Сборник договоров России с другими



Государствами. 1856-1917. М., 1952. С. 23-34.

Договор между Англией, Францией и Австрией о гарантиях целостности Османской империи (15 апреля 1856 г.).

Вслед за подписанием Парижского мирного договора 1856 г., завершившим Крымскую войну, Англия, Франция и Австрия заключили между собой отдельный договор о сохранении принципа «целостности и независимости Османской империи». Этот договор был использован европейскими державами для постоянного вмешательства во внутренние дела империи, которое часто сопровождалось вооруженной интервенцией.

 

Его величество император французов, его величество император Австрии и ее величество королева Соединенного королевства Великобритании и Ирландии, желая согласовать совместные действия, которые могут быть вызваны каким-либо нарушением условий Парижского мира, назначили с этой целью своих полномочных представителей <…> которые, обменявшись своими полномочными грамотами и найдя их в полном соответствии, пришли к соглашению по следующим статьям:

Ст. 1. Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют совместно и каждая в отдельности целостность и независимость Османской империи, как то записано в договоре, заключенном в Париже 30 марта 1856 г.

Ст. 2. Всякое нарушение условий упомянутого договора будет рассматриваться державами, подписавшими настоящий договор, как казус белли. Они будут договариваться с Блистательной Портой относительно мер, которые окажется необходимым предпринимать, и согласуют между собой обязательства по использованию своих сухопутных и морских сил.

Ст. 3. Настоящий договор подлежит ратификации, обмен ратификационными грамотами должен быть произведен в течение 15 дней или большего времени в случае необходимости. В удостоверении чего полномочные представители подписали настоящий договор и приложили к нему свои личные печати.

Кларендон, Коулей, Буоль-Шауенштейн, Гюбнер, Валевски, Буркене.

Хрестоматия по новой истории. В 3-х т.

Т. 2. – М., 1960. С.430.

Турецкие дела

<…> В нынешних запутанных обстоятельствах Порты важно следить за всеми ее действиями относительно христианских ее подданных, равно как за действиями ее относительно Молдовлахии, Сербии и заклятых ее врагов Черногорцев. Это тем важнее, что в непродолжительном времени должны начаться конференции в Париже, которые решат судьбу Придунайских княжеств; без сомнения при этом не забуду обратить внимание и на нынешнее тревожное состояние Сербии и прочих провинций Оттоманской империи. Меры, принимаемые доселе Портою к успокоению восставших райев и к удовлетворению справедливых их жалоб, напоминают собою тот же способ управления, если даже и не хуже, какой она употребляла до начатия войны. Даже самые приверженные Турции журналы, например австрийские, не могут не сознаться в этом. Не говоря уже о том, что происходит в Придунайских княжествах, где революционные страсти, поджигаемые турецкими и другими агентами, очевидно, имеют целью поставить в затруднительное положение членов будущей конференции и таким образом вызвать новый кризис, – в самой Турции, почти по всем пунктам, открывается нашим взорам печальное зрелище. Никогда, несмотря на благородное вмешательство конгресса и на обещанные реформы, положение христианского народонаселения не было так ненадежно; никогда грабежи и податные взыскания, ныне увеличенные, не производились так жестоко и дерзко; никогда варварское обхождение турецких чиновников и злоупотребления иерархических Фанариотских властей не были столь явны; но и никогда, к счастью, сознание собственных сил и необходимости образования и искоренения зла в самом зародыше не разыгрывалось так сильно между христианами Европейской Турции, хотя, впрочем, не между всеми в равной степени <…>

<…> Вот перечень новых податей, из которого читатели Русского Вестника убедятся в последнем обстоятельстве:

1. Налог, называемый махтум, из 60 пиастров (около трех рублей серебром), ежегодно выплачиваемый каждым семейством, вместо рекрутского набора. Но эта плата не совсем избавляет райя от рекрутства, и потому он платит еще

2. Редиф, установленный в том же смысле, с тою разницею, что, кроме райи, и мусульмане несут эту повинность.

