Упражнение “Дерево”: от части к целому.



(Из опыта работы).

 

В своей работе школьный психолог часто сталкивается с личностными проблемами учащихся, с проблемами дисциплины, с неблагоприятной психологической обстановкой в классе, школе, с эмоциональной усталостью учителей, пассивным безразличием учеников...

Однако за каждым поступком ребенка или взрослого стоит уникальная комбинация стремлений, желаний, нравственных устоев, эмоциональных переживаний, т.е. внутренний мир человека. Как заглянуть в этот мир, чтобы лучше понимать душевные переживания человека, помочь ему найти пути преодоления конфликта и сделать свой самостоятельный выбор? Одним из инструментов, помогающих психологу на этом пути, является арт-терапия.

Все мы, имея свой богатый внутренний мир, взаимодействуем с внешним миром. Это взаимодействие имеет свои закономерности.

Если же посмотреть на сам процесс арт-терапии, то внешний мир предоставил для контакта бумагу; человек - какую-то часть своего внутреннего мира, какую-то часть себя; рисунок же на бумаге - это контакт внутреннего и внешнего миров, их взаимодействие. Благодаря рисунку человек знакомится сам с собой и может переосмысливать события. Вынося внутреннее во внешний мир, человек изменяет свой внутренний мир, снимает напряжение, выводит себя из бездействия и закрытости к осмысленному действию, таким образом, изображение открывает возможность самоизлечения, саморазвития и самопознания.

Часто, работая с подростками, сталкиваешься с необходимостью понять для себя и показать ребятам степень сплоченности в их группе, стратегию поведения каждого участника, притязание на лидерство, а самое главное, выявить для каждого ученика его место в группе. Одним из методов, позволяющих сделать это, является арт-терапевтическое упражнение “Дерево”.

Это упражнение подходит для детей старшего возраста, начиная с 4-го класса, и подростков; его можно использовать и для взрослых, отличие состоит в глубине процессов, в которые вовлекаются участники группы, и целях, которые ставятся перед ними.

Упражнение “Дерево” отражает динамику групповых процессов, происходящих в группе, т.к. направлено от индивидуальной части, которой является каждый участник, к целому.

Целью данного упражнения является создание группой участников общего целостного рисунка “Дерева”, при этом каждый участник на своем рабочем месте на отдельном листе бумаги создает свою индивидуальную часть дерева, имея при этом ввиду, что целью является общее произведение. После рисования листы складываются так, чтобы получилось общее “Дерево” и обсуждается процесс создания группового дерева. Рисунок является хорошим зеркалом состояния группы.

 

Инструкция к выполнению:

 

1. Раскладывают листы бумаги (А4) так, чтобы они образовали большой прямоугольник или квадрат, в зависимости от числа участников в группе. Возможен вариант, при котором остается один пустой лист (при нечетном числе участников).

2. Тема общего рисунка - дерево, т.е. готовый общий рисунок должен представлять собой дерево.

3. По команде: “Возьмите себе листы бумаги”, - каждый участник выбирает себе лист, на котором он хочет рисовать.

4. Во время рисования разговаривать нельзя.

5. Рисовать можно цветными мелками, карандашами, фломастерами, красками.

6. Каждый участник рисует свою часть на своем рабочем месте. Движение участников по аудитории во время рисования по возможности ограничить.

В школьных условиях для проведения упражнения требуется один урок: на создание общего рисунка дается 15 минут, после рисования идет обсуждение 20 - 25 минут. Упражнение может использоваться в психотерапевтических целях, при этом время проведения упражнения увеличивается до 1,5 - 2 часов. Оптимальное число участников группы - 9-12 человек.

Для выполнения этого задания от каждого участника группы требуется хорошо сконцентрироваться на своей индивидуальной части и при этом иметь в виду, что целью является общее произведение.

 

 

Наблюдая за группой в процессе рисования, психологу важно отметить для себя особенности группового процесса:

 

Особенности группового процесса Пояснения
1. Кто какой взял лист? Стремление к лидерству: кто-то взял лист первым и сразу начал рисовать, кто-то ждет, а кто-то берет тот лист, который остался.
2. Кто рисует ствол? Кто рисует крону? Позиции в группе (поведение в жизни): ствол - основа дерева, на нем все держится, если нет ствола, то нет и дерева, кроны; но ствол находится в низу, а крона - на верху и она всем видна.
3.Если рисуют несколько стволов, чья идея побеждает? Пытается нарисовать свою часть ствола особенно ярко, с силой нажимая на карандаш. Интенсивно окрашивает свою часть, выделяя цветом.
4.Какие усилия прикладывает каждый участник, чтобы защитить свое видение рисунка? Пытается организовать действия группы, что кому рисовать (невербально). Пытается сообщить группе, что он рисует (невербально).
5. Если в группе появился лидер, насколько он может организовать работу группы в целом? В какой мере группа соглашается на это видение? Группа приняла идею лидера, участники меняют свою позицию, подстраиваются под видение лидера: -Главное общее дело. Группа не принимает руководства, ничего не замечают, рисуют то, что решили раньше: -Не хочется подстраиваться. -Рисую, что решил.
6.Как при этом ведет себя каждый участник группы: изменяет ли свой рисунок? Если изменяет, то с охотой или нет? Изменяет охотно. Не изменяет. Изменяет, но с неохотой.
7.Как происходит взаимодействие между участниками? Не вербально общаются, пытаясь организовать общие действия. Не замечают друг друга.
8.Все ли рисуют одновременно? Есть ли выжидательные позиции? Все рисуют сразу, одновременно. -Жду, пока все нарисуют и рисую то, что осталось, что нужно.

