Какъ составлять вольныя упражненія.



Желая продѣлать нѣкоторме роды вольныхъ упражненій, мы должны установить, какіе, именно, роды будутъ исполняемы, и какъ — одні (элементарно) или въ соединеніяхъ съ другими. Этимъ мы опредѣляемъ себѣ задачу (тему). Такъ какъ выбранные роды можно исполнять различными пріемами, то необходимо указать желаемые пріемы. Этимъ мы огранічиваемъ свою задачу, точнѣе опредѣляя ея объемъ, что даетъ намъ уже основу даннаго упражненія. Напримѣръ, говоря, что будемъ упражняться движеніями руками и ногами, опредѣляемъ поставленную намъ задачу. Указывая, какими, именно, пріемами, скажемъ: одинакосторонніми движеніями вытянутыми руками и движеніями ногами скорчиваніемъ и выбрасываніемъ, огранічиваемъ свою задачу настолько точно, что уже на основаніи этой основы можемъ составить опредѣленныя вольныя упражненія.
Основа должна намъ указать, что и какъ будетъ исполняемо, поэтому она должна заключать въ себѣ все то, что мы предполагаемъ къ упражненію, и давать намъ точную схему.
Было бы ошибкою продѣлать въ данномъ вольномъ движеніи упражненіе, не указанное основою.
Начинаемъ упражненіе, выходя изъ какого нібудь опредѣленнаго положенія, которое называемъ выходнымъ135).
Обыкновенно выходнымъ положеніемъ бываетъ приручить, стой спятный. Иногда указывается выходное положеніе, болѣе отвѣчающее предположенному упражненію.
Выходное стояпіе не нужно смѣшивать съ такъ называемымъ первоначальнымъ стояніемъ даннаго упражненія. Выходное стояніе опредѣляетъ только положеніе тѣла относительно земли вообще и взаимное соотношеніе частей его.
Первоначальное стояніе намъ указываетъ также преимущественно и мѣсто выхода движеній, гдѣ или съ котораго мы упражняемся. Правда, что очень часто выходное стояніе совпадаетъ съ первоначальнымъ, но это еще не даетъ повода ихъ смѣшивать.
При данномъ упражненіи можемъ продѣлывать указанные роды движеній и пріемы ихъ болѣе или менѣе продолжительное время. Эту продолжительность (длительность) или, вѣрнѣе, скорость чередованія движеній одного за другимъ называемъ быстротой упражненія136)
Мы употребляемъ три быстроты упражненій:
Медленную или плавную: 1 счетъ приходится на 4 секунды и больше или движеніе чередуется съ другимъ черезъ каждые 4 шага и больше, что отвѣчаетъ длительности цѣлой ноты (при музыкальномъ тактѣ).
Среднюю: 1 счетъ приходится на 2—3 секунды, движенія чередуются черезъ два шага, соотвѣтствуя длительности половины ноты.
Порывистую или скорую137): 1 счетъ приходится на 1 или часть секунды, одно движеніе смѣняетъ другое черезъ шагъ, продолжительность каждаго движенія отвѣчаетъ длительности четверти ноты.
Кромѣ того, движенія могутъ смѣняться въ равные промежутки времені; тогда говоримъ, что быстрота движенія равномѣрная, или въ неравные — тогда быстрота упражненія неравномѣрная или перемѣнная, и, наконецъ, могутъ два неравныхъ промежутка времені чередоваться, что даетъ намъ чередующуюся быстроту упражненія, которую указываемъ такъ: плавная и средняя или—средняя и порывистая.
При составленіи вольныхъ движеній должно быть также указано, сколько движеній чередуются при данномъ упражненіи и порядокъ ихъ, для этого называемъ размѣръ счета или размѣ ренность даннаго вольнаго движенія.
Исполняя упражненія съ двумя, тремя, четырьмя и т. д. смѣняющими другъ друга движеніями, называемъ ихъ двух-, трех-, четырехи т. д. счетными.
Выборъ размѣренности движенія (размѣра счета) зависитъ, конечно, отъ развитія упражняющихся и отъ данной задачи.
При достаточномъ развитіи упражняющихся можно исполнять составныя упражненія и многосчетныя.
Каждое упражненіе или соединеніе упражненій (комбинацію), т. е. фигуру вольныхъ движеній, можно исполнять или только одинъ разъ, или повторять нѣсколько разъ. Для полнаго опредѣленія вольнаго движенія, при его составленіи, необходимо указать при данной задачѣ (темѣ) основою, сколько разъ повторяется полное составное (сложное) движеніе (фигура или комбинація).
