Произведение М.А. Булгакова «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное писателю общество.



Ярлык “политически вредного автора” М. Булгаков получил от своих высокопоставленных современников совершенно “справедливо”. Он слишком откровенно изображал отрицательную сторону современного мира. Ни одно произведение Булгакова не имело такой популярности в наше время, как “Собачье сердце”. Видимо, это произведение вызвало интерес у читателей самых широких слоев нашего общества.

 «Собачье сердце» - шедевр булгаковской сатиры. Социально-агрессивным, уверенным в своей вседозволенности администратором является в повести «Собачье сердце» преддомкома Швондер, человек в кожаной тужурке, черный человек. Он, в сопровождении «товарищей» является к профессору Преображенскому, чтобы изъять у того «лишнюю» площадь, отобрать две комнаты. Конфликт с непрошеными гостями становится острым: «Вы ненавистник пролетариата! – гордо сказала женщина». «Да, я не люблю пролетариата, - печально согласился Филипп Филиппович». Ему не нравится бескультурье, грязь, разруха, агрессивное хамство, самодовольство новых хозяев жизни. «Это – мираж, дым, фикция», - так оценивает профессор практику и историю новых хозяев. Контраст между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Преображенском и Борментале, и темными инстинктами гомункула Шарикова (с низким, скошенным лбом)настолько разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашивает повесть в трагические тона. Преображенский не оставляет мысли сделать из Шарикова человека. Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. Подвижники новой веры представлены в резко гротескном освещении. Один из членов домкома –«персиковый юноша в кожаной тужурке» - носит фамилию Вяземская, оказывается женщиной, однако в булгаковском описании неизменно восстанавливается гротескный контекст выяснения личности: «Это неописуемо! – воскликнул юноша, оказавшийся женщиной»; «Я, как заведующий культотделом дома…. – За-ве-ду-ю-щая, - поправил её Филипп Филиппович».

Комичен и образ Швондера, решившего воспитать Шарикова в марксистском духе: сам процесс очеловечивания Шарикова рисуется в резких сатирических и юмористических тонах. Сюжетно он построено контрасту: умный и ласковый пес становится грубым, невоспитанным хамом, в котором все отчетливее проявляются унаследованные свойства Клима Чугункина. Вульгарная речь этого персонажа слита с его поступками. Швондер старается повлиять на Шарикова. Этот не то пес, не то человек в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о правах, но и своем превосходстве над буржуями. Попытка воспитать нового человека во вчерашнем Шарикове есть сатирический выпад писателя против Швондера. Натравливая Шарикова на профессора Преображенского, Швондер не понимает, что кто-то другой легко может натравить Шарикова на самого же Швондера. Стоит отметить, что сатира и юмор в этой повести достигают высшей степени мастерства.

Необъяснимые метаморфозы, происходящие с представителями новой власти, могут, однако, таить себе опасность. Стоило Шарику превратиться в Полиграфа Полиграфовича Шарикова и стать причастным к власть держащим – «поступить на должность» заведующего подотделом очистки Москвы от бродячих животных, как его пребывание в квартире Преображенского стало смертельной угрозой как для самого профессора (на которого уже был написан донос), так и для всех обитателей его дома. Гротескные превращения, которым в булгаковском мире подвержены ответственные советские чиновники придают новой власти и ее представителям демонический характер, делают их не столько социальной или политической, сколько метафизической силой, которой вынужден сопротивляться булгаковский герой.

Булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак – в санитары поочистке города от бродячих собак и кошек, естественно. Что ж, преследование своих – характерная черта всех Шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения.

Следующий ход Шарикова – явление в Пречистинскую квартиру вместе с молодой девушкой. «Я с ней расписываюсь, это наша машинистка. Борменталя надо будет выселить… - крайне неприязненно и хмуро пояснил Шариков». Конечно, негодяй обманул девушку, рассказывая о себе небылицы. Он вел себя сней столь безобразно, что в Пречистинской квартире вновь вспыхнул грандиозный скандал: доведенные добелого каления профессор и его помощник стали защищать девушку…

Последний, заключительный аккорд шариковской деятельности – донос-пасквиль на профессора Преображенского. Именно тогда, в тридцатые годы, донос становится одной из основ «социалистического» общества, которое правильнее было бы назвать тоталитарным. Так как только тоталитарный режим может иметь в своей основе донос. Шарикову чужды совесть, стыд, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, кроме подлости, ненависти, злобы…

Хорошо, что на страницах повести чародею-профессору удалось обратное превращение человека-монстра в животное, в собаку. Профессор понял, что природа не терпит насилия над собой. Увы, в реальной жизни Шариковы победили, оказались живучими, ползущими из всех щелей. Самоуверенные, наглые, уверенные в своих священных правах на все, полуграмотные хозяева жизни довели нашу страну до глубочайшего кризиса, ибо большевистско-швондеровская теза «большого скачка социалистической революции», глумливое пренебрежение законами развития эволюции могло породить только Шариковых.

В повести Шариков вернулся в собаки, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, а другим внушалось, славный путь и в тридцатые – пятидесятые годы травил людей, как когда-то по роду службы бродячих котов. Через всю свою жизнь он пронес собачью злость и подозрительность, заменив ими ставшую ненужной собачью верность. Он гордится своим низким происхождением. Он гордится своим низким образованием. Он гордится всем низким, потому что только это поднимает его высоко над теми, кто духом высок, кто разумом высок.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной__Но и такое резкое отмежевание автора от своего героя не спасло Булгакова от ярлыка “политически вредного автора”. Ведь потребности Преображенского в функционерах, слепо исполняющих его волю и не могущих рассчитывать ни на что более того, что определил им хозяин, очень созвучны правящей верхушке того времени. Поэтому, я считаю, Михаилу Булгакову было просто невозможно угодить большевистской цензуре, разве что бросить писать! Но этого, к счастью, не произошло.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 2815; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!