ФИГУРНЫЕ КАРТЫ ТАРО СО СФЕРАМИ ИХ НЕБЕСНОГО ГОСПОДСТВА 3 страница
Эти два толкования нужно держать в уме одновременно. Каббалисты, разрабатывавшие Таро, далее перешли к символическому изображению крайне абстрактных идей Отца, Матери, Сына и Дочери, и назвали соответствующие картины Королем, Королевой, Принцем и Принцессой. Хоть это и сбивает с толку, их также называли Рыцарем, Королевой, Королем и Принцессой соответственно. Иногда еще Принца и Принцессу называли «Императором» и «Императрицей»
Причина этой путаницы кроется в доктрине Дурака колоды Таро, легендарного Странника, завоевывающего королевскую дочь. Эта легенда связана с крайне мудрым способом выбора королевского преемника - по его способности выиграть принцессу в состязании. (См. об этом в «Золотой ветви» Фрэзера.26)
В настоящей колоде Таро решено было представить Отца, Мать, Сына и Дочь фигурами «Рыцаря», «Королевы», «Принца» и «Принцессы», поскольку этого требует наша доктрина, чрезвычайно сложная и трудная. Отец - это «Рыцарь», поскольку он изображается в виде всадника. Для большей ясности можно описать две главных системы, еврейскую и языческую, как если бы они были совершенно независимыми.
Еврейская система - прямая и необратимая; в ней постулируются Отец и Мать, от союза которых рождаются Сын и Дочь. Тут и конец. Лишь более поздняя философская спекуляция вывела Диаду «Отец-Мать» из проявленного Единства, а еще позже источник этого Единства стали искать в Ничто. Это жесткая и ограниченная, грубая схема с беспричинным Началом и стерильным Концом.
|
|
Языческая же система - это круг: сам себя порождающий, питающий, обновляющий Это колесо, на ободе которого находятся Отец-Мать-Сын-Дочь; они движутся вокруг неподвижной оси Нуля, объединяются по своей воле, превращаются друг в друга; у этой Орбиты нет ни Начала, ни Конца; никто не выше и не ниже другого. В каждом режиме этой системы подразумевается уравнение «Ничто = Много = Два = Одно = Все = Ничто».
Как ни трудно это было, достигнут по крайней мере один очень желанный результат: объяснено, почему в Таро четыре фигурных карты в каждой масти, а не три. Объяснено также, почему есть четыре масти. Названия и соответствия мастей таковы: «Жезлы»- Огонь; «Чаши»-Вода, «Мечи»-Воздух; «Диски» («Монеты», «Пантакли») - Земля. Ученик должен заметить взаимодействие четверок. Важно заметить еще и то, что без четверки не обходится даже десятеричное расположение Сефирот. Древо Жизни можно разделить на четыре уровня, или плана: число 1 соответствует Огню, числа 2 и 3 - Воде, числа от 4 до 9 - Воздуху, а 10 - Земле. Это деление применимо и к Человеку. Единица -это его духовная сущность, без качеств и количеств; двойка и тройка представляют его созидательные и передающие силы, его жизнеспособность и разумность; числа от 4 до 9 описывают ментальные и моральные качества его человеческой личности; шестерка является, так сказать, конкретной проработкой единицы; наконец, десятка соответствует Земле, то есть физическому проводнику предыдущих девяти чисел. Вот еврейские названия этих частей души: 1 -Йехида; 2 и 3 -Хая и Нешама; от4 до 9-Руах; наконец, 10-Нефеш.
|
|
Эти четыре плана, опять-таки, соответствуют так называемым «Четырем Мирам»27. Чтобы понять их природу, следует обратиться - конечно, со всеми должными оговорками, - к платонической системе. Единица есть Ацилут, Мир Архетипов; двойка же, будучи динамическим аспектом единицы, является практическим атрибутом. Тройка - это Брия, Мир Творения, в котором Воля Отца оформляется через Зачатие Матери - так сперматозоид, оплодотворяя яйцеклетку, делает возможным воспроизводство образа родителей. Числа от 4 до 9 охватывают Йецира, Мир Формирования, в котором производится интеллектуальный образ, воспринимаемая форма идеи; этот ментальный образ становится реальным и ощутимым в числе 10 - в Ассия, Мире Материальном.
