Краткое жизнеописание автора, Шрилы Вриндавана даса Тхакура 15 страница



 

* * *

 

Путешествуя по западным провинциям, волею Проведения Нитьянанда Прабху повстречался с Шри Мадхавендрой Пури. Эта удивительная встреча стала как бы продолжением необычайно сладостных отношений Нитьянанды со своим духовным учителем Лакшмипати Тиртхой, потому что Мадхавендра Пури тоже был его учеником, прославленным на всю вселенную.

Шри Мадхавендра Пури олицетворял собой самую возвышенную трансцендентную любовь к Господу Кришне. Он любил Кришну так же, как любит Его Шримати Радхарани. Его подобные белым лебедям ученики сияли духовной любовью. Льющиеся нектаром любовные взаимоотношения с Кришной были самой жизнью Пурипады. Кришна никогда не покидает сердца такого чистого преданного, как Мадхавендра Пури. C головы до кончиков пальцев на ногах он весь был насыщен божественной любовью. Поскольку Пурипада не принимал в пищу ничего, кроме сладкого сока этой любви, его тело стало местом игр Господа Кришны. Словами не описать всю силу его любви. Даже прославленный Шри Адвайта Ачарья счастлив был стать учеником Мадхавендры Пури.

Пурипада занимал исключительное положение на трансцендентном древе преданного служения Шри Чайтаньи Махапрабху. Он впервые проявил сладость мадхурья-расы, супружеской любви к Господу Кришне, и показал высоту и уникальность положения Шримати Радхарани, которая Своей любовью одерживает верх над Кришной, Верховной Личностью Бога.

Супружеская любовь к Богу - это сладкий плод трансцендентного древа преданного служения Шри Чайтаньи Махапрабху. Он и есть это дерево трансцендентной любви к Кришне. Он же садовник, который с наслаждением вкушает его сладкие плоды и щедро раздает их другим. Мое имя Вишвамбхара, - думал про Себя Господь Чайтанья, - Тот, кто поддерживает вселенную. Я действительно оправдаю его, когда всю вселенную напою любовью к Богу. Так Господь принес на землю древо желаний преданного служения. Он бросил его семя (бхакти-лату) в землю Навадвипы и, как заботливый садовник, стал ухаживать за ним, обильно поливая водой Своей воли. Это дерево росло, пока не разделилось на две могучих ветви в лице Нитьянанды Прабху и Адвайты Ачарьи, а потом еще на две - как Гададхара Пандит и Шриваса Тхакур. Шри Мадхавендра Пури, кладезь всего преданного служения Кришне, стал первым плодом этого трансцендентного дерева, а следующий плод оно принесло в лице Шри Ишвары Пури. Сам садовник, Шри Чайтанья Махапрабху, был могучим стволом древа преданного служения. Своей непостижимой силой Он был садовником, стволом и ветвями одновременно. Корнями этого дерева стали девять санньяси, близких спутников Господа. Из ствола выросло множество ветвей и веточек, их было так много, что невозможно сосчитать. Все они образовали пышную крону, или общество вайшнавов, охватившее всю вселенную. И так же как плодоносит большое фиговое дерево, каждая ветвь древа преданного служения принесла плоды. Поскольку стволом этого дерева был Шри Чайтанья Махапрабху, плоды эти были слаще сладчайшего нектара. Когда они созрели, Шри Чайтанья Махапрабху, садовник, стал раздавать их всем и каждому, ничего не требуя взамен. Богатства трех миров вселенной не могут сравниться с одним плодом этого дерева. Плоды эти так вкусны, что кто бы их ни пробовал, пьянеет от охватывающего блаженства и начинает петь, танцевать и смеяться. И видя это, Шри Чайтанья Махапрабху, величайший садовник, счастливо улыбается. Он и Сам наслаждается этими плодами и точно так же теряет власть над Собой. Во всей вселенной не найти никого, кто не опьянел бы от движения санкиртаны Господа Чайтаньи. Даже те, кто злобно называют Его пьяницей, отведав сладкого плода любви к Богу, сами начинают танцевать, радостно восклицая: Здорово! Здорово!

