Переводим «должен это сделать» в «хочу это сделать»
Шаг первый
Что в вашей жизни вы делаете, не ощущая от этого радости? Запишите на листке бумаги все то, о чем вы говорите себе, что должны это делать, любые действия, которые вы терпеть не можете, но делаете, потому что у вас нет другого выбора.
Когда я впервые увидел собственный такой список, один только его немалый объем позволил мне понять, почему большая часть моей жизни проходила столь безрадостно. Я заметил, сколько вещей я делал каждый день, поддерживая в себе веру, что я должен это делать.
Первым пунктом в моем списке стояло «писать клинические отчеты». Я ненавидел эти отчеты и все же мучался над ними не меньше часа каждый день. Вторым пунктом было «возить детей в школу».
Шаг второй
Закончив список, четко осознайте, что делаете все эти вещи, потому что хотите их делать, а не потому, что обязаны. Впишите «я хочу...» перед каждым пунктом.
Я помню, как противился этому шагу. «Писать клинические отчеты, — настаивал я про себя, — это не то, чем я хочу заниматься! Я должен это делать. Я — клинический психолог. Я должен писать эти отчеты».
Шаг третий
Признав, что вы хотите продолжать выполнять конкретные действия, соприкоснитесь с намерением, стоящим за этим выбором. Напишите: «Я выбираю _____ , потому что хочу _____».
Сначала я пытался понять, почему я хочу писать клинические отчеты. За несколько месяцев до того я уже решил, что эти отчеты не приносят моим пациентам ощутимой пользы, так почему же я продолжаю тратить на них время и силы? Наконец я понял, что хочу писать отчеты исключительно потому, что я хочу получать деньги за эту работу. После того как я это осознал, я не написал ни одного клинического отчета. Не могу вам передать, какую радость я чувствую от одной только мысли, сколько клинических отчетов я не написал с того дня, 35 лет назад! Когда я понял, что моим изначальным мотивом были деньги, я тотчас увидел, что могу найти другие способы позаботиться о себе материально и что на самом деле я скорее пойду вывозить контейнеры с пищевыми отходами, чем напишу еще один клинический отчет.
|
|
Следующим пунктом в моем списке безрадостных Дел была доставка детей в школу. Когда я исследовал причину, стоящую за этой обязанностью, я почувствовал, что ценю те преимущества, которые мои дети получают от посещения именно этой школы.
Они прекрасно могли бы ходить в школу по соседству, но их школа гораздо лучше отвечала моим представлениям о хорошем образовании. Я продолжал возить их, но уже совсем с иным чувством: вместо «О, проклятье, я опять должен везти детей сегодня» я ощущал свою цель — дать детям качественное образование, что было для меня очень ценно. Конечно, я иногда должен был напоминать себе дважды или трижды за поездку, для чего я это делаю.
|
|
Искать понимание энергии, стоящей за нашими действиями
Исследуя утверждение «Я выбираю то-то, потому что я хочу то-то», вы можете обнаружить (как обнаружил это я, разбираясь с транспортировкой детей в школу) важные ценности, стоящие за теми выборами, которые вы сделали. Я убежден, что после того, как мы получаем ясное понимание потребности, которую мы пытаемся удовлетворить своими действиями, мы можем воспринимать их как игру — даже если они связаны с трудной работой, сложной задачей или разочарованием. Вместе с тем за некоторыми пунктами вашего списка вы, вероятно, увидите одно или несколько следующих побуждений:
РАДИ ДЕНЕГ
Деньги — главная форма внешней награды в нашем обществе. Действия, вызванные желанием награды, обходятся дорого: они лишают нас радости жизни, которая приходит с действиями, основанными на ясном намерении внести свой вклад в удовлетворение человеческих потребностей. Согласно определениям, принятым в рамках ННО, деньги не являются «потребностью»; деньги — это всего лишь одна из множества стратегий, которым можно следовать для удовлетворения потребностей.
|
|
РАДИ ОДОБРЕНИЯ
Подобно деньгам, одобрение окружающих является формой внешней награды. Наша культура учит стремиться к награде. Мы посещали школы, в которых использовались внешние рычаги, предназначенные побудить нас учиться; мы росли в домах, где нас награждали, если мы были хорошими маленькими мальчиками и девочками, и наказывали, если наши опекуны считали, что это не так. И вот, уже взрослыми, мы легко заставляем себя верить, что жизнь состоит из работы за награду; мы гонимся за улыбкой, покровительством и лестными отзывами, что мы — «хорошие люди», «хорошие родители», «хорошие граждане», «хорошие рабочие», «хорошие друзья» и т. д. Мы стараемся, чтобы люди нас любили, и избегаем того, что заставляет их не любить или наказывать нас.
