ИСКУССТВО ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И ИНДОНЕЗИИ



ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Представление об особенностях исторического и культурного развития стран Юго-Восточной Азии: Кампучии и Тайланда, Индонезии, Бирмы, Вьетнама.

ИСКУССТВО КАМПУЧИИ

Принятие буддизма и индуизма в IV в. н.э. на территории современного Тайланда и Кампучии.Своеобразие камбоджийского синтеза буддизма и индуизма.Влияние гуптского стиля скульптуры. Ранний кхмерский период (6-9 вв). Введение культа чакравартина - Девараджи в конце 8 в. и начало классического периода камбоджийской архитектуры - переход от ранне-кхмерского стиля к развитым стилям Ангкора . Храм Прей Коук в Самборе (начало 7 в.). Первый Ангкорский стиль: шесть храмов ансамбля Прах Ко (транскрипция Ш.Ли) 879 г. и Та Кео ( ок.1000 г.): формирование типа центрального храма с доминирующей башней и четырьмя меньшими храмами с башенками по четырем углам.Ансамбль Бантеан Срей (10 в.) в Байоне.Архитектурный орнамент резных наличников окон и дверей; рельефы со сценами из Рамаяны. Стили станковой (круглой) скульптуры, сопутствующие Первому ангкорскому стилю: стиль, связанный с храмом Кох Кер и и стиль скульптур из Бапуона.Бронзовая скульптура шиваистского и вишнуистского содержания 1 и 2 ангкорского периода - в основном, сюжеты, связанные с Вишну (напр., фигурки Гаруды) и буддийские. Второй Ангкорский стиль: ансамбли Ангкор-Ват и Байон в Ангкоре. Ангкор Ват (построен в правление Сурьявармана II ( ок.1112 - 1153 гг.). Влияние южно-индийской традиции на характер генерального плана.Архитектурный декор ( фриз цоколя с изображением небесных танцовщиц - апсар) и важнейшие вишнуистские рельефы: рельефы интерьеров галерей с изображениями на сюжеты, связанные с аватарами Вишну, в частности, “Пахтанье океана” и сцены из Рамаяны (“Битва Рамы и Раваны”). Ансамбль Байон(построен в правление Явавармана III, т. е. примерно с 1181 по начало 13 века) в буддийском комплексе в Ангкор-Тхоме как итог развития Второго Ангкорского стиля.Храм бодхисаттвы Локешвары (Авалокитешвары) и его буддийская и индуистская скульптура.

Искусство периода королевства Чампа(3 в.н.э. - 1471 г.) до и после захвата Ангкора 1171 года. Круглые скульптуры и рельефы из песчаника (9-10 вв).

Искусство к. 12-13 вв. Утверждение буддизма. Развитие градостроительных ансамблей с храмовыми комплексами. Столица Ангкор-Том (12-14 вв), генплан, королевский дворец, храм Та Кео. Храмовый комплекс Байон (13 в.): архитектура и монументальная скульптура, рельефы.

Переход к хинаянистическому буддизму в начале 14 в. кризисные явления в архитектуре; завершение поступательного развития искусства Кампучии.

ИСКУССТВО ТАЙЛАНДА

Развитие искусства Тайланда в 1-11 вв. в составе искусства других государств Юго-Восточной Азии: Менам, Дваравати, Кхмерской империи. Архитектура 11-14 вв.: влияние кхмерской культуры. Комплекс Ват Сам Йот 12-13 вв. в Лопбури. Формирование типа башенного храма- “пранга” - и типа храмового комплекса - “вата”. Создание независимого государства Тай в нач. 13 в. Сооружение ступ типа “чеди” и “пранг”. Расцвет Государства Аютия в 14-15 вв. Перенос столицы в Бангкок в 1767 г. Искусство 14-19 вв. Развитие системы ватов. Дворцовый ват Пра Сринсанпет в Аютии (15-нач. 16 в.) и его ступы. Развитие формы ступ типа чеди и пранг. Ступы вата Буддасаван в Аютии (14 в). Дворцовые и храмовые постройки Бангкока; их росписи и декор.

 

ИСКУССТВО ИНДОНЕЗИИ

Искусствогосударства Шривиджая со столицей в Суматре (750-850). Индуистские храмы типа чанди на плато Dieng : чанди Пунтадева (ок. 700 г.),чанди Бхима (Бима) (ок. 700) и их связь со стилем эпохи Паллавов в Индии - храмами Мамаллапурама и Канчипурама. “Hindu revival” на Яве (850-930); чанди Лорро Джангранг (9 в.) цокольного (подобно Ангкор-Вату) комплекса Прамбанам. Ансамбль Боробудур (8-9 вв.) и его ближайшие аналогии в искусстве Юго-Восточной Азии. Продолжение развития индуистского искусства. Чанди Дябунг (до 1359 г. - сер.14 в), рельефы и скульптура из храмов чанди Дяго (начало 14 в.), чанди Панатаран (рачало 14 в.) Завоевание Явы мусульманами в 1478 г . и начало так наз. Восточно-яванского периода.”Поздне-индуистский стиль” (“маски славы” над входами в чанди Дябунг и чанди Дяго (не позже начала 14 в.). Панатаран - храм, посвященный Шиве и построенный в 14-15 вв. с барельефами в стиле “Ваянг”. Терракотовая головка девушки (15 в) из Травулана и наследие гуптской скульптуры. Стиль “ваянг” в рельефах мусульманских сооружений на Яве ( рельеф 1559 г.из Старой мечети в Матингане) и Бали.

 

ИСКУССТВО БИРМЫ

ИСКУССТВО ПЕРВЫХ ВЕКОВ Н.Э. - 8 В.Н.Э. Сведения о градостроительстве и культовых постройках 1-4 вв. Сложение формы колоколообразной ступы (бирм. “зэди”). Стубы Бободжи, Пэяджи и Пэяма 5-6 вв. Храмы Лемьтна и Бебе (ок. 8 в.) в Таякетае; сложение бирманского типа храмового комплекса.

ИСКУССТВО ПАГАНСКОГО ГОСУДАРСТВА (9-13 ВВ). Архитектура. Развитие типа ступы. Ступы Сапада (12 в.), Локананда (1059), Мингалазеди (1284). Храмовый комплекс Швезигон ((1084-1113). Пещерный храм Чауку Умин (кон. 11 в) в Пагане. Развитие центрического типа и храм Ананды (1091). Скульптура, монументальная живопись, изразцы. Храм Локатэпа (“Вершины мира”) нач. 12 в., его скульптуры и монументальные росписи на буддийские сюжеты. Храмы Нагайон (кон. 11- нач. 12 вв) и Табьинью(1144). Гигантские статуи Будды в Шинбинтальяне и Мануха. Архитектурный тип храмового зала для торжеств (тейна): Упалитейн (сер. 13 в), его архитектура, резные орнаменты и живопись. Использование керамики в архитектурном декоре.

ИСКУССТВО 14-18 ВВ. Храмовый комплнкс Шведагон в Рангуне (закончен в 1774 г). Храмовый комплекс в Пегу со статуями будд 10-15 вв.