Шри Чайтанья Махапрабху говорил, обращаясь ко всем ветвям и веточкам Своего дерева:

- Древо преданного служения трансцендентно, и потому каждая его часть может выполнять функции всех остальных частей. Обыкновенное дерево всегда стоит неподвижно, тогда как трансцендентное дерево находится в постоянном движении. Все его ветви обладают духовным сознанием и потому, разрастаясь, распространяются по всему миру. Я - единственный ухаживающий за ним садовник. Много ли мест Я могу обойти? Много ли плодов могу собрать и раздать людям? Чтобы собрать и раздать эти плоды одному, понадобится немало усилий, поэтому Я боюсь, что кто-то получит их, а другие - нет. Если Я не раздам людям сладких плодов этого трансцендентного древа, что Мне делать с ними? Много ли Я могу съесть один? Повинуясь трансцендентному желанию Верховной Личности Бога, вода щедро напоила это дерево, и на его ветвях созрело бесчисленное множество плодов любви к Богу. Каждому во вселенной Я наказываю присоединиться к движению санкиртаны! Распространяйте это движение по всему миру! Пусть люди вкушают эти плоды и навсегда избавятся от старости и смерти!

Увидя Мадхавендру Пури, Шрила Нитьянанда Прабху замер. Он словно остолбенел, а потом упал без чувств от нахлынувшей волны трансцендентой любви. И Мадхавендра Пури, глядя на Господа Нитьянанду, вошел в экстатический транс и покинул внешнее сознание. Ишвара Пури и другие его ученики были свидетелями этой необычной встречи. Слезы текли из их глаз, когда они смотрели на эти две великие личности, лежавшие на земле в трансе любви и преданности. Вскоре сознание стало возвращаться к обоим, и, обливаясь слезами радости, они обнялись. Они катались по песку и громко, неистово кричали, не в силах сдержать возвышенных чувств, полностью погруженные в экстатическую любовь к Богу. Потоки их бесконечных слез очистили землю. Мать земля чувствовала, что обрела величайшее благословение. Оба содрогались от волнами пробегающей дрожи, слез и мурашек на теле; все это свидетельствовало о том, что Шри Чайтанья пребывал в сердцах обоих.

Первым заговорил Шри Нитьянанда:

- Сегодня, в одно мгновенье Я обрел величайшее благословение Моему многолетнему паломничеству. Глаза Мои узрели лотосные стопы Шри Мадхавендры Пури, и Моя жизнь обрела смысл благодаря его трансцендентной любви!

Шри Мадхавендра Пури хранил молчание, прижимая Господа Нитьянанду к груди, он захлебывался слезами любви. Это чувство было таким сильным, что он не в силах был выпустить Нитьянанду из своих объятий. Ишвара Пури, Брахмананда Пури и остальные ученики понимали только, что видят сейчас что-то очень духовное, и поэтому с растущим интересом и симпатией смотрели на Господа Нитьянанду.

До сегодняшнего дня Мадхавендра Пури и Шрила Нитьянанда Прабху повидали многих паломников. Многие из них были поистине отреченными и святыми, но сейчас оба понимали, что никто не обладает трансцендентным даром любви к Богу. Каждый вспоминал свои краткие встречи и дорожные беседы с самыми разными людьми, и оба чувствовали сожаление. Они прошли столько дорог в поисках Кришны и Его чистых преданных, но находили совсем иное, поэтому жизнь казалась унылой и тяжелой ношей. Но сейчас оба наслаждались любовью к Богу.

Это были блаженные дни, полные сокровенных бесед о Кришне, не в силах утолить свою жажду, Мадхавендра Пури и Шри Нитьянанда не могли расстаться ни на мгновенье. Увидя в небе темное облако, Шри Мадхаву неожиданно уносили волны транса, потому что оно напоминало цвет тела Господа Кришны. Днем и ночью он казался пьяным от любви к Кришне. Он смеялся, а через мгновенье плакал и громко кричал. Шри Нитьянанда тоже пил божественный нектар любви к Господу Говинде. Он спотыкался и вставал, и снова падал, неистово крича или смеясь. Ученики поражались величию их духовного учителя и необыкновенной любви к Верховному Господу Шрилы Нитьянанды Прабху. В бесконечной радости они постоянно пели святое имя Шри Хари. Утопая в божественной любви, все потеряли счет времени; никто не знал, когда кончался день и начиналась ночь, забылось, где они и куда направляются.

Кто может передать сокровенные беседы Мадхавендры Пури и Нитьянанды Прабху, полные сладостной премы?! Только Господь Кришна, всеведущая Сверхдуша, знает все. Шри Пури так привязался к Нитьянанде, что даже вообразить себе не мог расстаться с Ним. Каждое мгновенье близости с Нитаем одаривало потоками божественного нектара.

