Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений поэтов XIX-го века (по выбору учащегося из программы 9-го класса).
Билет № 23
Особенности литературы эпохи Просвещения (на примере трагедии И.В. Гёте «Фауст»).
Завершившийся Великой французской революцией XVIII век развивался под знаком сомнения, разрушения, отрицания и страстной веры в победу разума над суевериями и предрассудками, цивилизации над варварством, гуманизма над тиранией и несправедливостью. Поэтому историки называют его веком Просвещения. Идеология просветителей восторжествовала в эпоху, когда рушился старый средневековый уклад жизни и складывался новый, буржуазный порядок, прогрессивный для того времени. Деятели Просвещения горячо защищали идеи культурного развития, самоуправления, свободы, отстаивали интересы народных масс, клеймили ярмо феодализма, косность и консерватизм церкви.
Бурная эпоха рождала своих титанов — Вольтера, Дидро, Руссо во Франции, Ломоносова в России, Шиллера и Гёте в Германии. И своих героев — в конце века на трибуны революционного Конвента в Париже поднялись Дантон, Марат, Робеспьер.
Художественные вкусы эпохи были многообразны. В архитектуре еще господствовало вычурное барокко, с театральных подмостков звучали александрийские стихи трагедий Расина и Корнеля. Но все большей популярностью пользовались произведения, героями которых становились люди «третьего сословия». В середине века возник жанр сентиментального романа в письмах — читатели с волнением следили за перепиской влюбленных, переживая их горести и злоключения. А в Страсбурге возникает группа молодых поэтов и драматургов, вошедшая в литературу под названием «Буря и натиск». Героями их произведений выступали смелые одиночки, бросающие вызов миру насилия и несправедливости.
|
|
Творчество Гёте было своеобразным итогом века Просвещения, итогом его исканий и борений. А трагедия «Фауст», которую поэт создавал более тридцати лет, отразила движение не только научных и философских идей, но и литературных направлений. Хотя время действия в «Фаусте» не определено, рамки его бесконечно раздвинуты, весь комплекс идей отчетливо соотносится с эпохой Гёте. Ведь первая часть его написана в 1797—1800 годах под влиянием идей и свершений Великой французской революции, а последние сцены написаны в 1831 году, когда Европа пережила взлет и падение Наполеона, Реставрацию.
В основе трагедии Гёте — народная легенда о Фаусте, возникшая в XVI веке. Ее герой — бунтарь, стремящийся проникнуть в тайны природы, выступающий против церковной идеи рабской покорности и смирения. В полуфантастической форме образ Фауста воплощал в себе силы прогресса, которые нельзя было задушить в народе, как нельзя было остановить ход истории. Гёте был близок этот искатель истины, не удовлетворенный немецкой действительностью.
|
|
Просветители, и Гёте в том числе, не отвергали идею Бога, они лишь подвергали сомнению доктрины церкви. И в «Фаусте» Бог выступает как высший разум, стоящий над миром, над добром и злом. Фауст в трактовке Гёте — прежде всего ученый, подвергающий сомнению все — от устройства мира до моральных норм и правил поведения. Мефистофель для него — орудие познания. Средства научных исследований во времена Гёте были так несовершенны, что многие ученые согласились бы продать душу дьяволу для того, чтобы понять, как устроены Солнце и планеты или человеческий глаз, почему существуют эпидемии чумы и что было на Земле до появления человека.
Бунт Фауста, его терзания, раскаяние и прозрение, заключающееся в том, что только труд на пользу человечества делает человека неуязвимым для скуки и уныния, — все это художественное воплощение идей эпохи Просвещения, одним из гениев которой был Гёте.
В исторической смене культурных эпох просветительство обращает внимание напряженной концентрацией идей в ограниченном временном пространстве. Новый читатель в эту переломную эпоху требовал новой художественной реальности, писатели интенсивно употребляли новые способы отображения действительности. Таким новым произведением по праву можно считать трагедию И. Гете «Фауст».
|
|
Писатель работал над этим произведением почти всю свою жизнь. Первый замысел возник у него, когда ему было немногим больше двадцати, а закончил он сочинение «Фауста» за несколько лет до кончины.
Учитывая, что прожил на свете Гете почти восемьдесят два года, нетрудно подсчитать, что от начала работы над «Фаустом» и до ее завершения прошло около шестидесяти лет.
Произведение Гете не поддается четкому определению в свете общепринятых литературных категорий, таких как, например, классицизм, романтизм или реализм. «Фауст» — поэтическое произведение особого, чрезвычайно редкого стиля. Исследователь творчества Гете А. Аникст определяет жанровую особенность «Фауста» как некий художественный универсализм, так как он включает в себя элементы, различные по художественной природе.