ИСКУССТВО К. 18 -19 вв. Развитие деревянного зодчества. Типы “зэята” (здания для отдыха) и “тэзауна”(навеса). Постройки г. Мандалая. Королевский дворец .Храмовый комплекс Кутодо 19 в. Монастырь Швенандо(к. 18 в.). Поздние росписи и архитектурный декор.

ИСКУССТВО ВЬЕТНАМА

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙШЕГО И ДРЕВНЕГО ПЕРИОДОВ (З тыс. до н.э.-3в.до н.э.), РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (З в. до н.э.-6 в.н.э.)

Археологические культуры; культура Донгшон (900 г.до н.э.-100 г.): керамика, бронзовые изделия. Орнаментика. Захват Вьетнама в 3 в. до н.э. ханьским Китаем. Искусство Вьетнама в контексте древней и средневековой культуры Дальнего Востока в 3 в. до н.э.- 6 в.н.э.

ИСКУССТВО 6-14 вв.Расцвет буддийского искусства. Монастырские комплексы и их пагоды в 8-10 вв; буддийская пластика этого времени. Развитие буддийской архитектуры, ее пластического декора и скульптуры в 11-14 вв.Своеобразие традиционного искусства Вьетнама. Индуистское искусство средневекового государства Тьямпы.

ИСКУССТВО 15 - 18 вв. Эволюция буддийского зодчества и пластики.Архитектура и деревянные рельефы общинных домов - уникального вида вьетнамского традиционного зодчества.

ИСКУССТВО 18 - 20 ВВ. Развитие демократических тенденций в графике. Декоративно-прикладное искусство. Лаковая живопись.

ИСКУССТВО КИТАЯ

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙШЕГО И ДРЕВНЕГО ПЕРИОДОВ ( 4 ТЫС. ДО Н.Э. - III В.Н.Э.)

Неолитические культуры, керамика Яншао и родственные ей археологические культуры. Форма, роспись и их космогоническая символика. Искусство эпохи государства Шан (Инь) - (ок. XVI-XI вв. до н.э.): строительство, погребения, ритуальные глиняные сосуды, бронза. Бронзовые сосуды для жертвоприношений, основные типы - “гуй”, “гу”, “юй” и др. Функции, символика, стилистические характеристики. Искусство периода Чжоу (XI-III вв. до н.э.), включая период Борющихся государств - Чжаньго (V - III вв. до н.э.): эволюция пространственных представлений и образа человека. Надписи на гадательных костях; идеографическое происхождение иероглифического письма. Переход от мифологического этапа осмысления мира к натурфилософскому. Появление к середине 1 тыс. до н.э. основных религиозно-философских систем Древнего Китая ( даосизма, конфуцианства и др.), их отражение в искусстве. Бронзовые сосуды эпохи Чжаньго и лаки из Чанша (провинция Хунань) V - III вв. до н.э. Первые росписи на шелке.

Искусство эпохи династии Цинь (221 - 207 г. до н.э.): Великая китайская стена и гробница императора Цинь Ши-хуан-ди.

Искусство эпохи династии Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Погребальные рельефы: гробница Улянцы в ровинции Шаньдун (147-163 г.), погребения в Сычуани и др. Ханьская погребальная керамика: керамические модели построек из погребений, мелкая пластика. Бронза: зеркала и скульптура; изображения коней. “Ханьский Пегас”. Формирование национального самосознания китайцев в период Хань; открытие Великого Шелкового пути.

ИСКУССТВО ПЕРИОДА ЮЖНЫХ И СЕВЕРНЫХ ДИНАСТИЙ (IV-VI ВВ.)

Общая характеристика культуры раннего средневековья в Китае. Разделение страны на северную и южную части; формирование государства Северная Вэй (386 - 535 гг.) с центрами Пинчэн (Датун) и Лоян. Распространение в Китае махаянистического буддизма (при первом проникновении его в страну в форме хинаяны в первых веках н.э.). Архитектура пагод; пагода Сунъюэсы (520 г.) в провинции Хэнань. Скальные буддийские храмы и монастыри: Лунмэнь в провинции Хэнань, Билинсы и Майцзишань в провинции Ганьсу (основан в IV в. н.э.), Юньган в провинции Шаньси (основан в V в н.э.), Цяньфодун близ Дуньхуана в провинции Ганьсу (основан в первых веках н.э.). Архитектура гротов, декор стен и архитектурные мотивы в интерьерах. Скульптура. Юньган: колоссальная статуя Будды из пещеры № 20 (V в.), статуи будд и бодхисаттв. Дуньхуан. Скульптурные алтарные композиции. Иконография Будды Шакья-Муни, бодхисаттв Милофо (Майтрейи), Гуаньинь (Авалокитешвары) и Манцзю (Манджушри). Особенности пропорционирования и стилистического решения северо-вэйской скульптуры. Гравированные рельефы “небесных гениев” и “музыкантов”; рельеф “Донаторы” из Лунмэня. Погребальная скульптура, ее предыстория в эпоху Шести династий (220-589 гг.). Северо-вэйские буддийские росписи; техника, основная проблематика и стиль. Скульптура и живопись. Взаимоотношения с искусством Центральной и Средней Азии. Настенные росписи Дуньхуана: композиции первых веков нашей эры (изображения архатов), IV-VI вв. (“Джатака об олене руру”, “Джатака о голодной тигрице”, “Небесные музыканты”, “Пахота”).

Живопись на свитках и теория искусства IV-V вв. н.э.: Ван Си-чжи (IV в.) и каллиграфия, ее единство с живописью; Се Хэ (V в. н.э) и его трактат “Записки о законах старой живописи”: “шесть законов живописи”; эстетические воззрения Цзун Бина (375-443 гг.). Свитки Гу Кай-чжи (344 - 406 гг.): “Наставления придворным дамам” (Британский музей, Лондон), “ Фея реки Ло” (галерея Фрир, Вашингтон).

ИСКУССТВО ПЕРИОДА ТАН (618 - 907 гг.) и его предыстория в ПЕРИОД СУЙ (589-618 гг.)

Общая характеристика танской эпохи. Подъем культуры. Система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей; роль классического образования в государственной и общественной жизни Китая. Введение ксилографического книгопечатания и печатания при помощи передвижного металлического шрифта. Расцвет искусства книги и расширение круга читателей. Интернациональная направленность танской культуры. Искусство Великого шелкового пути.

Архитектура. Буддийский монастырь Фогуансы (сер. IX в.) в провинции Шаньси. Пагоды Даяньта (652-704 гг.) и Сяояньта (707 - 709 гг.) в Сиани. Дворцовая архитектура и градостроительство: застройка столицы Чан-Ань.

Скульптура. Буддийская: Будда Лочана (Вайрочана) 672- 675 г. из монастыря Лунмынь. Развитие храмовой скульптуры в пещерных монастырях. Дуньхуан. Эволюция алтарной композиции. Триада: Будда с Гуаньинь и Милофо. Образ Будды в каменной и бронзовой скульптуре. Нефритовая головка Буддды из Сяньцзы. Бодхисаттвы: Гуаньинь, Милофо. Деревянная статуя Локапалы из Дуньхуана. Рельеф “Донаторы” из Лунмыня. Рельефы гробницы Тай Цзуна: “Воин, вынимающий стрелу из груди раненого коня”, “Скачущий конь” (637 г.) из музея провинции Шэньси в Сиани. Танская погребальная пластика (“Девушка с подушечкой для белил”). Ювелирное искусство танской эпохи.