Пробираясь через все эти запутанные (и порой кажущиеся противоречивыми) соответствия с неустанным терпением и настойчивостью, в конце концов приходишь к ясному пониманию - бесконечно более ясному, чем любое возможное интеллектуальное толкование. И это - важнейшее упражнение на пути к посвящению. Поверхностный рационалист легко может найти «дыры» в этих соответствиях и полуфилософских гипотезах (или почти гипотезах); но столь же легко доказать с помощью математики, что невозможно ударить по мячу для гольфа.
|
|
До сих пор главной темой нашего эссе было Древо Жизни, состоящее из Сефирот. Теперь уместно рассмотреть взаимоотношения Сефирот друг с другом. (См. диаграмму на стр. 209.) Легко заметить, что структуру Древа Жизни завершают двадцать две линии. Как они соответствуют буквам еврейского алфавита, будет объяснено своим чередом. Способ соединения линий в некоторых случаях может показаться произвольным. Например, равносторонний треугольник из чисел 1,4 и 5 представляется вполне подходящей естественной основой для Операций Философии. Но линии, соединяющие единицу с четверкой и пятеркой, отсутствуют. И это не случайность. Нигде в фигуре Древа Жизни нет направленного вверх равностороннего треугольника, хотя есть три28 таких треугольника, обращенных вершиной вниз. Так получается из-за изначальной формулы «Отец, Мать, Сын», трижды повторенной в убывании простоты и духовности. Число 1 находится над этими треугольниками, потому что оно интегрирует Ноль и зависит от Тройной Завесы Негативности29.
|
|
Сефирот, которые, как уже показано, суть эманации числа 1, - это вещи-в-себе, почти в кантовском смысле. Соединяющие же их линии — это Силы Природы, гораздо менее завершенные, менее загадочные, менее абстрактные.
ДВАДЦАТЬ ДВА КЛЮЧА, АТУ, ИЛИ КОЗЫРЯ ТАРО
Вот замечательный пример всеобъемлющей доктрины Равновесия. Уравнения всегда пишутся так: ах2 + Ьх + х = 0. Если левая часть не равняется нулю, то это не уравнение. И поэтому, если какой-либо символ становится менее важным в одном разделе Каббалы, он становится более важным в другом. Фигурные и малые карты образуют «скелет» Таро, выполняя свою основную функцию схемы Вселенной. Но если рассматривать колоду как Ключ к магическим формулам, особое значение приобретают двадцать два козыря.
Каким символам они соответствуют? Их нельзя отождествить ни с одной из фундаментальных идей, потому что эти места уже заняты картами от туза до десятки. Они не могут в первую очередь представлять комплекс «Отец, Мать, Сын, Дочь» во всей его полноте, поскольку фигурные карты уже заняли эти позиции. Соответствия их таковы: три Материнских Буквы (Шин, Мем и Алеф) представляют три активных элемента; семь так называемых Двойных Букв (Бет, Гимел, Далет, Каф, Пе, Реш и Тау) - семь священных планет. Оставшиеся двенадцать букв (Хе, Вау, Заин, Хет, Тет, Йод, Ламед, Нун, Самех, Айн, Цадди и Коф) представляют Знаки Зодиака.
В этом распределении есть одна небольшая накладка. Буква Шин должна выполнять обязанности одновременно и Огня, и Духа - во многом так же, как число 2 сопричастно природе числа 1; буква же Тау представляет одновременно Сатурн и элемент Земли. В этих усложнениях содержится особая доктрина.
