АВТОБИОГРАФИЯ» ИЕРОСХИМОНАХА МИХАИЛА
Весьма важный для истории жизни отца Михаила документ — личное свидетельство старца о самом себе в виде его «Автобиографии». Она датирована началом 1958 года и в свое время являлась, пожалуй, лишь данью необходимым формальностям: «Автобиография» была составлена для помещения ее в монастырское «личное дело» и в этом смысле мало чем отличается от множества ей подобных.
Однако, как и во всяком такого рода документе, в нем указаны, что, собственно, и важно для биографов, основные даты жизни о. Михаила (пусть даже и не всегда точные).
Судя по почерку изначально рукописной «Автобиографии» (один лист с оборотом), она не была составлена самим старцем, весьма уже тогда немощным (ему шел восемьдесят первый год!) и полуслепым, а лишь записана с его слов кем-то из братии (благочинным, архивистом обители, келейником?) — причем в новой орфографии, обычно не признававшейся старцем и остававшейся для него непривычной. Документ имеет его собственноручную подпись: Иеросхимонахъ Михаилъ.
С этого экземпляра «Автобиографии» были сделаны двухстраничные машинописные копии, из которых в распоряжении авторов оказались две. Одна из копий содержит рукописные дополнения и поправки (уточняющие некоторые данные изначального рукописного варианта) и подписана старцем: Михаил.
Ниже приводится сводный текст этого монастырского документа (с учетом исправлений и дополнений, имеющихся в машинописном варианте).
|
|
«Автобиография»
Иеросхимонах Михаил, в миру Михаил Иванович Питкевич, родился в 1877 году в городе Двинске в Латвии.
Родители: отец — Иван Иванович, мать — Магдалина. Отец был православный, мать — католического вероисповедания. Я же сразу был крещен и всю жизнь сохранял верность Святому Православию. Когда мне было полтора года, умер отец, а к шестилетнему возрасту умерла и мать. Оставшись круглым сиротой, я не получил образования. В детские годы я занимался рыбной ловлей. Достигши совершенного возраста, я уехал в г. Петроград и в течение полутора лет ездил, посещая святые обители, как паломник.
На двадцать первом году я был взят в армию на службу, где прослужил около четырех лет. По окончании службы в 1902 году я сразу же поступил в Валаамский монастырь, где прожил сначала 6 лет в Авраамиевском скиту, занимаясь рыбной ловлей, огородом. Потом отправлен в Петроград в часовню Валаамского подворья, где был певчим и свечником в течение восьми лет.
Вернувшись в монастырь, я был у о. игумена Маврикия келейником два года. По его смерти я был келейником у о. наместника, иеромонаха о. Иоасафа, восемь лет. Год прожил в Гефсиманском скиту, который закрыли, и я опять перешел в монастырь. Два года помогал торговать в монастырской лавочке, после чего по слабости здоровья я был освобожден от всех послушаний.
|
|
В мантию я был пострижен в 1914 г. игуменом Маврикием с именем Тимон (память 29 июля). В сан иеродиакона посвящен в 1919 г. Архиепископом Финляндским Серафимом (Лукьяновым). Им же я посвящен и в сан иеромонаха в 1921 г. В схиму пострижен в 1937 году [следует читать: в 1947 году. — Авт.] игуменом Иеронимом с именем Михаил (день тезоименитства — 8 ноября).
В мае—июне месяце 1957 г. я по приезде к нам Митрополита Крутицкого Николая в числе группы братии изъявил желание поехать на свою Родину. Желание мое было исполнено. 15 октября 1957 г. я переехал границу в Выборге и направлен в Сахарнянский монастырь в Молдавии, но затем по указанию Московской Патриархии был переведен в Псково-Печерский монастырь, где и проживаю, по милости Божией, с 3 ноября 1957 года.
Января 20-го дня 1958 г. [Подпись:]
Иеросхимонахъ Михаилъ
О КОНЧИНЕ ИЕРОСХИМОНАХА МИХАИЛА
Сообщение о. наместника Псково- Печерского монастыря, архимандрита Алипия (Воронова)
15 апреля 1962 года в Псково-Печерском монастыре на 86-м году жизни скончался иеросхимонах Михаил, один из иноков Валаамского монастыря, вернувшихся на Родину из Финляндии.
|
|
Иеросхимонах Михаил, в миру Михаил Иванович Питкевич, родился в Латвии в городе Двинске от благочестивых православных родителей.
Воспитание и среднее образование получил в своем родном городе. Родители воспитали его в духе учения Православной Церкви. Он с детства был религиозен и стремился посвятить свою жизнь на служение Богу.
