Краткое жизнеописание автора, Шрилы Вриндавана даса Тхакура 33 страница



Господь Вишвамбхара - Всемилостивый Верховный Господь, посмотрел на Адвайту Ачарью и сказал:

- Я снизошел на эту землю, потому что ты принял на себя суровые обеты и поклонялся Мне с любовью и преданностью. Я отдыхал на Своем ложе в Молочном океане, но твой зов разбудил Меня. Сострадание не позволяет тебе спокойно взирать на человеческие страдания. Ты призвал Меня, чтобы Я облегчил их. Все эти полубоги, мудрецы и слуги, что окружают меня, пришли в ответ на твои молитвы. Благодаря тебе все живые существа могут увидеть этих великих преданных, о которых все время размышляет Господь Брахма.

Услыша эти удивительные слова из уст Господа, Адвайта Ачарья вместе с женой воздели к небу руки и стали прославлять Гаурангу.

- Сегодня моя жизнь обрела смысл, - говорил Шри Адвайта, и слезы катились у него по щекам, - исполнились все мои мечты и желания. Это беспредельная удача, что я могу видеть Верховную Личность Бога, которую не могут видеть даже Веды, хотя описывают ее словами. О Господь, все свершилось по Твоей милости, сам я ни на что не способен. Кто кроме Тебя освобождает живые существа?!

- А теперь соверши поклонение Мне! - повелел Господь.

И Адвайта Ачарья в великом экстазе стал поклоняться лотосным стопам Господа. Сначала Он омыл эти стопы маслом. Он обмакнул в сандаловую пасту несколько свежих листьев туласи и положил их на лотосные стопы Господа. Затем стал предлагать цветы, благовония, ладан и светильники, и слезы непрестанно лились у него из глаз. Продолжая читать молитвы, Ачарья предложил лампу с пятью огнями. Он продолжал поклоняться Господу, строго следуя указаниям писаний - цветами, гирляндами, одеждами, украшениями и т.д. А потом прославил Господа в таких стихах: О мой Господь, Ты покровитель коров и брахманов, Ты доброжелатель человечества и всего мира.

Ачарья продолжал:

- Слава, Слава Господу каждого живого существа - Господу Вишвамбхаре, слава Господу Гаурасундаре, океану милости! Слава Шри Чайтанье Махапрабху, источнику всех воплощений Всевышнего! Он пришел показать всем, что Его преданные всегда правы. Слава Ему, кто радуется чарующей красоте Лакшмидеви. Слава Господу, украшенному знаком Шриватса и драгоценным камнем Каустубха! Слава Господу Вишвамбхаре, который проповедует воспевание маха-мантры Харе Кришна! Слава Тебе, явившему игры чистой преданности на благо всех живых существ. Слава Господу Махапрабху, возлежащему на ложе Ананта-Шеши. Слава, Слава Высшему прибежищу всех живых существ. О мой Господь, Ты Господь Вишну, Ты Кришна и Ты же Нараяна. Ты вечный и являлся как Матсья, Курма, Вараха и Вамана. В каждую эпоху Ты спасаешь и поддерживаешь принципы религии. Ты Господь Рамачандра, победитель демонов. Ты приходил как Господь Нрисимхадева, чтобы защитить Своего возлюбленного преданного Прахладу Махараджа от жестокого отца-демона Хираньякашипу. Ты бесценный бриллиант Вед и лучший из брахманов. Никто как Ты не умеет скрывать Себя, но Твои чистые преданные все равно найдут и разоблачат Тебя. Ты снизошел проповедовать совместное воспевание имен Бога - небывалое явление в творении, Тебе нет равных. Нектар с Твоих лотосных стоп опьяняет Господа Шиву и Парвати. Богиня удачи постоянно служит Твоим лотосным стопам с великой любовью, а великие мудрецы поют бесконечную хвалу Твоим лотосным стопам. С великим почтением и благоговением поклоняется Тебе Господь Брахма. Все Шрути, Смрити и Пураны прославляют Твои лотосные стопы. В облике Ваманы Ты покрыл двумя шагами всю вселенную до Сатьялоки, и Бали Махараджа отдал Тебе жизнь и душу, предложив свою голову Твоим лотосным стопам. Святая Ганга берет начало от Твоих лотосных стоп, и Господь Шива ощущает великое счастья, принимая ее воды на свою голову!

Адвайта Ачарья был в миллионы раз разумнее Брихаспати, поэтому полностью осознавал абсолютное и трансцендентное положение Господа Чайтаньи. Обливаясь слезами, Адвайта Ачарья прославлял Господа. Он распростерся перед Ним, ища прибежища у Его лотосных стоп.

