Исцеление прокаженного. Мк. 1, 40–45; Лк. 5, 12–16.



Мк. 1, 40–45

40. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.

41. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.

Златоуст: Он не просто сказал: Хочу, очистись, но также коснулся его, протянув руку. Это заслуживает особенного рассмотрения: почему, очищая волей и словом, Он прибавил также прикосновение руки? Мне кажется, не по какой иной причине, как для того, чтобы и отсюда нам показать, что не под законом Он, но над ним, и что для того, кто чист, более ничего нет нечистого (ср. Тит. 1:15)… Чтобы узнали мы, что Он исцеляет не как раб, но как Господин, Владыка еще и прикасается. Ведь Его рука не сделалась нечистой от проказы, но прокаженное тело стало чистым от Его святой руки.

42. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.

Прп. Ефрем Сирин: Тот, что простер Свою руку, разумеется, презрел закон, ибо всякий прикасающийся к прокаженному по закону считался нечистым… Пришел Христос и единым словом даровал исцеление и упразднил то многое, что предписывалось законом в отношении прокаженных.

Феофилакт: Христос прикасается к нему в знак того, что ничего нет нечистого. Закон запрещал прикасаться к прокаженному как к нечистому; но Спаситель, желая показать, что нет ничего по природе нечистого, что требования Закона должны упраздниться и что они имеют силу только над людьми, прикасается к прокаженному, - тогда как и Елисей столько боялся Закона, что и видеть не хотел Неемана, прокаженного и просившего исцеления.

43. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его

Лопухин: исцелив прокаженного, Господь разгневался на него (ἐμβριμησάμενος; в русском переводе неточно – «посмотрев на него строго») и изгнал (ἐξέβαλεν; в русском переводе – «отослал»). Гнев Христа объясняется тем, что прокаженный своим приближением ко Христу, Которого окружали люди, нарушил закон Моисея, запрещавший прокаженным входить «в стан» израильский (Лев.13:46).

44. и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.

Феофилакт: И из сего научаемся также не выставлять себя напоказ, когда оказываем кому-либо добро, ибо вот и Иисус Сам велит очистившемуся не разглашать о Нем. Хотя Он и знал, что тот не послушается и разгласит, однако, как я сказал, научая нас не любить тщеславия, велит никому не говорить.

Сщисп. Василий Кинешемский: С одной стороны, Иисус хотел избежать человеческой славы, которая больше всего препятствовала Его мессианскому служению. Он не хотел прослыть чудодеем, и не чудесами думал Он привлекать к Себе сердца людей. Но, с другой стороны, эта скромность доброделания, это стремление сохранить тайну духовной жизни имеют и другие причины. В этой тайне лежит одно из условий сохранения и развития духовной силы.

Доброделание в христианстве должно быть скромно, а духовная, внутренняя жизнь окружена тайной, непроницаемой для людей и открытой только Богу. Только тогда Господь благословляет внутреннее делание успехом и дает плод духовной жизни. Духовные силы, выношенные и развернувшиеся в тайниках души, становятся тогда настолько могущественными, что сами собой проявляются вовне и скрыть их от других становится уже невозможным. Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

 

45. А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду.

Лопухин: исцеленный не соблюл запрещения Христа и повсюду разглашал о совершившемся над ним чуде, отчего за Христом стало ходить чрезвычайно много народу, который хотел от Него не учения о Царстве Божием, а только чудес, который ждал, что Христос объявит Себя тем Мессией, какого ждали тогда иудеи.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!