- Нигде я не видел такой необычайной любви, которая живым родником бьет из сердца Нитьянанды! Где проявляется эта любовь, там лучшее из святых мест. Господь Кришна благоволит ко мне, раз я обрел такого близкого собеседника, как Нитьянанда Прабху. Встреча с Ним - огромная удача, это место станет самым великим из всех святых мест, потому что в нем проявились все духовные планеты Вайкунтхи. Кто бы ни встретился с Господом Нитьянандой, ни послушал бы Его, без сомнения, обретет чистейшую любовь к лотосным стопам Господа Кришны. Но даже тень пренебрежения к Нему лишит милости Кришны любого, даже одетого в платье вайшнава.

Шри Мадхавендра Пури просто и ясно выражал свою глубокую любовь к Господу Нитьянанде. Нитьянанда отвечал на это не меньшей любовью. Встреча этих двух великих душ дала распуститься сладко пахнущему лотосу братской любви. Однако Нитьянанда почитал Шри Мадхаву как Своего духовного учителя, видя в нем продолжение Лакшмипати Тиртхи, тем более Мадхавендра Пури был старше Нитьянанды и играл исключительную роль в миссии Господа Чайтаньи. Так расцветали их прекрасные взаимоотношения, оживляя в обоих экстатическую любовь к Кришне.

Прошло несколько счастливых дней, а потом Господь Нитьянанда простился со Шри Пури и направился на юг, где Господь Рамачандра построил мост на Ланку. Шри Мадхавендра Пури вместе с учениками пошел к святой реке Сараю. Погруженные в блаженство любви к Кришне, они разошлись каждый своей дорогой, не чувствуя земли под ногами. Жизнь в таких чистых преданных поддерживается только сильной любовью к Господу. Если они вдруг очнутся от этой любви, они не проживут и мгновенья, терзаемые болью разлуки с Господом.

Нитьянанда прибыл в Сетубандха. Он искупался в Дханстиртхе и зашел в храм Рамешвары. Потом направился в Видьянагару, и оттуда через храм Нрисимхадевы - в Геоду. Он посетил Маяпури, Аванти и реку Годавари. Там Нитьянанда решил идти в Джаганнатха Пури и по дороге побывать в Тирумале и Курмакшетре.

Издали показался развевающийся на высоком куполе флаг храма Джаганнатхи, и Господь Нитьянанда сразу почувствовал величайшее духовное волнение. Это была Нилачала. Здесь Он увидел Господа Джаганнатху, владыку Двараки, в окружении Своих божественных спутников и преданных, которые жили в самом святом из святых месте. Это вызвало у Шри Нитьянанды столь сильный восторг, что Он без сознания упал на землю. Временами сознание возвращалось к Нему, и тогда Его била дрожь, Он весь покрывался холодным потом, из глаз лились слезы, из горла вырывались непонятные звуки - но потом чувство реальности снова исчезало. Кто может постичь всю глубину любви Шрилы Нитьянанды к Богу?!

Проведя несколько дней в Нилачале, Он в великой духовной радости направился на север, к Гангасагару. Путешествуя по святым местам, Шри Нитьянанда пришел в Матхуру. Поглощенный мыслями о Кришне, Он сбился с пути и несколько дней и ночей блуждал в поисках Вриндаваны. Где Кришна? Вы не видели Его?- спрашивал Нитай всякого, кого встречал на пути. Он забыл о еде и сне, и только пил немного молока, если кто-нибудь приносил Ему.

Пока Господь Гаурачандра подрастал в Навадвипе, Нитьянанда оставался во Вриндаване. Это были счастливые дни, когда Он мог позабыть обо всем, с головой погружаясь в холодные темные воды Ямуны и чувствуя себя мальчиком-пастушком, вечным спутником Господа Кришны.

Однажды Нитьянанда Прабху подошел к Шригара-вате - прекрасному баньяновому дереву, которое потом получило название Нитьянанда-вата - и здесь просто обезумел от любви к Кришне. Он садился, потом вставал, потом снова садился. Лежа под деревом, подбирал осыпавшиеся цветы и бросал на Себя, а потом резко вставал на ноги, и цветы дождем сыпались на землю. Эта духовная болезнь любви не могла долго продолжаться, она овладела Его сердцем и умом и, казалось, вот-вот вырвется наружу. Утопая в нахлынувших любовных чувствах, Нитьянанда воскликнул: Где Кришна?! Где Моя жизнь и душа?!И как только эта фраза сорвалась с Его дрожащих губ, волна дрожи пробежала по всему Его телу, и слезы любви, словно потоки дождя, хлынули из глаз. В это мгновенье внутреннее видение показало Ему, что Махапрабху завершает Свои детские игры. Господь Чайтанья начинал великую миссию санкиртаны, являя миру Свою божественную волю. Эта новость вызвала в Нитьянанде взрыв безудержного смеха, полного любви к Своему духовному брату. Он покинул Шригара-вату и отправился в Навадвипу, чтобы войти в игры Махапрабху.

