Средневековое Искусство Северной Индии.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Примерная программа дисциплины

«ИСКУССТВО ИНДИИ, ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И

ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА»

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Исторический факультет

Кафедра всеобщей истории искусства

Географические и исторические границы курса. Основные регионы искусства Азии. Индия и Юго-Восточная Азия, Центральная Азия, Дальний Восток (Китай, Корея, Япония). Общая периодизация*. Этапы изучения искусства Востока на Западе, в России и в странах самого Востока; особенности крупнейших национальных школ. Основы историографии; достижения отечественной науки в изучении искусства Востока. Важнейшие методологические позиции.

Единство и различия культурно-исторических процессов в рассматриваемых регионах. Роль древнего и средневекового искусства. Проблемы “азиатского способа производства”. Особенности смены культурно-исторических эпох на Востоке; роль буддизма в этих процессах. Общность и различия идейно-эстетических основ искусства в изучаемых странах. Их искусство в общей картине древнейшего и древнего искусства Азии. Индия и Центральная Азия и искусство античности. Искусство Индии, Центральной Азии и Дальнего Востока в контексте мировой средневековой культуры. Проблематика “Великого шелкового пути”. Тема “восточного Ренессанса” в трудах зарубежных, русских и советских исследователей. Традиционные восточные культуры: “гуманизм” и “человечность”. Искусство Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии и Дальнего Востока в контексте русского и западно-европейского искусства ХУII -ХУIII вв. , ХIХ и ХХ века. Ориентализм и искусство Востока.

ИСКУССТВО ИНДИИ

ВВЕДЕНИЕ. Индия в геополитической картине древней и средневековой Азии. Своеобразие искусства Индии. Индия как субъект и объект культурных влияний. Место индийского искусства в культуре Азии в древности и средние века. Искусство Индии ХIII -ХУIII вв. в общем контексте искусства мусульманского мира. Искусство Индии и современная культура Запада.

РАЗДЕЛ 1. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙШЕГО И ДРЕВНЕГО ПЕРИОДОВ (3 тыс. до н.э. - IV в. до н.э.)

1 -1. КУЛЬТУРА ДОЛИНЫ ИНДА. 3-сер. 2 тыс. до н.э.

История открытия и изучения Хараппской культуры. Города северо-запада древней Индии. Мохенджо-Даро. Регулярный характер планировки. Проблема регулирования высотности застройки. Роль внутреннего двора; истоки будущей планировочной структуры индийской жилой и храмовой архитектуры. Виды зданий. Строительные материалы. Конструкции перекрытий. Глиптика: сюжеты, мифологические персонажи, художественные особенности печатей. Надписи. Проблемы контактов с другими археологическими культурами древнего мира. Круглая скульптура мелких форм. Ювелирное искусство. Чернофигурная керамика долины Инда: древнейшие мотивы индийской орнаментики.

1-2. КУЛЬТУРА ДОЛИНЫ ГАНГА. сер. 2-сер. 1 тыс. до н.э. до IV в. до н.э.

Появление т.наз. ведической кульуры в результате вторжения ариев и ассимиляции дравидийских племен. Система варн и каст и ее влияние на развитие искусств и ремесел. Артхашастра об устройстве дворцовых и жилых покоев, ювелирном и декоративно-прикладном искусстве. Шильпашастры. Эстетические идеи возникших на рубеже I тыс. до н.э. Читралакшаны и Натьяшастры.

Роль санскрита в разитии индоевропейских языков и письма; шрифт деванагари. Веды, Махабхарата, Рамаяна и др. тексты о пантеоне божеств (Варуна, Агни и Сурья; Брахма, Вишну и Шива) и др. мифологических персонажей и их облике. Понятие о ваханах - “ездовых животных” - как иконографических детерминантах персонажей. Древнейшие образы доарийского происхождения. Важнейшие графические символы древней Индии: свастика, чакра, лингам. Линга-йони как янтра. Мандала. Ведический алтарь и его происхождение (по реконструкциям).