Но нельзя пройти мимо этих двадцати двух букв столь небрежно. Камень, который отвергли строители, сделался главою угла. У этих двадцати двух карт своя личность, и весьма любопытная. Неправильно было бы сказать, что они представляют завершенную вселенную. Похоже, они представляют некоторые довольно интересные фазы вселенной. Они не выглядят фундаментальными факторами вселенской структуры. Время от времени они изменяются относительно текущих событий. Достаточно одного взгляда на список их названий, чтобы убедиться: в них нет строго философского или научного духа аскетической классификации, присущего другим картам. Мы сталкиваемся с языком Художника. Вот эти названия: Дурак, Фокусник, Верховная Жрица, Императрица, Император, Иерофант
, Влюбленные, Колесница, Вожделение, Колесо Фортуны, Регулирование, Повешенный, Смерть, Искусство, Дьявол, Дом Божий, Звезда, Луна, Солнце, Зон, Вселенная. Очевидно, что это нельзя назвать ясными, недвусмысленными символическими представлениями подразумевающихся знаков зодиака, элементов и планет. Скорее это иероглифы связанных с последними особых мистерий. И тут начинаешь подозревать, что Таро - это не просто прямое и безличное изображение вселенной, какое дает система «И-цзина». Таро начинает выглядеть Пропагандой. Похоже, Тайные Вожди Великого Ордена, хранящего судьбы рода человеческого, пожелали выпятить определенные аспекты Вселенной; учредить особенные доктрины; объявить об особых режимах работы, подходящих к существующим политическим ситуациям. Таро и «И-цзин» отличаются друг от друга примерно так, как литературное произведение отличается от словаря.
Очень жаль (но этого никак нельзя избежать), что нам приходится вдаваться в такие пространные рассуждения и так часто уходить в сторону, прежде чем мы сможем приступить к описанию самой колоды. Возможно, проще будет, если мы перейдем к суммированию вышесказанного.
Вот простое изложение устройства Древа Жизни. Чисел, или Вещей-в-Себе, всего десять. Это последовательные эманации из-за Тройной Завесы Негативности. Малые карты, пронумерованные от 1 до 10, соответствуют Сефирот. Карты эти повторяются четырехкратно, поскольку они - не чистые абстрактные числа, но частные символы таковых в проявленной вселенной, в которой для удобства выделяют образы четырех элементов. Фигурные карты представляют сами эти элементы, причем каждый подразделяется на четыре субэлемента. Приведем список этих карт:
Рыцарь Жезлов | Огонь Огня |
Королева Жезлов | Вода Огня |
Принц Жезлов | Воздух Огня |
Принцесса Жезлов | Земля Огня |
Рыцарь Чаш | Огонь Воды |
Королева Чаш | Вода Воды |
Принц Чаш | Воздух Воды |
Принцесса Чаш | Земля Воды |
Рыцарь Мечей | Огонь Воздуха |
Королева Мечей | Вода Воздуха |
Принц Мечей | Воздух Воздуха |
Принцесса Мечей | Земля Воздуха |
Рыцарь Дисков | Огонь Земли |
Королева Дисков | Вода Земли |
Принц Дисков | Воздух Земли |
Принцесса Дисков | Земля Земли |
Козырей Таро двадцать два. Они изображают элементы между Сефирот, или Вещами-в-Себе, и поэтому их положение на Древе Жизни имеет значение. Вот пара примеров. Карта «Влюбленные», тайное название которой «Дети Голоса, Оракул Могущественных Богов», ведет от числа 3 к числу 6. Шестерка - это личность человека, тройка - его духовная интуиция. Поэтому естественно и важно то, что влияние тройки на шестерку есть влияние голоса интуиции, или вдохновения. Это просветление разума и сердца Великой Матерью.
Теперь рассмотрим карту, соединяющую число 1 с числом 6. Эта карта называется «Верховная Жрица» и соотносится с Луной. Она изображает Небесную Исиду. Это символ совершенной духовной чистоты; это посвящение в его самой тайной и сокровенной форме, нисходящее на человеческое сознание от абсолютного божественного сознания. Если смотреть снизу, это чистое и не колеблющееся устремление человека к Божеству, к своему источнику. Уместно будет поговорить об этих материях подробнее при дальнейшем рассмотрении соответствующих карт.