По данной основѣ можемъ составить нѣсколько комбинацій или фигуръ 1 или 2, 3 и т. д., сколько намъ нужно.
На четверть часа (для общихъ упражненій) достаточно бываетъ двухъ фигуръ.
Для публичныхъ выступленій рекомендуется не менѣе 3 фигуръ.
При обученіивольнымъ движеніямъ (особенно сложнымъ или для публичныхъ выступленій) упражняемся сообща и изучаемъ каждое движеніе, входящее въ фигуру, особо, напримѣръ: раньше движенія руками, потомъ ногами, чтобы исполненіе полнаго упражненія было какъ можно правильнѣе, согласнѣе и красивѣе.
Какъ примѣръ правильно написанной схемы вольныхъ движеній, приводимъ слѣдующее:
Задача: движенія руками, движенія ногами, повороты.
Основа: одинакостороннія движенія вытянутыми руками, дви женія вытянутыми ногами, повороты.
Выходное положеніе: приручить — стой спятный.
Быстрота: средняя, равномѣрная.
Размѣрь счета (размѣренность движенія): 1, 2, 3, 4138).
Каждая фигура исполняется (повторяется) четыре раза.
Фигуръ 3.

Фигура первая
(СЛѢДУЕТЪ СОСТАВЛЕНІЕ ВОЛЬНАГО ДВИЖЕНІЯ).
Составивъ, такимъ образомъ, вольныя движенія, обыкновенно сохраняемъ одно и то же выходное стояніе во всѣхъ фигурахъ, если, конечно, не преслѣдуется при этомъ какая-нібудь особая цѣль; тогда выходное положеніе можетъ быть у каждой фигуры свое. Размѣръ счета и быстроту движенія обыкновенно сохраняемъ одинаковою.
Для вольныхъ движеній выбираемъ упражненія одновременно и полезныя, и красивыя.
При составленіи ихъ необходимо стараться, чтобы упражненіе ясно развивалось и было удобнымъ для запоминанія.
Эти составныя движенія исполняемъ, находясь на опредѣленномъ разстояніи другъ отъ друга. Это разстояніе зависитъ не только отъ продѣлываемыхъ упражненій, но и отъ того, чего хотимъ ими достигнуть.
Разстановка упражняющихся на опредѣленныя разстоянія другъ отъ друга называется размѣщеніемъ или разомкнутіемъ. Различаемъ разомкнутіе лицевое (въ лицевой плоскости, бокомъ) и боковое (въ боковой плоскости, вглубь). По величинѣ разстояній различаемъ разомкнутія:
вольное (свободное) (на полное разстояніе), когда каждый упражняющійся, поднявъ вытянутая руки въ стороны, не касается вытянутыми пальцами таковыхъ у своихъ сосѣдей, стоящихъ рядомъ, впереди и сзади;
среднее, при которомъ упражняющіеся взаимно настолько удалены, что, поднявъ вытянутая руки въ стороны, вытянутыми пальцами касаются локтей сосѣдей при тѣхъ же положеніяхъ;
тѣсное, когда упражняющіеся настолько сближены, что пальцами поднятыхъ вытянутыхъ рукъ касаются плечъ другъ друга.
Разомкнутіе зависитъ отъ того, какія упражненія и какъ будемъ исполнять. Если мѣста для исполненія предположеннаго упражненія не достаточно, иногда же оно заранѣе дано, переходимъ изъ средняго или вольнаго разомкнутія въ болѣе свободное тѣмъ что четные ряды сдѣлаютъ шагъ впередъ или назадъ или четныя шеренги шагъ въ сторону.

Вольныя движенія исполняемъ, находясь въ опредѣленномъ разомкнутіи, или по командѣ (счету), произносимой голосомъ, или по отбиванію счета рукою, или упражняемся безъ команды и счета, при чемъ движенія продѣлываются въ опредѣленные заранѣе промежутки времені. Команда, счетъ и отбиваніе такта часто замѣняются пѣніемъ и музыкой.
При составленіи вольныхъ движеній необходимо стараться, чтобы они были не только полезны, но и красивы, изящны. Это условіе выполнімъ, выбирая движенія, которыя могутъ быть продѣлываемы и въ большемъ количествѣ одинаково точно.
Затѣмъ, эти движенія такъ соединяемъ, чтобы изъ ніхъ вышли какія-нібудь картины или пирамиды.