 

* * *

 

Господь Нитьянанда обладает абсолютным могуществом одарить всякого любовью к Богу. Никому не раскрывая Себя, Он терпеливо ожидал момента, чтобы исполнить волю Шри Чайтаньи Махапрабху и щедро раздать каждому бесценную любовь к Богу. Спутники Господа Чайтаньи не хотели действовать независимо от желаний Господа и не забывали о своем смиренном положении Его слуг. Господь Вишну, Господь Брахма и Господь Шива исполняют волю Господа Чайтаньи, поддерживая, создавая и разрушая вселенную. Тем не менее, всегда есть несчастные безбожники, не желающие согласиться с законами Бога. Но Господь Нитьянанда сумел затопить всю вселенную любовью к Богу.

Господь Нитьянанда самый близкий спутник Господа Чайтаньи. Его язык - обитель славы Господа, и потому непрестанно повествует о возвышенных играх Шри Гаурасундары. Поклоняясь Господу Нитьянанде, можно достичь полной преданности лотосным стопам Господа Чайтаньи, Его игры сами проявятся в сердце. А по милости Гаурачандры можно обрести привязанность к Господу Нитьянанде, и сразу все помехи и неудачи в жизни будут вырваны с корнем.

Без милости Нитьянанды Прабху невозможно понять или приблизиться к Господу Чайтанье. Нитьянанда - изначальный гуру вселенной, посредник между Махапрабху и Его преданными. В духовном мире в Нитьянанде выражена категория гуру-таттвы, Он - олицетворение гуру.

Нитьянанда Прабху неотличен от Господа Баларамы, это распространяющийся, всепроникающий аспект Бога, Его действующий принцип. Он вечно проявлен и в духовном и материальном мирах, а также во всех играх Верховного Господа. Точно так же как Баларама - это второе тело Господа Кришны, Нитьянанда Рама - второе тело Господа Чайтаньи. Все остальные формы и воплощения исходят из этого второго тела Господа. Нитьянанда - это изначальный Господь Санкаршана, Ади-пуруша, Чатурвьюха, Каранадакашаи Вишну, Гарбходакашаи Вишну, Кширодакашаи Вишну, Лакшман. Он пронизывает Паравьому, Вайкунтхи и Кришна-локу - весь духовный мир! Как Шеша Он становится зонтом Господа, Его туфлями, ложем, подушкой, одеждами, брахманским шнуром, троном и проч. Господь Нитьянанда - изначальный Господь Санкаршана - всегда поддерживает Верховную Личность Бога, хотя сам Он не нуждается в поддержке. Таким образом, Нитьянанда Своими непостижимыми возможностями дает осуществиться играм Господа. Его вечная роль Слуги Бога- неотъемлемая часть божественного бытия.

Положение Нитьянанды еще более величественно, чем высокое положение Господа Баладевы. Нитьянанда Рая распространяет божественную любовь - прему, наивысшее достижение из всех духовных достижений, поэтому Он достоин всеобщего поклонения. Он не отличен от Баларамы, так же как Махапрабху неотличен от Кришны, но когда Баларама чувствует все нарастающее сострадание, Он становится Нитьянандой. Баларама, распространяющий божественную любовь, несущий эту высочайшую миссию, приходит в мир как Нитьянанда. Без милости Нитьянанды Прабху не найти милости Гауранги, а значит, не достичь Шри Радхи-Говинды.

Чтобы вырваться из водоворота мирской жизни и погрузиться в океан преданного служения - поклоняйтесь Нитайчандре! Люди много болтали о Нем, и все же были далеки от истины. Остается только молиться, чтобы лотосные стопы Шри Нитьянанды навечно воцарились в сердце.