Из всего вышесказанного уже ясно, что Таро в первую очередь иллюстрирует Древо Жизни в его вселенском аспекте, а во вторую - ту фазу Древа Жизни, которая представляет особый интерес для личностей, назначенных стражами человечества, в период создания любой конкретной колоды. И эти стражи вольны изменять внешний вид колоды, когда это представляется им уместным. Традиционная колода много раз подвергалась изменениям из соображений удобства. Например, Император и Императрица в средневековых колодах со всей определенностью понимались как император Священной Римской Империи и его супруга. Карта, изначально называвшаяся «Иерофантом» и изображавшая Осириса (о чем свидетельствует форма тиары) в эпоху Ренессанса стала Папой. Верховную Жрицу стали называть «Папессой Иоанной». Этот персонаж представлял одну из символических легенд, имевших хождение среди посвященных, и подвергся вульгаризации в басне о Папе, который оказался
женщиной. Еще более важный пример: «Ангел», или «Страшный Суд», представлял уничтожение мира огнем. Его иероглиф можно считать пророческим, ибо, когда мир был уничтожен огнем 21 марта 1904 года*30,
* См. «Равноденствие Богов», там же.
неизбежно было обратить внимание на сходство этой карты со Стелой Откровения31.
Поскольку это было начало Нового Зона, более уместным казалось именно начало Зона и отобразить; о следующем Зоне, который продлится 2000 лет, известно, что его символ - носящая двойной жезл.**
** См. «Книгу Закона», III. 34. Имеется в виду Маат, Фемида, Владычица Равновесия
Но новый Зон произвел столь фантастические изменения в установившемся порядке вещей, что было бы явно абсурдно пытаться продолжать устаревшую традицию: «прежние ритуалы - черны». Поэтому усилия настоящего Писца32 были направлены на сохранение тех важнейших черт Таро, которые не зависят от периодической смены Эонов, и обновление тех догматических и художественных черт, которые стали непонятными. Искусство прогресса заключается в том, чтобы оставлять Вечное нетронутым, занимая при этом авангардную, порой даже революционную позицию по отношению к случайностям - подданным империи Времени.
III
ТАРО И ВСЕЛЕННАЯ
ТАРО есть графическое изображение Сил Природы, замысленное древними в соответствии с общепринятым символизмом.
Солнце - это звезда. Вокруг него вращаются тела, называемые планетами, в том числе Луна, спутник Земли. Все эти тела вращаются лишь в одном направлении. Солнечная система - не сфера, а колесо. Планеты не остаются все время в одной плоскости, но постоянно немного отклоняются то в одну сторону, то в другую. Их орбиты имеют форму эллипса. Древние представляли себе это колесо гораздо более ясно, чем современный человек. Особое внимание они уделяли воображаемому ободу колеса, мысля, что Неподвижные Звезды, находящиеся на нем, особым образом связаны с кажущимся движением Солнца. Этот обод колеса, или пояс, они назвали Зодиаком. Созвездия, находящиеся вне этого пояса, казались им не столь важными для человечества, поскольку их не задевала великая вращательная сила колеса.
(Т.А.R.О. = R.О.Т.А. = колесо.)
.
ТЕОРИИ ДРЕВНИХ
1. В старые времена Землю считали центром Вселенной. Небесам над
Землей - тогда не осознавали, что они в равной степени находятся и под Землей,
- приписывалась Божественная Природа. Признавая несовершенство и не
правильность дел земных, древние считали совершенным зримо правильное
движение Небесных Тел. И началось мышление рriori. Тогдашние матема-
тики поддерживали идею круга как совершенной фигуры; богословская логика
выводила из этого, что все небесные тела должны двигаться по кругу. Это
сугубо религиозное предположение доставило много хлопот астрономам. По
мере того, как их измерения становились все более обширными и точными,
астрономам все труднее становилось примирять наблюдения с теорией - по
крайней мере, делать это, не испытывая больших неудобств со своими вычис-
лениями. Наконец раздраженный всем этим Коперник предположил, что было
бы гораздо удобнее (не будь сама идея столь греховной) вообразить, что
центром системы является не Земля, а Солнце. В математике нет установлен-
ных фактов. Бертран Рассел говорит по этому поводу: «Никто не знает, о чем
он говорит, и ни для кого не важно, прав он или нет». Вот пример: предположим,
что Луна есть неподвижный центр Вселенной. Никто не сможет этому противо
речить; надо будет лишь переписать формулы. Практическое возражение
заключается в том, что это не будет помогать работе навигаторов. Очень важно
об этом помнить, поскольку это и есть дух современной Науки-Философии. Она
не нацелена на Истину; она даже не мыслит себе возможность Истины (в любом
обычном смысле слова); она нацелена на максимальное удобство.
