Краткое жизнеописание автора, Шрилы Вриндавана даса Тхакура 19 страница



- Зайди ко мне в дом, дорогой ученый брахман, и посмотри Сам. О чем тут спорить!

- Я не дам тебе так легко отделаться от Меня сегодня, - ответил Нимаи. - Признайся, чем ты собираешься Меня угостить?

- Я живу продажей тарелок и чашек из банановых листьев, - ответил Шридхара. - Чем я могу угостить Тебя с такого дохода, о почтенный брахман?

- Я не собираюсь прикасаться к твоим скрытым богатствам - Я сделаю это позже. Но если ты дашь Мне сейчас банановых корней и стеблей и не возьмешь за это денег, Я не буду с тобой спорить.

Шридхара подумал про себя: Какой удивительный брахман! Чего доброго, Он может и побить меня. Но даже если и так, что я могу сделать? В действительности, я не могу позволить себе давать Ему каждый день все, что бы Он ни попросил. Но я вижу Его божественный облик, и этого вполне достаточно. Нимаи - необычная личность, и поэтому, если Он заберет у меня все силой или хитростью - не жалко. Думаю, это великая удача, и назло моей бедности, я всегда буду давать Ему, чего бы Он ни пожелал.

Придя к такому заключению, Шридхара ответил:

- Дорогой брахман, Ты можешь мне ничего не платить. Я дам Тебе все, что Ты захочешь с открытым и счастливым сердцем. Забирай Свои бананы и другие овощи, забирай все мои чашки и, пожалуйста, не спорь больше со мной.

- Мы пришли к замечательному согласию, - сказал Нимаи, - давай больше не будем ссориться. Но только, пожалуйста, постарайся дать Мне хороших бананов, стеблей и редиса.

Каждый день Господь ел из посуды Шридхары, наслаждаясь его бананами, стеблями и редисом, Ему очень нравилось, как готовил Шридхара. А когда у Шридхары на крыше дома поспела тыква, Господь Сам готовил особые блюда с молоком и горячими специями.

Однажды Господь спросил:

- Шридхара, что ты обо Мне думаешь? Скажи, и Я сразу оставлю тебя в покое.

- Ты брахман, частица Верховного Господа Вишну, - ответил Шридхара.

- Нет, ты не знаешь. На самом деле, Я из рода пастухов. Ты видишь Меня юным мальчиком-брахманом, а Я считаю Себя простым пастухом.

Шридхара смущенно улыбнулся в ответ. Он не узнал в Нимаи своего возлюбленного Господа и хозяина, который слегка приоткрыл и тут же задернул перед ним завесу иллюзии.

- Шридхара, Я хочу открыть тебе сокровенную духовную истину. Ты видишь реку Гангу? Я - ее источник.

- О Нимаи Пандит! Как Ты не боишься так непочтительно говорить о Ганге? - расстроено воскликнул Шридхара, - Обычно с возрастом, люди становятся серьезней, но Ты кажешься вдвойне легкомысленным!

Побыв еще немного со Шридхарой, Нимаи Пандит вернулся домой.

 

* * *

 

Когда на темнеющем небе всходила полная луна, в душе Господа Нимаи пробуждались удивительные духовные чувства. Он вспоминал луноликую Вриндавану. Флейта в Его руках источала мелодии необыкновенной красоты, которые слышала только Шачимата. Эта флейта, чарующая все творение, уносила сознание матери Шачи на крыльях духовного блаженства. Через некоторое время она приходила в себя, и снова слышала дивную мелодию. Ей казалось, пленительная флейта доносится из комнаты Гаурасундары, и она вышла из своей комнаты и направилась в алтарную, где увидела Нимаи. Звук флейты оборвался, а на груди сына она увидела взошедшую полную луну на бездонном небосводе. Изумленная Шачимата в беспокойстве стала озираться вокруг. Немного постояв, она вернулась к себе, чтобы подумать обо всем, что услышала и увидела сейчас. Но как ни старалась, она так и не смогла собраться с мыслями и придти к какому-то заключению.

Шачимате повезло, потому что она видела беспредельные чудеса Нимаи. По ночам она слышала пение, танцы и игру на инструментах, словно это был разгар большого праздника. Иногда она замечала, что дом, двери, стены и окна сияют, а в доме бесшумно двигаются божественно красивые женщины с лотосами в руках. Ей случалось увидеть сияющих полубогов, которые появлялись на мгновенье и исчезали.

