Методические указания по подготовке



К практическим занятиям

При подготовке к практическому занятию студентам необходимо, прежде всего, иметь в виду, что на каждый семинар нужно подготовить соответствующую тему полностью, уметь дать ответ на каждый вопрос темы, а не ограничиваться только отдельными вопросами. Готовность к практическому занятию подразумевает знание базовых понятий, содержания основных вопросов соответствующей темы занятия, проявление активного участия в семинарском занятии, отвечая на заданные вопросы, дополняя и уточняя ответы других студентов, выступая с докладами и презентациями.  По каждому вопросу темы студент должен подготовить логично выстроенный устный ответ, который может быть изложен по следующей схеме:

1. Хронологические и географические рамки, периодизация соответствующей культурно-исторической эпохи.

2. Определение базового понятия вопроса.

3. Объяснение предпосылок, факторов, оказавших влияние на формирование того или иного явления художественной культуры – стилей, произведений, идей, выраженных в том или ином произведении  (для этого необходимо рассмотреть общий культурно-исторический контекст эпохи).

4. Характеристика основных особенностей художественных стилей, отдельных произведений, творчества представителей художественных школ и т.п. (необходимо выделить основные черты, описать их).

5. Значение (роль произведения искусства, новаторство автора, его оценка, влияние на художественное творчество последующих эпох, авторов и т.п.).

При подготовке к практическим занятиям необходимо большое внимание уделять усвоению базовых понятий и терминов курса. Для этого рекомендуется вести глоссарий (словарь), в который нужно выписывать понятия по соответствующей теме и их краткие определения. При этом стараться не заучивать определение понятия, а вырабатывать умение самостоятельно его объяснять.

Ответы должны сопровождаться иллюстрациями, предпочтительно в виде презентации.

Критерии оценки работы на практическом занятии

Критерий баллы
К 1 Охарактеризована общая культурно-историческая ситуация, названы хронологические рамки периода. 1-2
К 2 В ответе даны определения базовых понятий вопроса или темы, названы основные представители художественных школ или предпосылки, факторы, оказавших влияние на формирование того или иного произведения искусства, стиля и т.д.. 1-2
К 3 Дана четкая характеристика основных особенностей художественных стилей, отдельных произведений, творчества представителей художественных школ, обозначено их влияние на последующие эпохи, аргументирована собственная позиция студента 1-2
К 4 Ответ логически структурирован, изложен грамотно и четко в виде устного рассказа (а не чтения!). 1
К 5 Активное участие в семинарском занятии, ответы на дополнительные вопросы, сопровождение ответа презентацией или иными иллюстративными материалами 1-2

Темы практических занятий по дисциплине «История искусств»

И рекомендации к их изучению

ТЕМА 1: ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ. ГЕНЕЗИС ИСКУССТВА. ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ФОРМ. ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОСТИ

Изучение курса «История искусств» необходимо начать с теории искусства, определения базовых понятий: что такое искусство, его сущность, основные категории (форма, содержание, художественный образ, стиль и др.). Следует рассмотреть искусствознание как специфическую область науки, а также определить особенности видов искусства, т.е. рассмотреть морфологию (классификацию) искусства. Важным вопросом при изучении данной дисциплины является проблема генезиса, т.е. происхождения искусства. Отвечая на этот вопрос, нужно рассмотреть различные теории происхождения искусства, например, религиозно-магическую, игровую и др. Следует также понять, каковы функции искусства, т.е. какую роль играет эта сфера в жизни общества и человека, начиная с самых ранних эпох человеческой истории.

Зарождение искусства относится к эпохе первобытности, поэтому первым исторически возникшим типом художественной деятельности было первобытное искусство. Его изучение следует начать с общей характеристики первобытной эпохи, определить общие хронологические рамки и выделить этапы первобытности (палеолит, мезолит, неолит). Далее следует охарактеризовать искусство каждого периода на конкретных примерах (наскальные рисунки пещер Ляско, Альтамира, скульптура и керамика, мегалитические сооружения). По итогам изучения темы необходимо сделать выводы о значении первобытного искусства, например, что в первобытную эпоху сложились основные виды искусства, хотя в целом первобытное искусство было синкретичным (целостным), наметились пути его дальнейшего развития.