Живопись. Буддийские росписи Синьцзяна, Дуньхуана, Майцзишаня. Живопись на шелке. Оформление системы жанров живописи в период Тан, сложение их иерархии и место в ней пейзажа шаньшуй. Разделение жанров на высокие и низкие; пейзаж и поэзия, жанровая живопись и новелла. Жанр “люди”. Живопись Чжоу Фана на придворные темы: “Шахматистки”, “Глажение шелка”, “Красавицы прошлого”, “Обмахивающиеся веерами”. Обогащение колорита и расширение сферы эмоций, подвластных искусству. Скандальная хроника: “Ночная пирушка Хань Си-Цая”. Документальные возможности живописи и ее художественные достоинства. Развитие портретности. Жанр портрета. Исторические портреты “Властителей прошлых династий” Ян Ли-бэня. Проблема сходства и роль физиогномики. Портрет Фу Чэня как пример портрета духовного лица. Портреты патриархов: свиток Ши Ко “Патриарх и тигр” (X в., известен в копии XIII в.). Гуан Сю (832-912 гг.): “18 лоханов (буддийских патриархов)” на вертикальных свитках, в том числе свиток из Токийского Национального музея.

Пейзаж. Росписи Дуньхуана. Основные сюжеты: “Утренняя молитва рыбаков”, пейзаж с водопадом. Стенопись и свитки: сходство и различие. Предыстория самостоятельного пейзажного жанра. Ли Лы Сюнь (651 - 716 гг.) и Ли Чжао Дао (работал в 670 - 730 гг.): свитки “Река Цюй”( в копии VII-VIII вв., Пекин, музей Гугун), “Путешествие императора Мин Хуана” (приписывается; к. VII- начало VIII в., ранее в музее Гугун). О поэтике пейзажа в стихах и живописи. Ван Вэй (699 - 759 гг.) как фигура переходной эпохи. Его чаньское монашество и переход к монохромному пейзажу: “Просвет после снегопада в горах у реки” (собрание Огава, Киото) и трактат “Тайное откровение науки живописца”.

Общие характеристики танского искусства: мажорный строй, масштабность, гармоничность, полихромия. Танская эпоха как время создания “золотого фонда” сведений о мировом искусстве. Значение танского пейзажа.

ИСКУССТВО ПЕРИОДА СУН (960 - 1279 гг.)

Общая характеристика искусства сунской эпохи (960-1127-1279 гг.) с предшествующим ей периодом Пяти династий (908-960 гг.). Архитектура пагод: пагода Шицзята храма Фогунсы в Инсяне (пров. Шаньси, 1056 г.) и Тэта (“Железная пагода”) в Кайфыне (1041-1044 гг.). Градостроительство. Свиток Чжан Цзэ-Дуаня “Вверх по реке в праздник поминовения” (начало XII в.) как источник сведений об облике столицы - Кайфына. Кайфынская Академия художеств.

Буддийское искусство. Скульптуры Будды и бодхисаттв, алтарные композиции в скальных храмах. Майцзишань в сунскую эпоху. Расширение перечня персонажей и передаваемой в искусстве гаммы эмоций. Живопись - монументальная и на свитках: “Двадцать семь бессмертных” нач. XI в. по мотивам У Цзун-юаня в частном собрании, Нью Йорк. Развитие темы рая и связанного с ней пейзажного начала: “Небожительницы” Чжуань Гао, “Небожитель на быстроногом коне” неизвестного художника (оба свитка - периода Пяти Династий). Развитие образов поэтов и художников ( “Члены рода Лю Ли” из музея Гугун) и их уподобление легендарным религиозным персонажам - предпосылка развития жанра “Живопись образованных людей” в Южно-Сунскую эпоху.

Пейзаж на свитках эпохи Пяти династий и Северная Сун (960-1127 гг.). Развитие анималистического жанра (“Олени среди листьев красного клена”, музей Гугун) и жанров “цветы и птицы “ (Хуан Цюань (900-965 гг.): альбомный лист “Дикие утки в камыше” из музея Гугун) и “Растения и насекомые”. Пейзаж шаньшуй, его разновидности на вертикальных и горизонтальных свитках. Значение пейзажа в свете идей сунского неоконфуцианства. Теоретические воззрения Цзин Хао (работал в конце IX - начале X вв.); его трактат “Записки о приемах письма кистью” и произведения: “Гора Гуан Лу” (приписывается) из музея Национального Дворца, Формоза (прежде - музей Гугун в Пекине”). Гуань Тун. Дун Юань (работал в 937 - 975 гг.): “Речной пейзаж, или Природа в окрестностях Хуншу” (ок. 1000 г.), музей Национального дворца, Формоза, был в музее Гугун, “Летние горы”, “Реки Сяошуй и Сяншуй в провинции Хунань”. Ми Ю-жэнь(1086 - 1165 гг.): “Удивительные реки Сяошуй и Сяншуй” (музей Гугун). Цзюй Жань (вторая пол. X в.): “Постигающий Дао в осенних горах”. Ван Си Мэн: “Речной пейзаж в тысячу ли”. Ли Чэн (вторая пол. X в.): портреты патриархов в монастыре Тодзи под Киото, “Читающий стелу” (Осака, Муниципальный музей), “Буддийский храм в горах”. Фан Куань: “Путники среди гор и потоков” ( музей Национального Дворца, Формоза, был в музее Гугун). Сюй Дао-нин (раб. в первой пол. XI в.): “Ловля рыбы в горных потоках” ( первая пол. XI в., галерея искусств Нельсона, Канзас-сити), Ван Шэнь: “Рыбачья деревня в снегу”. Го Си (ок. 1020 - 1090 гг.) и его живопись - “Начало весны в горах” (ок. 1072 г., музей Национального Дворца, Формоза) и “Осенний туман рассеялся над горами и равнинами” (галерея Фрир, Вашингтон) - как итог развития северо-сунского пейзажа. Трактат Го Си “Тайное откровение науки живописца”. Теоретические взгляды Су Ши (Су дун-по) (1036-1101 гг.) и его поэзия. Ми Фэй (1051-1107 гг.): свиток на бумаге “Весенние горы и сосны” (был в собрании музея Гугун), - как предтеча расцвета живописи вэньжэньхуа.

