ТЕМА 5: ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ



       Изучение данной темы должно опираться на знание особенностей средневековой русской культуры, основных этапов ее развития, полученное, в том числе, из изучаемого ранее курса истории. Давая общую характеристику культуры средневековой Руси, определяя периодизацию искусства, нужно помнить о том, что художественная культура Руси имеет несколько источников – собственно славянские, языческие корни, а также, безусловно, мощный поток византийского влияния, воспринятого вместе с христианством.

При рассмотрении архитектуры нужно выделить особенности каждого этапа в развитии данного вида творчества, исходя из его сакрального смысла. Следует охарактеризовать стилевые разновидности крестово-купольной архитектуры в X-XV вв. (монументальный историзм, придворно-княжеский, уличанский), отличия шатрового зодчества (XVI-XVII вв.), черты новых стилей («нарышкинский стиль» XVII в.) на примере наиболее известных храмов (Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Дмитриевский и Успенский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, новгородские храмы, ансамбль Московского Кремля, шатровые храмы Москвы и др. городов).

       Особую роль в русском искусстве играет иконопись, поэтому знание основных сюжетов и образов древнерусской иконописи важно для понимания средневекового искусства. Особенное внимание нужно уделить творчеству выдающихся иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева и др., а также проанализировать особенности основных иконописных школ (новгородской и московской). Необходимо также рассмотреть иконописные школы XVI-XVII вв. (годуновская, строгановская) и творчество С. Ушакова и др. «царских изографов», те изменения, которые произошли в иконописи XVII в.

 

ТЕМА 6: ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Началом изучения темы должна служить характеристика западно-европейской средневековой культуры и основных этапов её развития. Следует определить религиозно-философские истоки художественной культуры Западной Европы, обозначить новые задачи, которые встали перед средневековым искусством этого времени. Затем следует характеризовать основные этапы развития художественной культуры средневековой Европы: искусство варварских королевств (каролингский ренессанс), затем перейти к рассмотрению особенностей романского стиля в архитектуре, определить основные виды сооружений (замки, храмы), привести примеры архитектурных и скульптурных памятников романского стиля. Важное значение имеет изучение конструктивных и технических изменений в средневековом зодчестве, которые привели к появлению готического стиля в архитектуре, рассмотреть художественные особенности готики на примере наиболее известных французских храмов (Нотр Дам де Пари, Реймский, Шартрский, Амьенский и др. соборы). Также стоит проследить национальные варианты готики в Германии, Англии и др. странах.

 

ТЕМА 7: СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО АРАБО-МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН

       Общая характеристика и основные этапы арабо-мусульманской культуры являются необходимым начальным звеном в изучении данной темы. Особое внимание следует уделить влиянию ислама на особенности искусства средневековых арабо-мусульманских стран и основным эстетическим принципам мусульманского искусства (категории божественной красоты, божественного величия, божественного Имени) и формы их воплощения. Необходимо также обратить внимание на проявления символизма арабо-мусульманского средневекового искусства, основные виды и жанры (орнамент, каллиграфия, декоративно-прикладное искусство). Важно рассмотреть основные особенности и принципы мусульманской архитектуры и градостроительства, привести примеры наиболее известных архитектурных памятников. Отдельно следует дать характеристику мавританского стиля, обозначить его основные черты и на примере архитектурного ансамбля Альгамбры, а также проследить влияние арабо-мусульманского искусства на другие народы и регионы (Центральная Азия, мусульманское искусство Индии).

 

ТЕМА 8: ИСКУССТВО ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

        В основу изучения данной темы должны быть положены знания общих принципов и отличительных черт культуры эпохи Возрождения, ее идейных основ, мировоззренческих сдвигов. Особенно следует выяснить      появление и значение термина «Ренессанс», связанное с обращением к античности, подчеркнуть то особое влияние, которое оказало искусство античности на искусство Возрождения. В истории искусства Возрождения принято выдельять несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Поэтому обязательно нужно дать периодизацию итальянского искусства Ренессанса и рассмотреть поиски и новаторство искусства Проторенессанса (Джотто, Н. Пизано и др.), открытия и достижения деятелей искусства Раннего Возрождения (Донателло, Мазаччо, Боттичелли), взлет искусства в творчестве гениев Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело), своеобразие венецианской школы живописи (творчество Джорджоне, Тициана) и закат ренессансной художественной культуры в период Позднего Возрождения (маньеризм) как отражение духовного кризиса эпохи.