Такія вольныя движенія называемъ: «вольныя движенія въ картинахъ», «вольныя движенія съ пирамидами» или же «вольныя движенія въ картинахъ съ пирамидами».
Установленныя вольныя движенія продѣлываютъ или всѣ упражняющіеся одновременно по командѣ, или же заранѣе назначаемъ какіе ряды (лицевые или боковые) и насколько начинаютъ раньте или позже, при чемъ они могутъ исполнять тѣ же упражненія или иныя. При составленіи вольныхъ движеній опредѣленной программы нужно смотрѣть за тѣмъ, чтобы впечатлѣніе отъ ніхъ постепенно усиливалось, иначе говоря, они должны начинаться самой легкой фигурой или съ наименьшимъ количествомъ движеній и заканчиваться самой трудной или съ наибольшимъ количествомъ движеній.
При этомъ, конечно, не должно быть забываемо основное условіе полезности и красоты.
Въ боковое разомкнутіе переходимъ обыкновенно изъ зашедшихъ въ затылокъ отдѣленій139)или шагами (ушагомъ) или отдѣльнымй прыжками (ускоками) на одну сторону по командѣ: «влѣво (вправо) вольное разомкнутіе, руки въ стороны — разомкнісь!» а на обѣ стороны одновременно по командѣ: «отъ середины вольное разомкнутіе, руки въ стороны — разомкнісь!»
Разомкнутіе вглубь совершается или прямо по командѣ «впередъ разомкнісь, шагомъ — маршъ!» на что каждый рядъ дѣлаетъ впередъ столько шаговъ, чтобы былъ удаленъ отъ своего задняго на два шага; или же сначала новернемъ упражняющихся направо или налѣво (соотвѣтствующею командою), а потомъ производимъ разомкнутіе по командѣ для лицевого разомкнутія.
Размѣститься для вольныхъ движеній можемъ не только обыкновеннымъ разомкнутіемъ, но также и хороводомъ, при которомъ необходимо придерживаться опредѣленныхъ разстояній при движеніи. Кромѣ того, размѣщеніе можемъ исполніть при ходьбѣ или мѣрнымъ бѣгомъ, употребляя при этомъ и нѣкоторыя вольныя движенія. При употребленіи такого пріема размѣщенія рекомендуется выбрать вольныя движенія для разомкнутія, соотвѣтствующія основѣ нослѣдующихъ главныхъ вольныхъ движеній, или, по крайней мѣрѣ, основной мысли полнаго упражненія.

Порядковыя движенія.

Разрядъ а) Собственно порядковый движенія или строевое учете.
См. «Команды для основного обученія строевыхъ упражненій въ учебныхъ заведеніяхъ и гимнастическихъ обществахъ». Составилъ Б. Скотакъ140)
Разрядъ б) хороводы или художественныя строевыя движенія.
Хороводомъ называемъ такой видь порядковыхъ движеній, при которомъ упражняющіеся выходятъ различными симметричными перемѣнами или перестроеніями изъ первоначальнаго строя (построенія, фигуры) и снова возвращаются къ нему, Хороводы, поэтому, являются художественнымъ дополненіемъ строевыхъ упражненій, производящимъ своею красотою, изящностью и правильностью впечатлѣніе на чувство.
Каждый хороводъ, — какъ правильное собраніе разнообразныхъ построеній и перестроеній, — долженъ быть вытканъна ясной основѣ, которая должна быть понятною и не слишкомъ обременітельною для памяти.
Каждый хороводъ дѣлится на двѣ главныя части; въ первой — упражняющіеся изъ первоначальнаго построенія разводятся141) по различнымъ направленіямъ и перестроеніями различной формы; во второй они сводятся въ первоначальное построеніе тѣми же или подобными перестроеніями только въ обратномъ порядкѣ и, если можно, то и противоположныхъ направленіяхъ.
Между этими обѣими частями разводомъ и сводомъ лежитъ сложная или простая середина хоровода, которая указываетъ его вершину или переходомъ первой части ко второй или же самостоятельной особой фигурой.
Разсматривая вознікновеніе фигуръ хороводовъ, видимъ, что онѣ получаются тѣми же перестроеніями различной формы и разныхъ направленій, какъ при строевомъ ученіи.
Поэтому дѣлимъ хороводы на:
а) фигурные142) (по формѣ), — при которыхъ перемѣной формы построеніями получаемъ новыя фигуры;
б) по направленіямъ, при которыхъ движеніями по новымъ направленіямъ образуемъ новыя картины;
в) смѣшанные, вознікающіе или одновременной или послѣдовательной перемѣной формы и направленій.