Искусство периода Южная Сун (1127-1279 гг.). Перенос столицы в Лин-Ань (Ханчжоу). Ландшафтные сады юга Китая сунского времени (Ханчжоу: Цзюйцин-юань и Фуцзин-юань. Сады Сучжоу). Учреждение Ханчжоуской Академии живописи. Южно-сунский пейзаж. Ли Тан (1050 - ок. 1130 гг.), учитель Ли Ди как художник переходного типа от северо-сунской живописи к южно-сунской. “Шелест ветра между соснами в ущелье Вань”, “Верные прежней власти” (музей Гугун). Ся Гуй (раб. в 1190-1125 гг.): свитки“ Пейзажи четырех времен года”, альбомный лист “Беседы на холме среди бамбука”. Ма Юань (раб. в 1190-1124 гг.): альбомные листы: “ Ученый со слугой на горной террасе”, “Весной на горной тропе”, “Слива, скала и дикие утки”. Свиток “Танец под песню” (музей Гугун). Ма Юань и Ся Гуй как основатели т. наз. “школы ”Ма-Ся”, характеризующейся повышенной эмоциональностью. Ма Фэн: свиток “Сто диких гусей”. Ли Ди (1100-1197 гг.): альбомный лист “Возвращение пастухов в грозу”, тондо “Театральное представление со скелетом” и “Чиновник, купивший звание” (оба - были в музее Гугун). Направление “Вэньжэньхуа” - “Живопись образованных людей”: Ми Фэй. Ин Юй-цзянь: “Горная деревня в тумане” (нач.XIII в.). Художники секты Чань: Му Ци (1200-1255 гг.): свитки “Закат над рыбачьей деревней” (галерея Нэдзу, Токио), “Обезьяна с детенышем” и “Шесть плодов хурмы”(оба - в монастыре Дайтокудзи, Киото). Лян Кай ( конец XIII в.): свитки: “Портрет Ли Бо”, ”Чаньский монах” (ок. 1200 г.), “Шестой патриарх рубит бамбук”, “Шестой патриарх рвет сутры” (все - в Национальном музее, Токио).

Альбомные листы в жанрах “Животные”, “Цветы и птицы”. Чэнь Цзюй Чжун. Чжао Мэн Цзянь: “Три друга холодной зимы”; “Бабочка” и “Трясогузка на увядшем листе лотоса” неизвестных художников.

Значение сунского пейзажа для истории искусства стран Дальнего Востока.

Декоративно-прикладное искусство. Керамика. Тип Цзу, поливные сосуды, имитирующие нефрит: “сунские селадоны”. Значение сунской керамики для искусства Дальнего Востока.

ИСКУССТВО ПЕРИОДА ЮАНЬ (1279-1368 гг.).

Перенос монгольской юаньской династией столицы в Даду (Пекин) и развитие градостроительства и светского (дворцового) зодчества.

Пейзаж юаньской эпохи; его ретроспективная направленность, развитие декоративного аспекта, дальнейшее усиление роли каллиграфии в живописи.

Художники-традиционалисты придворного круга. Хуан Гун-ван (1269-1354 гг.): “Селение в горах Фучжун”, (прежде в собрании музея Гугун), Ван Мэн (1309-1385 гг.): “Пейзаж с лодочником”, Гао Кэ-гун (1248 - ок. 1310 гг.), Чжао Мэн-фу (1254-1322 гг.): свитки на бумаге “Осенние цвета в горах”, “Лошади на водопое” (музей Гугун), “Счастливые краски осени”.

“Вольные” художники - “оппозиционеры”, работавшие в осн. в южных провинциях, развивая приципы “вэньжэньхуа” в монохромной живописи. У Чжэнь (1280-1354 гг.): “Бамбук”(свиток из музея Гугун), Ни Цзань (1301-1374 гг.): свитки на бумаге “Пейзаж” и “Хижина рыбака в светлую осеннюю пору” из Городского музея Шанхая.

ИСКУССТВО ПЕРИОДОВ МИН (1368-1644 гг.) И ЦИН(1644-1911 гг.)

Особенности культуры и искусства позднего средневековья в Китае.

Основные черты культуры эпохи Мин. Расцвет ремесел и зодчества, рост городов, дальнейшее развитие градостроительства на волне утверждения национальных чувств в связи с воцарением китайской по происхождению династии.

Архитектура: изменение пропорций столбов, кронштейнов и крыш, распространение кирпича в качестве строительного материала и активное использование камня, интенсификация цвета в архитектуре (“пять цветов”), увеличение масштаба городских стен и площадей. Создание крупного ансамбля в Пекине (Бэйцзине) - столице с 1421 г. Городские стены и надвратные башни; “Внутренний город” и “Императорский город” с собственно дворцом (“Запретным городом”). Площадь Тянаньмынь и зал государственных церемоний Тайхэдянь (XV-XVII вв.). Ансамбль Храма Неба (начат в XV в.): ”Алтарь Неба”, храм Циньаньдянь (1420 г., перестраивался после пожара в XVIII-XIX вв.) и храм Небесного величия.

Живопись XV-XVII вв. Ретроспективизм, копирование старых мастеров, задача вновь восстановленной Академии - “возродить золотые дни танской и сунской династий”. Канонизация старых мастеров. “В живописи главное - знакомое”. Новые отличительные особенности живописи - декоративность, камерность, переход к более рационалистическому восприятию мира. Типичный пейзажист придворного круга - Тан Инь (к. XV - н. XVI в.): “Рыбаки на осенней реке”, 1523 г. Чоу Ин (первая половина XVI в.): “Поэма о покинутой жене” (ок. 1552 г.) из собрания Гос. музея искусства Востока в Москве. Продолжение линии “оппозиционеров” и монохромистов - Сюй Вэй (1521 - 1593 гг.): свиток на бумаге “Скалы, банан и мэйхуа” из Национального музея в Стокгольме, “Игра на лютне под сосной” из частного собрания в Токио, свитки и альбомные листы на тему “Бамбук”, развивающие традиции У Чжэня (1280-1354 гг.). Чжу Да (1625-1705 гг.): “Птица на лотосовом стебле” из собрания Сумитомо в Японии, “Утки” из Городского музея Шанхая, “Птицы на ветке” из ... . Дао Цзи (вторая пол. XVII в.): “Пейзаж на реке Мин”, альбомные листы “Хижина отшельника под скалой” и “Пейзаж с родником”. Ши Тао (1630-1717 гг.) как автор трактата “Беседы о живописи” и художник: лист из трактата “Деревья на скалистом берегу”. Продолжение экстравагантной линии Чжу Да и Ши Тао в живописи “янчжоуских чудаков” в XVIII в.: Ли Шаня (1711- ок. 1754 гг.), Хуан Шэня (1687 - ок. 1768 гг.), Чжэн Се (1693 - 1765 гг.); влияние последних и Юнь Шоу-пина (1633-1690 гг.): “Маки” (альбомный лист на шелке из Гос. музея искусства Востока в Москве), на мастеров жанра “цветы и птицы XVIII в., а также конца XIX-XX вв., в частности, Ци Бай-Ши (1860-1957 гг.). Минские и цинские портреты; “Портрет чиновника” (XVI в.) и “Портрет жены чиновника” (XIX в.) из собрания Гос. музея искусства Востока в Москве.

Декоративно-прикладное искусство: ткани (в частности, тип “кэсы”), костюм и его предыстория, резьба по лаку и полудрагоценным камням и слоновой кости, ювелирное искусство, керамика и фарфор. Эволюция китайского фарфора: предыстория - танские фаянсовые сосуды, сунская керамика и, в частности, селадоны; освоение технологии обжига фарфоровых изделий в эпоху Мин; минский фарфор; фарфор эпохи Цин (основные “семейства”, мелкая пластика). Памятники искусства Китая в контексте западно-европейского и русского искусства XVII-XVIII вв. (стиль “шинуазри”) и искусства конца XIX - начала XX вв.