Нитьянанда Прабху был на двенадцать лет старше Господа Чайтаньи и иногда наставлял Его. От пьянящей любви к Богу глаза Господа Нитьянанды свирепо вращались под изогнутыми дугой бровями, словно две стремительные колибри. Хотя внешне Он напоминал Балараму, иногда Его кожа становилась темной и блестящей, что выдавало в Нем Господа Вишну. Одежды Нитьянанды напоминали букет голубых лотосов, а сияние, исходившее из Его тела, затмевало великолепие восходящей на закате луны. Походка была величественной, как у слона, а голос звучал глубоко и проникновенно. Вертя Своей красной палкой, которой Он благословлял преданных и наказывал безбожников, Нитьянанда напоминал обезумевшего льва. Он всегда оставался необузданным авадхутой, и никто не знал, что ожидать от Него в следующее мгновенье.

Был 1506 год, когда Господь Нитьянанда преодолел трудный переход через густые леса и, охваченный подобной трансу, неистовой преданностью Махапрабху, ступил на благословенную землю Надии.

Паломничество Господа Нитьянанады - лишь часть Его трансцендентных игр. И всякий, кому доведется услышать рассказ о нем, обретет жемчужину успеха - любовь к Богу.

 

Глава 7

НИМАИ ПАНДИТ

 

Во времена Своего отрочества Господь Чайтанья был целиком погружен в учебу, казалось, больше Его ничего не интересует. Нимаи поднимался ранним утром, совершал религиозные обряды и спешил в дом Гангадаса Пандита, где Его уже ждали верные друзья. Мальчики во всем подражали своему кумиру, чем Нимаи немало гордился - среди сверстников Он был признанным лидером. Едва достигнув дома Гангадаса, Нимаи вступал в спор со всеми, кто осмеливался на независимые суждения: класс делился надвое, и обсуждалась предложенная тема. Нимаи и Его сторонники обычно выходили победителями и не стеснялись в выражении презрения к противникам.

Нимаи обычно носил тонкое легкое дхоти, которое плотно сидело на бедрах. Его широкая грудь и длинные руки были обнажены, открывая красивую статную фигуру. В кругу друзей Он казался сказочным принцем. От Его золотистого лба, всегда украшенного тилакой из сандаловой пасты, лился свет несказанной чистоты. Улыбка, иногда насмешливая, открывала красивый и ровный ряд зубов, столь ослепительных, что нитка жемчуга показалась бы блеклой и желтой рядом с ними. Словно наступающая весна, красота Нимаи расцветала с каждым днем. Сладкая речь всегда напоминала живой родник, потому что Его обширные познания превосходили мудрость Брихаспати. Если кто-то из одноклассников осмеливался при Нем блеснуть знанием писаний или грамматики санскрита, Нимаи сразу высмеивал его.

- Это кто пытается отвергнуть или превзойти Меня?! Кто этот великий ученый? Имеет ли он понятие о правилах спряжения, что с глупым самодовольством берется за грамматику?! Какое тщеславие! Эй, невежественный знаток, ты ж не ответишь ни на один Мой вопрос!

Мурари Гупта никогда не был в числе приверженцев Нимаи, наоборот, между ними часто завязывались споры. Они были родственниками по отцу, его семья аюрведических врачей тоже была родом из Шри-хатта. Мурари был старше Нимаи на несколько лет и уже лечил людей, но его очень интересовали гуманитарные науки, и потому он тоже ходил в толу Гангадаса. Нимаи не упускал случая посмеяться над Мурари, чье невозмутимое спокойствие доставляло Ему большое удовольствие. Слушая вызывающие и хвастливые речи Нимаи, Мурари обычно молчал, не отрываясь от своих тетрадей, пока его не оставят в покое.

- Мурари, ты аюрведический доктор, зачем тебе учить грамматику? Не лучше ли тебе вернуться к своим лекарственным травам, готовить смеси и настойки и лечить больных? Ведь грамматика весьма сложна для изучения! Здесь никто не расскажет тебе о слизи, желчи и расстройствах желудка. Лучше возвращайся домой и лечи больных!

На лице Мурари Гупты не было и тени гнева.

- О ученый брахман, скажи мне одну вещь. Я вижу, как ты потешаешься над всеми. У меня есть один вопрос, на который, я думаю, Ты не сможешь дать достойного ответа. Почему Ты такой гордый? Я тоже без труда могу ответить на любой вопрос из глагольных правил, астрологии или филологии. А Ты отвергаешь меня, даже ни о чем не спросив. Что Ты на самом деле знаешь? Настоящие брахманы так не поступают, что я могу еще сказать?!


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 141; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!