а) Формы или построенія, изъ которыхъ можетъ быть сложенъ фигурный хороводъ: шеренга, двушеренговый строй, рядъ143) потокъ (колонна) и всѣ вообще вздвоенные ряды.
Фигуры такого хоровода или неодновременны, когда послѣдовательными перестроеніями переходимъ изъ одного построенія въ другое, какъ это. бываетъ при строевомъ ученіи, или же одновременны, когда одновременно перестраиваемся изъ двухъ разныхъ построеній въ другія.
б) Направленія упражнялища144) (см. рис. стр. 87). Упражнялище имѣетъ видъ прямоугольніка (ВIВIIВIIIВIV). Черезъ его центръ ведемъ двѣ прямыя линіи, параллельныя его сторонамъ. Линію, параллельную болѣе длинной сторонѣ упражнялища, называемъ среднімъ или прямымъ направленіемъ (AIAII). Линію, параллельную болѣе короткой его сторонѣ, поперечнымъ направленіемъ (БIБII). Эти два направленія дѣлятъ стороны упражнялища пополамъ въ четырехъ точкахъ, называемыхъ цѣлями или конами (А1АI1БIБII). Прямыя цѣли лежатъ на прямомъ направленіи, поперечныя — на поперечномъ. Изъ прямыхъ цѣлей называемъ верхнею (Аі) ту, у которой стоитъ упражнятель, командующій при вольныхъ движеніяхъ; противоположная ей ніжняя (АII). Повернувшись лицомъ къ верхней цѣли, называемъ поперечную цѣль, лежащую по правой рукѣ, правою поперечною цѣлью (БII), а по лѣвую — лѣвой (БI). При этомъ же стояніи опредѣляемъ и названія угловъ, говоря — правый (ВIV) или лѣвый (ВIII) ніжній уголъ. Соединяя прямыми линіями углы145) (ВIВIѴ, ВIВIII) между собою, или уголъ и цѣль (АIБIѴ), или двѣ разноименныя цѣли (АIБII), получимъ третье направленіе: косое.
По всѣмъ этимъ направленіямъ (среднему, поперечному и косому) можно итти или проходить прямо (по прямой линіи или дугою. При прохожденіяхъ дугою различаются слѣдующія дуги: простая дуга въ среднемъ направленіи соединяетъ верхнюю цѣль съ ніжнею (АIаАII ), избѣгая центра упражнялища; двойная дуга въ томъ же направленіи (АаЦbАII ) соединяетъ верхнюю цѣль съ центромъ, а потомъ центръ съ ніжнею цѣлью по линіи, напоминающей латинское S. Подобныя дуги возможны и въ поперечномъ направленіи. То же самое при любомъ косомъ направленіи: простая дуга косого направленія (ВIIкВIII), соединяющая уголъ съ угломъ, напримѣръ правый верхній съ лѣвымъ нижнимъ, избѣгаетъ центра.
Двойная дуга косого направлевія можетъ быть внутренней (BIIрЦмBIII), приближаясь своей первой половиной къ среднему направленію, или внѣшней (BIIфЦхBIII) (наружною), приближаясь къ сторонамъ упражнялища. Также дуги, соединяющія цѣли между собою, могутъ быть внутренними (АIтБII) и наружными (AIпBII).

 

 

Кромѣ дугъ возможны по упражнялищу прохожденія по кругамъ, центры которыхъ находятся на вышеописанныхъ направленіяхъ. Среди нихъ различаемъ: средній кругъ (жжжж), центръ котораго совпадаетъ съ центромъ упражнялища и поперечникъ котораго немного меньше поперечнаго направленія; круги верхній и нижній (лллл), центры которыхъ находятся между центромъ упражнялища и верхнею иди нижнею цѣлыо, они описываются радіусомъ немного меньшимъ четверти средняго направленія соотвѣтственно имъ на поперечномъ направленіи находятся круги правый и лѣвый. Кромѣ указанныхъ есть еще круги, лежащіе на косыхъ направленіяхъ ихъ центры расположены на одинаковой высотѣ съ центрами верхняго и нижняго круговъ. Иногда приходится двигаться по сторонамъ146) упражнялища. Здѣсь различаемъ прохожденія обводами полнымъ, (ВIВIIВIIIВIѴ), укороченнымъ (зззз) и съуженнымъ (іііi). Подъ обводомъ укороченнымъ предполагаемъ квадратъ, получаемый нанесеніемъ половины поперечнаго направленія вверхъ и внизъ отъ центра на среднемъ направленіи. Раздѣливъ пополамъ часть, оставшуюся на среднемъ направленіи послѣ построенія укороченнаго обвода, и нанеся эту половину отъ вершины угловъ по направленію къ центру какъ на верху, такъ и на низу, соединимъ полученныя точки, что намъ дастъ такъ называемый съуженный обводъ.