3. Налог на дрова и сено от 6-9 пиастров ежегодно, в пользу мюдира, выплачиваемый только христианами;

4. Давно уничтоженный налог, под именем кулук, ныне возобновлен в пользу забтиев. Подать эта выдается натурою на каждую пару волов двумя мерами пшеницы.

5. Низами, состояний из 35 пиастров ежегодно, с каждого семейства, в пользу регулярного войска.

6. Особый налог, состояний из 15 пиастров с каждого семейства, предварительно вычитаемый в пользу мюдира.

Эти налоги, введенные после войны и уплачиваемые христианами, лучше всякого описания свидетельствуют, как турецкое правительство понимает принцип равенства всех подданных султана относительно податей.

Но это еще не все. Независимо от означенных в пользу правительства податей, христиане православного вероисповедания и славянского происхождения должны содержать на свой счет многочисленное высшее иноземное духовенство с его свитою. В одной только Болгарии, с 1 000 000 православных, считаются семь митрополий, кроме епископств, занятых исключительно духовными и светскими Фанариотами. Повинности, известные под названиями: дымница, владычня, воифния, милостыни, посвящения и пр., равно как симонии, в некоторых округах превышают подати, взимаемые Турками. Предвидя, что рано или поздно вступит же в силу гатти-гумаюн, иноземное духовенство удвоило свои поборы и напрягло все силы к подавлению возрастающей жажды христиан к образованию и улучшение своего быта. Прибавьте к этому, что народ должен на свой счет строить церкви, училища, содержать учителей, медиков и пр., работать почти даром при сооружении казенных зданий, исправлении крепостей, общественных дорог, и все это вопреки смыслу гатти-гумаюна.

Неизбежным следствием такого истолкования гатти-гумаюна, от которого христиане ожидали улучшения своей судьбы, были внутренние волнения в Албании и по преимуществу в Боснии, Герцеговине и в Болгарии, волнения, встретившие немалое сочувствие между многими иноземцами, живущими в Турции, равно как между Черногорцами и сербским народом. Смотря по географическому положению, по степени просвещения, по разноплеменности и по религиозному отношению, волнения христиан приняли разные Формы. В Боснии и Герцеговине недовольные принялись за оружие, и направили свои удары против Турок; в Болгарии, Фракии и Македонии – трех провинциях, большею частью населенных Болгарами в числе шести миллионов – народ, избегая всякого столкновения с Турками и направив все усилия против Фанариотов, энергически и обдуманно принялся за свои церковные дела, и, будучи образован нее остальных жителей Турции, не исключая и Греков, решился свергнуть тяжкое Фанариотское иго <…>

<…> Уже по самой внешней обстановке своей, по братской своей приязни с неверными, по развратному образу жизни и по вековой, исторической антипатии, Фанариот чужд Славянина. Турок, убивая физически христианина и грабя его, не препятствует развитью духовной его жизни; Фанариот же, вместе с грабежом, давит его нравственную духовную деятельность, препятствует его развитью то силою анафемы, то мечом, и попирает его священнейшее достояние – язык и народность. Исторически известно, что Турки потому так долго удерживали за собою Сербию, Молдовлахию и Морею, что имели самую надежную полицию в лице Фанариотов. Имея перед глазами такие факты, испытав над собою ужаснейшие притеснения, видя лучших своих сынов павшими жертвою фанариотской политики, болгарский народ, подобно новым Грекам, с некоторого времени принялся за свое образование, как за единственное средство, могущее вывести его из глубины того ничтожества, в которое низвергли его не столько Турки, сколько Фанариоты. В этом отношении Болгаре, несмотря на все гонения, которым подвергается славянский язык в Турции, со стороны местных архиереев-Фанариотов, оказали успехи, достойные удивления.