ИСКУССТВО КОРЕИ

ВВЕДЕНИЕ. Корея в геополитической картине древней и средневековой Азии. Китай и Корея. Самобытность искусства “страны утренней свежести”. Корея и Япония: в древности, в период распространения буддизма, в XVI-XVII вв.

 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙШЕГО И ДРЕВНЕГО ПЕРИОДОВ (3 ТЫС. ДО Н.Э. - ПЕРВЫЕ ВЕКА Н.Э.)

Неолитические культуры 3 - начала 2 тыс. до н.э. областей Пхеньяна и северо-востока страны, Сеула, Пусана, п-ва Хванхэ. “Гребенчатая” ритуальная керамика и лощеные сосуды. Переход к бронзе в конце 2- начале 1 тыс. до н.э. Постройки из дерева и камня; так наз. “дольмены” из провинции Южная Хванхэ.

Искусство государства Древний Чосон (VII в. до н.э. - 108 г. н.э.).

ИСКУССТВО ПЕРИОДА ТРЕХ ГОСУДАРСТВ: КОГУРЁ, ПЯКЧЕ И СИЛЛА (ПЕРВЫЕ ВЕКА Н.Э. - VII В.Н.Э.)

Завоевание Кореи ханьским Китаем в 108 г. н.э.

Образование в IV-VII вв. трех независимых государств: Когурё, Пякче и Силла. Освоение железа, рост городов, развитие ремесел.

Искусство Когурё и Пякче. Распространение в IV в. даосизма, конфуцианства и буддизма. Их взаимодействие с местными анимистическими культами. Погребальные комплексы: “Гробница полководца” (412 г.) близ Тунгоу, “Большая гробница” (VI в.) и другие погребения ( Сансичхон - “Гробница четырех духов”) в уезде Кансо. Росписи на астральные темы и с изображениями мифологических животных - охранителей стран света. Двухколонные гробницы: погребение Мичхон-вана в уезде Анак (IV в.) и гробница Санъёнчхон (“Двухколонная”) в уезде Ёнган (V-VI вв.). Росписи стен: портрет владельца захоронения Санъёнчхон с женой и др. Муёнгхон (“Гробница с танцорами”) в районе Тунгоу: росписи потолков с изображениями садов, небожителей, небесных музыкантов.

Расцвет зодчества и градостроительства в IV-VI вв. Особенности фортификации в столицах Когурё Куннесоне и Чанасоне, столице Пякче в Унджине и столице Силлы (с VI в.) в Кимсоне. Комплекс цитадели Анхакун близ Пхеньяна. Храмовые и дворцовые комплексы: утверждение типа ярусной постройки с колоннами на каменной платформе и черепичной крышей.

Искусство государства Силла (VI-VII вв). Гробницы правителей: сосуды, модели домов. Ювелирное искусство.

Буддийские монастырские комплексы IV-VII вв.: Ибуллан, Чхомунса, Мирыкса. Архитектура деревянных и каменных пагод. Бронзовые и деревянные скульптуры будд и бодхисаттв (Канным-авалокитешвары, Мирык (Майтрейи)). Скульптура Мирык из Национального музея в Сеуле. Своеобразие корейской буддийской пластики и ее роль в распространении буддийского искусства в Японии.

ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЕННОГО ГОСУДАРСТВА СИЛЛА (VIII-IX ВВ.)

Утверждение общегосударственного языка и письменности на основе иероглифики. Интернациональная направленность культуры и искусства к. VII-IX вв., культурные связи с Китаем и Японией, Ираном, Индией, странами Центральной Азии. Укрепление буддизма в качестве официальной религии.

Градостроительство. Сооружение столицы Силлы - Кёнджу - по образцу Чан-Ани. Буддийские храмовые ансамбли: Пульгукса (751 г.) с залом Туэнджон и гранитными пагодами Сокхатхап (посвященной Шакья-Муни) и Табатхап (“Пагодой сокровищ”), Камынса и Бодокса близ Кёнджу.

Развитие скульптуры, ее расцвет в VIII в. Храмовые статуи из камня и бронзы. Пещерный храм Соккурам (742-764 гг.) на горе Тхохамсан в монастыре Соккульса, его космогоническая символика. Статуя Будды Соккомони ( санскр. Шакья-Муни) и рельефные изображения пятнадцати бодхисаттв ( в частности, одиннадцатиликой бодхисаттвы Канным (кит. Гуаньинь, санскр. Авалокитешвара). Фигуры воинов- охранителей стран света. Проблема влияния танского Китая и корейского стилистического своеобразия. Скульптура погребальных ансамблей VII-VIII вв.: рельефы пагод, мемориальные стелы (стела из погребения вана Тэнджон Мурёля в Кёнджу - VII в.).

ИСКУССВО ПЕРИОДА КОРЁ (X-XIV ВВ.)

Образование независимого государства со столицей в Кёгэне (ныне - Кэсон) и строительство Западной столицы Согён (ныне - Пхеньян), Восточной столицы Тонгён (Кёнджу), Южной столицы Намгён. Введение в 958 г. системы государственных экзаменов на чиновничьи должности. Распространение в X в. ксилографического книгопечатания, в XIII в. - передвижного металлического шрифта.

Распространение буддийских сект, в частности, секты Сон (кит. Чань, санскр. Дхьяна). Развитие малых архитектурно-пластических форм в садовом искусстве.

Дворцовая архитектура. Дворец Манвольдэ (919 г., разрушен в 1952 г.) в Кёгэне.

Буддийские горные храмы и монастыри: Пусокса, Согванса, Боддекуль. Значение системы стропил и кронштейнов, их декоративная роль.

Пагоды X-XIII вв. - многоугольные в плане, многоярусные, легкие (пагода храма Вольджонса (XI-XII вв.) в провинции Канвон).

Усыпальницы правителей Корё: гробница Канмин-вана и его жены (1365-1373 гг.).

Прикладное искусство. Керамические сосуды эпохи Корё: расцвет техники и стиля в X-XIV вв. Сосуды с инкрустацией глиной (“сангам”). Значение Керамики Корё для искусства Дальнего Востока.

ИСКУССТВО ПЕРИОДА ГОСУДАРСТВА ЧОСОН И ДИНАСТИИ ЛИ (1392-1910 гг.).

Государство Чочон и его столица Ханянь ( позже - Хансон, ныне Сеул). Градостроительный ансамбль. Стены и ворота (XV в). Дворцовые комплексы: Кёнбоккун (1394-1396 гг., разрушалcя и восстанавливался) с тронным залом Кэнджонджон, Чхандоккун с павильоном Инджонджон (XV в., восстановлен в XIX-XX вв.) и “Запретным садом”.

Храмовое строительство XV-XVII вв.; характеристика стиля: живописность, декоративизм. Буддийские храмы Чананса и Кымсанса (XVII в).

