Наблюдение как метод сбора информации
Журналист (как и любой человек) может узнать о чем-то тремя способами: увидеть самому, услышать от другого человека или ознакомиться с текстом, иллюстрацией либо видеозаписью. Поэтому в журналистике существуют три метода поиска информации: наблюдение, интервью и работа с документом. (В некоторых учебных пособиях выделяют четвертый метод поиска информации – эксперимент, когда журналист сам инициирует событие. Однако автор данной книги считает этот метод разновидностью наблюдения.)
Наблюдение подразделяется на открытое и скрытое, а также на внешнее и включенное. При открытом наблюдении журналист не скрывает свой статус. Открытое наблюдение дает возможность журналисту пользоваться специальными правами, указанными в законе о СМИ: посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан. (Статья 47 закона РФ «О средствах массовой информации».)
Кроме того, открытое наблюдение этично, так как окружающие знают, что имеют дело с журналистом, и что их действия и слова могут попасть в СМИ. Но во многих ситуациях открытое наблюдение оказывается невозможным. Так бывает, когда нужно разоблачить чьи-то злоупотребления, а также когда журналист сталкивается с боязнью людей общаться с прессой. В результате журналисту приходится скрывать свой статус и выступать в роли обычного гражданина, клиента, соискателя вакансии и т.д.
|
|
! Разновидностью скрытого наблюдения является прием «испытано на себе», когда журналист устраивается куда-то на работу (например, в магазин или в такси), пытается воспользоваться услугой (например, взять кредит) или проникает в закрытое сообщество (например, в секту).
Скрытое наблюдение небезупречно этически, так как окружающие не знают, что имеют дело с журналистом, а их слова и поступки будут переданы в СМИ. Не исключена ситуация, когда журналисту доверятся и сообщат то, что не подлежит огласке. Например, продавец расскажет, какой из выставленных в магазине товаров не следует покупать.
Разумеется, когда эти слова будут опубликованы, продавцу от начальства влетит. Поэтому при скрытом наблюдении рекомендуется не «подставлять» доверившихся тебе людей и публиковать их «откровения» только в тех случаях, когда речь идет о злоупотреблениях. Еще один выход – описать случившееся, но скрыть фамилии персонажей, чтобы ваши источники было невозможно идентифицировать.
При внешнем наблюдении журналист смотрит на происходящее со стороны и в событии не участвует. При включенном же наблюдении – сам становится участником события. Например, не просто смотрит за тренировкой спортсменов, а пытается потренироваться вместе с ними.
|
|
Как правило, включенное наблюдение предпочтительнее внешнего, так как у журналиста появляется возможность ощутить все «на своей шкуре». Однако включенное наблюдение может помешать беспристрастности. Близость к объекту описания ведет к своего рода «стокгольмскому синдрому» (Стокгольмский синдром – симпатия со стороны жертв к захватившим их террористам, отождествление себя с ними.), когда журналист начнет смотреть на происходящее глазами персонажа не только во время сбора информации (что правильно, так как позволяет лучше понять и прочувствовать происходящее), но и в процессе подготовки материала (что неверно, так как приведет к необъективности, к лоббированию интересов персонажа в ущерб остальной аудитории).
! При наблюдении нужно фиксировать не только явную информацию (слова, действия), но и невербальную (позы, жесты, интонация). Навязчивая демонстрация чего-либо может свидетельствовать не об избытке этого, а об отсутствии или нехватке. Например, стремление постоянно обнимать и гладить ребенка в присутствии журналиста покажет лишь желание казаться любящим родителем. Причем сильнее других будет стремиться казаться тот родитель, который в действительности ребенка не любит. Схожим образом демонстративная веселость человека может свидетельствовать не о хорошем настроении, а о глубокой печали. В психологии это явление называют «улыбка висельника».
|
|
При наблюдении нужно не просто фиксировать происходящее, но и выявлять характерные детали (свидетельствующие о какой-то особенности происходящего, о каком-то свойстве человека или организации), яркие цитаты, неизвестную аудитории сторону события. Подробно это разобрано в главе 3, посвященной жанру «Репортаж».
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 354; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!