В кратком нашем обозрении, мы не можем войти во все подробности так называемой славянской реакции, охватившей ныне весь Балканский полуостров до самой Греции; и начавшейся с небольшим за двадцать лет пред сим. Гатти-гумаюн, вызванный парижским миром, дает христианам между прочим право выбирать из среды себя архипастырей, и ограничивает ту светскую власть, которою злоупотребляли до сих пор Фанариоты, не хуже двухбунчужных пашей. Под эгидою этих прав, Болгаре не раз подавали жалобы Великой Церкви и даже Порте, прося уничтожения гнусной симонии, уменьшения налогов в пользу местных архиереев, прекращения гонений на болгарский язык и церковно-славянские книги. Порта, по своему обыкновению, признавала справедливыми требования Болгар и также не раз предписывала константинопольскому патриарху созвать собор для обсуждения дел, касающихся церковного устройства. Но тут-то и камень преткновения. Фанариоты не напрасно величают себя наследниками римско-византийской политики, и, предчувствуя грозу, они пустили в ход все хитрости своей вековой опытности, чтоб отклонить турецкое министерство от намерения, поддерживаемого Франциею, удовлетворить просьбам Болгар. С этою целью напоминали они правительству свои заслуги в пользу ислама, и ловко дали ему почувствовать, что существование их связано с существованием самой империи, ибо они умели всегда подавлять всякое движение Славян и Греков, в самом его зарождении <…> Порта уступила человеколюбивым советам европейских держав, запретила, как известно, под строгою ответственностью, константинопольскому патриарху делать какие бы то ни было доносы на христиан, и в то же время предоставила эту часть надзора местным турецким властям; Болгарам же приказано отнестись к Великой Церкви, как к главе христианства, которая рассмотрит все их жалобы.

Болгаре Виддинской епархии первые начали дело. Они не могли забыть предательское вмешательство Фанариотов во время виддинского восстания (1849 года), когда погибло более 1500 Болгар в стычках с Турками. Имея постоянные сношения со свободными Сербами и будучи весьма воинственны и смелы, Болгаре – Шопы постоянно находятся в неприязненных отношениях к Туркам и упорнее всех Болгар защищают свою народность от Фанариотов, желавших ввести и здесь греческий язык в училищах и церквах.

Непомерные сборы, взимаемые их митрополитом, вопреки установленному порядку, постоянное его стремление к закрытью славянских училищ и доносы на мнимые заговоры Болгар против султана, не раз выводили жителей из терпения, и не раз жаловались они Великой константинопольской Церкви; но всегда посланные от них возвращались из Царьграда без всякого результата. Нужно заметить, что жалобы Болгар на злоупотребления местных Фанариотов, сопровождаются огромными издержками, анафемою, ссорою, партиями в пользу и против Фанариотов, потерею времени, ссылкою пылких голов, иногда закрытием славянских училищ и наказанием учителя, всегда явно или тайно принимающего участие, когда дело идет о Фанариотах. При этом немало достается и бедным болгарским священникам, которым Фанариоты поручают, вовремя сильных волнений, приводить в повиновение народ.

<…> депутаты Виддинской епархии, прежде других Болгар, отправились в Константинополь и, на основании гатти-гумаюна, подали на имя султана прошение, в котором со всеми подробностями были описаны прямые и косвенные сборы Фанариотов, простирающиеся до огромной цифры, притеснения со стороны их сборщиков, немилосердно отнимающих у христианина последнюю рубашку, соблазн народа при виде их оргий, волнения, могущие усилиться и иметь несчастный исход при таком порядке вещей, и т. п., и всеподданнейше просили его величество умилосердиться над своими подданными, страдающими от Фанариотов, и назначить жалованье их митрополиту. Таким образом, Болгаре открыто вступили в бой с Фанариотами. Вскоре поданы были прошения, в которых, кроме обыкновенных жалоб на Фанариотов, Болгаре просили и народных архипастырей.

Документы, обнародованные по этому поводу, в сущности сходны между собою, и потому, чтобы дать о них понятие нашим читателям, мы заимствуем из болгарского Цареградского Вестника следующую переписку между великим визирем и греческим константинопольским патриархом.

Высочайшее повеление на имя его превосходительства Хариджие-Назарье для сообщения св. вселенскому патриарху о назначении жалованья виддинскому митрополиту (в Болгарии).