Живопись на свитках. Основание придворной Академии художеств (1392 г.). Сложение системы жанров живописи. Пейзаж XVI-XVII вв.: Ан Гён, Кан Хиан, Ли Санджва. Жанр “цветы и птицы”. Направление “мунинхва” (аналогично кит. “вэньжэньхуа”): Ли Джон: “Бамбук” (Национальный музей Кореи, Сеул), О Моннён (“Цветы мэхва под луной”, частное собрание, Сеул). Пейзажи Чон Сона (жил в XVII- нач. XVIII вв.). Развитие демократических тенденций в живописи XVIII-XIX вв.

Декоративно-прикладное искусство. Керамика. Тип “Пунчхон” (“Мимсима”) XIV-XVI вв. и его роль в развитии японской керамики. Фарфор (с XV-XVI вв.). Фарфоровые изделия XVIII-XIX вв. Лаки с инкрустацией перламутром.

ИСКУССТВО ЯПОНИИ

ВВЕДЕНИЕ. Япония в геополитической картине древней и средневековой Азии. Проблема заимствований и своеобразия японской культуры. Историография. Роль искусства Японии в искусстве других государств Азии ( Китай, Корея) и Европы в средние века и новое время. Японское искусство в контексте западно-европейской и русской культуры 17-18 вв. Его взаимоотношения с искусством Запада 19-20 вв. и тема ”япанизма”.

 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙШЕГО И ДРЕВНЕГО ПЕРИОДОВ (4 тыс. до н.э. -6 в.н.э.)

Археологическая культура Дзёмон (букв. “след веревки”): мегалитические сооружения о-ва Хоккайдо и севера Кюсю, фигуры “догу”, остродонные сосуды, восходящие к 8 тыс до н.э., лепные сосуды для жертвоприношений 4- сер. 2 тыс до н.э. типов “атамадай”, “кацудзака” и др. . Бронзовые колокола “дотаку” 4-3 вв до н.э.

Археологическая культура Яёй (5 в до н.э.- 4 в.н.э.): образование в центральном регионе Японии государства Ямато. “Кофуны” (курганы князей Ямато) и их система надземной погребальной керамики “ханива” (букв. “глиняный круг”). Ханива как источник сведений о древней японской архитектуре. Бронзовые ритуальные зеркала (4-5 вв.) с изображением построек . Сложение пантеисической религии Синто (букв. “Путь богов”): основные божества; культ пространства, развивающегося в горизонтальной плоскости, культ камня, культ чистоты и целостности(“неосквернения природы”). Синтоистские святилища в Исэ (3-5 вв.н.э.) с ансамблями “Внутреннего святилища” Найку (ок. 3 в. н.э.), посвященного Аматэрасу и “Внешнего святилища” Гэку, посвященного богине злаков Тоёукэ и в Идзумо(преф. Симанэ) (сер. 6 в.н.э.) с главным храмом Сусаноо. Бруно Таут и Кэндзо Тангэ о синоистской архитектуре.

ИСКУССТВО ПЕРИОДА АСУКА (552-645). Общая проблематика: взаимоотношения с континентом (Китай, Корея) в контексте принятия буддизма и оформления японской государственности. Сложение японской иероглифической письменности на основе комплекса китайских идеограмм.

Признание принцем Сётоку Тайси (574-622) буддизма, как официальной религии. Ранние буддийские монастыри: Ситэннодзи в Осака, Хокодзи (Асука-дэра) и Хорюдзи в Нара. Хорюдзи (осн. 607, закончен в 670): типология построек: Кондо (“Золотой зал”), пятиярусная пагода Годзюното, Кодо (“Зал поучений”), Нандаймон и Тюмон (надвратные храмы). Особенности пространственного решения: разновысотность, асимметрия.Скульптурный ансамбль. Фигуры Сяка-Нёрай (Будды Шакья-Муни) с предстоящими босацу (бодхисаттвами) Якусё и Якудзё и Якуси Нёрай (Будды-Целителя) (ок. 623) работы скульптора Тори. Техника изготовления деревянных и бронзовых статуй. Буддийская алтарная композиция Хорюдзи: общие принципы, основные персонажи пантеона. Статуи бодхисаттв ( Каннон (кит. Гуань-Инь, санскр. Авалокитешвара) : так наз. “Кудара-Каннон”(“Каннон из Кореи”) 7 в. из Хорюдзи и Корюдзи, Гюсэ-Каннон(7 в.) из Корюдзи , Мироку (кит. Милофо, санскр. Майтрейя, корейск. Мирык) (Мироку-босацу из Тюгудзи ), охранителей стран света (Ситэнно), рельефные изображения небесных музыкантов. Мелкая бронзовая пластика. Влияние Кореи и (с середины 7 в.) танского Китая на асукскую буддийскую скульптуру и живопись. Росписи Кондо (возм., работы корейского мастера 7 в.). Переносной храм “Тамамуси” (7 в.) и его лаковые росписи на темы джатак. Алтарь Татибана (вторая пол 7 в.) с триадой Амиды-Нёрай.

ИСКУССТВО ПЕРИОДА НАРА (645-794). Взаимоотношения с Кореей и Китаем и влияние китайского искусства и культуры эпохи Тан. Столица -Нара, построенная по образцу Чан-Ани (с императорским дворцом Дайдари, сходной системой храмов и делением на кварталы): сходство и различия. Реформы Тайка 645-646; полная консолидация управления государством (реформы Тайхо); император (Тэнно- “Сын неба”) как его светский и духовный глава. Принятие периодизации по годам правления императоров. Продолжение оформления монастыря Хорюдзи и его скульптуры ( композиция “Нирвана Будды”- ок. 711, статуя Асюра - ок. 734) и росписи Кондо: раи четырех будд, сопровождаемых бодисаттвами.

Монастырь Якусидзи в Нара(8 в) с пагодой Сандзюното и алтарной композицией с бронзовой триадой: центральным божеством Якуси-Нёрай (Буддой - Целителем) и предстоящими бодхисаттвами Никко (Солнечного света) и Гакко (Лунного света).

Монастырь Тодайдзи в Нара (основан в 8 в., реконструирован в 12 и 17 вв.) с залом Кондо (“Дайбуцудэн”) и гигантской статуей Будды Русяна (кит. Лочана, санскр. Вайрочана) (“Дайбуцу”) 757 г., реставрирована в 17 в. Статуя Фукукэндзяку Каннон и новая техника изготовления скульптур из лака на деревянной основе.Глиняные скульптуры предстоящих бодхисаттв Никко и Гэкко (742-746). Статуи Ситэнно ( 9в), в частности, Комоку-тэна. Статуи охранителей входа Нё (1203-1204). Развитие системы храмовой скульптурной композиции.

Монастырь Тосёдайдзи в Нара (вторая пол 8 в.) с Кондо (759-764) с его скульптурным ансамблем. Лаковая статуя проповедника Гандзина (ок.763).

Стенопись монастыря Якусидзи в Нара 8 в.(Богиня Китидзё-тэн)

Сокровищница монастыря Тодайдзи - Сёсоин (8 в.), ее архитектура и собрания. Произведения прикладного искусства нарского периода из Сёсоина; Япония в составе Великого шелкового пути.