Конечно, все это не было фантазией. Шачимата воплощала в себе преданное служение Господу Кришне, и все Веды прославляют ее. Одним взглядом она может очистить любого и открыть в его сердце трансцендентное видение.

Шри Гаурасундара, Верховный Господь, Сам Кришна, никем не узнанный жил в Навадвипе, наслаждаясь Своими божественными играми. Иногда Он раскрывал Себя, но никто из Его вечных спутников не узнавал в Нем Бога. В Своих школьных играх Господь казался заносчивым и гордым, и даже в этом Ему не было равных. Когда бы Верховный Господь ни совершал Свои игры, Его деяния не сравнимы с поступками людей. Если Он охвачен рыцарскими чувствами, Ему нет равных в мастерском владении оружием. Если Он разворачивает любовные игры, Он чарует сердца миллионов прекрасных женщин. Если Он наслаждается богатством, Его богатство и великолепие бесподобны. И теперь в Его играх эрудированного ученого Ему не было равных в самонадеянности, так же как не будет Господу равных в преданности, отреченности, когда Он примет санньясу. Кто может сравниться с Ним во всех трех мирах? Вершиной всех Его игр во всех воплощениях остается добровольное поражение, которое Он принимает от Своих возлюбленных чистых преданных.

 

* * *

 

Когда бы Нимай ни показался на тесных уютных улочках Надии, один или с друзьями, Он поражал воображение. Его одежда, походка и манеры казались царственными. Он носил золотистое желтое дхоти, как у Кришны, лицо сияло, словно миллион взошедших лун, а губы были розовыми и мягкими. Люди в изумлении останавливались и говорили: Это Сам Купидон! Его открытый, красивый лоб украшала тилака, иногда в руках Он держал книги, а взгляд лотосных глаз освобождал от всех грехов. У Нимаи был неугомонный характер. Он шел по улице, о чем-то вслух рассуждая и при этом беззаботно размахивая руками. Как-то раз случилось Шривасе Пандиту идти той же дорогой. Увидя Господа, он почувствовал величайшее счастье, и Гауранга почтительно поприветствовал Шривасу Пандита. Шриваса великодушно благословил Господа: Пусть жизнь Твоя будет долгой! - а затем с улыбкой спросил:

- Откуда Ты, мое дорогое олицетворенное тщеславие? В каких бесполезных занятиях растрачиваешь Ты Свое время вместо того, чтобы поклоняться Верховному Господу Кришне! И зачем Ты дни и ночи проводишь, обучая людей? Почему Ты не позволяешь им получить истинное духовное образование, узнав о Господе Кришне и преданном служении? Какой смысл в накоплении знаний, если это не приводит к преданному служению? С сегодняшнего дня не трать без пользы ни мгновенья. Ты так умен и образован! Посвяти Себя поклонению Господу Кришне!

- О почтенный Пандит, - отвечал Нимаи, - Я уверен, что только по твоей милости обрету преданное служение Кришне.

Раскланявшись со Шривасой, Господь пошел на берег Ганги. Невозможно описать Его красоту, когда Он сидел в тесном кругу Своих учеников. Может быть, Он был похож на луну в убранстве сияющих звезд? Но нет, это будет не точным сравнением, потому что луна не без изъяна. Ее слава прибывает и убывает, тогда как живая красота Господа вечна. Сравнение Нимаи с Брихаспати тоже недостаточно, потому что Брихаспати - духовный учитель одних лишь полубогов, тогда как Господь Гаурасундара - Верховный покровитель и прибежище всего живого. Сравнить Его с Купидоном тоже нельзя, потому что воспоминания о Купидоне порождают материальные желания и, в конце концов, печаль в сердце, а память о Господе приносит очищение и свободу от материальных привязанностей и дарует вечность, знание и блаженство.

Все сравнения покажутся скупыми, кроме одного, которое сразу примет сердце. На берегу Ямуны, в кругу друзей-пастушков сидит Нандакумар Кришна. Этот же Кришна со Своими мальчиками пастушками сидит сейчас на берегу реки Ганги. Кто видел красоту лица Господа в эти мгновенья, чувствовал необъяснимый восторг. Всех поражало чистое сияние, исходившее от Него:

- Обычное живое существо не может так светиться.

- Должно быть, этот брахман - частичное воплощение Господа Вишну.