Господь Гауранга, Верховная Личность Бога, пребывает в сердце каждого. Благословляя Адвайту Ачарью, Он положил Свои лотосным стопы ему на голову. Видя это, все преданные стали победно славить Господа: Хари! Хари!Уже никто не владел собой: одни катались по земле, другие шумно хлопали друг друга по плечам, а третьи обнимались в величайшем экстазе. Адвайта Ачарья и его жена чувствовали, что сейчас исполнились все их желания, потому что Господь Чайтанья возложил лотосные стопы на голову Адвайте Ачарье. Нет границ милости Господа!

- О Нара! Узри Мою славу и божественный танец!

Адвайта Ачарья сам начал танцевать в великой преданности. Зазвучала сладкая, мелодичная киртана, а Адвайта Ачарья продолжал танцевать перед Господом Гаурангой. Движения его были грациозны и изящны. Он чувствовал в это время величайшее смирение, зажав в зубах пучок соломы. Иногда он подпрыгивал и кружился в воздухе, а потом падал и катался по земле. Он глубоко и часто дышал, теряя временами сознание. В этом экстатическом танце им овладевали разные проявления любви. Наконец, он приблизился к Господу и опустился у Его стоп, как верный раб. Описать эти непостижимые трансцендентные игры невозможно.

Господь Нитьянанда, глядя на танец Ачарьи, широко раскрыл глаза, брови Его изогнулись от изумления, и Он начал громко смеяться. Тут Адвайта заметил Нитая, и, отбежав в сторону, ближе к Господу Чайтанье, тоже расхохотался:

- Нитай! Как прекрасно, что ты здесь! Я так давно следил за Тобой и, если Ты теперь захочешь куда-нибудь уйти, я просто свяжу Тебя!

Господь Нитьянанда еще больше рассмеялся. Хотя в играх Господа Чайтаньи Нитьянанда Прабху и Адвайта Ачарья - две разных личности, в играх Господа Кришны это одна и та же личность. Служа Господу Чайтанье, Нитьянанда Прабху проявлял Себя в разных формах. Он прославлял Его, медитировал в сердце, становился зонтом и кроватью Господа или сладко пел Его святое имя. Только самые удачливые могут понять, что в этом воплощении Господь Нитьянанда и Господь Адвайта Ачарья неразличны, и поэтому какие бы споры и разногласия не возникали между ними - это непостижимые трансцендентные игры Верховного Господа. Они служат Верховному Господу Шри Чайтанье как Господь Ананта-Шеша и Господь Шива, и те, кто не понимают этого, обречены на гибель.

Танец Адвайты Ачарьи заворожил преданных, наполняя сердца экстатическим блаженством. Но как только Господь Чайтанья дал знак, Адвайта Ачарья прервал танец и почтительно сел у Него в ногах. Господь Чайтанья снял со Своей шеи гирлянду и одел ее на Адвайту Ачарью.

- Проси чего хочешь, Адвайта Ачарья, - улыбнулся Он.

Адвайта Ачарья продолжал молчать, но Господь Вишвамбхара настаивал, и тогда Адвайта ответил:

- О каких еще благословениях мне просить? Все, что хотел, я уже получил. Ты видел мой танец, и все желания моего сердца исполнились. О чем мне еще просить моего Господа? Я вижу Тебя, что еще нужно? Ты знаешь все и видишь каждого, Ты знаешь, чего я хочу и чего не хочу.

- Я пришел из-за тебя, - склонив голову немного набок, сказал Господь Вишвамбхара. - Я буду проповедовать воспевание святого имени в каждом доме, так что вся вселенная будет петь и танцевать во славу Мне. Обещаю тебе, что одарю любовью к Богу каждого. Преданное служение, которого так ищут Господь Брахма и Господь Шива, Я буду раздавать всем.

- Одари любовью к Богу также женщин, шудр и всех падших и невежественных людей, - сказал Адвайта Ачарья, - а грешников, опьяненных образованием, богатством, семьей и прочим, насмехающихся над Твоими преданными и процессом преданного служения, обреки гореть в адском пламени. Пусть все, даже чандалы, танцуют в экстазе, воспевая Твое святое имя.

Понимая желание Адвайты Ачарьи, Господь громко воскликнул:

- Ты истинно говоришь! Пусть весь мир станет свидетелем твоей милости к самым невежественным и падшим душам!