 

ИСКУССТВО ПЕРИОДА ХЭЙАН (794-1184). Новая столица Хэйан-кё. Культ Амиды, новые доктрины эзотерического буддизма(секты Тэндай и Сингон) и синтоизм в искусстве. Внешний облик и интерьеры храмов эзотерического буддизма. Монастырь Муродзи в преф. Нара (9 в.), его Кондо и пагода. Монастырь Тодзи (823-839) с храмом Кёогококудзи в Киото и его скульптурный ансамбль; характерные персонажи: 11-ликая Каннон, Бэнтэн, Фудо-Мёо. Монастырские комплексы Санбуцудзи в преф. Тоттори. (11 в.), Кансиндзи (нач. 9 в) в Осака, Тюсондзи в Хираидзуми, Иватэ: интерьер и скульптура храма Кондзикидо (12 в.). Скульптура Якуси Нёрай(нач. 9 в.) из храма Дзингодзи в Киото, статуя Будды(нач. 9 в.) из храма Тосёдайдзи в Нара , Нёирин Каннон (нач. 9 в.) из храма Кансиндзи в Иватэ. Мастер Эри и его школа: скульптура павильона Якуси-до (907-913) храма Дайгодзи в Киото. Стилистическая характеристика ранне-хэйанской и зрелой хэйанской скульптуры.

Живопись эзотерического буддизма.Понятие о дальневосточной мандале, ее основныетипы, принципы построения, важнейшие персонажи и их иконография.

“Алмазная мандала” и “Мандала чрева” ( к. 9 в) из храма Кёогококудзи монастыря Тодзи в Киото. Тайдзокай-мандала и Конгокай-мандала (9 в) из храма Дзингодзи в Киото. Свиток нач. 9 в.“Красный Фудо” из монастыря Мёо-ин на горе Коя-сан в преф. Вакаяма. “Мандала предметов”.

Хэйанское искусство периода расцвета (период Фудзивара -894-1184). Развитие системы управления монастырями (инсэй). Монастырь Энрякудзи. Зрелая эзотерическая скульптура из монастыря Тодзи. Статуя Китидзё-тэн (кон. 12 в) и другие скульптуры из храма Дзёрури-дзи (1107) в Киото. Статуя Фугэн-босацу(сер. 12 в.) из музея Окура в Токио. Статуи буддийских священников и синтоистских божеств. Свиток “Паринирвана Будды” (1086) из монастыря Конгобудзи на горе Коя-сан в преф. Вакаяма.

Быт и культура хэйанской аристократии. Дворцовая архитектура стиля синдэн. Императорский дворец в Киото и его залы Сисиндэн(9 в., реконстр. в 18-19 вв.) и Сэйрёдэн (реконструирован в 1855). Монастырь Бёдоин близ Удзи (Киото) с павильоном Хоодо(“Павильоном Феникса”) 1053 г. , его архитектура, скульптура (мастер Дзётё и его школа) и живопись ( “Сошествие Амиды” , пейзажные росписи дверей) в контексте амидаистского искусства эпохи. Религиозная живопись на свитках: иллюстрации к сутрам Канфугэн-босацу-кё (1-я пол 12 в.) из галереи Фрир, Вашингтон, Итидзи Рэндай Хоккэ-кё (12 в.) из музея Ямато Бункакан в Нара., Хэйкэ-но-кё (1164) из храма Ицукусима в преф. Миядзима, веер с сутрой Лотоса(2я пол. 12 в.) из Национального музея в Токио. Курсивное письмо эпохи Хэйан и каллиграфия; оформление страниц в поэтических антологиях Кокинвакасю и Сандзюроккасэн. Живопись Кара-э и Ямато-э. Отражение литературы в живописи. Живопись Ямато-э и “Гэндзи-моногатари-эмаки”. История создания, версии авторства, стилистическая характеристика.История и легенды в свитках эмаки. Портреты. Карикатуры: свиток Тёдзю Гига (12 в., прип. Тоба Содзё) из храма Кодзандзи в Киото.

Художественное ремесло: бронзовая утварь буддийских храмов; изделия из лака. Маски Гигаку: бодхисаттвы, Барамон(санскр. брахман), Карура(санскр.Гаруда).Костюм придворный и театральный.

Значение хэйанского периода в развитии национальных характеристик японского искусства.


ИСКУССТВО ПЕРИОДА КАМАКУРА (1185-1333). Основанное Минамото Ёритомо “Правительство в палатке” ( бакуфу) в Камакуре (регион Канто:) и сёгунат (сэй-и тай сёгун) .Буси, самураи и их эстетические запросы; увеличение роли провинции в культурной жизни. Столица - Камакура - и ее генплан и архитектура. Архитектура дзэнских монастырей. Энкакудзи, храм-сокровищница Сяридэн (1282-1285). Синтоистское святилище Ицукусима (к. 12 - н. 13 вв.) в преф. Миядзима. Скульптура. Трактовка традиционных буддийских образов и изменения пантеона: внимание к образам патриархов (Мутяку, статуя Ункэя 1208-1212) и подвижников веры (Сюндзё Тёгэн, статуя ок. 1206). Мастерские скульптуры в Нара, Хэйане и Камакуре. Скульпторы Канкэй и Ункэй. Новое в технологии скульптуры, использование техники сухого лака. Скульптуры храмов Кофукудзи (1207), Рокухарамидзу, монастыря Рэгэоин ( статуя Басу Сённина мастера Танкэя, 13 в) в Киото. Портретная скульптура: портрет Уэсуги Сигэфуса (13 в) из монастыря Мэйгэцуин в Камакура. Портретная живопись: портреты Тайра Сигэмори и Минамото Ёритомо( 12 в., припис. Фудзивара Таканобу (1142-1205). Распространение буддизма Дзэн (кит. Чань, санскр. дхьяна) с его идеалами интуитивнтого просветления и техниками медитации. Дзэнская эстетика и “новый реализм” в литературе и искусстве. Камакурская скульптура: завершение эволюции. Живопись на свитках “эмакимоно”. Развитие жанра “жития”. “Легенды горы Сиги”(12 в.). “Хэйдзи-моногатари”(13 в). “Дзигоку соси” (“Повесть об аде”)14 в. “Повесть о голодных духах” (вторая пол 12 в.). “Легенды храма Китано Тэндзин” (13 в.) и “Путешествие преподобного Гэндзё Сандзё в Индию” (нач. 14 в.). “Жизнеописание св. Иппэна” (1299). Развитие пейзажной темы и ее сближение с мандалой. Касуга-мандала (ок. 1300). “Водопад Нати”( кон. 13 в.).

Декоративно-прикладное искусство . Лаковые изделия. Доспехи и оружие.

ИCКУССТВО ПЕРИОДА МУРОМАТИ (1333-1573). Ставка сёгунов Асикага под Киото (бывш. Хэйан).Облик и быт столицы. Архитектура. Сложение стиля “сёин” и его значение для современной архитектуры. “Золотой павильон” Кинкакудзи (1397) монастыря Рокуондзи и “Серебряный павильон” (“Гинкакудзи”, основан ок. 1480) монастыря Дзисёдзи в Киото, их сады. Изменение представлений о соотношении внутреннего и внешнего пространства. Чайный павильон Тогудо (1486) монастыря Дзисёдзи. Храм Дайсэн-ин монастыря Дайтокудзи в Киото (1509), его архитектура и сады. Сады монастыря Сайходзи (1339, основание приписывается Мусо Кокуси), монастыря Рёандзи (1509), монастыря Нандзэндзи (16 в). Их символика и эстетические принципы.