В первую очередь, при чтении «Фауста» обращает на себя внимание тонкое переплетение элементов реальных, иногда даже натуралистических, и явного вымысла, фантастики. Так, к реально-бытовым сценам относится пирушка студентов в погребке Ауэрбаха, к лирическим — свидание героя с Маргаритой, трагическим — Гретхен в темнице. Эпизоды договора Фауста с чертом, Кухня ведьмы, Вальпургиева ночь совершенно нереальны и порождены фантазией поэта. Однако фантастика Гете, в конечном счете, всегда связана с реальностью. Вместе с тем реальные образы проникнуты в «Фаусте» смыслом, выходящим за пределы частного случая, и имеют обобщенный, символический характер.
|
|
Кроме того, в произведении Гете отображены передовые просветительские идеи. В первую очередь, Просвещение развивалось как движение за изучение природы, постижение ее законов и использование научных открытий на благо человечества. Эти идеи имели общеевропейский характер, но были особенно развиты в Германии. Стремление лучших людей к новой жизни проявлялось не в политической борьбе и даже не в практической деятельности, а в деятельности умственной. Высшим воплощением передовой философской мысли и художественного творчества того времени был «Фауст» Гете.
Интересно, что сам писатель был против попыток найти в его произведении конкретные ответы на трудные жизненные вопросы. Он говорил, что идею своего произведения он сам не знает и не может выразить: «В самом деле, хорошая была бы штука, если бы я попытался такую богатую, пеструю и в высшей степени разнообразную жизнь, которую я вложил в моего «Фауста», нанизать на тощий шнурочек одной-единственной для всего произведения идеи». Однако слова поэта не следует воспринимать буквально, в том смысле, что он отрицает наличие в своем произведении идеи как таковой. В его произведении есть организующий центр — это личность главного героя, Фауста, который является символической фигурой, воплощающей в себе все человечество.
Фауст — несомненно живой человек со страстями и чувствами, присущими другим людям. Он способен заблуждаться, страдать, ошибаться. В его природе, как и в природе любого другого человека, воплотились два начала — добро и зло. Между тем Фауст прекрасно осознает свое несовершенство. Его прекраснейшая черта — вечная неудовлетворенность собой и окружающим миром, желание стать лучше и сделать мир более совершенным местом для жизни и развития людей. Жизненный путь Фауста — это путь неустанных исканий.
Отец Фауста был врачом и привил ему любовь к науке. Но врачевание отца оказалось бессильным против болезней, поражавших людей. Во время эпидемии чумы Фауст обращается с молитвой к небесам, но помощь не приходит и оттуда, из чего Фауст делает вывод, что обращения к Богу бессмысленны. Разочаровавшись в религии, он решает посвятить себя целиком науке. Долгие годы Фауст отдает изучению научных премудростей, но постепенно приходит к выводу, что все его попытки бесплодны:
Пергаменты не утоляют жажды.
Ключ мудрости не на страницах книг.
Кто к тайнам жизни рвется мыслью каждой,
В своей душе находит их родник.
Отчаяние Фауста доходит до такой степени, что он решается на самоубийство, но в решающий момент раздается колокольный звон и хоровое пение, и бокал с ядом падает из рук неудачника-самоубийцы. Но не напоминание о Боге и не сознание греховности самоубийства побуждают Фауста отказаться от намерения покончить с жизнью. Он вспоминает, как в детстве таинственный гул колоколов рождал в сердце то, что чисто и светло. В молитве совершенно чужих и незнакомых людей Фауст слышит призыв человечества о помощи: так же как и он в детстве в трудные минуты обращался к Богу с молитвой, так и теперь молящиеся люди, не знающие, как найти выход из трудностей, обращаются к религии, ища в ней поддержку.
Фауст решает вернуться к научному познанию жизни, но теперь книжные знания его не интересуют, поскольку они мертвы и далеки от жизни. Знание, которое ищет герой, сосредоточено в самой гуще жизненных событий.
В этот критический момент на пути Фауста встречается Мефистофель, воплощающий силы зла, он уверен в том, что человеческая порода неблагодарна и что в жизни человек руководствуется только собственными страстями. Образ черта, соблазняющего человека, у Гете далек от народных представлений. Мефистофель проницателен и «дьявольски» умен. Сам он говорит о себе, что «творит добро, всему желая зла». Как помним, подобное видение сил зла было присуще русскому писателю М. Булгакову, который взял слова Гете как эпиграф к роману «Мастер и Маргарита»: «Я часть той силы, что вечно хочет зла, но вечно совершает благо». Мефистофель играет очень важную роль в трагедии. Он постоянно толкает Фауста на дурное, но, сам того не ожидая, пробуждает в нем лучшие стороны натуры.
Высшую мудрость Фауст обретает только на исходе жизни. Он понимает, что истинное счастье любого человека заключается в исканиях, борьбе и труде. Душу Фауста осеняет «божественная благодать». Понятие «божественной благодати» у Гете переосмыслено в соответствии с передовыми идеями эпохи. Еще Аристотель в «Поэтике» писал: «Характер — это то, в чем обнаруживается направление воли»; «этот характер будет благородным, если обнаружит благородное направление воли». К своим достижениям Фауст идет, неся потери, мучаясь, страдая, терзаемый сомнениями и постоянной неудовлетворенностью. Но он проявляет благородную силу воли, его стремления чисты и бескорыстны. Образ Фауста воплотил человеческий идеал в представлении просветителей, которые считали, что смысл человеческой жизни состоит в борьбе за вечную истину и справедливость.
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 1140; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!