Достигнув совершеннолетия, он был призван на военную службу, по окончании которой в 1902 году осуществил свою заветную мечту — поступил в Валаамский монастырь, где первые 10 лет был послушником, с ревностью, любовию и смирением исполняя разные возлагаемые на него монастырские послушания.
В 1913 году он был пострижен в монашество с именем Тимон и командирован в Петербург на службу в бывшей там часовне Валаамского подворья.
В начале 1917 года распоряжением монастырского начальства он был отозван обратно в Валаамскую обитель для рукоположения его в сан иеродиакона, а за-
тем — в сан иеромонаха. С рукоположением в сан иеромонаха он был определен на послушание келейника настоятеля игумена Маврикия. В этой же должности он проходил послушание и впоследствии, при игумене Иоасафе.
|
|
Свое служение в сане иеромонаха он исполнял всегда с особой ревностью, отличался высокой молитвенностью, церковные богослужения совершал с благоговением и со страхом Божиим.
Ввиду ослабевших своих телесных сил и желая всецело отдать себя подвигам поста, молитвы и совершенного уединения, в 1939 году он принял великий постриг — схиму с именем Михаил.
По его просьбе, по болезненному состоянию ему было разрешено пребывать в келье и совершать Божественную Литургию для себя, за которой он горячо молился не только за себя, но и за весь род человеческий.
Его строгая подвижническая жизнь не могла остаться скрытой пред людьми. К нему многие, как из братии, так и мирские люди, обращались за добрым советом, духовным назиданием, и каждому он уделял время и внимание — для наставления чад своих духовных.
Чувствуя свою оторванность от Матери-Родины, о. Михаил всегда скорбел об этом и молился, чтобы Господь помог ему возвратиться хотя бы на закате жизни к себе на Родину. Его молитвы Господь услышал.
В 1957 году, когда он вместе с другими старцами, своими соотечественниками, обратился с письменной просьбой и ходатайством к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию о том, чтобы вернуться на Родину, Святейший Патриарх исполнил их просьбу и благословил их возвращение.
По возвращении их из Финляндии на Родину — по их просьбе они были определены для проживания в братство Псково-Печерского монастыря.
И здесь о. Михаил среди братии монастыря стяжал любовь и уважение, пребывая в простоте и незлобии, проводя время в непрестанной молитве. Около двух лет продолжал он ежедневное служение Божественной Литургии, оставив ее только тогда, когда почувствовал общее недомогание и ослабление зрения.
За две недели до кончины о. Михаил почувствовал резкое ухудшение. Он стал готовиться к исходу. По его желанию его соборовали, и ежедневно он приобщался Святых Таин.
В день смерти утром, по причащении Святых Таин, пребывая в молитве, в 10 часов 30 минут [15 апреля 1962 года] он тихо и мирно отошел ко Господу. Незадолго до смерти келейник покойного иеродиакон Кенсорин спросил о. Михаила: «Не читать ли отходную?» — «Начинай скорее», — ответил умирающий.
Печальное известие было получено в храме перед чтением Евангелия. На заупокойной ектении было совершено первое поминовение почившего. В это время был произведен звон, возвестивший всем насельникам о блаженной кончине старца-иеросхимонаха Михаила.
Вечером тело покойного было перенесено в Сретенский собор. Как в келье, так и в храме над гробом непрерывно читалось Святое Евангелие. На другой день, 16 апреля, вечером был совершен парастас.
Во вторник 17 апреля над почившим иеросхимо- нахом Михаилом был совершен чин монашеского погребения, которое возглавил Управляющий Псковской епархией архиепископ Псковский и Порховский Иоанн [Разумов] в сослужении о. наместника, архимандрита Алипия, священнослужителей монастырской братии, а также прибывших почтить память почившего — духовенства из соседних Таллинской, Новгородской и Ленинградской епархий. В алтаре молился о новопреставленном Преосвященный Сергий, епископ Новгородский и Старорусский.
Перед отпеванием теплое, прочувствованное слово, обращенное к почившему, произнес архиепископ Иоанн.
Перед прощанием архимандрит Алипий прочитал некролог о жизненном пути усопшего старца.
После чина отпевания гроб с телом усопшего, с пением ирмосов Великого канона [прп. Андрея Критского] «Помощник и Покровитель», был обнесен вокруг Сретенского храма, и похоронная процессия направилась в пещеры, где в приготовленной заранее самим старцем для себя могиле почивший был погребен.
Многочисленные богомольцы со слезами провожали своего любимого старца к месту его вечного упокоения.
Со святыми упокой, Господи, душу верного служителя Твоего.
Вечная память дорогому старцу, иеросхимонаху отцу Михаилу.
Наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит АЛИПИЙ
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 268; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!