Когда все немного успокоились и кружком расселись вокруг Господа Гаурасундары, который напоминал взошедшую на ночном небосводе луну, окруженную тысячами звезд, Шриваса Тхакур, желая прославить Шри Адвайту Ачарью устами Господа, спросил:

- Мой Господь, у меня есть один вопрос, хоть я не решаюсь задать его. Но он мучает меня, и потому скажи, Адвайта Ачарья предан Тебе?

Лицо Господа Гауранги покраснело от гнева.

- Уддхава и Акрура очень дороги Мне, - обрушился Он на Шривасу, - а ты думаешь, что Адвайта Ачарья занимает менее высокое положение! Во всей Индии ты не найдешь такого преданного, как Адвайта Ачарья, о невежественный брахман! Теперь слушай. Адвайта Ачарья - царь всех вайшнавов, это Мой преданный, сама Моя душа. Он владыка творения, снизошедший во имя освобождения людей Кали-юги. О Шриваса, ты идеал преданного, узнай же о возвышенных качествах Адвайты Ачарьи, и с открытым сердцем всегда служи и поклоняйся ему.

Шриваса молча внимал наставлениям Махапрабху:

- Не накапливай знаний! Развивая гьяну, ты не достигнешь любви к Кришне. Ты обретешь Кришна-прему, только отказавшись от плодотворной деятельности и сухого философствования.

- О Господь, - отвечал Шриваса, - благослови меня забвением мирских занятий!

- Вишвамбхара, - сказал Мурари Гупта, - я ничего не понимаю в этом!

- Если ты действительно хочешь разобраться, - отвечал Гауранга, - учись у Адвайты Ачарьи и искренне, с чистым сердцем поклоняйся Кришне. В сравнении с любовью к Богу освобождение - плод гьяны (сухого накопления знаний) - теряет свою ценность.

Собравшиеся преданные ответили радостным Хари бол!и поклялись следовать совету Господа. Они снова стали танцевать и петь с таким трансцендентным восторгом, что полубоги изумились, глядя с небес на их танец. Так Господь Гауранга являл Свои удивительные игры, проповедуя любовь к Богу на земле Навадвипы.

Его глаза - два распускающиеся красных цветка лотоса - молниеносно летали в разные стороны, словно сумасшедшие шмели; взгляд источал нектар сострадания, а лицо, сияющее как полная луна, заставляло плакать от любви. Надия утопала в блаженстве, глядя на танцующего сына Шачи, влекущего к Себе, словно Мадана-Мохан.

Продолжая рассказывать о Кришне, Гауранга сказал:

- Кришна - единственный Господь творения, душа всего, - и, показывая, как происходит творение, Он вытянул вперед руку и несколько раз сжал и разжал пальцы.

- Послушайте, - продолжал Гауранга, - творение Бога можно понять только погрузившись в преданность. Хотя это сложный предмет, но Я постараюсь объяснить, чтобы обусловленные души достигли освобождения от материального бытия. Без освобождения не познать Кришну.

Посмотрите на Мои пять пальцев. Один из них в меду, а другие дурно пахнут. Вы с удовольствием оближите тот, что в меду, и отвернетесь от четырех остальных. Вот точно так же освобожденная душа принимает только Господа и отвергает остальное.

Сделав небольшую паузу, Гауранга продолжал лить на всех Свою милость:

- Нет ничего ценного кроме Кришна-бхакти. Через бхакти можно познать Господа Кришну, который является сутью всего. Ваша преданность будет непрерывной, если вы поймете это. Тогда вы быстро достигнете бескорыстной преданности Господу Кришне.

Затем Махапрабху погрузился в медитацию на лотосные стопы Кришны, непрерывно повторяя: Хари! Хари! Хари!Через несколько минут Он снова заговорил:

- В глубине вриндаванского леса стоит инкрустированный драгоценными каменьями храм, посреди которого сидят на прекрасном троне Радха и Кришна. Их окружают гопи. Павлины, кукушки, голуби, попугаи и шмели поют Им сладкие песни. Шри Вриндавана полна ароматных цветов и со всех сторон окружена Ямуной.

Все там так красиво и чарующе, что даже Лакшмидеви жаждет попасть во Врадж. Увидя Шри Вриндавану, ее глаза краснеют, словно в опьянении. Она плачет, проливая потоки слез, а кожа покрывается мурашками. Охваченная великой любовью к Кришне, Лакшми смеется, стонет, поет и танцует...