- Он пришел исполнить предсказание, что брахман станет царем Бенгалии. Я видел, что Его тело отмечено царскими знаками.

Люди продолжали обмениваться мнениями - кто на что был способен. А Нимаи, путеводная звезда всей Навадвипы, сидел среди Своих учеников и разоблачал всех ученых Надии. Он парировал любые мнения, по любому вопросу, а потом силой Своего могучего разума снова доказывал истинность аргументов, которые только что разбил.

- Я признаю ученым того, кто осмелится придти и возразить Мне. Кто достаточно разумен для этого?

Так хвастался Верховный Господь, разбивая в прах ложные амбиции ученых Навадвипы.

У Нимаи было бесконечное число учеников. Люди шли ото всюду и просто отдавали себя Господу. Каждый день множество юных брахманов молились лотосным стопам Господа Нимаи: О великий ученый, я мечтаю учиться у Тебя. Пожалуйста, будь милостив, научи меня чему-нибудь. Господь улыбался и принимал всех. И день ото дня слава Его росла.

Самый драгоценный камень планет Вайкунтхи сидел на берегу Ганги, являя Свои удивительные и полные блаженства игры. Благочестивые люди могли видеть Господа, но Его духовную силу чувствовала вся Навадвипа. Неизмеримы были удача и блаженство тех, кто видел Нимая. Этим виденьем они обретали освобождение, потому что их сердец коснулось блаженное бытие Верховного Господа.

 

* * *

 

Стоял прекрасный теплый вечер, когда Нимаи и Его друзья пришли поклониться реке Ганге. По обоим ее берегам было множество брахманов и святых, возносящих молитвы Гангадеви. Женщины несли с реки кувшины с водой. Множество пандитов знаменитых фамилий восхищались чистотой и великолепием Ганги. Молодые и старые - все поклонялись Ганге, предлагая фрукты, цветы и сандаловую пасту.

Не в силах удерживать более свою любовь к Вишвамбхаре Ганга вдруг ускорила течение и вышла из берегов, чтобы мягко коснуться стоп Господа. Люди удивлялись, почему Ганга сегодня особенно прекрасна?! Обычно спокойная и гладкая, почему же сегодня она так громко бурлит и вздымает волны? На небе не было ни единого грозового облачка, и все же святая река затопила свои берега!

На берегу оказался один брахман, который был исключительно предан матери Ганге. Милостью Гангадеви сердце его очистилось, так что он мог видеть прошлое, настоящее и будущее. Видя Гангу в водовороте экстаза, он взволновался и удивился, что с нею происходит? Неподалеку на берегу стоял Вишвамбхара, с любовью глядя на Гангу. По телу Его пробегали мурашки, оно изменилось в размере, а красноватые глаза наполнились слезами сострадания. И тогда брахман понял, что Нимаи был Верховной Личностью Бога.

Он видел, что Вишвамбхара охвачен любовью к Гангадеви. Угадывая сокровенное желание ее сердца, Он шагнул вперед и коснулся воды, но Ганге хотелось большего, и она плеснула волной на лотосные стопы Господа. В величайшем экстазе Гауранга воскликнул: Хари бол! Хари бол!- а потом с жадностью испил воды Своей любимицы. Гауранга с любовью хранил Гангадеви в Своем сердце, а она, разлившись на сотни ручейков, словно истекала слезами любви, продолжая нести свои воды к океану. Ее чистые воды коснулись каждого волоса на теле Гауранги, хотя люди называли это капельками пота. Так океан любви переливался через край.

Повсюду только и было слышно, что блаженное Хари! Хари!, вся Надия изумлялась этим божественным играм. На мгновенье все вдруг стали осознавать, что Нимаи был Верховной Личностью Бога. Брахман, преданный Ганги, припал к стопам Нимаи и, плача, сказал:

- Наконец, спустя много лет, Ганга проявила милость ко мне! Она позволила мне осознать истину о Махапрабху, Верховном Господе, недостижимом даже для великих йогов и мудрецов!

В великой любви брахман плакал и катался по земле. Господь Гауранга милостиво посмотрел на него, а потом покинул берега Ганги, ничего не ответив. А брахман стал объяснять всем, что произошло, почему Ганга сегодня вышла из берегов:

- Когда-то давно Господь Шива пел славу Господу Кришне. Нарада Муни и Ганеша подыгрывали ему на вине и мриданге. Во власти духовной чувств оба с головы до пят покрылись мурашками. Их искусная игра на инструментах и мелодичное пение пронзали оболочки вселенной, и Господь, привлеченный этими звуками, предстал перед ними.

