ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ И ЕЕ ОЦЕНКА



Отзыв научного руководителя

На защиту курсовой работы студент является в указанный срок с курсовой работой, к которой прилагается отзыв научного руководителя.

Отзыв научного руководителя включает в себя: характеристику работы, указание ее достоинств и недостатков; оценку полученных в работе результатов с точки зрения их соответствия поставленным задачам, степени самостоятельности студента при выполнении работы. Отзыв также может включать в себя описание «истории» работы (связь темы с предыдущими курсовыми работами, связь проведенного исследования с работой студента во время производственных практик), указание на заинтересованность студента изучаемой проблемой.

Для проведения процедуры защиты курсовых работ на кафедре создается аттестационная комиссия. Защита происходит на открытом заседании комиссии, что означает возможность присутствия и участия в процедуре всех желающих. Для успешной защиты необходимо хорошо подготовить свое выступление, так как оценка курсовой работы зависит не только от письменного, но и от устного представления работы.

Защитная речь – краткое изложение содержания работы. Обычно защитная речь готовится на основе введения, характеристики структуры основной части (указывается, в каком параграфе какие задачи решались) и оглашения результатов работы. Защитную речь принято начинать словами: «Уважаемые члены аттестационной комиссии! Вашему вниманию предлагается работа на тему...».

Академический этикет допускает безличную форму доклада (например: «сделано обобщение», «изучена проблема», «проведен анализ», «получены следующие результаты») или определенно-личную множественного числа, то есть выступающий говорит об авторах – «мы», имея в виду «я и мой научный руководитель». Стиль выступления должен быть всецело рассчитан на устное восприятие. Речь должна быть понятной и убедительной, по содержанию – хорошо аргументированной, по форме – точной и краткой.

Студент делает свой доклад, стоя за кафедрой, обращая внимание комиссии при помощи указки на иллюстративный материал, отображенный на экране, на плакатах и т.п.

Время выступления на защите – 3–4 минуты.

3.7.2. Оценка курсовой работы

Основные критерии оценки курсовой работы следующие:

- актуальность;

- четкое обоснование избранной темы, определение объекта и предмета, методов исследования, цели и задач работы;

- теоретическая основательность;

- глубина проработки темы;

- структурированность текста – размеры и соотношение частей, их последовательность, распределение материала, общий объем;

- логика изложения;

- стиль изложения;

- самостоятельность анализа конкретных явлений журналистики;

- концептуальность работы, самостоятельность и обоснованность выводов;

- практическое значение;

- орфографическая и стилистическая грамотность;

- культура оформления библиографии, ссылок, всей работы.

Работа, соответствующая предъявляемым требованиям, оценивается положительно. Однако на итоговую оценку, как было указано выше, влияет не только содержание, но и защита работы:

а) качество доклада, отражающего основные итоги проделанной работы;

б) свобода обращения с основными теоретическими понятиями, имеющими отношение к теме исследования;

в) знание основных научных источников, истории вопроса, умение в ответах определить позиции ученых и обосновать свою;

г) доказательность выводов, практических результатов исследования.

Сегодня от журналиста требуется, чтобы он был гармонически и всесторонне развитой личности, квалифицированно разбирался не только в специальных областях знаний, но и умел формировать и защищать свои взгляды, идеи и предложения. Для этого, прежде всего, необходимо научиться самостоятельно анализировать и обобщать факты, явления, информацию. Большую помощь в формировании таких умений может оказать участие студента в научно-исследовательской работе.

Основные цели

научно-исследовательской работы студента (НИРС) – это:

- формирование интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач и навыкам работы в научных коллективах;

- развитие творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний;

-выявление наиболее одаренных и талантливых студентов, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач науки о журналистике;

- подготовка из числа наиболее способных и успевающих студентов резерва научно-педагогических и научных кадров университета.

Основными формами научно-исследовательской работы студентов являются:

- участие в выполнении плановых научно-исследовательских работ кафедры;

- выполнение заданий исследовательского характера в период практики;

- разработка научных докладов, сообщений и рефератов по актуальным вопросам науки о журналистике, выступление с ними на заседаниях научно-исследовательских кружков, научных семинарах и конференциях, внутривузовских и внешних;

- подготовка научных тезисов и статей по различным аспектам журналистской науки;

- участие в конкурсах на лучшие студенческие научные работы как в рамках вуза, так и на городских, республиканских, всероссийских и международных конкурсах.

Научно-исследовательская работа студентов организуется и проводится как в учебное, так и во внеучебное время. Для непосредственного руководства работой научных кружков на кафедре назначаются научные руководители из числа профессорско-преподавательского состава. Научные руководители осуществляют работу с членами кружков с учетом их интересов, индивидуальных способностей и наклонностей.

Каким бы видом научно-исследовательской или учебно-исследовательской работы студент не занимался, ему прежде всего необходимо освоить основные методы научного исследования. Следующая глава призвана помочь всем, кто садится писать курсовую работу, доклад или научную статью по журналистике.

Журналистика – явление сложное и многогранное. Это и особый социальный институт, и профессиональная деятельность, и совокупность текстов и каналов передачи информации. Журналистика играет значимую роль в обществе и выступает объектом изучения разных наук. Существует множество методов, разработанных не только в рамках теории журналистики, которые используются при исследовании журналистики. Прежде чем познакомиться с ними, рассмотрим определение понятия метод.

Слово «метод» греческого происхождения (metodos), и переводится оно как «путь к чему-либо». В нашем случае речь идет о пути к знанию. Здесь можно воспользоваться образом, предложенным английским философом XVII века Фрэнсисом Бэконом, который уподоблял метод светильнику, освещающему путнику (ученому) дорогу в темноте. Он полагал, что нельзя рассчитывать на успех в изучении какого-либо вопроса, идя ложным путем. А потому ученому просто необходим надежный метод, в свете которого только и может открыться дорога к истине. Переходя от образа к понятию, сформулируем, что метод – это система принципов, норм, правил, приемов, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания[4]. Основная цель метода – организовать и урегулировать процесс познания или практического преобразования объекта. Метод дисциплинирует деятельность ученого, позволяет сэкономить силы и время, получить надежные результаты, которые поддаются проверке и могут быть воспроизведены другими учеными.

