Историческая тема на страницах поэмы «Полтава» А.С. Пушкина. Образ Петра Первого.



 Поэма «Полтава» написана осенью 1829 г. Это было новаторское произведение. Поэт объединил несколько важных политических и личных тем, волновавших его в ту эпоху.                 1-я тема – судьба Русского государства. Героем, стоящим в центре этой темы в поэме, является Петр, а центральным эпизодом – Полтавский бой и пир после победы. Петр становится на защиту Родины вместе с народом, со всей страной. С Петром в поэме связаны ассоциации дня, солнечного света. Но ужасен он для тех, кто посягнул на захват Родины, на независимость страны и народа. Недаром это не мешает поэту тут же сказать о Петре, что он «прекрасен», и сравнить его образ с очистительной Божией грозой.

2-я тема – тема многонациональности Русского государства, в центре образ Мазепы. 3-я тема - тема человека, раздавленного колосом истории, Мария становится жертвой грандиозных и страшных исторических событий. Пушкин придавал большое значение исторической верности описания и освещения событий в поэме, так же, как и изображения исторических лиц в ней.

Существенно, что Пушкин в поэме провозглашает идею о единстве национальных и государственных интересов русского и украинского народов. Действие поэмы происходит на Украине. Естественно, что Пушкин стремится воссоздать национальный колорит и споем повествовании. С этой целью он насыщает текст этнографическими деталями, воссоздает пленительные картины украинской Природы, вводит в поэму ряд украинизмов: хата, кат, рада и т. д. Правдивое, конкретно-историческое изображение Полтавской битвы и событий, ей предшествовавших, сочетается в поэме с явно романтическими чертами. Резко выраженный конфликт сильных характеров, эффектные сцены столкновения Марии с матерью и ее безумие, некоторая загадочность персонажей — все эти романтические мотивы придавали повествованию о важнейших исторических событиях эмоциональную приподнятость и лирическую взволнованность.

А.И. Куприн «Куст сирени»: основная сюжетная линия рассказа и подтекст.

 Куприн был великолепным знатоком нравов российского офицерства и казарменного солдатского быта. За ним навсегда упрочилась слава лучшего бытописателя армейской жизни и обличителя царской военщины. Молодой офицер Алмазов отличается малодушием и ограниченными способностями. Не обладая ни умом, ни военными познаниями, он пытается попасть в Академию Генерального штаба, но на экзаменах «торжественно проваливается», и только энергичная и умная Верочка не дает ему пасть духом, стараясь вывести бесталанного мужа «в люди». Вера – натура незаурядная. Она стремится вырваться из мещанского болота гарнизонной жизни, и поступление в академию – путь к достижению цели. Поэтому Верочка, несмотря на трудности, которые ей пришлось преодолевать, помогая мужу, сохраняет твердость духа и способность к решительным действиям. Супруги Алмазовы радуются, как дети, тому, что так ловко обманули профессора. И грустно, и весело наблюдать за этой сценой. Весело потому, что все закончилось; грустно оттого. Что герои не вполне разборчивы в средствах на пути к цели.

 

Билет № 8

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Образы «могучего владыки» и «мудрого старца».

 Баллада – лиро-эпическое произведение с фантастическим, сказочным или историческим сюжетом. Сюжет «Песни о вещем Олеге» взят Пушкиным из «Повести временных лет». В основе развития летописного сюжета лежит мотив роковой предопределенности. Князь Олег – это верховный правитель, предводитель дружины и одновременно – волхв, чародей. Он может предвидеть события. Это охраняет его от опасностей. На князе Олеге царьградская броня – знак победителя. Олег неуязвим. Он уверен в том, что все трепещут перед ним, боятся открыть ему неприятную для него правду. В ответе кудесника угадывается чувство собственного достоинства. Его не страшит могущество Олега, он отвергает дар и говорит князю, что всегда будет говорить свободно и правдиво. Обещание князем подарка волхву – важная деталь в сюжете баллады, отсутствующая в летописи.

Олег — разумный и справедливый владыка, «могущий воитель», славной победой прославивший свое имя. По преданию, князь Олег мужественно сражался с хазарами, овладел столицей Византийской империи — Константинополем (русские называли его Царьград). Уходя оттуда, в знак победы он прибил на воротах города свой щит.

В летописном рассказе Олег сразу отказывается от коня: «Не только чтоб ездить на нем, но даже видеть его не захочу». Пушкинский Олег человечнее, его любовь к коню сильнее. Герой Пушкина наделен душевной привязанностью к коню, над его чувствами не властны ни время, ни даже смерть коня. Князь хочет видеть хоть кости своего боевого товарища, прикоснуться к ним. Олег прямо называет коня другом и полон сожалений о том, что на тризне, погребальном обряде, где полагалось вместе с всадником хоронить и коня, не этот его любимец «жаркою кровью» напоит его прах. Но стоило Олегу пожалеть о том, что он разлучен с конем, как «вскрикнул внезапно ужаленный князь». Какое странное совпадение! События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не одна судьба. Олег показывается в «Песни… » как герой, который ничего не боится, совершает набеги, всегда побеждает. Но не все в жизни зависит от его таланта и силы. Правда заключается в том, что если что-то должно сбыться, то оно обязательно сбудется, от этого никуда не спрячешься. Именно этому предупреждению «мудрого

старца» и не поверил Олег.
Верность чувству может привести к смерти, но в верности человеческой памяти — залог бессмертия.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 2431; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!