Военные поселения ариев и города периода расцвета рабовладельческих государств в VII-IV вв. до н.э. Принципы градостроительства. Дворцовая и храмовая архитектура ( по текстовым источникам). Рамаяна о городе Айодхье и результаты его археологических раскопок в штате Уттар Прадеш.

Деревянная жилая архитектура (по археолого-этнографическим материалам и по реконструкциям на основе более поздних сохранившихся каменных сооружений - пещерных храмов).

РАЗДЕЛ II. БУДДИЙСКОЕ ИСКУССТВО

II.1. ИСКУССТВО IV ВЕКА ДО Н.Э. -СЕРЕДИНЫ I В. ДО Н.Э.

Место искусства в философии и религиозной системе буддизма. Представления о божественной природе Будды до утверждения махаяны на IV буддийском соборе в 78 г. н.э. Искусство хинаяны.

Основные виды буддийских монументальных сооружений: стамбха, ступа, скальные и пещерные монастыри с храмами чайтья и кельями вихара.

Стамбхи времени Ашоки и их капители (в том числе “Львиная капитель” из Сарнатха). События предания о жизни Будды в символах скульптурного декора.

Ступы и их ограды. Происхождение формы ступы и священных ворот торана. Символика, сюжеты и пластические особенности врат большой ступы в Санчи. Ограда ступы в Бхархуте. Традиции добуддийских образов скульптуры и добуддийских деревянных конструкций в архитектуре IV в. до н.э. - I в. н.э. и ее декоре.

Пещерные и скальные монастыри с чайтьями и вихарами. Их происхождение, истоки планировочнрой структуры. Чайтьи в Бхадже и Карли: архитектура, скульптура; проблема синкретизма. Основные неантропоморфные символы Будды.

Искусство времени кушанского государства.( I-III вв. н.э.) Центры: Амаравати, Гандхара, Гадда, Матхура. Местная скульптурная традиция и ее взаимодействие с традициями персидской и греко-римской скульптуры при формировании иконографии и художественного образа махаянистского Будды и бодхисаттв - Шакья Муни, Авалокитешвары, Манджушри, Майтрейи. Важнейшие сюжеты барельефов. Греко-бактрийское искусство и индийская художественная традиция. Гандхара, как “окно махаяны в мир” ( J. Marshall).

II.2. ИСКУССТВО IV-VI вв. н.э. (Классическое гуптское и постгуптское буддийское искусство).

Расцвет рафинированной городской культуры. Сведения о “Домах живописи”. Жилая и дворцовая архитектура (по материалам росписей). Развитие эстетической мысли; трактовка Читралакшаны и других шастр в гуптское время, утверждение канона в архитектуре, скульптуре и живописи.

Гуптская классическая скульптура. Памятники из Матхуры, Сарнатха, Аджанты.

Пещерные монастыри. Обогащение функций монастырского комплекса и изменение трактовки - архитектурной, скульптурной и живописной - типов чайтьи и вихары. Сложение в скульптуре Аджанты алтарной триады и роль живописи в этом процессе. Росписи Аджанты IV-VI вв. н.э. и более ранние буддийские “фрески”, начиная с I в. н.э. Техника, материалы, красители. Стилистика. Важнейшие сюжеты. Пантеон гуптского буддизма.

Буддийское искусство китайского Туркестана и искусство других регионов Центральной Азии. Его влияние на художественную культуру стран Дальнего Востока.

Роль искусства Индии IV-VI вв. н.э. в распространении буддийских идей и художественных идеалов в других странах Азии.

 

РАЗДЕЛ III. ИСКУССТВО ИНДУИЗМА.

III.1. Искусство VI-VIII вв.

Расцвет новобрахманской религии, получившей в XII в. название индуизма, и теория “Hindu revival’. Особенности воплощения идей шиваизма и вишнуизма в изобразительном искусстве. Иконография Брахмы, Вишну и Шивы и родственных им божеств - Лакшми, Парвати (Дурги), Карттикеи (Сканды), Ганеши.