История знает много попыток найти верный и надежный способ получения знания. Древние греки, к примеру, считали, что человеку надо развивать в себе способность к созерцательному размышлению. Люди Средневековья полагали, что изучение Библии и божественное откровение позволят им ощутить грандиозное величие Творца. Ученые Нового времени применили математическое исчисление к изучению физических явлений и открыли метод эксперимента. Современная наука в рамках различных дисциплин предложила множество новых методов исследования.

Методы, применяемые при исследовании журналистики, вбирают в себя опыт разных культурно-исторических эпох. Условно их можно разделить на несколько групп:

- общелогические методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, структурный и системный методы);

- общенаучные эмпирические методы (наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение);

-общенаучные теоретические методы (формализация, гипотетико-дедуктивный метод);

-дисциплинарные методы (социологические, журналистские, маркетинговые, филологические, психологические и прочие).

В группе дисциплинарных методов мы рассмотрим методы тех дисциплин, которые наиболее часто используются в исследовании журналистики. К ним относятся:

- социологические методы (опросные методы, метод контент-анализа, метод наблюдения),

- журналистские методы (анализ СМИ по типологическим признакам, анализ творческой деятельности журналиста).

Разберем каждую из перечисленных групп методов.

Общелогические методы исследования еще называют методами мышления, поскольку они отражают законы и реализуют способы, посредством которых человек думает. Эти методы универсальны по своей природе – они являются базовыми исследовательскими методами и используются как сами по себе, так и в составе других методик.

5. 1. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения[5]. В ходе анализа представление исследователя об объекте конкретизируется: он уясняет для себя, из каких частей (элементов) состоит объект, какие связи и взаимодействия существуют между его частями (элементами), каковы основные свойства и признаки этих частей (элементов), а также функции, ими выполняемые.

Пример: При исследовании организации работы редакции, мы вычленяем основные элементы редакционного коллектива – его творческую, техническую и коммерческую части, а в них – их составные элементы (руководящий и исполнительный состав, отдельных сотрудников). Затем мы определяем основные функции, выполняемые той или иной частью редакции: ее подразделениями, отделами, и так вплоть до функций отдельных сотрудников редакции. Далее мы определяем существующие связи и взаимодействия между подразделениями, отделами, работниками редакции. Возможно, мы изучаем существенные признаки и свойства того или иного редакционного элемента (к примеру, нас может интересовать, какими навыками и умениями должен обладать журналист как элемент творческого подразделения редакции). И т.д.

Анализ практически всегда осуществляется наряду с синтезом. Синтез — это соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое[6]. Синтез всегда присутствует в анализе как идея целостности изучаемого объекта. Как познавательный прием, синтез реализуется в соединении изученных отдельных частей объекта в целостное органическое единство, благодаря чему исследователь получает глубокое знание о внутренней природе объекта.

Пример: исследовав элементы редакционного коллектива, их функции, связи и взаимодействия, мы синтезируем части в целое, но уже во всей их полученной в ходе анализа конкретности. В результате мы получаем представление о структуре редакции, о том, какую роль выполняет то или иное подразделение, отдел, сотрудник, по отношению к редакции как целому. Мы получаем представление об организации труда, о последовательности процедур подготовки СМИ, о значимых взаимодействиях между сотрудниками, отделами, подразделениями, которые позволяют скоординировать работу редакции, и прочее.

Анализ и синтез являются наиболее простыми и в то же время универсальными методами познания, на которых базируется познавательная деятельность в ее многообразных формах. Поэтому нет смысла выделять область применения этих методов в исследовании журналистики. Можно сказать, что они применяются повсеместно – и как автономные методы, и как познавательные процедуры в составе других методов.

5.2. АБСТРАГИРОВАНИЕ

Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого объекта с одновременным выделением интересующих исследователя существенных свойств объекта[7]. В результате получаются отдельные «абстрактные предметы» (понятия) или их системы (модели), которые отражают сущность исследуемого явления.

Пример: существует огромное разнообразие СМИ: газеты и журналы, радио и телевидение. Более того, если мы возьмем, к примеру, газеты, то мы увидим, что и они существенно отличаются друг от друга – молодежные и общественно-политические, ежедневные и еженедельные, федеральные, региональные, местные и прочие. Исследуя вопрос, что собой представляют средства массовой информации, мы должны для себя решить, что же объединяет все это многообразие прессы, какие основные, существенные признаки характеризуют СМИ как явление. При этом мы должны отбросить менее значимые свойства средств массовой информации – такие, к примеру, как формат, дизайн, учредитель и т.д., которые, скорее, различают СМИ. В результате мы приходим к выводу, что средство массовой информации – это канал сообщения, распространяющий социально значимую информацию с периодичностью не реже чем один раз в год.

Метод абстрагирования стали использовать древние греки. Его появление есть своеобразный результат развития мышления: исследования современных первобытных культур показывают, что люди в них не мыслят абстрактно – их мышление предметно-конкретно, их язык не содержит абстрактных категорий. Когда тасманийцы хотят сказать «твердый», они говорят: «подобный камню», если они хотят сказать «круглый», они говорят: «подобный Луне». Абстрактное мышление появляется вместе с разделением труда на умственный и физический (труд рабов позволил свободным гражданам греческого полиса заниматься мусическими искусствами); возникновением частной собственности (благодаря ей родовая община стала совокупностью отдельных индивидов, каждый из которых столкнулся с необходимостью самостоятельного принятия решений); полисным устройством греческих городов (ораторское искусство – умение формулировать свои мысли и убеждать других – высоко ценилось гражданами полиса).

Возвращаясь к использованию метода абстрагирования в исследовании журналистики, отметим, что он также универсален, как анализ и синтез. Когда мы формулируем то или иное понятие, создаем модель, объясняющую изучаемое нами явление или разрабатываем шкалу оценки деятельности СМИ, мы прибегаем к методу абстрагирования. И это далеко не полный перечень возможностей этого метода.

 

ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ

Индукция происходит от латинского слова inductio (наведение) – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок[8]. Индукция основывается на опыте, наблюдении, эксперименте. Обращаясь к эмпирической действительности, мы собираем отдельные факты по интересующему нас вопросу. Затем, изучая и анализируя эти факты, мы устанавливаем общие и повторяющиеся черты изучаемого нами ряда сходных явлений. На основе этих фактов мы строим индуктивное умозаключение, в качестве посылок которого выступают суждения о единичных объектах и явлениях с указанием их повторяющегося признака, и суждение о классе, включающем данные объекты и явления. В качестве вывода получают суждение, в котором признак приписывается всему классу.