И в этот момент голос Вишвамбхары прервался, что-то перехватило Ему горло. Через минуту Он еле проговорил последнюю фразу:

- Своими трансцендентными качествами преданные очищают всю вселенную, - и закружился в экстатическом танце, увлекая за Собой всех собравшихся вайшнавов в сладостную санкиртану.

 

Однажды Гаурачандра неожиданно появился во дворе дома Адвайты Ачарьи. Вслед за Ним вошел Нитьянанда Прабху. Они не стали заходить в дом, а расположились прямо во дворе. Оба, похоже, вынашивали какие-то намерения. В самом счастливом расположении духа вместе с Адвайтой Ачарьей они решили устроить здесь праздник санкиртаны. По отдельным фразам Сита Тхакурани поняла желание Гауранги и, чувствуя величайшую радость, с готовностью вызвалась помогать. Видя это, Гауранга вдохновился еще больше и ответил:

- Тхакурани, пригласи к себе в дом всех вайшнавов, и особенно музыкантов, танцоров и певцов. Все должны принять участие в великом празднике санкиртаны!

Так Господь Гауранга счастливо проводил Свои дни на берегах Ганги в Навадвипе. Пока преданные танцевали в экстазе, воспевая имя Господа, ученые брахманы, гьяни, злобно обсуждали Гаурангу. Скрупулезно изучая писания, они лопались от гордости, уверенные, что овладели ими, но на самом деле лишь разрушали свой разум. Они осуждали и Господа Нитьянанду, не понимая Его трансцендентных деяний и обрекая себя на страдания.

 

 

* * *

 

Однажды после радостного танца, Господь сел и воскликнул:

- О отец Мой, Пундарика! Где ты? О Пундарика, когда же я снова увижу тебя?

Пундарика был очень близким спутником Шри Кришны. Чтобы принять участие в играх Господа Чайтаньи, он явился в деревне Чаттаграма, в восточной Бенгалии, и освятил эти места. Не видя Пундарику рядом с Собой, Господь, являя Свои игры в Навадвипе, тяжело вздыхал в разлуке.

Преданные окружили Господа, не понимая, чье имя Он повторяет, и почему слезы льются у Него из глаз. Они знали, что Пундарикаозначало имя Кришны, но никто не догадывался, что это имя носил очень близкий спутник Господа. Когда Господь, наконец, пришел в Себя, преданные спросили Его:

- О ком Ты так сокрушался? Кого Ты звал? Раскрой нам, кто это, где он родился, что делал? Пусть удача улыбнется нам, и мы услышим о Твоем чистом преданном.

- Да, вам очень повезло, раз вы хотите услышать о нем, о Пундарике Видьянитхе. Его деяния и качества удивительны, весь мир может очиститься лишь услышав его имя. Самое удивительное то, что он ведет себя как обычный человек, и поэтому никто не узнает в нем чистого преданного Верховной Личности Бога. В высшей степени ученый брахман, он родился в деревне Чаттаграма и всегда очень строго исполняет предписанные религиозные обязанности. Почтительный и приветливый с каждым, он плавает в океане нектара любви к Кришне. Он никогда не ходит омываться в Гангу, чтобы избавиться от бремени грехов, как это делают другие. Он не входит в ее воды и даже не касается ногой, однако, каждый вечер спускается на берег взглянуть на священную реку и отдать дань почтения. В эти вечерние часы берега Ганги тихи и безлюдны. Ему нестерпимо видеть, как непочтительно люди пользуются матерью Гангой: они полоскают там рот, плюют в нее, моют голову, стирают грязную одежду.

Другое удивительное качество Пундарики Видьянитхи, то что он всегда пьет воду Ганги, прежде чем поклоняться Господу, а затем совершает остальные религиозные обязанности. Это хороший урок всем надменным раздутым от гордости ученым о величии матери-Ганги.

Сейчас он в Чаттаграме, но скоро придет в Навадвипу, где тоже имеет дом. Но никто из вас не сможет узнать его, потому что на первый взгляд Пундарика кажется обычным материалистом. Я так хочу увидеть его, что вы должны молиться и своими молитвами поскорее привести сюда!

Рассказ о Пундарике Видьянитхе поверг Господа в экстатический транс, Он стал плакать, восклицая: О Мой отец, Пундарика!Но никто больше не понимал всего величия этого чистого преданного. Только Господь мог раскрыть миру возвышенное и уникальное положение Своего чистого преданного.

Пундарика Видьянитхи не мог не ответить на зов Верховной Личности Господа и неожиданно решил отправиться в Навадвипу. Он собрался и вскоре появился там с многочисленными учениками. О нем сложилось впечатление как о человеке расточительном, привязанном к комфорту и удовольствиям.