 

ТЕМА 9: ИСКУССТВО СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

       В данной теме рассматриваются особенности искусства стран Центральной и Северной Европы, т.е. Северного Возрождения. Начать изучение темы необходимо с обозначения предпосылок и факторов, повлиявших на культуру этих стран, определения значения движения Реформации, в том числе и на искусство, отразившее изменение в мировоззрении, представлениях о человеке и мире, и как эти изменения проявились в художественной форме. Далее следует изучить особенности нидерландской школы живописи (творчество Я. ван Эйка, П. Брейгеля, И. Босха и др.). Важно также дать характеристику творчества виднейших представителей немецкого Возрождения (А. Дюрер, М. Грюневальд, Г. Гольбейн-младший, Лукас Кранах Старший и др.) и французского Ренессанса (Ж. Фуке, Ж. Клуэ). Также необходимо провести сравнение Итальянского и Северного Возрождения, определить, в чем состоит отличие искусства Северного Ренессанса от Итальянского.

 

ТЕМА 10: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО

ИСКУССТВА XVII в.

Данной темой открывается изучение искусства Нового времени, поэтому вначале необходимо охарактеризовать общую культурно-историческую ситуацию эпохи Нового времени, обозначить динамику развития художественной культуры, проявлявшуюся в многообразии стилей искусства XVII-XIX вв. Также необходимо определить, какие новые жанры и сюжеты появляются в искусстве, что повлияло на тематику и образность искусства.

 Следующим шагом в изучении темы является рассмотрение особенностей национальных школ искусства и преобладавших в этих странах стилевых направлениях: барокко в искусстве Италии и Фландрии, реализм голландского искусства, французский классицизм, «золотой век» испанской живописи. Обязательным элементом изучения темы является исследование творчества наиболее выдающихся мастеров искусства XVII в.: Л. Бернини, П.-П. Рубенса, Рембрандта, А. ван Дейка, Н. Пуссена, Д. Веласкеса, Ф. Сурбарана, Х. Риберы и др.

ТЕМЫ 11-12: ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVIII-XIX вв.

Первоначально необходимо дать характеристику культуры эпохи Просвещения, определить ее истоки и содержание, а также влияние идей Просвещения на развитие искусства. Далее следует перейти к изучению основных стилей искусства XVIII-XIX вв., их характерных черт и признаков, особенностей творчества представителей рококо, сентиментализма, ампира, романтизма, реализма. Также нужно охарактеризовать деятельность новых художественных групп в живописи XIX в.: барбизонцев, прерафаэлитов, группы «Наби». Важно проследить развитие архитектуры данной эпохи, ее стилевые и конструктивные изменения в связи с применением новых технологий и материалов. Особое внимание следует обратить на особенности стилевых направлений конца XIX в. как переход к искусству XX века (импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, Ар Нуво).

ТЕМЫ 13-14: ИСКУССТВО РОССИИ XVIII-XIX в.

Приступая к изучению данной темы, нужно обратиться к исторической и культурной ситуации в России в Новое время, определить факторы и события, определившие развития русской художественной культуры в эту эпоху, в частности, ответить на вопрос, какое влияние оказали реформы Петра I на развитие культуры и искусства XVIII в.?

Далее следует перейти к характеристике основных видов искусства. Необходимо определить новые принципы и черты архитектуры и градостроительства XVIII в., назвать основные памятники и их создателей. Для понимания искусства важно также понять, почему именно жанр портрета получил наибольшее развитие в XVIII в., проанализировав творчество таких выдающихся художников портретистов, как И. Никитин, А. Матвеев, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский. Но также следует рассмотреть и другие жанры живописи данного периода (пейзаж, исторический и др.). Отдельного внимания заслуживает скульптура как новый вид творчества в русском искусстве и ее выдающиеся представители (Ф.Шубин и др.).