2. Вернемся к изображению Солнечной системы. Солнце - это ступица
| Колеса; самая внешняя планета находится на его ободе, а сразу за ободом, вдоль
него, расположены двенадцать созвездий Зодиака. Почему двенадцать? Первое грубое деление круга дает четыре сектора, соответственно четырем временам года. На этот выбор, возможно, повлияло и выделение четырех Элементов -Огня, Воздуха, Воды и Земли. (Как уже объяснялось, они не тождественны тем субстанциям, которые сейчас понимаются под этими словами.)
То ли потому, что древние сочли необходимым, чтобы во всем небесном участвовало столь священное число, как Три, то ли потому, что наблюдаемые звезды естественным образом складывались именно в двенадцать созвездий, Зодиак был разделен на 12 знаков, по три на каждое время года.
По мере прохождения Солнца через Знаки наблюдалось изменение Его влияния на Землю. Менялись даже такие простые вещи, как промежуток времени между Восходом и Закатом. Когда говорят, что Солнце входит в Знак
Овна, имеют в виду, что, если провести прямую линию от Земли до Солнца и продолжить ее к звездам, она попадает в самое начало данного созвездия. Если смотреть на полную луну в первый день весны33, можно увидеть за ней звезды созвездия Весов - а это знак, противоположный Овну.
Было замечено, что Луне требуется примерно двадцать восемь дней, чтобы пройти от полнолуния к полнолунию. Каждому из этих дней был приписан так называемый «Дом». Считалось, что мистическое влияние луны изменяется от Дома к Дому. Эта теория непосредственно в Таро не отображена, но должна быть упомянута во избежание некоторого недоразумения, усложняющего вопрос.
3. Первые астрономы подсчитали, что Солнце обходит Зодиак за 360 дней.
Этот секрет они тщательно охраняли, сокрыв его в божественном имени Митры
(Мithras ), где сумма числовых значений греческих букв (М 40 + I 10 + ТЬ 9 +
К 100 + А 1 + 8 200) равняется 360. Со временем наблюдения установили более
точное число дней - 365; тогда астрономы решили выбрать имя «Абраксас»
(Аbraxas: А1+В2 + К100+А1+Х60 + А1+3 200). Другие астрономы, придя
к тому же результату, исправили положение по-иному: изменили написание
«» на «Мeithras». Последнее имя, как и Аbraxas, в сумме значений букв
дает 365. При этом все равно оставалась ошибка примерно в шесть часов, и
календарь нужно было подправлять много раз на протяжении столетий. Свой
нынешний вид календарь приобрел только после Папы Григория.
Почему же зодиакальный круг разделили на 360 градусов? Просто так было удобнее для расчетов.
Десять угловых градусов составляют один декан. Всего деканов тридцать шесть, по три на каждый знак Зодиака. Было сделано предположение, что в первом декане влияние знака очень быстрое и яростное, во втором - мощное и уравновешенное, а в третьем - одухотворенное и увядающее.
Краткое отступление. Одна из важнейших доктрин Древних - доктрина Макрокосма и Микрокосма. Человек есть миниатюрная Вселенная, маленькая копия большой Вселенной. Это соображение работало, конечно, и в другую сторону, и поэтому вышеприведенные характеристики трех деканов каждого знака, вероятно, были выведены по аналогии с ходом жизни человека.
4. Все это подводит нас к тому, что картина Космоса у древних складыва-
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!