ИЗ «ЗАПИСОК» СХИМОНАХА НИКОЛАЯ
С совсем иным отношением к этим тягостным событиям мы встречаемся в автобиографических «Записках» другого валаамца — монаха Бориса (Монахова), принявшего впоследствии в Псково-Печерском монастыре схиму с именем Николая). Этот инок был, безусловно, и более принципиально строгим в отношении к церковным канонам, и более, так сказать, «мистически» одареннным, чем тот же отец Памва (хотя, казалось бы, в общем являлся ничуть не более его сведущим в области церковной догматики и каноники «простецом»).
Но вот как отец Борис описывает вынужденное собственное участие в «календарной смуте» осенью 1925 года и то, как он, не желая уклониться (в отличие от отца Памвы) от личного выбора — на чьей ему быть стороне, решает молитвенно (то есть подлинно помонашески) обратиться за ответом на этот вопрос напрямую к Матери Божией:
«1925 года 10 сентября на Валааме было разделение старого и нового стиля. Стали принуждать переходить на новый стиль. Многие из братий остались по старому. Начались суды. Приехало Церковное Управление; во главе с нашим игуменом о. Павлином был суд;
стали призывать по одному из братий. Многих уволили из обители. Пришла очередь и моя. Вошел я в комнату, там сидел игумен о. Павлин с прочими из церковного управления. Отец игумен сказал: "Вот раб Божий этот, спрашивайте его". Один из них сказал: "Что он будет говорить, чтобы записывали всё". Они спросили: "Признаёшь ли игумена отца Павлина? Будешь ли ходить в собор по новому стилю?" На их вопрос я не мог ответить, у меня в это время точно отнялся язык. Они усумнились и сказали: "Ну что же ты не отвечаешь?" Я не мог сказать ничего. Тогда они сказали: "Ну, иди, раб Божий, и подумай”.
|
|
Я начал молиться Божией Матери, Споручнице моей, в сердце моем: "Скажи мне и укажи путь жизни моей: на какую сторону идти, за новый или за старый стиль? В собор ходить или куда?" И молился я, грешный, Матери Божией во время своего послушания на кухне. Когда я свое послушание вечернее кончил, пошел к себе в келию и подумал в простоте сердца своего: "Что же Матерь Божия не извещает меня?"
Но милость Божия не оставила меня, грешного; желает всем спасения. Вдруг в келии моей явился собор: такой же, как он и есть, высоты, длины и ширины. Удивился я чудному явлению: как он вошел в мою маленькую келию? Но внутренний голос сказал: "Богу все возможно, нет ничего [для Него] невозможного. Ну вот, надо ходить в церковь — в собор — по новому стилю?" В то время, когда я так размышлял, сверху спустилась завеса церковная, голубая, посередине завесы — золотой крест. Собор остался за завесой. Я остался по другую сторону завесы; собор стал мне не виден, и внутренний голос говорил: "Иди на старый стиль и держись его". И слышу голос женский сверху, с угла: "Если хочешь спастись, держи предание святых апостолов и святых отцов”. И во второй раз то же самое повторилось, и в третий раз голос сей: "Если хочешь спастись, держи предание святых апостолов и святых отцов, а не сих мудрецов". После этого чуда всё скрылось, и я остался один в келии. Сердце мое возрадовалось, что Господь указал путь спасения, по молитвам Божией Матери. И с тех пор вспоминаю это великое чудо для спасения человека».
|
|
Вот как это бывало с искренне жаждавшими благодати Божией и Его правды старцами!
И, подобно смиренному монаху Николаю, в эти дни тяжких духовных испытаний твердо держался «святых отцов», а не «сих мудрецов» — монастырских лицемеров-обновленцев — и отец Тимон, прямо тогда называвший их, ставших в угоду мирской власти «судьями» своих же братьев-иноков, «мнимо праведными фарисеями».
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!