Переходя к искусству XIX в., нужно сказать об общей культурно-исторической обстановке в России XIX в. и о том, какие события оказали наиболее сильное влияние на развитие искусства, например, какое значение для развития художественной культуры XIX в. имела Отечественная война 1812 г.? Затем следует охарактеризовать школы и стилевые направления в русской архитектуре XIX в., проанализировать особенности развития монументальной и станковой скульптуры XIX века. Наибольшее внимание следует уделить основным течениям и объединениям в русской живописи, таким как романтизм (творчество Кипренского Щедрина, Айвазовского, Тропинина и др.), критический реализм в деятельности «передвижников», их значение в истории русского искусства.

 

ТЕМА 15: ИСКУССТВО РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX- XX ВЕКОВ.

Изучение данной необходимо начать с определения понятия «Серебряный век» русской культуры, обозначения хронологических рамок периода, его особенностей. Затем необходимо выделить и охарактеризовать две линии в развитии искусства рубежа веков: 1) традиционную, направленную на продолжение традиций русской живописи в творчестве А. Рябушкина, М. Нестерова, В. Серова и др.; и 2) модернистскую, ориентированную на новаторство, поиски новых выразительных средств и приемов, воплотившуюся в деятельности различных авангардных групп и течений. При рассмотрении второй тенденции, нужно начать с деятельности объединения «Мир искусства», вывить основное содержание творчества его главных представителей (А. Бенуа, К. Сомова, Л. Бакста и др.). Затем обратить внимание на творческие поиски представителей группы «Союз русских художников». Важное значение имеет выявление особенностей различных течений русского авангарда (модерн, абстракционизм, супрематизм, конструктивизм), определение значений данных терминов, изучение творчества их представителей (В.Кандинского, К. Малевича, В. Татлина и др.). Также необходимо проследить историю возникновения и деятельности авангардистских групп («Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост»). Особенное внимание следует обратить на развитие архитектуры рубежа веков, ее стилевых направлений (модерн, неорусский стиль, неоклассицизм). Важно, подводя итог, сделать выводы о значении нового искусства, его дальнейшей судьбе в истории искусства.

 

ТЕМА 16: ИСКУССТВО СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

Начать изучение данной темы необходимо с определения исторических условий развития искусства в советский период, определения периодизации советской культуры в целом, принимая во внимание то, какое влияние оказывала политика Советской власти на культуру и искусство, какие новые формы изобразительного искусства возникли после революции. Динамику развития советского искусства нужно проследить, начав с характеристики деятельности творческих групп и объединений 1920-х гг. (ЛЕФ, ОСТ, ОМХ, АХРР и др.), включая развитие архитектуры и скульптуры в эти годы. Затем следует рассмотреть, как изменилось развитие художественной культуры в 1930-е годы, каковы черты и задачи нового художественного стиля – социалистического реализма. Особое внимание нужно уделить изменениям в искусстве в годы Великой Отечественной войны, как в нем отразилась героическая борьба народа и драматизм эпохи. Далее охарактеризовать «суровый стиль» в живописи 1950-60-х гг., назвать его основоположников (Т. Салахов, П. Никонов и др.). Отдельно следует проследить развитие архитектуры и архитектурно-скульптурных памятников и мемориалов в послевоенный период. Важной составной частью искусства советской эпохи является неофициальное искусство, заявлявшее о себе на авангардных выставках 1960-70-х гг. В рамках данной темы также следует рассмотреть основные тенденции и противоречия развития изобразительного искусства 1980-х – начала 1990-х годов.

 

ТЕМА 17: ЗАПАДНОЕ ИСКУССТВО XX ВЕКА

В данной теме изучаются основные течения и направления современного западного искусства, предпосылки его возникновения, с учетом общего культурно-исторического контекста эпохи. Основные течения в искусстве 1-й половины XX в. – экспрессионизм, абстракционизм, кубизм, фовизм, сюрреализм – следует рассматривать как выражение духовного кризиса эпохи, переоценки традиционных ценностей, поиск новых приемов и средств выразительности, как попытки нового объяснения реальности. Рассматривая основные направления в архитектуре («органическую архитектуру» Ф.-Л. Райта, «инженерный стиль» В. Гропиуса, поиски «Баухауза», проекты Ле Корбюзье, новаторство О. Нимейера) следует выделить главные тенденции, оказавшие наиболее существенное влияние на облик современных городов и определившие тенденции современного зодчества и градостроительной практики. Течения второй половины XX века и их специфику следует рассматривать как отражение изменений критериев красоты и прекрасного, проявлений массового искусства, крайней субъективности художественного творчества и т.п.: «абстрактный экспрессионизм, или живопись действия», поп-арт, оп-арт,и др.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Планы семинаров для студентов ОЧНОЙ формы обучения