Предыстория индуистского зодчества в IV-VI вв. Пещерные храмы в Удаягири и их рельефы (пещера Чандрагупты; рельефы на тему аватар Вишну), храм 10 аватар Вишну в Деогархе, пещерный храм в Бадами. Специфика преломления гуптского стиля в индуистской скульптуре. Храм в Деогархе как ранний памятник т.наз. “эмбрионального“ типа храма. Храм Дурги в Айхоле: сложение типа отдельностоящего индуистского храма; признаки его сходства с чайтьей; основные части - святилище вимана с целлой гарбхагриха (последняяс алтарем линга-йони внутри), притвором и помещением для молящихся мантапа (мандапа).

Пещерный комплекс в Эллоре. Храм Рамешвара (пещера № 1); усиление иллюзионистических эффектов скульптурного декора. Влияние особенностей освещения в индуистских храмах на восприятие скульптуры. Храм Кайласанатха; его архитектура и рельефы.

Пещерный комплекс на о-ве Элефанта. Храм Шивы с горельефом трехликого Шивы. Формы отражения идей универсализма в его иконографии и художественном решении всего комплекса храма .

Скальный комплекс в Мамаллапураме. Рельеф “Нисхождение Ганга” и организация пространства перед ним. Особенности воплощения вишнуистских образов в скульптуре; иконография Вишну и его аватар в рельефах пещерных храмов. Ратхи; освобождение архитектурного объема от форм скального зодчества. Отдельностоящий Прибрежный храм Вишну.

Отдельностоящие храмы в Канчипураме. Архитектура и скульптура.

III.2. ИСКУССТВО IX-XII ВВ.

Развитие эстетической мысли в Индии в средние века. Разработка теории раса и ее отражение в театральном и изобразительном искусстве. Концепция “игры” (лила) и стилистика оформления культа Кришны в искусстве.

Средневековое Искусство Северной Индии.

Архитектура северо-западной Индии. Крепостное и дворцовое зодчество Раджастана: форты Биканера и Удайпура (XII в.), развитие этой архитектурной традиции в Джайсалмере (XIV в.) и позже в Джайпуре. Тип дворца хавели. Джайнские храмы нагоре Абу (храм Вимала-ша 1032 г.).

Искусство северо-восточной Индии. Архитектура и скульптура Ориссы. Храмы Бхубанешвара (Парашурамешвар - как пример начала развития данного типа в VIII в., Муктешвар, Раджарани, Лингараджа) и храм Сурьи в Конараке.

Архитектура и скульптура долины Ганга-Джамны. Храм Махабодхи в Бодхгайе (построен в VII-VIII вв., настоящий вид получил в XII в.). Архитектура и скульптура Наланды (монастырь основан в 850 г.). Архитектура и скульптура храмового ансамбля в Кхаджурахо: храмы Паршванатх (IX в.) и Кандарья Махадео (рубеж X-XI вв.). Культ Камы в иконографии и стилистике скульптуры. Архитектура и пластический декор храмового ансамбля в Халебиде.

Средневековое искусство Южной Индии.

История сложения стиля зодчества. Ансамбль храма Брихадешвара и т.наз. “Большой храм” в Танджоре. Храм Шивы Натараджи в Чидамбараме и сложение типа надвратного храма гопурам. Храм Минакши в Танджоре. Архитектура позднего индуистского княжества Виджаянагар (основано ок. 1370 г. и захвачено Голкогдой в 1565 г.) и храм Вишну ансамбля Шрирангам в Мадураи (штат Тамилнаду) XV в. (Ш. Ли: XVI в., период Виджаянагара) как пример стиля поздней индуистской архитектуры. Южноиндийская бронза: техника литья, Ранние произведения IX и X вв. и расцвет в XI-XII вв. Основные персонажи: Шива, Парвати (Дурга), Картиккея-Сканда, Ганеша; Вишну и Лакшми. Образ Шивы-Натараджи в южноиндийской бронзе.

