В субботу проповедь в синагоге и изгнание беса. Мк. 1, 21–28; Лк. 4, 31–37.



Занятие № 18

Б. Вторая часть Евангельской Истории. События в Галилее

Первое пребывание Господа в Капернауме

Призвание четырех рыбарей. Мф. 4, 18–22; Мк. 1, 16–20.

Мф. 4, 18–22

18. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,

Феофилакт: Они были учениками Иоанна. Когда еще Иоанн был жив, они приходили ко Христу, а когда увидели, что Иоанна связали, то опять возвратились к жизни рыбарей.

19. и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

Евсевий Кесарийский (Памфил): Каким иным образом Иисус мог совершать такие удивительные дела, если не Своей божественной силой?!.. И ты сам мог бы понять божественность Его силы, если бы поразмыслил, Кто и каков Он был по природе, и как Он приблизил к Себе людей незначительных, взяв их от рыбной ловли и от скудной жизни, и сделал их помощниками для свершения дела, которое превышало всякое слово… Когда же Он приобрел их в качестве Своих последователей, то вдохнул в них божественную силу, исполнив мощью и храбростью, и, поистине, как Слово Божие и Сам Бог, Творец столь великих чудес, сделал их ловцами мыслящих и разумных душ

20. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

Зигабен: Матфей здесь говорит, что они последовали за Иисусом после того, как был предан Иоанн, а евангелист Иоанн, что прежде чем Он был предан (Ин. 1, 35 и сл.). Кроме того, Матфей сказал, что обоих призвал Иисус, – а Иоанн, что Иисус призвал Андрея, а Петра Андрей. Откуда ясно, что это было второе призвание. Последовав за Ним еще прежде, чем Иоанн был предан, они опять возвратились в свою страну и занялись прежним промыслом, так как видели, что Иоанн был предан, а Иисус удалился.

Златоуст: услышали призыв Спасителя, не замедлили, не отложили до другого времени, не сказали: «сходим домой и посоветуемся с родственниками»; но, оставив все, последовали за Ним точно так же, как Елисей последовал за Илией (3Цар. 19:20). Христос желает от нас такого послушания, чтобы мы ни на малейшее время не откладывали, хотя бы того требовала самая крайняя необходимость. Вот почему, когда некто другой пришел к Нему, и просил позволения «похоронить отца своего» (Мф. 8:21), Он и этого не позволил ему сделать, показывая тем, что следование за Ним должно предпочитать всему.

21. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

Златоуст: Смотри, с какой подробностью евангелист указывает на их бедность: Иисус нашел их чинящими сети свои. Они были бедны до такой степени, что не имели на что купить новых сетей, и потому чинили обветшавшие.

Феофилакт: Питать в старости отца, и притом питать честным трудом, - это великая добродетель.

Лопухин: Что касается Зеведея, отца Иакова и Иоанна, то он не последовал за Христом. Не последовал потому, что, как говорит Иоанн Златоуст, “по-видимому, не уверовал ((μὴ πιστεῦσας). Поэтому и оставили его ученики. И не только не уверовал, но и противостоял добродетели и благочестию”.

22. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

Троицкие листки: Должно веровать, что Отец Небесный, за твое послушание воле Его, не только самого тебя приведет на небо, но и противящегося отца твоего земного может привлечь туда же твоей верой. Итак, послушные гласу Господа новопризванные апостолы, рыбари, простились со своим озером, с прежним занятием, с отцом и пошли за Господом. Так, можно сказать, рыболовное судно стало колыбелью христианства, а его повивальными пеленами — рыболовные сети.

Свт. Василий Вел: Начало состоит в отстранении от всего внешнего: от владений, тщеславия, общественной жизни и бесполезных желаний. Святые ученики Господа учат нас этому на своем примере. Иаков и Иоанн оставили отца своего Зеведея и лодку, которая составляла все их средство к существованию (ср. Мк. 1:20). Матфей поднялся от сбора пошлин, когда последовал за Господом, и оставил не только прибыль, которую там получал, но также пренебрег сложностями, которые могли последовать для него и для его близких со стороны властей (ср. Мф. 9:9)… Для Павла весь мир распялся, и он сам миру (ср. Гал. 6:14). Ибо если любовь к благочестию овладевает душой, то любая вражда для нее становится смешной.

Блж. Иероним Стридонский: Оставляет ли кто отца и следует ли за тем, в ком не находит ничего более значительного, чем в своем отце? Однако от оставляют отца по плоти, чтобы последовать за Отцом духовным; не оставляют отца, а Отца находят. Зачем я это сказал? Чтобы показать, что в лике Спасителя было нечто божественное и что люди, видя это, следовали за Ним.

 

В субботу проповедь в синагоге и изгнание беса. Мк. 1, 21–28; Лк. 4, 31–37.

Мк. 1, 21–28

21. И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил.

22. И дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники.

23. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:

Свт. Афанасий Вел.: Господь наложил на него молчание и запретил ему говорить, чтобы и бес вместе с истиною не посеял злобы своей, и мы приобучились не внимать бесам, хотя, повидимому, говорят они и истину. Ибо нам, имея у себя божественные Писания и свободу дарованную Спасителем, неприлично учиться у диавола, который не соблюл чина и совратился в мыслях своих.

24. оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.

Свт. Амросий Медиоланский: Против воли говорил дьявол, будучи принуждаем и терзаем.

Блж. Августин: Сильна вера, но нет в ней пользы, если она без любви. И демоны верили во Христа, поскольку веря, но не любя, они говорили: Что Тебе до нас? Веру имели, любви не имели - потому и были демонами. Не хвались верой, чтобы не уподобиться демонам.

Вспомните вместе со мной, почему был прославлен Петр, почему он прослыл блаженным. Потому что сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16:16). Но ведь не слова он выразил, а состояние сердца; оно и сделало его блаженным. Хотите узнать, что блаженство Петра не в этих словах заключалось? То же говорили и демоны: «Знаем, Кто Ты; Ты - Сын Божий» (ср. Мф. 8:29, Лк. 8:28). «Сына Божьего исповедовал Петр, Сына Божьего исповедовали демоны; в чем разница, Господи?» - «Для меня это отличие ясно: Петр говорил в любви, демоны - в страхе…»

25. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.

Феофилакт: Христос заставляет его молчать, дабы мы знали, что бесам должно заграждать уста, хотя бы они говорили и правду.

Лопухин: Вместе с повелением «умолкнуть» Господь дает повеление злому духу «выйти» из бесноватого. Этим Господь показывает, что Он действительно победил сатану.

Свт. Афанасий Вел.: Господь наложил на него молчание и запретил ему говорить, чтобы и бес вместе с истиною не посеял злобы своей, и мы приобучились не внимать бесам, хотя, повидимому, говорят они и истину. Ибо нам, имея у себя божественные Писания и свободу дарованную Спасителем, неприлично учиться у диавола, который не соблюл чина и совратился в мыслях своих.

26. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.

Феофилакт: Бес мечет и сильно трясет одержимого им, чтобы очевидцы, видя, от какого бедствия избавляется человек, ради чуда уверовали.

27. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?

28. И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.

 

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!