- О Махеша, - сказал Господь, не пой Мне славу! Ты не понимаешь, к чему это приводит! От твоей музыки и танца Я таю!

- Позволь же мне увидеть мистическую силу моего пения! - улыбаясь, ответил Господь Шива.

И он стал петь с еще большей силой, его голос заполнил всю вселенную, и вдруг тело Господа стало плавиться. Видя это, Махеша испугался. Его голос оборвался, и в то же мгновенье Господь обрел прежний облик. Вода, которая изошла из тающего тела Господа была жидким Брахманом и была полна сострадания. Все говорили, что эта вода - олицетворение Джанарданы-Кришны - святая. Господь Брахма всегда бережно хранит эту драгоценную воду, редчайшую жемчужину материального мира, в своей камандалу.

Из любви к Своему преданному Бали Махарадже Господь снова проявил Себя. Он предстал перед царем Бали как Ваманадева, карлик-брахман, и попросил три шага земли. Первым шагом Вамана покрыл всю землю, Его второй шаг пересек вселенную, и Свой последний шаг Он сделал на голову Бали. Только послушайте о безграничной славе Ваманадевы, который Своей милостью благословил все три мира. Вода, полившаяся из пальца лотосной стопы Господа, затопила вселенную. Это была Ганга. Господь Брахма с любовью поклоняется стопам Господа. Он почитает Гангу, окропляя ее святыми водами свою голову. Люди называют Гангу трипада самбхава, зная, что она берет начало из лотосной стопы Господа Ваманадева.

Теперь тот же Господь явился перед нами как Махапрабху Вишвамбхара. Давайте насладимся Его даршаном. Увидя сегодня Махапрабху, Ганга вспомнила Его вечные игры и, охваченная любовью, вышла из берегов. Вишвамбхара с любовью и пристально смотрел на нее. Гангадеви, чувствуя что тело Господа слаще нектара, и мягкой волной ласкала Его лотосные стопы. Гангадеви рассказала мне о своих чувствах, и так я узнал об этой удивительной игре Господа.

Все были счастливы услышать такую прекрасную историю и прославить Господа Гаурангу. Однако на мгновенье приоткрывшаяся завеса божественной иллюзии снова сокрыла от людей истину о Нем. Нимаи никому не раскрывал Себя, продолжая Свои школьные игры. Верховного Господа можно познать лишь по Его беспричинной милости, и нет иного пути.

 

Глава 8

ТЩЕСЛАВНЫЙ УЧЕНЫЙ

Навадвипа в те дни была важным центром образования, поэзии и ведических наук. Она давала приют самым разным пандитам, единственным занятием которых было обучение. Высокие титулы Бхаттачарьи, Чакраварти или Мишры были здесь обычными. Со всей Индии собирались в Навадвипе знатоки санскрита и ведической мудрости на состязaния в стихосложении и толковaнии свящeнных писaний. Ученым дискуссиям не было конца: даже если там высказывалась какая-то действительно ценная мысль, возражения сыпались уже просто из спортивного задора.

Нимaи Пaндит непременно учaствовал в таких состязаниях. Он привык выходить из них побeдитeлeм, разбивая аргументы противников. Ни один ученый Навадвипы не мог устоять перед Ним, поэтому появление Его на диспуте вызывало трепет и благоговение в сердцах собравшихся. Однако блaгодaря Его врожденной мягкости никто из побежденных - даже прославленные ученые - нe чувствовaли горeчи порaжeния и становились Его преданными даже после случайных коротких бесед. Комментируя писания, Он объяснял, что смысл жизни - в служении Верховной Личности Бога.

Нимаи продолжал обучать учeников, которые теперь шли к Нему Со всей Индии. Слава о гениальном юноше давно перешагнула дaлeко зa прeдeлы Нaвaдвипы. Его стали называть Нимаи Пандитом в знак всеобщего признания и уважения. Господь всех изумлял Своeй учeностью. Кaк глубоко и крaсиво Он толковaл вeдичeскиe писaния! Ему не было равных в грамматике и логике. Обучая, Нимаи вдохновлял юношей воспевать святые имена Господа - Харе Кришна мантру. С детства Нимай поражал глубиной разума и широтой познаний. В душе все понимали, что Ему нет равных, и все же не узнавали в Нем Верховного Господа. Хотя Господь всегда щедр во всем, познать Его сокровенные игры можно только по Его воле.

