Перевод самоосуждения и внутреннего требования



Если мы регулярно общаемся с собой через внутренне^ осуждение, обвинение и требование, то не удивитель* но, что наше восприятие себя опускается до ощущения «я табуретка, а не человек». Основная предпосылка ННО: всякий раз, когда мы говорим, что кто-то неправ или плохой, в действительности мы сообщаем, что он или она не действует в гармонии с нашими потребностями. Если человек, которого мы судим, — мы сами, то получается, что мы говорим: ? «Я сам не действую в гар­монии с собственными по­требностями».

Я убежден, что если мы научимся оценивать с точки зрения того, насколько хорошо выполняются наши потребности, то оценка принесет нам куда большую пользу.

В таком случае, если наши действия не служат обо-; гащению жизни, наша задача — оценить эти действия шаг за шагом таким образом, чтобы:

1) вызвать изменения в сторону того, что нас боль­ше устраивает;

2) исходить из уважения и сопереживания к себе, а не из ненависти, чувства вины или стыда.

ННО: сожаление

После целой жизни, проведенной в школе и социуме, для большинства из нас, вероятно, слишком поздно пе­реучивать себя мыслить в рамках собственных нужд и ценностей в каждый отдельно взятый момент. Однако точно так же, как мы учились распознавать суждения в разговорах с другими, мы можем научиться распозна­вать самоосуждение и немедленно фокусироваться на тех потребностях, которые стоят за ним.

Например, при неодобрительной реакции на какие-то свои действия — «Слушай, ты опять все ис­портил!» — можно быстро остановиться и спросить себя: «Какая неудовлетворенная потребность выра­жается через это морализаторское суждение?» После того как мы осознаем потребность — или даже не­сколько пластов потребностей, — мы заметим чудес­ные перемены. Вместо депрессии, чувства стыда или вины, которые мы, вероятно, испытываем, критикуя себя за то, что «снова все испортили», мы сможем пережить любые другие чувства. Будет ли это печаль, разочарование, опасение, сожаление или что-то дру­гое, — неважно. Сама природа этих чувств приводит нас к мобилизации для исполнения того, в чем мы нуждаемся. Их воздействие на наш дух и тело суще­ственно отличается от того разлада, который вызыва­ют депрессия, чувство стыда или вины.

Сожаление в ННО — процесс полного соединения с неудовлетворенными потребностями и чувствами, которые возникли, когда мы были не на высоте. Это — опыт раскаяния, но такого раскаяния, которое помога­ет нам учиться на своих поступках без обвинения или ненависти к себе. Мы понимаем, каким образом мы вступили в противоречие с собственными потребностями и ценностями, и тогда мы открываемся навстре­чу чувствам, возникающим из этого понимания. Когда наше сознание фокусирует­ся на наших нуждах, мы есте­ственным образом устрем­ляемся к творческой реали­зации этих нужд. Напротив, морализаторские суждения, которые мы используем для обвинения, имеют тен­денцию заслонять от нас возможность реализации, утверждая нас в состоянии самобичевания.

Простить себя

За процессом сожаления следует прощение себя. Обра­щая свое внимание на ту часть нас, которая предприня­ла действия, вызвавшие эту ситуацию, мы спрашиваем: «Когда я это делал, какую потребность я пытался удо­влетворить?» Я уверен, что люди всегда действуют в соответствии со своими потребностями и ценностями. Причем не важно, приведет это действие к удовлетво­рению либо неудовлетворению потребности или вызо­вет в итоге сожаление либо радость.

Слушая себя с эмпатией, мы можем услышать основ­ную потребность. Прощение себя происходит в тот момент, когда возникает эта сопереживающая связь. Тогда мы можем осознать, каким образом наш выбор был попыткой послужить жизни, даже если процесс со­жаления учит нас, что это не приведет к удовлетворе­нию наших потребностей.

Важный аспект сопереживания к себе заключается в том, чтобы принимать с эмпатией обе наши ипостаси: и ту, что прощает себя за действия в прошлом, и ту, которая из­начально пошла на эти дей­ствия. Процесс сожаления и прощения себя освобождает нас для учебы и роста. При соединении с нашими по­требностями в каждый отдельный момент времени мы увеличиваем наш творческий потенциал действовать в гармонии с ними.