Кроме Мукунды, никто среди вайшнавов не знал о появлении в Навадвипе Пундарики Видьянитхи. Мукунда тоже был родом из Чаттаграма, поэтому хорошо знал о возвышенных качествах Пундарики Видьянитхи. Услышав о появлении Пундарики, он так обрадовался, что не в силах был сдержать себя. Однако он никому не стал говорить об этом, так что к Пундарике продолжали относиться как к расточительному богачу.

Гададхара Пандит и Мукунда были близкими друзьями и часто встречались.

- Слушай внимательно, Гададхара, - сказал как-то Мукунда, - в Навадвипу пришел очень великий преданный. Ты всегда страстно желал встречи с чистым вайшнавом, и сегодня твое желание исполниться. Я покажу тебе настоящего вайшнава, чистого преданного, и в ответ хочу лишь, чтобы ты считал меня своим близким слугой.

- О Кришна! - воскликнул взволнованный Гададхара Пандит, и вместе они отправились в дом великого вайшнава. Там они увидели Пундарику Видьянитхи, окруженного роскошью. Гададхара почтительно поклонился, ему предложили сесть.

- Как имя твоего спутника, и из какой он деревни? - спросил Видьянитхи у Мукунды. - Я вижу, он сияет чистотой преданного служения Верховному Господу Вишну, его облик и поведение прекрасны.

- Его имя Шри Гададхара, - ответил Мукунда, - он очень удачлив, потому что с раннего детства не привязан к семье. Родом они из Чаттаграма. Его отец - Шри Мадхава Мишра, а мать - Ратнавати. Они с Гаурангой ровесники и соседи. Ратнавати и Шачимата хорошие подруги. У Гадаи есть брат Ванинатха, который с тринадцати лет живет в Навадвипе и тоже близко дружит с Нимаи Пандитом. Полностью погруженный в преданное служение, Гададхара общается только с вайшнавами и очень дорог им. Услыша о тебе, он очень захотел тебя увидеть.

Пундарике Видьянитхе понравился Гададхара Пандит, и он тепло встретил его. Эта великая личность, Шри Пундарика Видьянитхи, сидел как принц на мягкой деревянной кушетке, отделанной латунным сплавом и инкрустированной красноватыми камнями. Над нею возвышались три яруса резных выступов, отделанных сверкающими парчовыми нашивками. Он сидел на мягкой подстилке, покрытой чистой дорогой простыней, а спину подпирали шелковые подушки. Рядом, на расстоянии вытянутой руки, стояли большие и маленькие кувшины для воды и блестящие латунные тарелки с искусно выложенными на них листьями бетеля. С другой стороны висели два больших разукрашенных зеркала, в которые Видьянитхи то и дело поглядывал, улыбаясь красными от бетеля губами. На лбу у него красовалась сандаловая тилака, все лицо было расписано точками, которые наносят сандалом, смешанным с ароматными маслами. Заметно было, что он следит за волосами - они были тщательно уложены и сверкали, обильно смазанные маслом. По обеим сторонам стояло двое слуг, мягко обмахивая его длинными опахалами из павлиньих перьев, а перед ним был натянут хороший гамак. Жизнь Пундарики проходила в чистом преданном служении, но не зная его, люди называли его принцем, потому что окружавшая его обстановка создавала впечатление человека легкомысленного и привязанного к комфорту и удовольствиям.

Когда Гададхара Пандит увидел эту роскошь и атмосферу праздной жизни, у него закрались подозрения. Сам Гададхара был очень отреченным с раннего детства, поэтому сердце его преисполнилось сомнений относительно качеств Пундарики Видьянитхи: Что это за вайшнав, окруживший себя такими украшениями и роскошью? Слушая о нем, я проникся таким уважением, но теперь, кроме разочарования ничего не осталось.

Мукунда понял смятение в сердце Гададхары и решил раскрыть ему возвышенные качества Пундарики Видьянитхи. И Гададхара, благодаря особой милости Господа Кришны, все понял, для него не осталось ничего неведомого. Сладким голосом Мукунда начал петь стих из Бхагаватам, описывающий славу преданного служения: О Боже, как обрести мне прибежище у освободителя Путаны? Даже эту демоницу Он возвысил до положения Своей матери! Кто милостивее Его? Путана была неверующей и лишь страстно желала младенческой крови. С этим намерением она смазала смертельным ядом грудь и пришла убить Кришну, но поскольку она предложила Господу свое молоко, она обрела величайшее благо.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!