 

* * *

 

Однажды Навадвипу посетил извeстный на всю Индию поэт Кeшaвa Кaшмири. Он носил высокое звание Дигвиджаи, что означало лучший ученый на свете. Он родился в почтенной брахманской семье в провинции Кашмир и был посвященным учеником самой богини учености Сарасвати. Он читал ей особую мантру, и богиня одарила счастливца своими благословениями. Шри Сарасвати - мать вселенной, неотличная от Лакшми, вечной супруги Верховного Господа Нараяны. Как и Лакшмидеви мать Сарасвати олицетворяет собой трансцендентное любовное служение Господу и потому может одарить самым редким даром - преданным служением Господу Нараяне.

Довольный судьбой, Кешава Кашмири стал путешествовать по стране, принимая участие в поэтических состязаниях и повсюду одерживая побeды. Шлоки всех священных писаний были у него на кончике языка. Слава Дигвиджаи стала такой великой, что ему трудно было найти смельчака для дискуссии. Никто не мог угнаться за ходом его мысли. Так что обойдя всю страну, Кешава Кашмири не встретил ни препятствий, ни достойных соперников.

Когда его ушей достигла слава Навадвипы, как центра образования и литературы, он направился туда в ореоле своего величия, возглавляя процессию из слонов, лошадей и множества слуг. Новость о его появлении молниеносно разлетелась по Надии, волной смущения сбивая с ног местных пандитов. Кeшaвa Кaшмири, привыкший ко всеобщему почитанию, нисколько нe сомнeвaлся, что вновь одeржит вeрх нaд любым сопeрником. Пандиты Нaвaдвипы, заслышав о благословении самой Сарасвати, встревожились еще больше.

На весь мир славилась Навадвипа своими учеными. Их поражение в состязании с Кешавой Кашмири сразу станет известно, и тогда святая Надия больше не будет пользоваться прежним почетом. Но откуда взяться мужеству принять вызов Дигвиджаи, ведь на нем особое благословение матери Сарасвати! Разве людям одолеть его?! Бхаттачарьи и Мишры Навадвипы были в страхе и тревоге, не зная, что делать. В городе царило хаотичное возбуждение, а день состязания неумолимо приближался. И тут взгляды всей ученой и титулованной Надии с надеждой устремились на Нимаи! Он был еще ребенком, пусть и гениальным. Возможно, Нимаи одержит верх в этом споре - ведь Ему еще не было равных, а если проиграет - не стыдно, потому что Нимаи еще совсем юн.

Заезжей знаменитости сообщили, что его противником будет Нимаи Пандит. Узнав о Его молодости, Кeшaвa Кaшмири был нeмного удивлeн, но нe откaзaлся.

К Шри Гауранге прибежали Его ученики:

- Одержав победы во всех частях света Дигвиджаи Пандит прибыл в Надию, испытать наших ученых в диспуте! С ним много слуг, лошади и паланкины на слонах. Говорят, его благословила сама мать Сарасвати! Он сказал, если у нас не найдется смельчака состязаться с ним, он повсюду разошлет победное послание!

- Послушайте, братья! Я расскажу вам, как тут обстоит дело, - с улыбкой ответил Нимаи. - Верховный Господь не терпит, когда человек потворствует оскорбительному высокомерию. Словно жало змеи Он выдергивает из сердца источник гордыни. Добродетельный человек, как плодоносящее дерево, сгибается в смирении. Должно быть, вы слышали имена многих героев, прославившихся своим самоуверенным тщеславием. Разве Верховный Господь не поубавил их властной гордыни? Нет, Он не терпит постыдной надменности. И здесь, в Надии, вы станете свидетелями заката славы высокомерного ученого!

Тепло и мягко вечерело. Чтобы немного развеяться Нимаи вместе с учениками пошел на берег Ганги. Он сбрызнул водой Себе на голову и поклонился в почтении перед матерью Гангой, а потом сел среди учеников, уже готовых слушать Его. Нимаи стал говорить о религии и о том, как по-разному ее можно трактовать. Никто не замечал, что Господь одновременно обдумывает, как помочь Кешаве Кашмири избавиться от его беспредельной гордыни.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!