Планы семинарских занятий по дисциплине «История искусств» включает в себя вопросы для устных ответов студентов на практических занятиях. Устные ответы необходимо сопровождать иллюстративным материалом, предпочтительно в виде мультимедийной презентации. Темы докладов являются дополнительными вопросами, представляемыми в письменном виде или в виде презентации, и при наличии времени могут быть заслушаны устно на семинарском занятии в качестве устного доклада, а также могут быть рассмотрены в качестве тем для выступления на конференции, либо представлены в виде письменных самостоятельных работ.

 Структура письменного вопроса обязательно подразумевает наличие краткого самостоятельного введения, основной части и заключения, в котором студент подводит итоги сделанной работе и своими словами делает вывод – краткий ответ на поставленный вопрос. Объем работы не должен превышать двойного тетрадного листа или двух страниц печатного текста.

После каждого списка вопросов указываются номера источников из списка литературы, имеющейся в библиотеке ДГТУ. Доступ к указанным в списке Интернет-источникам возможен через электронную библиотеку ДГТУ по логину и паролю, полученному в электронном читальном зале.

 

 

ТЕМА 1: ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ. ГЕНЕЗИС ИСКУССТВА. ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ФОРМ

 

ТЕМА 1: ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ. ГЕНЕЗИС ИСКУССТВА. ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ФОРМ

 

1. Искусство как феномен культуры. Сущность, основные категории искусства.

2. Специфика искусствознания. Формы и виды искусства, их особенности.

3. Проблемы генезиса искусства. Основные теории происхождения искусства.

4. Функции искусства в первобытном обществе.

5. Охарактеризуйте изобразительное искусство эпохи палеолита (пещеры Ласко, Альтамира).

6. Изменения в искусстве эпохи мезолита и неолита.

7. Объясните значение и особенности первобытной скульптуры.

8. Мегалитические сооружения Европы эпохи неолита.

9. Дайте определения следующих понятий: стиль, художественный образ, синкретизм, менгир, мегалит, кромлех, дольмен, «палеолитические Венеры»

ЛИТЕРАТУРА

3 (гл.1,2), 4 (гл.1), 10 (т.1, кн.1), 16, 25, 26 (разд. I), 29 (гл. 8-11).

 

ТЕМА 2: ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Занятие 1

1. Общая характеристика культуры Древнего Востока.

2. Периодизация и основные черты искусства Древнего Египта.

3. Египетское искусство эпохи Древнего царства.

4. Искусство Среднего и Нового царств.

5. Какие изменения произошли в египетском искусстве в амарнский период?

6. Каковы основные особенности культуры народов Месопотамии?

7. Расскажите о наиболее известных памятниках искусства Шумеро-аккадской цивилизации, Ассирии, Вавилонии.

8. Обратите внимание на содержание следующих понятий: амарнский стиль, гипостильный зал, клафт, урей, ушебти, палетка, мастаба, адорант, глиптика, зиккурат, контррельеф, пандус, пилон, шеду.

 

Занятие 2

9. Дайте характеристику основных этапов искусства Древней Индии.

10. Искусство хараппской цивилизации.

11. Охарактеризуйте основные школы древнеиндийской скульптуры.

12. Рассмотрите влияние буддизма на архитектуру Индии и стран Юго-Восточной Азии.

13. Древнеиндийская живопись.

Занятие 3

14. Охарактеризуйте основные этапы развития древне-китайского искусства.

15. Расскажите о монументальной циньской скульптуре.

16. Каковы особенности традиционной китайской архитектуры?

17. Каковы отличия северного и южного стилей в китайской архитектуре?

18. Охарактеризуйте основные жанры древнекитайской живописи, её философские основы.

12. Обратите внимание на содержание следующих понятий:пагода, рельеф, ступа, стамбха, чайтья, шань-шуй.

ДОКЛАДЫ И РЕФЕРАТЫ


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 285; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!