РАЗДЕЛ IY. МУСУЛЬМАНСКОЕ ИСКУССТВО.

Особенности культуры ислама в Индии. Проблема “индо-мусульманского синтеза”. Формирование единого языка хиндустани с его литературными диалектами хинди и урду и сходные процессы в языке искусства. Движение бхакти и его значение для культуры.

Появление в архитектуре типов мечети, мавзолея, минарета и пластические особенности их трактовки индийскими зодчими. Архитектура и градостроительство при Великих Моголах: Бабуре (форт Пурана-Кила, построен Шер-Шахом Суром в 1538-45гг. и закончен Хумаюном в 1555-66гг. и мавзолей Исфахана, 1547г., в Дели); Акбаре, шахе Джехане и Аурангзебе. Постройки мусульман на юге: крепость Голконда (1526 г.), ныне в черте Аурангабада. Градостроительство и отдельные архитектурные ансамбли эпохи Великого Акбара (1566-1605 гг.): гробница Хумаюна (1565-72 гг.) в Дели, постройки Джайпура (обсерватория Углукбека), форта Агры, Аллахабада, форт и дворец Ман Сингха (1486-1516 гг.) в Гвалиоре, города-резиденции Фатехпур-сикри (“Врата великолепия” Буланд Дарваз, мечеть Джами Масджид (1571-75 гг.), Панч-Махал, т.е. ”пятиэтажный дворец”, (начат в 1571 г.), мавзолей шейха Салима Чисти (начат в 1571 г.)), октагональная (в стиле Лоди) гробница Адхам Хана, сына кормилицы Акбара, в Мераули (1562 г.), гробница Акбара в Сикандре (ныне в черте Дели, начата в год его смерти - 1605 г. и завершена Джехангиром). Культурная политика шаха Джехана и строительство в его правление (1605-1657 гг.): ансамбль Красного форта и соборная мечеть Джами-Масджид (1648 г.) в Дели, завершение ансамбля Агры, в том числе Агра-форта, и возведение Тадж-Махала (закончен в 1563 г.). Упадок строительства при Аурангзебе. Характер поздней мусульманской архитектуры в Индии (на примере Дворца ветров в Джайпуре (XVII в.), гробницы Сафдарджанга в Дели (1753-54 гг.), мавзолея Гюль Гумбаз в Биджапуре, мечети Чар-Минар в Хайдерабаде).

Индийская миниатюра. Ее предыстория: джайнские и буддийские манускрипты на пальмовых листьях, их конструкция, принципы оформления обложек и страниц. Почитание книги в джайнизме; сложение в XI-XIV вв. джняна-бхандиров (библиотек). Особенности иконографии буддийских и джайнских персонажей в миниатюре. Рукописи: Астасахасрика Праджняпарамита (1111 г.), Гандаюха (XI-XII вв.), 10-я книга Бхагаваты-пураны (ок. 1575 г.), Кальпа-сутра (XVI в.).

Основные школы индийской миниатюры XVI-XVIII вв: могольская, Раджастан и Пахари. Проблема формирования кадров мастеров и стиля могольской школы (с центрами: Дели, Джайпур). Важнейшие рукописи могольской школы: Бабур-намэ (к. XVI в.) из Национального музея в Дели, Британского музея и отдельные иллюстрации из собрания Щукина (ныне - в Государственном музее искусства Востока в Москве), Акбар-намэ (1595 г.) из музея Виктории и Альберта в Лондоне. Характеристика школ Раджастана (с центрами: Мевар, Бунди, Биканер) и Пахари (с центрами: Басоли и Кангра). Жанр рагамала в миниатюре, понятие о раге. Роль кришнаистских (и - шире - вишнуистских) сюжетов в сближении с галантной тематикой придворной миниатюрной живописи. Взаимодействие могольского стиля с традициями Раджастана и Пахари в свете событий эпохи правления Аурангзеба. Индийская миниатюра в XVIII и XIX вв.; ее роль в преемственности традиций средневекового индийского искусства в новое и новейшее время.


Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 294; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!