Я нахожу весьма печальным, что мы столько работаем ради того, чтобы купить любовь, и декларируем, что наш долг — отказаться от себя и заслужить хорошее отношение. На самом деле, когда все наши поступки продиктованы духом обогащения жизни, рано или поздно находятся люди, которые нас высоко ценят. Однако их оценка — только механизм обратной связи, подтверждающий, что наши усилия привели к намеченному результату. Признание того, что мы сделали выбор в пользу того, чтобы потратить силы на служение жизни, и добились успеха, приносит нам подлинную радость самоодобрения — то, что не может дать никакое одобрение со стороны.
|
|
ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НАКАЗАНИЯ
Кое-кто платит налоги прежде всего потому, что хочет избежать наказания. Как следствие, этот ежегодный ритуал вызывает ту или иную степень негодования. Однако я помню из опыта детства, что мои отец и дед совершенно иначе относились к уплате налогов. Они иммигрировали в США из России и были настроены поддерживать правительство, которое, как они верили, защищает людей — в отличие от российского царского правительства. Представляя себе множество людей, чьему благосостоянию послужат их налоги, они ощущали большое удовлетворение, когда отсылали чеки американскому правительству.
ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ СТЫДА
Существуют вещи, которые мы делаем только для того, чтобы избежать стыда. Мы знаем, что если не выполним то-то и то-то, то в итоге услышим собственный внутренний голос, повторяющий нам, что мы поступаем плохо или глупо. Но когда мы делаем что-то исключительно из побуждения избежать стыда, в конце концов мы возненавидим такую деятельность.
ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ ЧУВСТВА ВИНЫ
В другие моменты мы думаем: «Если я этого не сделаю, окружающие очень расстроятся». Мы боимся, что будем чувствовать себя виноватыми, если не оправдаем возложенных на нас надежд. Существует огромная разница между поступками из желания избежать чувства вины и поступками, продиктованными ясным осознанием нашей потребности внести свой вклад в счастье и радость других людей. Первые наполняют мир отчаянием, вторые — полны жизненной силы.
ИЗ ЧУВСТВА ДОЛГА
Когда мы используем язык, который отрицает выбор, — например, слова «должен», «обязан», «не можешь не», «так положено» и т. д., — наши поступки проистекают из неопределенного чувства вины, долга или обязанности. Я полагаю, что это самый опасный для социума и неудачный для человека из всех способов действовать, когда мы отрезаны от связи с нашими потребностями.
В главе 2 мы видели, как понятие Amtssprache (читается как "Амтсшпрахе") позволило Адольфу Эйхману и его коллегам посылать насмерть десятки тысяч людей, не чувствуя эмоциональной вовлеченности или личной ответственности. Когда мы говорим на языке, который отрицает выбор, мы заменяем свою жизненную силу рассудочностью роботов, которая отлучает нас от собственной сути.
Исследовав ваш список, вы можете решить прекратить делать какие-то конкретные вещи — точно так же, как я решил прекратить писать клинические отчеты. Столь радикальные действия можно предпринять, только играя. Я полагаю, что мы сопереживаем к самим себе в той же степени, в которой мы в каждое мгновение вовлечены в полное игры обогащение жизни, движимые исключительно желанием этого обогащения.
Итоги
Самое важное применение ННО — способ установить отношения с самим собой. Когда мы делаем ошибки, то вместо того, чтобы путаться в морализаторском осуждении самих себя, мы можем воспользоваться ННО-методикой сожаления и прощения себя, чтобы увидеть, куда нам расти. Оценка поведения с точки зрения собственных неудовлетворенных потребностей — это стимул для изменений, происходящих не из стыда, чувства вины, гнева или депрессии, а из подлинного желания внести свой вклад в свое благосостояние и благосостояние окружающих.
Мы также культивируем сопереживание к себе тем, что сознательно ежедневно делаем выбор в пользу того, чтобы действовать только исходя из собственных потребностей и ценностей, а не из чувства долга, ради награды извне или ради того, чтобы избежать стыда, наказания и чувства вины. Если мы пересматриваем безрадостные обязанности, которым подчинены в дан- , ный момент, и совершаем переход из «я обязан» в «я ' выбираю», мы обнаруживаем больше игры и целост- • ности в своей жизни.
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ
Полное выражение гнева
Пристальное рассмотрение гнева дает нам уникальную возможность глубже погрузиться в ННО. Поскольку гнев обостряет многие аспекты этого процесса, выражение его наглядно демонстрирует различие между ННО и другими формами коммуникации.
Я предпочитаю считать, что убийство — слишком поверхностный способ решения проблем с людьми. Убийство, избиение, обвинение, другие способы причинить вред — физически или ментально — всего лишь внешние выражения того, что происходит с нами, когда мы злимся. Но если мы испытываем искренний гнев, нам необходим куда более сильный способ полного самовыражения.
Это понимание приносило облегчение многим группам, где я работал над пережитым опытом унижения и дискриминации и хотел дать им больше сил на то, чтобы вызвать изменения. Такие группы беспокоятся, когда слышат о «ненасильственном» или «со-переживательном» общении, потому что их слишком часто убеждали задушить их гнев, успокоиться, прийти в норму. Их беспокоят методики, представляющие гнев нежелательным качеством, от которого следует избавиться. Но процесс, который мы описываем, не требует игнорировать, подавлять или загонять внутрь свой гнев; напротив, он требует излить самую суть гнева, полностью и искренне.