 

ТЕМА 2: ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Приступая к изучению данной темы, необходимо дать общую характеристику культуры цивилизаций Древнего Востока, вспомнить, какие культуры относятся к древневосточным, определить общие хронологические и географические границы. Изучая любую тему, необходимо помнить, что искусство всегда находится в тесной взаимосвязи с общим культурно-историческим развитием соответствующей эпохи, своеобразно отражая и представляя характерные мировоззренческие установки, религиозные идеи и т.д. Это, безусловно, касается и искусства Древнего Востока. Каждая из цивилизаций имеет свои художественные формы, которые и должны быть рассмотрены в данной теме. Например, при рассмотрении искусства Древнего Египта, следует не просто перечислить основные памятники, но и проанализировать, как повлияли религиозные верования на формирование канона в искусстве Древнего Египта? Следует также рассмотреть особенности искусства народов Месопотамии (Шумера, Аккада, Ассирии, Вавилонии), их общие черты и особенности. Особое внимание следует уделить искусству Древней Индии, проследив развитие и изменения художественных форм в различные периоды (искусство Хараппской цивилизации, буддийское искусство, и т.д.). Необходимо рассмотреть специфику древнекитайского искусства, рассмотреть такие своеобразные формы как живопись, монументальная скульптура, выявить особенности архитектуры. При этом нужно обратить внимание на религиозно-философские основы китайского искусства, выражающего характерные идеи гармонии с природой. Подводя итог по теме, следует определить, что же общего имеет искусство разных цивилизаций Древнего Востока.

 

 ТЕМА 3: ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ

Изучение данной темы должно начинаться с общей характеристики античной культуры, особенностей мировоззрения античности, нового понимания места и роли человека, его отношения к обществу и природе и понимания того, как эти особенности повлияли на развитие искусства Древней Греции и Древнего Рима. Далее следует выделить основные этапы древнегреческого искусства, последовательно характеризуя особенности художественного творчества на каждом из них. Начав с характеристики крито-микенского искусства, далее следует проанализировать особенности архаической скульптуры, ее отличия от египетской, а также определить основные принципы архаической архитектуры, т.е. формирование ордерной системы, назвать признаки соответствующих архитектурных ордеров (дорического, ионического, коринфского). Особое место занимает в древнегреческом искусстве «Золотой век» (V в. до н.э.), поэтому следует уделить особое внимание этому периоду, на конкретных примерах архитектуры (Афинский Акрополь) и скульптуры (работы Фидия, Мирона, Поликлета) продемонстрировать справедливость утверждения о высочайшем расцвете и гармонии «греческого гения». Отдельного внимания заслуживает искусство эллинистического периода, о том, какие изменения и почему происходили в греческом искусстве в последний период его развития.

       Характеризуя искусство Древнего Рима, следует не только перечислять памятники архитектуры и скульптуры, но и проанализировать, что было достигнуто римлянами нового, в чем заключается своеобразие и оригинальность древнеримского искусства (скульптурный портрет, использование принципов греческой ордерной системы в сочетании с арочными конструкциями, использование новых материалов и технологий (бетон), архитектурных форм – триумфальные арки, акведуки, базилики и т.п.).

       В качестве выводов по теме можно провести сравнение древнегреческого и древнеримского искусства, выявив общие черты и подчеркнув отличия, и определить место и значение античного искусства в мировой культуре, какое влияние оказала античная художественная система на дальнейшее развитие мирового искусства.

 

ТЕМА 4: ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ

       Вначале необходимо дать общую характеристику византийской средневековой культуры, обозначить этапы ее развития. Необходимо также определить, какие идеи лежат в основе византийского искусства, назвать его основные принципы. Далее охарактеризовать византийскую сакральную (культовую) архитектуру, выявить назначение искусства в византийском храме (на примере выдающихся храмов – Святой Софии в Констнтинополе). Особое внимание следует уделить символизму византийского искусства, в чем он проявлялся (символика цвета, атрибутов библейских персонажей), какие основные формы сложились в изобразительном искусстве Византии (икона, фреска, мозаика), в чем состоит специфика каждой из них, какие основные образы и сюжеты отражены в византийской иконописи. Отдельно следует рассмотреть особенности и роль византийского декоративно-прикладного искусства, а также книжной миниатюры. Следует также проследить влияние византийского искусства на искусство стран так называемого византийского круга, т.е. стран, принявших православное христианство и соответственно испытавших влияние культуры Византийской империи (Сербия, Болгария, Древняя Русь).


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!