 

В качестве результата участники сразу видят меру своей способности и готовности кооперироваться, рисунок является хорошим “зеркалом” состояния группы. Сколько в группе жизненной силы и наполненности, насколько скуп и робок результат? Все это проявляется при использовании этого упражнения.

 

Когда рисунок готов, группа пробует сложить листы так, чтобы образовалось одно общее дерево.

Теперь вся группа может внимательно рассмотреть рисунок и обсудить по кругу процесс создания группового дерева.

При обсуждении очень важно прояснить для каждого участника его “реальное” место в группе и стратегию поведения. Психолог может задать участникам следующие вопросы:

 

-Ты нарисовал свой рисунок и поместил его в это место. Как ты чувствуешь себя на этом месте, например, с краю, или в середине, вверху, внизу?

-Ты сам выбрал это место, если нет, то кто (или что) заставил(о) тебя это сделать?

-Ты доволен своим “местом”? Как с этим у тебя в жизни?

-Что ты сейчас чувствуешь?

Если участник не доволен своим “местом”, психолог может предложить следующее:

-Хотел бы ты что-то изменить для себя?

При помощи рисунка подростки часто выражают то, как они чувствуют себя в жизни: забытыми, брошенными, слабыми, неуверенными, ожесточенными, колючими...

Поэтому вопрос:

-Хотел бы ты что-то изменить для себя? - дает возможность подростку что-то изменить внутри себя, сделать первый шаг, “сдвинуться с места”.

-Теперь выбери для себя другую часть дерева, ту, которая тебе особенно нравится, и представь, что там твое “место”. Как ты чувствуешь себя там, что привносишь в целое?

В этом случае участники группы чаще выбирают тот рисунок, ту часть дерева, которая похожа на их жизненную мечту: для кого-то это - крепкий ствол, для кого-то - сочная, яркая зелень, усыпанная красивыми плодами. Когда подростки отождествляются с этим рисунком, они наполняются энергией и внутренней силой.

-Если бы ты был этой частью, как ты чувствовал бы себя в группе?

-А в жизни? Появились ли у тебя какие-то новые возможности?

-Что ты можешь делать, чего раньше не мог? Чего не можешь?

-Какой твой вклад в целое? В какой мере ты воспринимаешь свой рисунок как часть целого?

Если в результате обсуждения чувствуется, что участники напряжены или не удовлетворены результатом общего взаимодействия, можно предложить нарисовать “Дерево” еще раз. При этом необходимо предупредить, что групповое взаимодействие приносит удовлетворение тогда, когда каждый участник группы является самим собой и творит, не ограничивая себя, имея при этом в виду создание общего целого произведения.

При большом числе участников для того, чтобы уложиться в урок, обсуждение можно ограничить общими вопросами:

Что привносит каждый в общую картину? Устраивает ли это его?

Может ли группа создать ”единое дерево” со стволом и кроной?

Что мешает группе создать “единое дерево”? Что делать?

 

Описанная работа хорошо проходит с подростками, начиная с 6-го - 7-го класса и взрослыми; для ребят 4-го - 5-го классов можно использовать модифицированный вариант.

При этом листы бумаги необходимо пронумеровать, начиная с верхнего листа. Инструкция дается такая же, о цифрах на листах упоминать не надо. После выполнения упражнения, рисунок собирается не произвольно, а используя нумерацию. В результате выполнения упражнения можно выявить стратегию поведения участников и особенности группового взаимодействия. Обсуждение целесообразно ограничить общими вопросами, в этом случае гораздо важнее, чтобы ребята почувствовали что им мешало и чего не хватало при создании общего “Дерева” и дать возможность нарисовать общий рисунок еще раз.

 

Список литературы:

1. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. СПб: Издательство «Пирожкова»,2001.

2. Битянова М.Р. Психологические уроки как форма развивающей работы (лекция 6), «Школьный психолог» №44, ноябрь 2004.

3. Битянова М.Р. и др. Профессия – школьник (рабочая тетрадь). М: Генезис, 2000.

4. Вачков И.В. Психологическая азбука (рабочая тетрадь для 1 класса). М: МегаТрон, 1998.

5. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. СПб: Детство-Пресс, 2001.

6. Практикум по арт-терапии / под ред.Копытина А.И. СПб: Питер, 2000.

7. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования (вып.2). Биробиджан, 2003 (электронная версия).

8. Холодова О. Юным умникам и умницам: задания на развитие творческих способностей (рабочая тетрадь), часть1-2. М: «РОСТкнига», 2004.

9. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: «Пеленг»,1993.

10. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. СПб: Издательство «Пирожкова»,2001.

11. Щуркова Н.Е. и др Культура современного урока. М: Российское педагогическое агенство,1997.

 


Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!