Различать повод и причину
Первый шаг к полному выражению гнева в ННО — освобождение другого человека от малейшей ответственности за наш гнев. Мы избавляемся от мыслей, что «он, она или они разозлили меня, когда сделали то-то и то-то». Такие размышления вынуждают нас выражать гнев поверхностно, обвиняя или наказывая другого человека. Ранее мы видели, что поведение других может быть поводом для наших чувств, но не причиной. Мы можем идентифицировать поведение другого человека как повод, но важно уметь четко различать повод и причину.
Я хотел бы проиллюстрировать это различие примером из моей работы в шведской тюрьме. Моей задачей было показать заключенным, демонстрирующим жестокость, каким образом можно полностью излить их гнев, не убивая, не избивая и не насилуя других людей. Выполняя упражнение, где они должны были определить, что вызывает их гнев, один заключенный написал: «Три недели назад я послал просьбу тюремным чиновникам, но они до сих пор не ответили мне». Его утверждение было ясным наблюдением повода, описывающим, что сделали другие люди.
Тогда я попросил, чтобы он определил причину своего гнева: «Когда это случилось, вы почувствовали, что сердитесь, потому что... что?»
«Я же только что сказал вам! — воскликнул он. — Я злюсь, потому что они не отвечают на мою просьбу!» Уравняв повод с причиной, он сам заставил себя думать, что злиться его побуждают действия тюремных чиновников. Такую привычку легко приобрести в социуме, где чувство вины повсеместно используется как средство управления людьми. Здесь кажется очень важным внушить людям ложную мысль, что мы можем заставить других испытывать конкретные чувства.
Там, где чувство вины становится орудием манипуляции и принуждения, издавна принято путать повод и причину. Как уже говорилось, дети, которые слышат: «Маме с папой больно, когда ты приносишь плохие отметки», приходят к выводу, что их поведение может быть причиной несчастья родителей. То же самое можно наблюдать между близкими людьми: «Я ужасно расстроюсь, если ты не придешь на мой день рождения». Английский язык облегчает использование этой тактики вызова чувства вины.
Мы говорим: «Вы меня злите», «Вы меня этим сильно раните», «Мне очень грустно из-за того, что вы сделали». Мы используем язык множеством различных способов, чтобы ввести себя в заблуждение, будто наши чувства — это результат того, что сделали другие. Первый шаг в процессе полного выражения гнева — это понимание, что действия других людей никогда не бывают причиной того, что мы чувствуем.
Так что же является причиной гнева? В главе 5 мы обсуждали четыре способа принимать сообщение или поведение, которые нам не нравятся. Гнев возникает тогда, когда мы выбираем второй способ: всякий раз, когда мы сердиты, мы находим виноватого — мы хотим играть в Бога, судить или обвинять другого человека, объявлять, что он не прав или заслуживает наказания.
Я полагаю, что это и есть причина гнева. Даже если изначально мы не ощущаем этого, причина гнева находится в нашем мышлении.
Третий способ, описанный в главе 5, состоит в том, чтобы пролить свет осознания на наши чувства и потребности. Вместо того чтобы использовать разум для анализа чьей-то «неправильности», мы выбираем единение с энергией жизни внутри нас. Эта энергия жизни наиболее ощутима и доступна, когда мы сосредоточиваемся на том, в чем нуждаемся в каждый конкретный момент.
Например, если кто-то опаздывает на встречу, а мы нуждаемся в подтверждениях, что этому человеку есть до нас дело, мы можем почувствовать себя задетыми. А если наша потребность — провести время с пользой, мы можем почувствовать себя обманутыми в лучших намерениях. Если же нам необходимо полчаса тишины и одиночества, мы можем почувствовать благодарность к опоздавшему за его опоздание и остаться довольными. Наши чувства вызваны не поведением другого человека, а нашими потребностями. Когда мы осведомлены о своих потребностях — будь то проявление заботы, целеустремленность или одиночество, — мы находимся в контакте с жизненной энергией. Мы можем испытывать сильные чувства, но никогда не злимся. Гнев — результат жизнеотчуждающего мышления, которое отделено от потребностей. Это указывает на то, что мы взялись рассудочно анализировать и оценивать кого-то, вместо того чтобы попытаться выяснить, какие из наших потребностей не получили отклика.
В дополнение к третьему варианту — сосредоточиться на собственных потребностях и чувствах — мы в любой момент можем попытаться пролить свет осознания на чувства и потребности другого человека. Когда мы выбираем этот (четвертый) вариант, мы тоже никогда не испытываем гнева. Мы не подавляем гнев; мы видим, что гнев просто отсутствует в каждый момент того времени, когда мы в полной мере проникаемся чувствами и потребностями другого человека.
Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 193; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!