Признаки классицизма в «Недоросле» Д.И. Фонвизина. «Говорящие фамилии» в комедии.



1. В России это литературное направление начинает формироваться в конце 17 века. Произведения создавались в соответствии с культом разума. Основная идея:
конфликт разумного и неразумного начал, с обязательной победой разумного. В драме обязательным считалось соблюдение 3-х единств: единства времени (действие произведения должно происходить в течение 1-го дня), единства места (действие должно происходить в одном месте) и действия (сюжет не должен быть разветвленным, должна выделяться одна основная мысль). Все это было необходимо для достижения правдоподобия. Для классицизма характерно также резкое деление персонажей на «положительных» и «отрицательных». Часто главная черта персонажа закреплялась в его «говорящей» фамилии. Из 15 действующих лиц – 11 наделены значащими именами. Простаков – от слова «простак» - «малоумный». Его жена (урожденная Скотинина) не прочь прикинуться простодушной, но ее «простота хуже воровства». Сами за себя говорят и не нуждаются в объяснениях такие фамилии-характеристики, как Скотинин, Стародум, Правдин, Вральман. Кутейкин и Цифиркин отражают социальную суть персонажей. Неспроста недоросль назван Митрофаном («являющий свою мать», то есть подобный матери. Положительной героине пьесы Фонвизин дает имя Софья («мудрость»), ставшее в русской комедии традиционным. Особый смысл заключается в имени Милон, то есть Софье «мил он», этот честный и благородный офицер. Другие претенденты ей противны.

       В классицизме жанры подразделяются на высокие и низкие. К высоким относятся те, что повествуют о выдающихся событиях и выдающихся людях - трагедия, ода, героическая песня. Герои высоких жанров - это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи. О них говорят торжественным, величавым языком высокого стиля.
Низкие жанры рассказывают о частной жизни буржуа, третьего сословия. Это может быть комедия, сатира, басня, написанная в разговорном стиле.

Чтение наизусть стихотворения С.А. Есенина (по выбору).

 

Билет № 6

Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Чтение 1 стихотворения наизусть.

 Тема «дружества» проходит через всю лирику А.С. Пушкина. Этой теме посвящены: цикл стихотворений о лицейском братстве («Воспоминания в Царском Селе»), послания друзьям («К Чаадаеву», «Дельвигу», «И.И. Пущину» и т. д. «Во глубине сибирских руд…» Долг, честь, свобода, верность лицейскому братству. Близкие друзья: Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер, Петр Чаадаев, Александр Горчаков и другие.

Лицей должен был готовить молодых людей для службы на благо России. Открытие Лицея, на котором присутствовали император Александр I и высокие государственные сановники, состоялось 19 октября 1811 года в Царском Селе, под Петербургом. Знаменитые строки Пушкина из «Евгения Онегина»: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь как-нибудь!» - очень хорошо отражают процесс учения в Лицее.
Лицей был изолирован от окружающей жизни, воспитанников выпускали за пределы его крайне неохотно и лишь в особых случаях, посещения родственников ограничивались.
Лицейская изоляция вызвала в поэзии Пушкина тех лет образы монастыря. Поэтическое любование лицейскими годами пришло позднее. Во время же пребывания в Лицее (1811-1817) господствующим настроением Пушкина было ожидание его окончания.
Лицейское воспитание Пушкина и его сверстников начиналось в предгрозовое время Отечественной войны 1812 г. Событие это оказало огромное воздействие на идейное и нравственное становление юношей. Лицеисты были захвачены патриотическим воодушевлением, гордились подвигами соотечественников, спорили о пожаре древней Москвы.

В.М. Шукшин о главных качествах личности. «Слово о малой родине», «Микроскоп» (по выбору).

Все творчество В. Шукшина – это трудный путь домой. Его герои уходят и возвращаются. Это дорога к себе, путь как образ мыслей и жизни. Дом – это и земля, и родина, и память, нравственные принципы человека. Дом для Шукшина – понятие коренное, священное. Рано уйдя из дома, писатель всю жизнь хранил его в душе. Всю жизнь мечтал обрести свой дом в полном смысле этого слова. Любимые герои Шукшина, натуры сильные, нравственно чуткие, пребывают в состоянии жестокого внутреннего разлада. Нереализованная душа, неосуществленная личность придумывает иллюзии, которыми пытается заполнить духовный вакуум, компенсировать свою человеческую недостаточность и тем самым утвердить себя в собственных глазах и в общем мнении. Шукшинский «чудик» жаждет творить добро, а приносит зло. Он стремится решить мировые проблемы, не имея ни малейшего представления об устройстве мира. Герой - человек из реальности, возжаждавший идеального и не знающий, где его искать, куда девать накопившуюся в душе силу. Герои – деревенские люди, живущие простой жизнью, но они красивы тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, они не живут отдельно.

       «Слово о малой родине». Старинное сибирское село Сростки, анкетное «место рождения»

Василия Макаровича Шукшина. Весь творческий путь Шукшина, его удивительное обаяние, знания и жизненный опыт, его достижения глубоко связаны с любовью к Родине, к родной земле, к землякам, их радостям и горестям: «Мое ли это – моя Родина, где я родился и вырос? Мое. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу Родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько…»
«Малая родина» Шукшина стала живительным источником всех видов искусства, присущих его творчеству. Василий Макарович является настоящим патриотом. Это человек, который всю жизнь любил и помнил то место, где родился, где прошло становление его характера, знакомство с землей, крестьянской жизнью. Ценно то, что он не только пронес эту любовь к родным местам в своем сердце, но и поделился с нами – читателями.

 

Билет № 7


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 2615; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!