Рассказ о прибытии мирзы Камрана в Пенджаб
Когда мирза Камран узнал о кончине Его Величества Гити-ситани Фирдус-макани, то, по несдержанности натуры, передал управление Кандагаром мирзе Аскари и отправился в Индию в надежде извлечь личную выгоду. Но если венец счастья возвеличил чело |125| избранного судьбой, находящегося под Божественным покровительством, что, кроме злосчастия (табахи), может произойти с тем, кто склонен ко злу (табах)? Известно, что в это время мир Юнус Али 2 был наместником Лахора в соответствии с распоряжением Гити-ситани Фирдус-макани. Камран мирза составил план действия и однажды ночью притворился, что разгневался на Карачабека 3, и нанес ему оскорбление словами. На следующую ночь Карачабек со своими солдатами покинул лагерь мирзы и отправился в Лахор. Мир Юнус Али встретил его с почетом и радушием и часто приглашал к себе. Хотя между ними установились дружеские отношения, Карача ждал случая, чтобы исполнить задуманное. И наконец однажды ночью, во время праздничного застолья, когда лучшие воины Юнус Али находились в казарме 4, Карачабек приказал схватить мира Юнус Али и посадить в тюрьму. Он поставил своих воинов охранять ворота крепости. Затем отправил срочное послание мирзе Камрану. Мирза, который только этого и ждал, поспешил в Лахор и овладел городом. Он освободил мира Юнус Али, принес свои извинения и сказал, что если он желает остаться, то может служить наместником Лахора. Мир Юнус не согласился служить мирзе и с его позволения, попрощавшись, уехал к Его Величеству Джаханбани Джаннат-ашияни. Мирза Камран назначил своих ставленников в парганы Сиркара 5 в Пенджабе [188] и завладел землями до реки Сатладж (которая известна как Вода Лудхияны). Затем он из хитрости отослал искусных послов с торжественными заверениями в преданности и чистосердечии и попросил, чтобы его утвердили во владении этой провинцией. Его Величество Джаханбани, отчасти потому, что море его щедрости было приведено в движение, и отчасти из желания соблюсти распоряжение Его Величества Гити-ситани Фирдус-макани, передал провинцию ему [Камран мирзе] и издал указ, назначающий его правителем Кабула, Кандагара и Пенджаба. Мирза поблагодарил за неожиданную благосклонность и послал подарки ко двору. Он сопроводил их открыванием врат переписки и посланием восхвалений Его Величеству Джаханбани. Среди них была следующая ода:
|
|
Пусть красота ваша возрастает каждую секунду,
Пусть блестящей и счастливой будет ваша звезда.
Пусть любой туман, возникающий на вашем пути,
Станет тусклостью света для моих собственных глаз.
И если поднимется пыль на пути Лайлы,
Пусть этим местом станут глаза Маджнуна.
Кто бы ни окружал вас, подобно лимбу компаса, |126|
Пусть он будет извергнут из этого круга.
Будьте непобедимы 6, пока существует этот мир,
Да будет Хумаюн Хусру (Киром) эпох!
|
|
И, поистине, эта молитва была услышана, так как по причине неверности его низвергли из сферы уважения или, скорее, из сферы существования, о чем будет сказано в свое время. Короче говоря, Его Величество был великодушным человеком и, понадеявшись на его видимую верность, одарил того царскими милостями и с безграничной щедростью наградил за оду, пожаловав ему Хисар-Фирузу (Хиссар). Мирза продолжал соблюдать приличия и выказывал покорность и потому стал вместилищем многих милостей. В 939 г.х. (1532—1533 г.) 7 мирза Камран передал управление Кандагаром Ходжа Калан-беку. Причиной тому послужило то обстоятельство, что, когда мирза Аскари направился в Кабул, он неожиданно встретил хазарейцев, и его армия была разбита. Мирза Камран остался очень недоволен этим и отобрал у него Кандагар.
Комментарии
1. Эта глава является вставной; очевидно, данный текст должен был располагаться перед последней частью предыдущей главы, т.к. в нем описываются события 938-939 г.х. (1532-1533 гг.).
2. Мир Юнус Али упоминается несколько раз в “Бабур-наме” [339 а, б и др.] как друг историка Хонд-е Мира. Умер в 952 г.х. (1545—1546 гг.).
|
|
3. Убит из мушкета близ Кабула в 958 г.х. (1551—1552 гг.) во время атаки кавалерии против Хумаюна, которую он возглавил.
4. Джайгир, может быть, джайгах. В рукописи № 4944 Британского музея — джайдигар. Я не думаю, что это может означать земельное владение.
5. В более широком смысле суба Лахор. [Суба — провинция в государственном делении Могольской Индии.]
6. Камран. Игра слов на имени автора, и это можно перевести как “О Камран!”.
7. В тексте и некоторых рукописях приводится дата 933 г.х., очевидно, неверная. В рукописи № 4944 Британского музея указывается 939 г.х., что, без сомнения, верно.
Глава 22
Дата добавления: 2019-02-26; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!