Тягостные и несправедливые денежные поборы митрополита и епископов Виддинской епархии вынудили жителей Виддина жаловаться Порте и просить о назначении митрополиту и епископам приличного жалованья, с тем, чтоб они впредь не имели права требовать сверх определенной суммы. <…>

<…> Поныне существует древний обычай, непреложно хранимый христианами по заповедям нашей веры, а именно, чтобы жители каждой епархии давали своим архиереям определенную часть своих хозяйственных произведений с почвы и другие добровольные приношения для их пропитания, покрытия особенных издержек, равно как для вспомоществования и облегчения нужд бедных и убогих. В некоторых епархиях эти архиерейские хозяйственные доходы, с согласия христиан и соизволения архиерея, были заменены равноценным количеством денег, выплачиваемых ему жителями с благодарностью, как правило, освященное временем и узаконенное их праотцами.

В самом деле, в древности архиереи, кроме необыкновенных для них издержек и вспомоществования бедных, более никакой траты не делали. Но несколько лет тому назад, и в особенности ныне, народные нужды умножились; поэтому каждый архиерей обязан, как только займет свою епархию, оказать однажды и навсегда следующие вспомоществования, смотря по тому, какие в той епархии имеются определенные приходы:

1. Народной кассе известное количество денег с тою целью, чтобы выплачивать неизбежные ежегодные церковные издержки и проценты прежних ее долгов.

2. Кассе больниц, где многие из наших единоверцев, как из константинопольских жителей, так и из провинций, получают исцеление своих недугов.

3. Особенной кассе для милостыни, из которой многие неимущие и бедные получают, смотря по нуждам своим и по состоянию кассы, единовременные или ежемесячные пособия.

4. Училищам, недавно народом учрежденным по возможности средств своих, и которые уже теперь основаны и улучшены. Слава и благодарение царю и его трудолюбивым попечителям, питающим толикую любовь и ревность к народному просвещению!

5. Патриарху, который не имеет никаких других приходов на покрытие своих чрезвычайных издержек и многих необходимых расходов для того, чтоб со славою поддерживать свой духовный сан и национальное достоинство.

Кроме того каждый архиерей ежегодно обязан платить непременно:

1. Проценты с своих епархиальных долгов, называемых дворными.

2. Определяемый ежегодно учет с капитала.

3. Ежегодный взнос денег, соразмерно доходам епархии, на содержание и улучшение богословского училища, несколько лет тому назад основанного на острове Халки, для образования духовенства, и которое не имеет никаких других доходов.

4. Другие неопределенные взносы, которые архиерей должен платить для поддержания многих бедных людей.

За сим следуют еще его особенные издержки, необходимые для пропитания самого себя, своих чиновников и слуг, далее – вспомоществования (от некоторых только архиереев) на содержание училищ и благотворительных заведений, находящихся в епархии: милостыни пособия, раздаваемый особенно беднейшим, семействам; платеж тех долгов, которые архиерей неизбежно сделал при покупке епархии; разные особенные издержки, им при сем понесенные, и наконец проценты на законные суммы.

Существует еще старинный обычай, по которому архиереи, вступая в первый раз в управление епархией, однажды и навсегда берут с ее жителей известное количество денег для облегчения своих издержек. Эти пособия архиереям, определенные в иных местах, в других назначаются с согласия и одобрения обеих сторон, обще ли для целой епархии, или частно для каждого села. Впрочем случается, что архиереи берут менее определенного количества денег там, где христиане очень бедны, или и совсем ничего не получают, потому что в иных епархиях не принят этот обычай, или старейшины не дозволяют архиерею производить обычный сбор, и он, для сохранения мира, отказывается от этого пособия, тогда как ежегодные епархиальные сборы, определенные по взаимному соглашению между архиереем и христианами, взносятся но обычаю, установленному с незапамятных времен <…>

<…> архиереи обязаны ежегодно объезжать христианские селения своих епархий, чтобы жители усердно исполняли все то, что заповедывает нам религия, укреплять их в вере, наставлять и внушать, чтоб они, на основании наших церковных уставов, с благодарностью покорялись государю, – ибо под его покровительством они живут мирно и благополучно <…>

Д.

Турецкие дела //

Русский вестник.1858. № 2.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!