Урок костюма в горошек

Я хотел бы проиллюстрировать процесс сожаления и прощения себя случаем из личного опыта. Перед важным тренингом я купил себе легкий серый летний костюм. Тренинг прошел отлично, и к концу вокруг меня толпился целый рой участников, которые проси­ли адрес, телефон, автограф, что-то еще... У меня была назначена еще одна встреча, и я торопился оказать внимание просьбам участников, оставляя записи на бумажках, которые мне совали прямо в лицо. И когда я поспешно уходил, то сунул ручку без колпачка прямо в карман своего нового костюма. К своему ужасу, на ули­це я обнаружил на своем отличном сером костюме от­вратительное чернильное пятно! Минут двадцать я от­читывал себя: «Как ты мог быть настолько небрежен? Надо же было сделать такую глупость!» Я только что испортил совершенно новый костюм, я, как никогда, нуждался в сопереживании и понимании — и тем не ме­нее отвечал сам себе так, что чувствовал себя все хуже и хуже.

К счастью, минут двадцать спустя я наконец сооб­разил, что делаю. Я остановился и начал искать ту по­требность, неудовлетворенность которой заставила меня сунуть в карман открытую ручку. Я спросил себя: «Какая потребность стоит за моей оценкой себя как бестолкового и глупого7

Я тотчас увидел, что мне требуется бблыпая забота о себе: я должен был уделить больше внимания собствен­ным потребностям, а я как раз торопился удовлетво­рить нужды кого-то еще. Как только я коснулся этой части меня и соединился с глубоким желанием больше помнить о собственных потребностях, мои чувства из­менились. Я выпустил напряжение тем, что испытал гнев, стыд и чувство вины, которые сам же и сорвал на собственной рассеянности. Я страшно сожалел об ис­порченном костюме, поскольку теперь был открыт для печали, возникшей вместе с желанием лучше заботить­ся о себе.

Затем я перенес внимание на ту потребность, кото­рую удовлетворял, когда запихивал незакрытую ручку в карман. Я осознал, насколько большой ценностью для меня была забота и анализ потребностей других людей. Конечно, будучи так занят потребностями других, я не особенно спешил заняться своими. Но вместо вины я чувствовал волну сопереживания к себе, поскольку понял, что даже моя поспешность и легкомысленность берут исток в удовлетворении моей потребности ответить за­ботой на просьбы других! И на этой волне я смог удер­жать обе потребности: с одной стороны — отвечать заботой на потребности других, а с другой — помнить и лучше заботиться о себе. Ощущая обе эти потребно­сти, я уже могу придумать способы вести себя иначе в подобных ситуациях и про­являть большую находчи­вость, чего не смог бы, если бы потерял это ощущение в приступе самобичевания.

«Делайте все играючи!»

В дополнение к процессу сожаления и прощения себя я подчеркиваю другой аспект сопереживания к себе: энергию, стоящую за всеми нашими действиями. Ког­да я советую: «Делайте все играючи!» — некоторые принимают меня за радикала или даже безумца. Тем не менее я искренне считаю, что важный аспект сопереживания  к себе — это возможность сделать выбор, руководствуясь чистым желанием внести свой вклад в жизнь, а не страхом, чувством вины, стыда, обязан­ности или обязательства. Когда мы ощущаем, что за действием стоит цель, призванная обогатить жизнь, что нами движет единственно лишь желание просто сделать жизнь прекрасной для кого-то еще, то даже в тяжелой работе возникает элемент игры. Напротив, даже радостная деятель­ность, отталкивающаяся от обязательств, обязанности, страха, чувства вины или стыда, перестает быть радостной и в конечном счете порождает сопротивление.

В главе 2 мы рассматривали замену языка, который предполагает отсутствие выбора, на язык, признающий выбор. Много лет назад я предпринял некие действия, которые значительно увеличили долю радости и сча­стья в моей жизни, уменьшив депрессию, чувство вины и стыда. Я описываю их здесь как возможный пример способа углубить сопереживание к себе, помочь себе жить играючи, исходя при этом из ясного понимания того, что жизнь — это обогащающая потребность, стоящая за всем, что мы делаем.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!