Живопись. Монохромная живопись “суми-э” и влияния Китая. Китайские свитки периодов Сун, Юань и Мин в японских собраниях эпохи династии Асикага. Живопись тушью “суйбоку-га”: изображения патриархов кисти Мокуана, Бомпо, Као Нинга (все работали в 14 в), пейзажи и дзэнские композиции Минтё, Дзёсэцу и Сюбуна. Дзёсэцу: свиток “Ловля рыбы тыквой” нач. 15 в., Сюбун: “Отшельник в горной хижине” (1448, Национальный музей, Токио). Сэссю (Тоё Ода) (1420-1506), его своеобразие как японского художника: “Пейзажи четырех времен года” (1468), “Длинный свиток пейзажей” (1468), “Зима” (ок. 1480), “Пейзаж в стиле Хабоку” (1495) ( все - в Национальном музее в Токио), “Ама-но Хасидатэ” (1506). Пейзажи Гэйами (2-я пол. 15 в.),Соами(начало 16 в.) и Сэссона (16 в.). Монохромная живопись школы Кано: Кано Мотонобу (1476-1559): “Водопад”. Роспись раздвижных перегородок в монастыре Дайсэн-ин. Кано Эйтоку (1543-1590): ширма “Кипарис” из Национального музея в Токио: развитие декоративных тенденций. Портрет, его эволюция начиная с эпохи Камакура. Портреты монашествующих императоров. Портрет Иккю Содзюна кисти Бокусая (15 в., Национальный музей, Токио).

Декоративный ансамбль и маски театра Но.

Оформление чайной церемонии. Керамика (в частности, центров Бидзэн и Сэто).

Воплощение в искусстве эстетических категорий саби и ваби.

ИСКУССТВО ПЕРИОДА МОМОЯМА (1573-1614). Архитектура и сады, связанные с чайным культом. Архитектура замков, ее эволюция: замок в Мацумото (16 в.), замок Хакуродзё (“Белой цапли”, осн. в 1580) в Химэдзи близ Кобэ, в Осака (ок. 1601-1610), замок Нидзё (нач. 17 в) с залом Ниномару: развитие парадной дворцовой архитектуры в стиле “сёин”. Росписи школы Кано: Кано Эйтоку (1543-1590), Кано Санраку (1559-1635), Кано Мицунобу(1565- 1608). Парадная архитектура монастырей. Нисихонгандзи. Росписи интерьеров художниками династий Тоса и Кано. Распространение формы монументальной ширмы. Хасэгава Тохаку (1539-1610) и возврат к монохрому.

Развитие видов искусства, оформлявших чайную церемонию. Деятельность Сэн-но Рикю (1521-1591). Обособление чайного культа и его воздействие на архитектуру, искусство садов и декоративно-прикладное искусство. Чайная курамика центров Сигараки, Ига, Карацу, Мино, Орибэ. Керамика и каллиграфия Хон-ами Коэцу (1558-1637).

Формирование в Киото школы Рин (Римпа), сближение станкового и монументального декоративно-прикладного искусства. Коэцу, Сотацу(раб.в 1600-1640), Развитие декоративной живописи на ширмах. Продолжение линии Сотацу-Коэцу и новые черты в живописи Огата Корина (1658-1716), керамике Огата Кэндзана (1664-1743).

ИСКУССТВО ПЕРИОДА ЭДО (1614-1868). Перенос столицы в Эдо (Токио), развитие других городских центров и демократической городской культуры.

Развитие традиций храмового зодчества в мавзолее сёгунов Токугава в Никко (начало 17 в.) с мавзолеем Тосёгу (1615-1623), воротами Ёмэймон и Карамон. Развитие стиля “сёин” в архитектуре виллы Кацура нач. 17 в. - генплан, здание дворца, важнейшие павильоны (Гэппаро, Сёкинтэй, Сёкатэй), чайный дом Сёикэн, сады, - и загородного императорского дворца в Киото (1620-1650-е гг.).

Живопись тушью. Направления Хайга, Бундзинга. Взаимоотношение с традициями китайской монохромной живописи, в частн., вэньжэнхуа, и национальное своеобразие. Перспективы развития.

Развитие декоративной живописи на ширмах и стенных росписей в период Эдо. Деятельность художников школ Кано и Тоса. Декоративное искусства школы Сотацу-Корина (Римпа).

Искусство укиё-э. Его социальные основы. Его художественные истоки в живописи школ Кано и Тоса. Живопись укиё-э. Жанр “красавиц” ( бидзин-га ) в живописи школы Кайгэцудо; Кайгэцудо Андо(1671-1743) и Кайгэцудо Дохан.

Гравюра на дереве укиё-э. Ее техника. Сфера обращения. Три источника (живопись укиё-э, иллюстрации к популярной литературе и театральная графика Кабуки) и три составных части: театральная, “бидзин-га”, пейзаж. Ранний этап развития гравюры. Техника, форматы, тираж. Хисикава Моронобу (1625? - 1694) и династия Хисикава. Династия Тории: Тории Киёнобу (1664-1729), Тории Киёмасу (раб. в 1696- нач. 1620-х). Окумура Масанобу (ок. 1686-1764). Судзуки Харунобу (1525-70), его технические новшества, переход к зрелому типу. Характеристика гравюры периода расцвета: техника, форматы, круг сюжетов, стилистические особенности. Тории Киёнага (1752-1815). Династия Кацукава: Сюнсо(1726-92), Сюнко (1743-1812), Сюнэй (ок. 1762-1819). Китагава Утамаро(1753-1806); важнейшие произведения в жанре “бидзин-га”. Тосюсай Сяраку (раб. в 1794-95) и его театральные гравюры. Поздний этап развития классической гравюры. Династия Утагава: Тоёкуни (1769-1825), Куниёси (1797-1861), Кунимаса (1773-1810), Кунисада (1786-1864). Пейзаж в японской гравюре. Творчество Кацусика Хокусая(1760-1849); основные пейзажные серии, “Цветы и птицы”, “Манга”; и Андо Хиросигэ(1797-1858); важнейшие серии в жанрах пейзажа и “цветы и птицы”.

Декоративно-прикладное искусство. Керамика. Комплекс искусств при чайной церемонии. Костюм: театральный Кабуки и повседневный. Геральдическая графика: моны. Нэцкэ.

ИСКУССТВО ПЕРИОДА МЭЙДЗИ (1868-1926). Продолжение основных тенденций развития графики. Черты западного искусства. Взаимодействие японской культуры с культурой Запада в конце 19-начале 20 в. Проблема япанизма.

ИСКУССТВО 19 - 20 ВВ. Архитектура. Современная живопись и графика. Декоративно-прикладное искусство. Современное искусство Японии в картине мирового искусства 20 века.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

ДЛЯ КУРСА И СЕМИНАРА ПО ИСКУССТВУ

ИНДИИ, ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

(Обязательная для подготовки к экзамену литература выделена жирным шрифтом.)


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 347; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!