Пример: исследуя вопрос о том, кто является собственником наиболее крупных общественно-политических изданий в России, мы выясняем, что газета «Известия» принадлежит холдингу «Газпром-Медиа»; газетой «КоммерсантЪ» владеет глава дочерней компании «Газпрома» - "Газпроминвестхолдинга" – Алишер Усманов; «МК» хотя и числится за известным медиаменеджером Павлом Гусевым, фактически принадлежит мэру Москвы Юрию Лужкову; изменившая общественно-политическому формату, но все еще претендующая на него «Комсомольская правда» контролируется группой ЕСН, глава которой – Григорий Березкин – близок к госмонополии ОАО РЖД. Эти и многие другие примеры приводят нас к индуктивному выводу о том, что правительство пытается контролировать общественно-политическую прессу посредством компаний-учредителей с высокой долей государственной собственности, либо через людей, симпатизирующих правительству.

Первым метод индукции предложил использовать английский философ XVII века Фрэнсис Бэкон. Он пишет работу «Новый Органон» (1720 г.), полемизируя с аристотелевским «Органоном». Если Аристотель в качестве органона (греч. – орудие, инструмент) познания полагал формальную логику, то Бэкон считал, что таковым должен быть метод индукции. Предложение Бэкона было поистине революционным: он настаивал на том, что источником знания должна быть эмпирическая реальность. Истину надо искать не в священных текстах, не в разуме, а в эмпирическом опыте, выводить ее из единичных явлений. За Бэконом закрепилось звание «отца опытно-экспериментальной науки». Наверное, его можно назвать и жертвой опытно-экспериментальной науки: он умер от простуды, подхваченной во время экспериментов по консервированию кур в снегу[9].

Как показывает Бэкон, индуктивные обобщения носят не универсальный, а лишь вероятностный характер. Их еще называют опытными истинами или эмпирическими законами. Дело в том, что опыт, как таковой, всегда бесконечен и неполон: мы не можем рассмотреть все единичные факты интересующего нас явления. Так, по примеру Бэкона, мы можем наблюдать множество белых лебедей и, в результате, вывести индуктивное заключение, что все лебеди белы. Тем не менее, в природе может существовать черный лебедь, которого мы не имели возможности видеть. Несмотря на вероятностный характер индукции, это весьма эффективный метод получения нового знания, рождающий экспериментальную науку. Как говорил известный физик Луи де Бройль: «Великие открытия, скачки научной мысли вперед создаются индукцией, рискованным, но истинно творческим методом…»[10].

Метод индукции широко используется в исследовании журналистики. Его средствами формулируются гипотезы, обобщаются результаты эмпирических исследований.

Дедукция происходит от латинского слова deductio (выведение) — способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера[11]. Характерной особенностью дедукции является то, что от истинных посылок она всегда ведет к достоверному, истинному знанию. Дедуктивные умозаключения позволяют из уже имеющегося знания получить новые истины. Причем путем чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции или здравому смыслу.

Пример:силлогизм (один из видов дедуктивного доказательства).

Все периодические печатные издания, имеющие постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год являются средствами массовой информации.

Газета «Автосити» – это печатное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Газета «Автосити» – это средство массовой информации.

Силлогизм является одной из форм дедуктивного умозаключения и дает ясное представление о том, как разворачивается дедуктивное суждение. Но дедуктивный метод не сводится к силлогизму, существует множество других видов дедуктивных доказательств. Широко применяем такой вид дедуктивного доказательства, как косвенное доказательство, в котором истинность тезиса устанавливается путем показа ошибочности противоположного ему допущения. В рамках косвенного доказательства различают доказательство от противного (формулируется отрицание доказываемого положения и показывается его несостоятельность) и разделительное косвенное доказательство, при котором опровергаются все альтернативы тезиса.

Пример:обоснуем, что в городе Набережные Челны не развита общественная (гражданская) журналистика путем доказательства от противного.

Предположим, что в г. Набережные Челны развита общественная журналистики. Согласно Б. Багирову, общественная журналистика – это особый тип журналистской деятельности, ориентированный на воспитание гражданской позиции, побуждение сограждан к участию в политической деятельности и выработке социально значимых решений[12]. В этом случае челнинские издания должны выполнять ряд функций, таких как:

- полно информировать граждан о всех наиболее значимых процессах и явлениях, происходящих в обществе, о позиции и действиях властей, их усилиях, направленных на решение волнующих граждан вопросов и проблем.

- Предупреждать общественность о неблагоприятно развивающихся процессах, которые несут в себе потенциальные нежелательные последствия для общества (будь то развитие коррупции, экологически неблагоприятная ситуация и пр.).

- Делать достоянием общественности все значимые факты отклонения от закона, норм морали, антисоциальных действиях не только криминальных элементов, но и бизнес-, и властных структур, тех или иных социальных институтов.

- По отношению к властным структурам СМИ должны выступать в роли непарламентской оппозиции. В современных либеральных обществах такая оппозиционная роль СМИ расценивается очень высоко.

- Представлять точки зрения различных общественных групп и сил.

Между тем мы видим, что челнинские издания не выполняют перечисленных функций, следовательно, в г. Набережные Челны не развита общественная журналистика.

По существу, дедукция противоположна индукции. Если в индукции на основе частного знания выводится заключение общего характера, то в дедукции, напротив, опираясь на общее знание, делают вывод частного характера. Однако зачастую методы дополняют друг друга: бывает, что общие суждения дедукции получены индуктивным путем (при помощи индукции устанавливаются исходные посылки знания), а с помощью дедукции из них выводятся следствия и сопоставляются с фактами. Таким образом, дедукция служит методом проверки гипотез (см. об этом подробнее в главе 7.2).

Дедуктивный метод не воспринимается традиционным мышлением. Исследования известных советских психологов Л.Выготского и А.Лурии показали, что киргизские крестьяне не владеют абстрактной схемой рассуждения по логике силлогизма [12]. Если спросить мудрого аксакала: в Германии нет верблюдов; Берлин – город в Германии; в Берлине есть верблюды? Он ответит: «Наверное, есть». – «Почему?» – «Ну, город большой? Большой. Может, туда пришел киргиз с верблюдом или таджик». Аксакал мыслит по логике здравого смысла, а не по логике силлогизма.

Метод дедукции используется в исследовании журналистики при разработке теорий и для проверки гипотез.

 

АНАЛОГИЯ

Аналогия в переводе с греческого означает сходство или соответствие – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках[13]. Заключения по аналогии являются правдоподобными.

Пример: допустим, что в ходе анализа двух газет – «КП» и «АиФ» – мы выяснили, что обе они являются газетами федерального уровня, позиционируют себя как общественно-политические издания, находятся в коммерческой собственности, ориентируются на массовую аудиторию, тяготеют к сенсационным заголовкам. При этом мы точно знаем, что в газете «КП» преобладают информационные жанры. Предположение о том, что и в «АиФ» по количеству публикаций лидируют информационные жанры, является примером умозаключения по аналогии.

По сути, аналогия ищет сходство в различных вещах и явлениях. Попытки рассматривать вещи в такой перспективе не всегда обоснованны: умозаключения по аналогии, даже при условии истинных посылок, не дают достоверного знания.

Пример: квадрат и прямоугольник сходны: это плоские геометрические фигуры, их противоположные стороны равны и параллельны. У прямоугольника, как подсказывает само его название, все углы прямые. Можно заключить по аналогии, что и у квадрата все углы также являются прямыми. Этот вывод истинный. Из сходства квадрата и прямоугольника и того, что у квадрата все стороны равны, можно сделать по аналогии вывод, что и у прямоугольника они равны. Но это уже будет неверно[14].

Для повышения надежности умозаключений по аналогии, надо придерживаться ряда правил:

1) объекты могут сравниваться только по существенным свойствам;

2) надо обращать внимание на внутренние, а не на внешние свойства объектов;

3) круг совпадающих признаков должен быть как можно шире;

4) учитываться должны не только сходства, но и различия объектов[15].

Аналогия, как способ рассуждения, требует богатого воображения. Это образный и яркий метод, часто используемый в литературном творчестве. Между тем аналогия обладает слабой доказательной силой и зачастую бывает поверхностной. В науке рассуждения по аналогии применяются с большой осторожностью. Тем не менее, история науки содержит множество примеров, когда даже свободная аналогия приводила к важным открытиям. Так, И.Кеплер, открывший законы движения планет, предположил, что небесные тела, подобно влюбленным людям, испытывают притяжение друг к другу. Благодаря этой аналогии в астрономии появилось понятие силы[16]. В ряде случаев аналогия позволяет получить знание высокой степени достоверности. К примеру, Д.Менделеев на основе аналогии с открытыми химическими элементами предсказал количественные и качественные свойства еще не открытых элементов[17].

Метод аналогии известен и греческой науке, и средневековому мышлению. Особую популярность аналогия приобрела в эпоху Возрождения, когда мыслители, как показал М.Фуко[18], искали сходства и подобия изучаемых явлений. Тогда природа, наряду с Библией, воспринималась в качестве священной книги, созданной Богом, письмена которой надо было расшифровать и истолковать, отыскивая соответствия среди различных явлений. Так, к примеру, травники знали, что печень выделяет желчь, поэтому лечить ее надо растениями с желтыми соцветиями – сходными по цвету с желчью. Для белого полезно белое - чтобы были здоровые зубы, надо пить молоко. Растение подобно животному: голова его внизу, а рот – или корень – погружен в землю. Ученые XVII века любили сопоставлять тело человека с земным шаром: кожа человека – это поверхность земли, его кости – скалы, вены – реки, а семь главных частей тела соответствуют семи металлам. Конечно, такие уподобления зачастую только препятствовали познанию, опутывая исследуемый объект расплывчатыми и неясными метафорами, или, наоборот, внушая иллюзию ясности и понятности там, где явление еще только предстояло изучить.

Метод аналогии в исследовании журналистики применяется универсально – как вид умозаключения и доказательства; используется при моделировании объектов и процессов журналистского знания, а также при изучении сходных явлений.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

Довольно часто при написании курсовых и дипломных работ студенты прибегают к методу системного анализа. Суть этого метода состоит в рассмотрении изучаемого объекта (например, редакции) в качестве целостного, сложно организованного и саморегулирующегося организма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.

Системный анализ – это совокупность общенаучных методологических принципов (требований) рассмотрения объектов как систем[19]. Для уяснения сути системного анализа разберемся с понятиями система и элемент.

Согласно основоположнику общей теории систем Л. Берталанфи, система – это комплекс взаимодействующих элементов. Элемент – это далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения[20]. Любая система обладает четырьмя признаками:

- целостностью (система всегда больше простой совокупности ее элементов),

- наличием устойчивых связей между элементами,

- организацией (совокупность взаимосвязей и взаимодействий между элементами порождает организованную сложность системы),

- эмерджентностью (системе как целому присущи ряд качеств и свойств, которые не свойственны отдельным ее элементам).

Свойства системы зависят от свойств ее элементов, но не определяются ими полностью. Отсюда:

1) система не сводится к простой совокупности элементов;

2) расчленяя систему на отдельные элементы, изучая их каждый по отдельности, нельзя познать свойства системы в целом;

3) характеристики системы определяются не только и не столько характеристиками составляющих ее элементов, сколько характеристиками связей между ними.

Существует несколько аспектов системного анализа, перечислим их:

- системно-элементный анализ, в ходе которого выявляется из каких элементов (компонентов) образована система;

- системно-структурный анализ, раскрывающий внутреннюю организацию системы и способ взаимодействия образующих ее элементов;

- системно-функциональный анализ, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;

- системно-коммуникационный анализ, отражающий взаимосвязь данной системы с другими системами;

- системно-интегративный анализ, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;

- системно-исторический анализ, отвечающий на вопрос, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы[21].

Пример: допустим, что мы решили выяснить, как организована работа по подготовке выпуска газеты в определенной редакции. Исследуемой системой в данном случае выступает сама редакция. Мы изучаем, из каких компонентов состоит редакционный коллектив. Узнаем, что в редакции есть творческое, техническое и коммерческое подразделения. Выясняем, сколько сотрудников задействовано в каждом из подразделений и какие обязанности они выполняют. Так, к примеру, мы определили, что творческая часть редакции состоит из главного и выпускающего редакторов, ответственного секретаря и четырех журналистов. Проясняем для себя состав технического и коммерческого отделов. После того как мы выяснили, из каких элементов (сотрудников) состоит редакционный коллектив, мы исследуем структуру редакции. В ходе изучения работы редакции мы уже обнаружили, что в ней существуют три основных подразделения, теперь нам надо понять, какие основные функции выполняют каждое из этих подразделений и их сотрудники, а также какие взаимодействия осуществляются между отдельными сотрудниками и подразделениями в целом в процессе подготовки издания. Функциональный аспект анализа в данном случае может быть реализован на основе анализа должностных обязанностей различных сотрудников, а структурный – на основе осмысления этапов подготовки издания и задействованных на них сотрудников, а также исходя из анализа системы управления (кто кому подчиняется) данного редакционного коллектива. В рамках системно-коммуникационного анализа мы исследуем взаимодействия редакции с учредителем (владельцем), издателем, распространителем, аудиторией, информационной средой и пр. После чего мы, реализуя системно-интегративный аспект системного анализа, выясняем, что сохранению целостности редакции способствуют такие факторы, как конкурентоспособность выпускаемого издания, популярность газеты среди аудитории, ее востребованность рекламодателями, сильный авторский коллектив и т.д. Мы приходим к выводу, что факторами развития данной редакции являются выпуск новых приложений к основному изданию, ориентированных на специализированные сегменты аудитории, создание собственной полиграфической базы, благодаря чему редакция получает возможность предоставлять полиграфические услуги другим изданиям и пр. В завершение мы исследуем историю становления данного издания, выделяем определенные этапы в деятельности редакции, обозначаем факторы, которые позитивно и негативно влияли на ее развитие, очерчиваем возможные перспективы ее существования.

Совсем не обязательно реализовывать все перечисленные аспекты анализа, хотя это и было бы желательным. Как правило, студенты ограничиваются первыми тремя видами анализа. Решать вопрос о том, в каком объеме должен быть осуществлен системный анализ, необходимо исходя из целей и задач вашего исследования.

Пример: если при изучении менеджмента в редакции автор должен сконцентрировать свое внимание на первых трех направлениях системного анализа, то, к примеру, при исследовании становления и развития определенного издания важнее раскрыть три последние его направления.

Элементы системного анализа применяются при осмыслении сущности того или иного объекта, процесса, явления журналистики. Также метод системного анализа используется в рамках прикладных исследований, если они реализуются в форме социологического исследования.

5.6. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МЕТОД

Структурно-функциональный (структурный) метод, по сути, является одним из аспектов системного анализа. Выше мы говорили о том, что в ходе системного анализа мы, в том числе, выявляем структуры исследуемого объекта – элементарные и более сложные – и то, какие функции выполняют эти структуры в системе как целом. Итак, при проведении структурно-функционального анализа мы рассматриваем то или иное явление журналистики как целостную систему, обладающую определенной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции (роли), направленные на удовлетворение соответствующих потребностей системы. Деятельность элементов системы как бы запрограммирована ее структурной организацией, непосредственно занимаемыми элементами позициями и выполняемыми ими ролями.

Для более четкого осознания метода рассмотрим понятие структуры. Структура – это совокупность устойчивых отношений и взаимосвязей между элементами системы, с выполнением определенных функций (ролей) этих элементов в отношении друг друга и системы в целом[22].

У структурно-функционального анализа есть ряд требований, перечислим их:

- необходимо изучить строение, структуру системного объекта;

- исследовать его элементы и их функциональные характеристики;

- проанализировать изменения этих элементов и их функций;

- рассмотреть развитие (историю) системного объекта в целом;

- представить объект как целостную функционирующую систему, все элементы которой «работают» на поддержание этой целостности[23].

Структурно-функциональный анализ используется для уяснения строения, функций тех объектов исследования журналистики, которые изучаются в качестве систем.

Общенаучные эмпирические методы позволяют собрать первичную информацию об интересующих исследователя фактах. При этом методы наблюдения и эксперимента позволяют создать исследовательскую ситуацию, организовать интерактивное отношение автора к изучаемому объекту, а описание, сравнение и измерение характеризуют способы структурирования научной информации[24].

 

 

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

Наблюдение – целенаправленное восприятие предметов, явлений и процессов окружающего мира, в основном опирающееся на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления)[25]. Задача наблюдателя заключается в получении совокупности первичных данных об изучаемом объекте. Как правило, в этой совокупности уже прослеживаются определенные регулярности и закономерности поведения объекта.

Еще древние греки называли деятельность по разысканию истины умозрением (то есть видением посредством ума). Они считали, что практика умозрения позволяет увидеть эйдосы – умные лики вещей, в которых проступает их сущность. Метод наблюдения основывается на сходном положении: в результате наблюдения мы получаем знание не только о внешних сторонах предмета, но и о его сущности. Недаром наблюдательность считается признаком живости ума. Однако наблюдение как метод исследования значительно разнится с простой наблюдательностью. Образно говоря, это не песня народов саама, которая строится по принципу «что вижу – то пою». В отличие от обыденного, научное наблюдение носит структурированный характер: оно задано концепцией, гипотезой, программой исследования. Ученый не просто регистрирует факты наблюдения, но сознательно отбирает те из них, которые подтверждают или опровергают его суждения; полученные результаты автор объясняет, исходя из разделяемых им теоретических положений. В силу этого в науке был сформулирован тезис о теоретической нагруженности наблюдения, который полагает существенную зависимость содержания наблюдения от предшествующих ему теоретических установок наблюдателя. Как сказал по этому поводу А.Эйнштейн: «Лишь теория решает, что можно наблюдать»[26]. С этой точки зрения ученых можно обвинить в том, что они, «задавшись целью, разглядели в человеке сумасшедшего». Тем не менее, разработанная в науке система норм и требований к проведению наблюдения позволяет получить объективное, надежное и проверяемое знание.

При изучении журналистики наблюдение может применяться как основной метод исследования – в этом случае реализуется социологическая методика наблюдения (см. главу 8.3). С помощью наблюдения, к примеру, изучают деятельность редакции в целом и ее отдельных сотрудников – в частности; собирают информацию о поведении покупателей прессы; исследуют творческую деятельность журналистов; оценивают качество информационного продукта; изучают восприятие аудиторией того или иного СМИ. Наблюдение может использоваться и как вспомогательный метод. На предварительном этапе исследования с его помощью собирают необходимую информацию для формулировки проблемы исследования; при проведении опроса можно понаблюдать за поведением опрашиваемых и выяснить, какое примерно время требуется на проведение одного интервью, какие вопросы вызывают затруднение у респондентов и прочее. В ряде случаев метод наблюдения является одной из познавательных процедур в составе методов – таких, как контент-анализ, фокус-группа, эксперимент. В целом, метод наблюдения используется с целью сбора информации для постановки проблем исследования, выдвижения гипотез, а также проверки теорий.

 

МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА

Эксперимент (лат. опыт, проба, испытание)активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от побочных влияний, затемняющих его сущность, и представляется в «чистом виде». Цель любого эксперимента состоит в достижении максимально возможного уровня управления исследуемым процессом[27].

Эксперимент становится основным методом исследования при утверждении науки - нового естествознания - примерно в 17 веке. Европейская наука и зародилась как наука экспериментальная. Именно благодаря эксперименту познавательная деятельность перестает быть созерцательной и становится практической, что отражает знаменитое высказывание Фрэнсиса Бэкона: «Знание – сила». Особой заслугой Галилео Галилея (1564 – 1742) стала успешная попытка соединения экспериментального метода с математическим мышлением: он показал, что экспериментальная деятельность может быть осмыслена на языке математики. Таким образом, эксперимент взял на себя функцию связующего звена между теоретическими изысканиями и практической деятельностью по преобразованию среды. Экспериментальный подход и сегодня занимает ведущую позицию в эмпирических науках.

Простейшая структура эксперимента, как показывает Е.Ушаков  [28], состоит из независимой и зависимой переменных, а также побочных факторов, оказывающих влияние на экспериментальную ситуацию. Тогда переменными называют все явления, факторы, воздействия, состояния, которые могут изменяться в данной исследовательской ситуации и принимать различные значения. Это могут быть как количественные величины, подлежащие измерению, так и неизмеряемые качественные состояния. Среди переменных, включенных в экспериментальную ситуацию, есть те, которыми исследователь может управлять, меняя их значение. Эти переменные (как правило, это определенные виды воздействий, используемых исследователем) называются независимой переменной. Те переменные, которые изменяются при изменениях независимых переменных, называются зависимыми переменными. Помимо этого существует еще некоторая совокупность факторов, которые не являются предметом прямого исследовательского интереса, но оказывают дополнительное воздействие на зависимую переменную, затрудняя изучение связей зависимой и независимой переменных и внося неопределенность в результаты эксперимента. Они называются побочными факторами.

Пример: в декабре 2006 года бельгийское государственное телевидение осуществило эксперимент с целью изучения эффектов влияния информации на поведение аудитории. По основному государственному телеканалу было объявлено, что Бельгия утратила статус суверенного государства, распавшись на независимые Фландрию и Валлонию. При этом передача, подготовленная как цепь новостных выпусков с многочисленными «прямыми» включениями, сопровождалась непрерывной бегущей строкой, в которой мелким шрифтом сообщалось, что все происходящее – лишь журналистская выдумка. Однако большинство телезрителей, включая политиков, иностранных дипломатов и журналистов, приняли «новость» всерьез. В этой ситуации информационное воздействие телеканала будет независимой переменной, изучаемая реакция населения – зависимой переменной, а побочными факторами могут выступать, к примеру, наличие у жителей Бельгии телевизоров и средств связи (для передачи новости в межличностном общении), охват вещанием телеканала территории страны, а также время выхода новостных выпусков в эфир.

Как отмечает И.Д.Фомичева[29], метод эксперимента практически не используется в социологии СМИ. Если говорить об исследовании журналистики, то экспериментирование, скорее всего, используется именно в журналистском творчестве, где идет поиск новых тем, форм, стилей письма, а также дизайна изданий. В самой же исследовательской деятельности этот метод применим мало: как утверждают социологи, с человеком и обществом экспериментировать не принято.

 

6.3. КОМПАРАТИВИСТСКИЙ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ) ПОДХОД

Сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство (тождество) или различие объектов[30]. Процедура сравнения имеет смысл только в отношении однородных предметов, принадлежащих к одному классу. При этом предметы сравниваются только по тем признакам, которые существенны для рассмотрения.

Пример: если сравнивать между собой две газеты, то существенными признаками для них будут тип учредительства, форма собственности, тематическая направленность и т.д., в то время как величина шрифта текста или количество слов на полосе будут совсем не важными признаками.

При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.

Пример: газету и журнал можно сравнить по типу учредителя, объему полос, аудитории, жанровому разнообразию, и даже по тематике. При этом они мало сравнимы по таким признакам, как качество полиграфии, тематика иллюстраций.

Метод сравнения был открыт человечеством давно, уже в древности. Тогда сравнение носило не столько рациональный, сколько эмоционально-чувственный характер: миф соотносил все явления с человеком, поэтому исследователи говорят об антропоморфизме мифологического сознания. Деревья могли ходить и разговаривать, лес гневался в грозе – явления действительности были антропоморфны – «подобны человеку» –сравнивались, понимались и объяснялись по аналогии с действиями, поступками и мыслями людей. В античности процедура сравнения обогатилась идеями соразмерности и идеала. Древнегреческое понимание Космоса как миропорядка, целесообразности, гармонии встраивало ту или иную вещь, явление в общий строй мироздания, поэтому от любого рассматриваемого предмета требовалась соразмерность бытию. О том, что каждая земная вещь есть лишь тень вещи идеальной сказал Платон, начиная с которого люди начали рассуждать о степени «лошадности» лошади, то есть не просто сравнивать вещи между собой, но и соотносить их с неким идеалом. Средневековье актуализировало проблему сравнимого и несравнимого, как противопоставление мира и Бога. Средневековые философы пытаются описать Бога, наделяя Его всевозможными качествами и убеждаясь в недостаточности слов. Некоторые из них в итоге приходят к выводу, что о Боге лучше молчать, полагая, что таким образом, по крайней мере, они не умаляют Его сравнениями. Сравнивать можно вещи мира тварного – того, который затронут грехом, в котором вещи и явления утратили свою первоначальную уникальность, самостийность, а потому стали подвластны единообразию сравнения. Еще один вопрос, касающийся сравнения и волновавший ученых мужей Средневековья, заключался в следующем: в чем основа сходства явлений действительности – «в вещах или в головах»? Есть ли в вещах нечто, что их объединяет – например, замысел божий или «божественное понятие», или же Бог творил без всякого плана, а разум человеческий сам отыскивает в вещах определенное сходство, которого там и нет вовсе? В Новое время идея сравнения утвердилась европейской наукой: сравнивать можно все и вся – по площади, весу, объему, количеству, длине. Идея сравнимости заложена, к примеру, в товарно-денежных отношениях, которые появились в их современном виде именно в Новое время и которые основаны на идее того, что деньги есть универсальный эквивалент всего: каждая вещь может быть сравнима с деньгами и оценена в них.

Как отмечает Е.В. Ушаков[31], метод сравнения занял прочное место в науке потому, что благодаря ему повышается точность суждений в тех областях, которые не могут быть непосредственно измерены. Операция сравнения осуществима и тогда, когда нет точных эталонов для сравнительных процедур. Например, мы можем не знать, как выглядит идеальный красный цвет, мы не дадим ему определения, но при этом мы вполне можем сравнивать различные оттенки красного на предмет их «удаленности» от эталона: в этом оттенке есть какая-то примесь коричневого, отчего цвет тяготеет к кирпичному, а в том – чересчур синего, придающего красному лиловый оттенок. Сравнительное суждение (или суждение отношения) позволяет упорядочить предметную область без введения четкой единицы измерения, что удобно, в первую очередь, для гуманитарных, то есть не точных, наук. В таких областях благодаря терминам сравнения можно построить шкалы, фиксирующие в явлениях степень наличия того или иного признака.

Пример: журналистские материалы можно упорядочить по степени профессионального мастерства. Или проранжировать газетные издания на предмет принадлежности их к качественной прессе.

Для того чтобы составить шкалу, необходимо выделить основные критерии, по которым может быть оценен тот или иной признак издания. Затем необходимо определить, какая степень наличия признака соответствует той или иной оценке СМИ. После чего надо исследовать интересующие автора издания по заданным критериям и оценить по шкале степень выраженности в них изучаемого признака.

Пример: среди теоретиков журналистики существует мнение о делении прессы на «качественную» и «массовую». Посмотрим, по какой шкале могли бы быть оценены газеты с точки зрения их качественности. Судя по всему, наша шкала будет иметь два основных полюса – «качественная» и «массовая» пресса, издания же будут располагаться между двумя этими позициями, в зависимости от выраженности в них того или иного формата. Таким образом, наша шкала позволит соотнести исследуемые издания по степени выраженности в них типа качественной или массовой прессы.

Определимся с критериями, по которым можно оценить принадлежность издания к тому или иному типу. Для этого нам надо проштудировать теоретическую литературу, ознакомиться с мнением исследователей по интересующему нас поводу. Предположим, что на основе полученных нами знаний мы остановились на следующих критериях:

- величина тиража издания;

- на какую аудиторию ориентировано издание;

- жанрово-тематическая структура издания;

- характер подачи информации (наличие сенсационных заголовков, обилие фотографий, крупные заголовки, стиль подачи информации);

- основные функции в отношении аудитории.

Тогда для массовых изданий будут характерны более высокие тиражи, ориентация на массовую аудиторию, преобладание информационных жанров и развлекательной тематики, наличие сенсационных заголовков, обилие фотографий, повествовательный стиль изложения, рекреативная функция в отношении аудитории.

Для качественных изданий будут характерны ориентация на определенную аудиторию, жанровое разнообразие, преобладание политической и социально-экономической тематики, сдержанный стиль в оформлении издания, аналитический стиль изложения информации. Качественные издания стремятся держать аудиторию в курсе важнейших событий, представлять взвешенный анализ происходящих событий, отражать мнения экспертов по актуальным вопросам и пр.

На основе проведенного нами анализа мы выясняем, как в том или ином издании проявляет себя каждый из исследуемых признаков, к какому типу тяготеет СМИ в целом, а затем соотносим издания между собой по степени выраженности в них формата качественной или массовой прессы.

Сравнение служит исходным пунктом сравнительно-исторического и сравнительно-сопоставительного методов. Суть сравнительно-исторического метода заключается в выявлении общего и особенного в познании различных ступеней (периодов) развития одного и того же явления; сравнительно-сопоставительного – в выявлении общего и особенного в различных сосуществующих явлениях [32]. При этом важно определить критерии, по которым будут сравниваться явления в рамках данных методов.

Пример: так, если тема вашей научной работы касается изучения деятельности определенного издания или журналиста, сравнительно-исторический метод будет здесь весьма кстати. Деятельность СМИ или журналиста можно изучать, исходя из различных оснований. К примеру, можно проанализировать, как изменялась проблематика материалов издания, его жанрово-тематическая структура, формы взаимодействия с аудиторией, информационная политика и пр. Направление исследования, а значит, и его критерии, задаются целью и задачами работы. Определившись с наиболее значимыми критериями анализа, рассматривают по ним выпуски издания за определенный период (за год, пять лет, или десятилетия – в зависимости от изучаемого периода и логики проведения исследования) и сравнивают между собой результаты различных периодов. Наиболее информативным будет сравнительно-исторический (или сравнительно-сопоставительный) анализ, реализованный на основе контент-анализа, который позволяет охарактеризовать исследуемые признаки в количественном выражении, что весьма удобно и показательно для сравнения.

Метод сравнения широко используется в исследовании журналистики, как сам по себе, так и в рамках сравнительно-исторического и сравнительно-сопоставительного методов. В ряде случаев весьма эффективен метод шкалирования, особенно при оценке журналистских текстов или изданий в целом.

ОПИСАНИЕ

Описание – познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке (схемы, графики, таблицы, диаграммы, рисунки и прочее)[33]. Описание – первый шаг на пути к объяснению. Поэтому от того, насколько грамотно исследователь отразит полученные им результаты, в конечном итоге зависит общий анализ изучаемой проблемы и содержательность авторских выводов.

В арсенале исследователя имеются разнообразные описательные средства – схемы, диаграммы, рисунки, графики, таблицы, которые обеспечивают наглядность проделанной работе. Способность умело их использовать зачастую имеет решающее значение при оценке качества исследования. Удачная диаграмма или впечатляющий график, правильно составленная и оформленная таблица, всегда производят благоприятное впечатление.

Важно выбрать оптимальную форму подачи результатов исследования – продумать, какой вид диаграммы или тип графика наиболее наглядно, эффективно и доступно представляет полученные данные, иллюстрирует выявленные вами тенденции, раскрывает обнаруженные закономерности. Помимо точности изложения информации, необходимо сосредоточиться на качестве составления графических иллюстраций. Желательно, чтобы в графике или диаграмме были отражены все необходимые поясняющие подписи: исследуемые объекты, измеряемые величины, их количественные характеристики, единицы измерения, если это необходимо – средние значения, показатели нормы и прочие данные. Все эти подписи должны без труда читаться. Выигрывает представление диаграмм и графиков в цвете.

Таблица, диаграмма или график обязательно должны иметь свое название, отражающее суть изложенных данных. Как правило, в названии также фиксируется информация об эмпирической базе, а также временном периоде исследования (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Уровень журналистского мастерства

в области опубликования социологической информации

(на основе контент-анализа газет «Комсомольская правда»,

«Республика Татарстан» и «Челны ЛТД» за 2007 год)

Название издания Уровень мастерства
Низкий (в % к общему числу мат-лов) Средний (в % к общему числу мат-лов) Высокий (в % к общему числу мат-лов)
Комсомольская правда ---    
Республика Татарстан      
Челны ЛТД   --- ---

Студенты часто пренебрежительно относятся к составлению таблиц, что весьма легкомысленно, поскольку именно таблицы, наряду с графиками и диаграммами, привлекают внимание оценивающих работу. Важно, чтобы таблица отражала структуру замысла автора в исследовании вопроса: какие данные лучше сгруппировать в столбцах, а какие – в строках, отразить результаты в количественных и/или процентных показателях? В любом случае таблица должна содержать информацию по прочтению численных данных (в каких единицах измерения приведены показатели). Небрежно оформленная таблица говорит об одном – о неумении студента анализировать полученные результаты.

При составлении графиков, таблиц, диаграмм в сознании автора происходит систематизация результатов исследования. Благодаря этому изложение и анализ полученных данных не вызывают больших затруднений.

Метод описания в исследовании журналистики используется, по преимуществу, при изложении результатов практического исследования.

 

 

ИЗМЕРЕНИЕ

Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения[34].

Для эффективного применения данной процедуры важно определить единицы, в которых должна быть исследована величина, оптимальные способы и необходимые направления измерения, а также продумать систему обработки полученных данных.

Пример:для иллюстрации предыдущего тезиса рассмотрим, каким образом могут быть измерены объемы новостного вещания на телеканале за неделю. В качестве единицы измерения можно принять новостной выпуск и подсчитать, сколько новостных выпусков выходит на канале «Первый» в течение одной недели, а потом, к примеру, сравнить, сколько их выходит на канале «НТВ». Однако более информативной единицей измерения в данном случае будет минута эфирного времени объемы новостного вещания различных каналов лучше сравнивать по количеству эфирного времени. Если говорить о способах измерения новостного вещания, то его можно фиксировать с хронометром, сидя у телеэкрана. Однако более удобным в работе является измерение объемов новостного вещания по анализу телепрограммы, где указана длительность новостных выпусков канала. Направления измерения, а также система обработки полученных данных формируются, исходя из целей и задач, а также гипотезы исследования (подробнее об этом см. в учебно-методическом пособии «Метод контент-анализа в исследовании журналистики»). К примеру, те же объемы новостного вещания могут быть изучены, исходя из дневных и недельных ритмов вещания, типов новостных передач и прочего. Результаты могут быть представлены как в абсолютных числах, так и в процентных соотношениях.

Измерение сегодня широко применяется не только в науке, но и в быту. Каждый день мы что-то измеряем, порой даже не осознавая этого – отмеряем ложкой порцию сахара для чая, следим за своим весом или объемом талии, ориентируемся по часам во времени. Между тем в древности измерение относилось к процедурам постижения божественной сути вещей, и доверялось только избранным – жрецам. Так, древнеегипетские жрецы владели рядом математических приемов, позволявших им определить земельные площади и измерить земельные участки.

Вообще идея того, что для познания определенного явления необходимо изучить его количественные характеристики, появилась с возникновением европейской науки – лишь в 17 веке. Измерение в это время становится неотъемлемой процедурой познания и образцом наукообразности. Если в Средневековье познать означало истолковать суть явления, то в Новое время познать – значит измерить. Вот что по этому поводу говорил Галилео Галилей: «Никогда я не стану от внешних тел требовать что-либо иное, чем величина, фигуры, количество движения…».

Вплоть до 17 века измерение по преимуществу носило антропоморфный характер – люди мерили мир собой. Это было весьма удобно, поскольку «локоть» (длина человеческой руки от запястья до локтя), «пядь» (расстояние между кончиками растянутых большого и указательного пальцев), «вершок» (длина двух фаланг указательного пальца) всегда при тебе, дополнительных средств измерения при этом не требуется. С 17 века разрабатывается система абстрактных единиц измерения – таких, как килограмм или метр. Эталоны самых разнообразных мерных единиц хранятся в Международном бюро мер и весов, близ Парижа.

В эпоху Возрождения появляются новые измерительные приборы, такие как гигроскоп (измеряет влажность воздуха), телескоп (с его помощью можно определить расстояние между небесными телами и их размеры), анемометр (измеряет скорость ветра). С того времени появилось множество новых средств измерения, а имеющиеся приборы были значительно усовершенствованы. Изменились и объекты измерения. К примеру, сегодня ученые могут определить вес и заряд микрочастиц.

Социально-гуманитарные науки переняли у естествознания принцип измерения исследуемых явлений. Так, при изучении журналистики процедура измерения применяется при проведении исследований средствами контент-анализа, опроса.

 

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!