Итакъ имѣемъ 6 главныхъ элементовъ при хороводахъ по направленіямъ:
назовемъ:
А — среднее направленіе;
Б — поперечное
В — косое
Г — дуги
Д — круги
Е — обводъ.
Сочетая эти элементы по правиламъ, ранѣе описанымъ, получаемъ двойныя, тройныя и т. д. соединенія. Эти соединенія называемъ главными. Принимая во вниманіе, что мы можемъ проходить не только все направленіе, но и части его, получаемъ въ главныхъ соединеніяхъ — соединенія второстепенныя (подчиненныя).
Среднее направленіе (А) распадается на части:
все или полное поперечное направленіе, середина средняго направленія, края или концы средняго направленія.
Поперечное (Б) на:
все или полное поперечное направленіе, середина его и края или концы его.
Начертивъ всѣ эти подчиненныя соединенія, получимъ всѣ возможныя фигуры хороводовъ по направленіямъ.
Изъ нихъ выбросимъ всѣ фигуры некрасивыя, несимметричныя (чтобы участники не толпились на одной сторонѣ), неясныя (когда нѣсколько направленій совпадаютъ или сливаются) и сомкнутыя (такъ какъ участники, стоящіе на обводѣ, мѣшаютъ слѣдить за серединой).
в) Фигуры смѣшанныя. Мѣняя одновременно и построеніе (форму) и направленіе, получаемъ смѣшанныя фигуры. Примѣръ:
предположимъ два взвода, идущіе двуступомъ147) снизу вверхъ на равныхъ разстояніяхъ отъ средняго направленія и отъ обвода. Въ каждомъ взводѣ, дошедшемъ къ верхней цѣли, рядъ, находящійся ближе къ среднему направленію, идетъ по косому направленію къ нижней цѣли; оставшійся же заходитъ кнаружи (къ обводу).
Этимъ мы измѣнили не только форму (построеніе), а именно двуступомъ въ ряды, но и направленіе движенія.
При составленіи смѣшанныхъ фигуръ должно обращать вниманіе на:
1. изъ какой фигуры онѣ получаются, т. е, изъ какого построенія (строенія) мы выходимъ;
2. какимъ пріемомъ перемѣняемъ одновременно и строй и направленіе: полповоротомъ и захожденіемъ, поворачиваніемъ, противоходомъ148) и т. п.;
3. какія части строя исполняютъ эти измѣненія: четные или нечетные взводы (отдѣленія), внутренній или наружный рядъ149).
Основа хоровода, сложеніе (построеніе) и разборъ его.
При это возникаетъ важный вопросъ: какимъ образомъ дѣйствуемъ при составленіи изъ отдѣльныхъ фигуръ, цѣлостнаго хоровода. Ограничиваясь однимъ родомъ фигуръ, получимъ однородные хороводы. Если въ хороводѣ встрѣчаются два или три рода фигуръ, тогда такіе хороводы называются разнородными. Принимая это во вниманіе, получимъ слѣдующее распредѣленіе хороводовъ.
Хороводы однородные:
1. фигурные или строевые,
2. по направленію
3. смѣшанные.
Хороводы разнородные:
1. строевые и по направленіямъ,
2. смѣшанно-строевые,
3. смѣшанные и по направленіямъ.
4. смѣшанно-строевые и по направленіямъ.
Среди нихъ самыми употребительными являются хороводы:
1. по направленіямъ,
2. строевые и по направленіямъ,
3. смешанные и по направленіямъ,
4. смешанно-строевые и по направленіямъ.
Хороводъ одновременно и строевой и но направленіямъ называемъ проступнымъ, когда участвующія въ немъ построенія проступаютъ150) другъ друга въ лицевой или въ боковой плоскости.
Очень часто встрѣчается хороводъ съ вольными упражненіями, которымъ мы перестраиваемся въ построеніе, удобное для назначенныхъ вольныхъ упражненій, послѣ чего мы ихъ исполняемъ.
Также употребителенъ хороводъ съ пирамидами, при которомъ перестраиваемся для полученія построенія, удобнаго для исполненія пирамидъ.
