писатель устами одного из своих героев, — большая Родина. Да, человек счастлив, пока у него есть Родина. Как бы ни сурова, ни ласкова была она со своим сыном, нам никогда от нее не отречься». Совестливость, беззлобность, доброжелательность, трудолюбие, жизнелюбие — главные черты героев рассказов Белова. Он справедливо считается одним из основателей широкого литературного течения, которое получило у критиков-космополитов название «деревенской прозы» (по Марксу и Троцкому, «деревня» второсортна по отношению к «городу»). В к. 60 -90-х Белов создал ряд новых произведений на ту же тему в самых различных жанрах, включая пьесы (в т. ч. повесть «Плотницкие рассказы», 1968; романы «Кануны», 1972–87, и «Год великого перелома», 1989–94; книга миниатюр «Бухтины», 1996, и др.). В дилогии «Кануны» и «Год великого перелома» Белов убедительно показывает большевистскую коллективизацию как «антирусскую революцию сверху».

Особняком стоит его роман «Все впереди» (1986), посвященный сугубо городским вопросам, но пронизанный, как и все его творчество, идеей столкновения русской духовной самобытности с космополитической бесовщиной. В нем раскрывается духовно-нравственная ущербность образованных горожан, впервые в художественной форме поднимается вопрос о растлевающем влиянии иудейско-масонской идеологии, ее гибельности для русского человека.

Исключительную историко-художественную ценность имеет книга «Лад. Очерки о народной эстетике» (1982), посвященная описанию крестьянского быта Севера России. С любовью и глубоким пониманием писатель рассказал об эстетическом отношении к жизни русского крестьянина, раскрыл красоту его бытовых и трудовых традиций.

Белов всегда был общественным деятелем, открыто отстаивавшим своп патриотические взгляды. Избирался народным депутатом СССР (1989–91). В родной деревне Тимонихе собственными усилиями восстановил порушенную церковь.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!