ВизантийскаяИмперия - наследница Рима. 4 страница



89. У изголовья он должен совершить приношение Щире ((Щри) удаче) и у изножья Бодрости*; в середине дома пусть поместит Более (Бали), для Велеса (Бранителя)*, и для Весного Бати (Весобати (Вастошпати), Господа обитания) совместно. 90. Пусть подбросит в воздух Более для всех Богов и (днем) для духов — душ, бродящих вокруг днем, (вечером) для душ, что бродят ночью. 91. В заключении пусть принесет Более (Бали) Царству Бытия (Сарванабхути); а что останется пусть бросит в южном направлении для Предков. 92. Пусть доброжелательно положит на землю для собак, изгоев* (патита), Исчадьям (Чандала), Опекунам собак (Щенопечцам (Щвапач)), тем, кто захвачен болестями* в наказание за прошлые грехи, воронам, насекомым. 93. Тот волхв, который ежедневно так почитает существа, идет, наделенный сияющим телом, прямой дорогой к высшей обители Велеса (Бранителя (Брахмо)) – Славе. 94. Исполнив это Более-приношение, он должен сначала накормить своего гостя и, согласно правилу, дать милостыню подвижнику, ученику. 95. Дваждырожденный домохозяин, раздавая милостыню, получает награду за свой похвальный поступок, равную корове в подарок, согласно правилу, своему учителю. 96. Пусть даст, в соответствии с правилом, волхву, знающему истину путем Вед, хоть чуть-чуть приправив, или полный кувшин воды. 97. Возлияние Богам и предкам, совершенные небрежными людьми, потеряны, если дающие, по своей глупости, дарят волхвов, заслуживающих золы *. 98. Приношение, совершенное в огонь-рот волхвов *, богатых святым знанием и подвигами, спасает от неудач и от великой вины. 99. Но пусть поднесет, в соответствии с правилом, пришедшему гостю сиденье и воду, также пищу, желательно приправленную. 100. Волхв, оставшийся непочтенным, забирает все духовные заслуги, даже у мужа, существующего сбором колосьев *, или приносящего возлияния в пяти огнях. 101. Трава *, комната, вода и, четвертое, доброе слово. 102. Но тот волхв, который остается только на одну ночь, считается гостем (атитхи); так как он остается (щтита) ненадолго (анитьям), он зовется Нетыш (атитхи, гость)*. 103. Не следует считать за гостя волхва, который живет в том же селении, ни того, кто ищет средств к жизни мирскими связями *, даже если он пришел к дому, где жена и священные огни. 104. Те глупые домохозяева, которые постоянно на чужом пропитании, становятся вследствие этого, после смерти, скотом тех, кто дает им пищу. 105. Гость, который послан заходящим Солнцем, не должен прогоняться домохозяином, пришел ли он во время ужина. или в неподходящее время, он не должен остаться без гостеприимства. 106. Пусть не ест, не поднесши этого гостю *; радушный прием гостей обеспечивает богатство, славу, долгую жизнь и небесное блаженство. 107. Пусть предложит сиденья, покои, постели, пусть не торопит и почитает: наиболее достойных — лучшим образом, низших — низшим, равных — равным образом* 108. Но если другой гость приходит, когда Вседивное (Вайсвадева) жертвоприношение закончено, нужно, по возможности, уделить ему пищи, не повторяя Больего (Бали)*-приношения. 109. Волхву не следует называть свой род и (ведическую) кличку (готра) с тем, чтобы получить еду; так как тот, кто хвалится собой ради еды, называется мудрыми "жрун вонючий"(вантащин). 110. Но князь у дома волхва не зовется Нетышем(атитхи), ни барин, ни служивый, ни собственный друг, ни родич, ни учитель. 111. Но если князь приходит к дому духовника в виде гостя *, нужно накормить его вдоволь* после того, как поедят вышеупомянутые волхвы. 112. Даже барину и служилому, приблизившимся к его дому в виде гостей, он может разрешить есть со своими слугами, выказывая свое сочувствие. 113. Даже другим, своим друзьям и так далее, кто пришел к его дому *просто так, он может предложить приправленную пищу, в девичьей. 114. Без колебаний он может оделять пищей, даже поперед гостей, новобрачную, детей, больного и беременную. 115. Но глупцы, которые едят, не уделив этим, а напихиваясь сами, не знают, что будут пожраны собаками и стервятниками. 116. После волхвов обедают родичи и слуги, домохозяин и его жена могут есть потом что останется. 117. Почтив Богов, мудрых, людей, Предков и Бытия, домохозяин пусть ест потом. что останется. 118. Тот, кто готовит пищу только для себя, поедает лишь грех; так как указано, что пища, остающаяся после жертвоприношений, должна быть едой доброжелательным людям. 119. Пусть почтит медовым напитком царя, жреца, Чистого (Снатака), учителя, зятя, тестя, и дядю по матери по прошествии года. 120. Царь и Послушник (Щротрия), пришедшие на совершение жертвоприношения, должны быть почтены медовым напитком, но нет, если жертвоприношение было исполнено — это постоянное правило. 121. И жена должна жертвовать вечером готовую пищу как Более (Бали)- приношение, без священных заклинаний, так как Вседивье (Вайсвадева) предписано как для утра, так и для вечера. 122. После выполнения Отцеячня (Питрияджьня), волхв *, хранящий святой огонь, должен подносить, месяц за месяцем, в дни новолуний, похоронную жертву Радение (Щрадха), называемую Родногорьем (Пинданвахарьяка). 123. Мудрые называют месячное похоронное приношение Предкам Новогорье (Анвахарья); и они должны быть тщательно исполнены с употреблением мяса. 124. Я полностью объясню, сколько духовных и чем должно быть накормлено при этом, какими видами пищи, кого нужно избегать. 125. Пусть накормит двух на приношении Богам* и трех на приношении Предкам, и только одного в любом случае; даже если богат, не следует собирать большое общество. 126. