Поддерживающее присутствие терапевта 5 страница



· Клиент, переживший травму или оскорбление, мо-жет быть не в контакте со своей Внутренней Зоной или телесными ощущениями (Прерывание перед ощущением)

· Человек склонный к перееданию, вероятно, пре-рывается на стадии распознавания своих эмоций, ошибочно принимая свой эмоциональный голод за обычный. (Прерывание между ощущением и распознаванием).

· Тревожный, перевозбужденный клиент мобилизует избыточную энергию, но не способен к эффективному действию. (Прерывание между мобилизацией и действием).

· Неразборчивый в связях клиент предпринимает действия, постоянно завязывая новые знакомства, но неспособен вступить в реальный контакт. (Прерывание между действием и контактом). Трудоголик способен вступить в контакт и завершить рабочий проект, но неспособен получить удовлетворение, и вместо этого немедленно приступает к новому проекту. (Прерывание между контактом и удовлетворением).

· Тревожный клиент, который постоянно боится смерти, не может заснуть, даже будучи усталым. Он неспособен отключиться и предаться неизвестности сна. (Прерывание между удовлетворением и отключением).

· Ориентированный на результат бизнесмен всегда ищет новые возможности и неспособен созерцать или сидеть в тишине, боясь неопределенности пустоты. (Прерывание между удовлетворением и благодатной пустотой).

Во всех этих примерах клиенту было бы полезно осознать, где именно он «прерывается», и затем за-вершить цикл. Однако случаи бывают разные. Знание того, что должно быть на следующей стадии, складывается из осознания клиентом своих потребностей и «подталкиваний» со стороны терапевта, но только, клиент знает, что именно для него является завершением цикла и сколько, на это требуется времени. На завершение одних циклов потребуется одна сессия, на завершение других -годы. Некоторые будут изменены клиентом, от некоторых он просто откажется, чтобы пойти в другом направлении.

Прежде чем двигаться дальше, мы хотим обратить ваше внимание на завершающий этап цикла (кото-рым обычно в литературе пренебрегают), на переход от Отключения к Ощущению, когда один цикл уже завершился, а другой еще не начался. Иногда эту стадию называют «Благодатной Пустотой». Это название подчеркивает ценность простого пребывания здесь и сейчас, полного осознавания себя в мире. Для консультанта это также является местом творческого слияния с клиентом, когда консультант внимателен и доступен и готов отозваться на проявляющуюся фигуру без предварительного плана. Это время для того, чтобы не иметь направления и познавать неизвестное. Здесь может произойти поворот как к первичной организмической саморегуляции, так и к духовным аспектам.

3.4 Экзистенциальное измерение

Человеческий род не может вынести слишком много действительности.

Люди проводят много времени, стремясь к комфорту и стараясь избегать осознавания экзистенциальных реалий: смерти, одиночества, неопределенности, разделения, объединения, свободы и ответственности. Многие застывшие гештальты, по сути, являются творческими попытками приспособиться к этим экзистенциальным данностям. Например, лишившийся матери ребенок решает никогда больше не вступать ни с кем в близкие отношения, чтобы избежать страха потери и боли. И будучи взрослым, он продолжает следовать этому решению. Женщина бесконечно подвергает себя пластическим операциям, чтобы не подпускать к себе реальность старения и смерти. Мужчина решает никогда не прикладывать усилий ради чего бы то ни было, поскольку для него невыносимо чувствовать собственное несовершенство. Ответственность — экзистенциальная реальность, и_гештальт-терапия уделяет этому особенно много внимания. По мере роста сознавания, мы все больше понимаем, что хотя мы не можем отвечать абсолютно за все происходящее с нами, но мы отвечаем за то, как мы это переживаем, какой придаем этому смысл и как обращаемся с этим. Мы действительно выбираем наш опыт, даже если нам кажется, что это не так. Принимая ответственность за свой опыт и ответственность перед нашим окружением, мы становимся по-настоящему взрослыми, а наша жизнь-наполняется подлинными контактами. Полное осознавание реальности жизни в мире ведет к тревоге, которую экзистенциалисты считают нормальным состоянием. Поэтому прежде чем приступать к работе по осознаванию глубинных экзистенциальных материй, важно убедиться, в том, что клиент располагает соответствующей поддержкой (см. Главу 7 о самоподдержке). Кроме того, необходимо отличать невротическую тревогу от экзистенциальной. Первая является помехой для функционирования здесь-и-сейчас, последняя же является обратной стороной возбуждения — неприятный, но неизбежный спутник полного и подлинного пребывания в настоящем.

3.5 Парадоксальная теория изменений

Теперь обратимся к другой важнейшей идее гештальт-терапии, во многом вытекающей из сказанного выше. Хотя Beisser назвал свою парадоксальную теорию изменений именно теорией, более точно было бы называть ее принципом. Он состоит в следующем: «Изменения происходят, когда человек становится тем, что он есть, а не тогда, когда он старается стать тем, чем он не является». Принцип базируется на идее о том, что у всех клиентов появляется ресурс для роста и изменений в том случае, если они позволяют происходить естественному процессу организмической саморегуляции.

Клиенты часто приходят на терапию с верой, что они могут измениться согласно некоему плану или с желанием избавиться от каких-то конкретных неприятных ощущений, мыслей или суждений. Они верят, что им помогут достичь некой идеальной картины или идеи собственных изменений (например, «освободиться от тревоги» или «нравиться всем»). Парадоксальная теория изменений утверждает, что вместо того, чтобы пы-таться изменить себя, нужно как можно более полно погрузиться во все аспекты собственного опыта и полностью осознавать его. Как только клиент сделал это, как только он доверился организмической саморегуляции, изменения начнут происходить сами собой. Другими словами, когда клиент подлинно и глубоко принимает себя, он, в реальности, совершает радикальный поворот к нормальному отношению к самому себе. Это сформулировал Перлз7, когда он ввел различие между актуализацией себя и «актуализацией образа себя».

Эта фундаментальная идея парадоксальна, поскольку предполагает, что, чтобы измениться, надо отказаться от попыток измениться. Вместо этого утверждается, что существует естественный процесс роста и изменений через постоянное осознавание, контакт и ассимиляцию. Клиент (и консультант) должен быть подготовлен к этому, иметь достаточную поддержку, доверять организмической саморегуляции и полностью отдаться поискам более полной и аутентичной жизни.

3.6 Творческое безразличие

Для облегчения этого процесса, консультанту полезно усвоить отношение, называемое творческим безразличием. Корни этой идеи — в восточных учениях, она близка буддистской невозмутимости или «безупречному воину» Кастанеды. Творческое безразличие не означает, как можно было бы предположить из названия, отсутствия заботы. Оно означает лишь, что терапевт ни в коей мере не заинтересован в каком-либо конкретном результате. Это еще один способ встретиться с экзистенциальной неопределенностью неизвестного — непростая задача. Для этого консультанту надо испытывать неподдельный интерес и абсолютно не стремиться к какому-либо конкретному итогу. Консультант готов принять все, что бы ни произошло. Это перекликается с повлиявшим на гештальт дзен-буддизмом, утверждающим, что принимать и отдаваться тому, что есть — необходимое условие духовного роста. Эту модель роста можно увидеть в физическом мире. Например, садовник обеспечивает нужное количество света, тепла и воды, удаляет сорняки, защищает растения от болезней и паразитов. И тогда цветы естественным образом растут, зреют и достигают полной «цветочности». Садовник не навязывает им свою волю, не пытается сделать цветок иным, нежели он есть. Консультирование и терапия также требуют «доверия к процессу» клиента и отсутствия стремления к какому-то конкретному результату. Это означает, что консультант может с открытым сердцем вступать на любую выбранную клиентом тропинку. Этот же принцип является центральным для теории поля, феноменологического метода и принятия экзистенциального выбора клиента. Это вера в здоровую основу организмической саморегуляции и в мудрость пребывающую в глубине каждого из нас. Главное же, это вера в то, что когда мы, консультанты, обеспечиваем нужные условия, клиент в процессе терапии сам выберет свой собственный верный путь.

Тем не менее, ясно, что не существует конкретных навыков или техник, обеспечивающих творческое безразличие. Здесь важно культивировать отношение, лежащее в основе всех гештальт-техник. Пребывание полностью здесь-и-сейчас, безусловная открытость к другому человеку — опыт потенциально опасный, но и захватывающий. Мы встречаемся с неизвестным, и это может вызвать чувство незащищенности. Затем мы чувствуем сильное желание взять ситуацию под контроль при помощи планирования и прогнозирования. Будучи гештальт-консультантами, мы должны стараться сдержать это желание и оставаться в ситуации неопределенности.

Парадоксальная теория изменений прямо противоположна другим терапевтическим моделям, целью которых является изменение поведения, исчезновение симптомов или преодоление сопротивления. В гепггальт-консультировании симптомы и сопротивление рассматриваются как творческое приспособление клиента к ситуации, обычно при недостатке самоподцержки. Попытка избавиться от сопротивления или преодолеть его означает попытку избавиться от какой-то важной части личности (или, наоборот, попытку ее чрезмерного усиления). Если же проблема или дилемма приняты, осознавание восстановлено, то все разнообразные аспекты и части личности клиента становятся доступными ресурсами для естественного роста и изменений.

Пример

[Из клинических записей одного из авторов] Жан-Люк пришел на консультацию, чувствуя себя несчастным и боясь новых отношений, поскольку несколько попыток построить таковые потерпели крах одна за другой. Он сказал, что хочет вновь быть счастлив, но не хочет «оглядываться на прошлое», поскольку зря потратил на это время с предыдущим консультантом. На ознакомительной сессии он хотел, чтобы я сказал ему, что делать, чтобы почувствовать себя лучше и чтобы я ответил на некоторые его вопросы. Он считал, что его социальная неадекватность (как он это называл) — следствие того, что, находясь в обществе людей, он что-то делает неправильно. Когда мы приступили к заключению договора на первые шесть сессий, я объяснил свое нежелание помогать ему описанным им способом и предложил альтернативный способ того, как мы могли бы понять его историю, прежде чем делать выводы о том, что ему требуется. Жан-Люка это не убедило, но он согласился попробовать, так как был в отчаянии, а, рассказывая мне о своих несчастьях, почувствовал некоторое облегчение. В течение нескольких последующих месяцев он рассказывал мне свою историю все подробнее и все меньше интересовался моими предложениями и мнениями. [Я опускаю, что именно я говорил, достаточно сказать, что я сосредоточился на феноменологии и предлагал диалогические отношения].

Подводя итоги шести месяцам, Жан-Люк недоумевал, поскольку жизнь, похоже, стала больше занимать его, он почувствовал надежду и вступил в новые отношения, которые пока не закончились привычным роковым образом. Он не понимал, почему жизнь стала налаживаться, хотя ни он, ни я ничего специально для этого не предпринимали.

Этот опыт переживают многие: парадоксальный принцип изменений неуловим, и клиенты зачастую знают, что консультирование им помогло, но не понимают, как это произошло. Говоря это, мы все же хотели бы отметить, что человеческие ситуации подчас очень сложны, и в них есть место также и для спланированных, продуманных и желаемых изменений, которые требуют решимости и смелости. Например, если вы решили стать консультантом, вам надо будет преодолеть все трудности обучения, чтобы достичь желаемого результата. Следует различать интроеци-рованное, культурное и социальное давление от подлинных желаний и стремлений, свободно выбранных личностью в состоянии полного осознавания. Далее в книге мы приводим примеры того, как можно совершать терапевтическое путешествие, используя парадоксальную теорию изменений и, в то же время, преследуя свои свободно выбранные цели.

Заключение

Мы постоянно подчеркиваем важность осознава-ния. Оно играет существенную роль на первой, оценочной встрече, оно лежит в основе феноменологического подхода и диалогических отношений, оно является важнейшей целью всех экспериментов. И оно есть движущая сила парадоксального принципа изменений. Это глава посвящена осознаванию как таковому, его значению и его

самоценности. Однако в заключении мы хотим напомнить, что ваше собственное осознавание является важнейшим терапевтическим инструментом. Ваш полный и осознанный контакт с собой, клиентом и конкретной ситуацией послужит образцом вашему клиенту и приглашением делать то же самое.


Глава 4. Установление терапевтических отношений

Терапевтические отношения в гештальт-практике зависят от трех условий, являющихся также тремя последовательными этапами:

· Обеспечение безопасного пространства

· Создание рабочего альянса

· Предложение диалогических отношений

В Главе 1 мы описали первый этап построения терапевтических отношений. Это создание безопасного пространства: безопасной и приветливой обстановки, в которой вы можете предложить себя как заинтересованного и компетентного терапевта. В этой главе мы исследуем следующие 2 этапа.

4.1 Рабочий альянс

Рабочий альянс начинается с того, что терапевт предлагает помощь и поддержку и берет на себя обязательства. Клиент соглашается на это предложение и, в свою очередь, берет на себя первичные обязательства (например, регулярное посещение, оплата etc.), а также проявляет готовность участвовать в процессе изменений. Как только вы и ваш клиент обязались работать вместе, вы установили рабочий альянс (иногда называемый также терапевтическим альянсом или рабочими отношениями). Этот альянс под-разумевает развитие активного партнерства, доверительные отношения между вами и клиентом, общее понимание вашей совместной работы и ее целей. Это также подразумевает, что вы готовы сотрудничать друг с другом и верите в добрые намерения друг друга. Клиент верит, что вашим основным желанием является действовать в его интересах, даже тогда, когда вы требуете от него напряжения и ставите сложные задачи. Терапевт верит, что клиент делает все, что в его силах, чтобы помочь самому себе в этом рискованном предприятии. Терапевтический альянс делает работу возможной даже в те периоды, когда клиент будет считать вас ужасным терапевтом, а вы будете думать, что клиент даже и не пытается помочь себе. Со стороны терапевта такое доверие поддерживается готовностью воспринимать всерьез все, что исходит от клиента, сопереживать, уважать и оставаться с клиентом даже тогда, когда это трудно. Рабочий альянс создается не сразу и может временами усиливаться или ослабевать, особенно когда клиент чувствует, что терапевт его «не видит» или критикует. В такие периоды следует усиливать альянс, изучая, что вы сделали (или чего не сделали) такого, что ослабило доверие к вам, следует принимать на себя ответственность за свою долю (например, за неудачную интервенцию или рассеянность). Часто терапевт бывает готов открыто признавать свои ошибки перед клиентом, убеждая его тем самым в своей абсолютной вовлеченности в рабочий альянс. Это также формирует привычку исследовать трудности в духе открытости и вопрошания, а не самокритики или уклонения. Один из важнейших способов поощрять и усиливать рабочий альянс состоит в том, чтобы постоянно отслеживать, в одном направлении вы с клиентом «тянете телегу» или нет. Вам надо будет вместе регулярно оценивать, насколько адекватны, полезны, эффективны ваши отношения. Для этого нужно отслеживать прогресс в достижении согласованных целей, интересоваться, что было полезным, а что бесполезным в ваших интервенциях, и в соответствии с этим корректировать ваши отношения и стратегии. Клиенту важно чувствовать себя активным и влиятельным участником того, что происходит на сессиях. Терапевту же следует регулировать степень своей поддержки, или наоборот противостояния, ради взращивания этого партнерства. Помимо этого, терапевту нужно внимательно отслеживать воздействие своих интервенций; основываясь на реакциях клиента, надо оценивать, на одной ли они волне, или терапевт что-то упустил, «убежал вперед». Скорость формирования и прочность рабочего альянса зависят от нескольких факторов: личного стиля клиента, наличия у него опыта доверительных отношений, его ответственности перед самим собой, вашей способности проявлять подлинные понимание и поддержку. В краткосрочной терапии требуется быстро установить рабочий альянс. В долгосрочной терапии это может занять много времени, особенно, в работе с теми, кто был покинут близким человеком или пережил насилие, оскорбление. В таких случаях именно построение альянса становится основной целью терапии на первом этапе.

Чтобы проверить, есть ли у вас рабочий альянс, задайте себе три вопроса:

· Верит ли клиент, что вы стараетесь помогать ему?

· Существует ли у вас согласие и ясность относительно того, что именно вы пытаетесь делать вместе, и кто за что отвечает?

· Существует ли между вами обязательство оставаться в отношениях, даже когда это становится трудным или болезненным?

Рабочий альянс отличает гештальт от многих других терапевтических техник, утверждающих, что интерпретации, умелые интервенции или обучение новым навыкам поведения являются ключом к успеху. Для них не столь важны присутствие терапевта и отношения между терапевтом и клиентом, являющиеся безусловной ценностью в гештальт-практике. Диалогические отношения состоят из четырех элементов:

· присутствие,

· приятие,

· включенность

· открытость.

4.2 Присутствие

Попросту говоря, присутствие означает, что консультант целиком и полностью присутствует рядом с клиентом. Он старается, насколько возможно, находиться здесь и сейчас. Он «приводит» на встречу всего себя и готов встретиться с клиентом честно и аутентично. То, что исходит от клиента, может захватывать терапевта, трогать его. Этот аспект гештальт-терапии настолько важен, что мы будем не раз возвращаться к нему. Проверьте прямо сейчас, можете ли вы находиться в настоящем. Есть много подходов к этому, вот, например, традиционное гештальт-упражнение:

Эксперимент: Начните перемещаться между своими тремя зонами осознавания (как описано в Главе 3). Сосредоточьтесь на дыхании, тяжести своего тела на стуле и попробуйте почувствовать, напряжены вы или расслаблены. Не пытайтесь немедленно что-то изменить или начать двигаться, просто позвольте себе осознавать происходящее. Обращайте внимание на любые чувства и телесные ощущения. Чувствуете ли вы тепло или холод, спокойствие или беспокойство, счастье или печаль?.. (Внутренняя Зона телесных чувств и ощущений). Теперь обратитесь к своим контактным функциям зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Позвольте себе ощущать их одну за другой, чтобы почувствовать насколько возможно более полно то, что вас окружает. (Внешняя Зона окружающего мира). Наконец, обратитесь к тому, как вы комментируете ваши ощущения, например: «Мне не нравится напряжение в желудке» или «Поразительно, как много я замечаю, когда внимательно оглядываю комнату». Возможно, что ваши мысли будут связаны с прошлым или будущим. (Средняя Зона мыслей и фантазий). Перемещайтесь между этими тремя зонами, замечая, где больше энергии и внимания. Заметьте, где вы ощущаете себя гибким и свободным, а где жестким и застрявшим. Теперь вам будет проще находиться в настоящем. Выберите любой предмет в комнате и посмотрите, можете ли вы пребывать целиком и полностью, здесь-и-сейчас с этим предметом.

Конечно, присутствовать одновременно и с клиентом, и в отношениях — непростая задача. Чтобы практиковать присутствие, терапевт использует все свое восприятие и осознавание, полностью «приводит» себя на встречу с клиентом. В каком-то смысле, присутствие — это качество, которое появляется, когда вы отпускаете (или выносите за скобки) все свои опасения и стремления и просто позволяете себе «быть здесь». Такое поведение противоположно попыткам произвести впечатление. Начинающие терапевты иногда спрашивают: «Как должен себя вести гештальт-терапевт?» — как будто существует некая конкретная роль» которую они должны сыграть. Лучше всего просто создать пространство, в котором присутствие сможет проявиться. Присутствие подразумевает искренность. Не нужно притворяться заинтересованным, когда вы рассеяны или сочувствующим, когда вы сердитесь. Показать «настоящего себя» — сложнейшая задача, и каждый из нас всю свою жизнь решает, что в нас подлинное, а что нет.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!