Выбравъ одинъ родъ хороводныхъ фигуръ, руководствуемся имъ при составленіи основы даннаго хоровода. Одиночныя фигуры составляемаго хоровода должны быть точны, достаточно длительны, ясны, разнообразны и симметричны. Фигура будетъ точной лишь тогда, когда она соотвѣтствуетъ числу участниковъ, т. е. всѣ фигуры даннаго хоровода должны исполняться всѣми участниками безъ исключенія, чтобы не было стоящихъ безъ дѣла или же недостающихъ...
Въ случаѣ надобности поправимъ дѣло разомкнутіемъ болѣе тѣснымъ или болѣе вольнымъ, смотря но надобности.
Для того, чтобы полученная фигура была отчетливо видна, ясна, останавливаемся, придя въ нее, на мгновеніе (напримѣръ: въ размѣрѣ счета семи шаговъ руки впередъ или опустимся на колѣни и т. д. ).
Ясность требуетъ, чтобы линіи не были многочисленными и запутанными. Разнообразіе заключается въ чередованіи фигуръ разнаго характера и въ прямыхъ, красивыхъ и неодинаковыхъ переходахъ.
При симметричныхъ фигурахъ среднее направленіе является главною осью симметріи, по обѣимъ сторонамъ которой лежатъ тождественныя, но противоположныя части (половины); при этомъ не надо забывать о поперечномъ направленіи, чтобы верхняя или нижняя часть не оставалась пустою. Само собою разумѣется, что и при переходахъ отъ одной фигуры къ другой необходимо придерживаться правилъ красоты, ясности и отчетливости.
Все то, что мы требовали при фигурахъ и переходахъ, все это обязательно и для чередованія и порядка образованія фигуръ. И здѣсь ясность, разнообразіе, гармонія, а главное — отчетливость и, несмотря на раздѣленіе на части, цѣлостность хоровода должны быть видны.
Отчетливость требуетъ дѣленія хоровода на двѣ или на три части: разводъ — середину — и сводъ. Та же отчетливость требуетъ опредѣленной разграниченности этихъ частей. Цѣлостность же требуетъ такого сочетанія фигуръ и такихъ переходовъ между ними, чтобы было ясно видно, что данную фигуру нельзя выбросить изъ хоровода, какъ слова изъ пѣсни!...
Гармонія проявляется въ постепенности одиночныхъ фигуръ свода и развода; постепенность же въ распредѣленіи или чередованіи этихъ фигуръ по ихъ сложности.
Разводъ и сводъ состоятъ изъ равнаго числа фигуръ, такъ расположенныхъ, чтобы одинаковыя фигуры не слѣдовали сейчасъ же одна за другою.
Наиболѣе дѣйствующимъ и естественнымъ будетъ, когда мы начнемъ хороводъ самой простенькой фигурой и закончимъ самой сложной. При этомъ не надо забывать о серединѣ и концѣ хоровода — т. е. мы можемъ конецъ развода сдѣлать болѣе или менѣе дѣйствующимъ, но конецъ долженъ быть всегда могучимъ. Фигуры въ разводѣ и сводѣ, собственно говоря, могутъ быть и не тождественными, а подобность ихъ должна заключаться болѣе въ сохраненіи цѣлостности характера, чѣмъ въ повтореніи.
Нужно, чтобы одна часть дополняла другую, сливаясь въ одно неразрывное цѣлое. Середина, раздѣляющая разводъ отъ свода, должна ясно выдѣляться и существенно отличаться отъ нихъ, являясь самостоятельною частью.
Для могучаго заканчиванія хоровода нужно, чтобы послѣдняя фигура была довольно сложной, а возвращеніе въ первоначальное стояніе или построеніе было неожиданнымъ поражающимъ.
Но, къ сожалѣнію, и самые красивые хороводы часто портятся невнимательнымъ, спустя рукава, исполненіемъ.
Поэтому, не только упражнятель, ведущіе и крайніе151), но и всѣ вообще участники должны быть какъ можно болѣе внимательными. Всѣ должны слѣдить за тѣмъ, чтобы разомкнутія и размѣщенія производились точно, а всѣ линіи, какъ прямыя, такъ и кривыя, были чистыми, правильными, не ломанными, что достигается хорошимъ равненіемъ — шереножнымъ и въ затылокъ.
Хороводъ можетъ быть исполняемъ не только шагомъ, но и мѣрнымъ бѣгомъ.

Снарядовыя упражненія.


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!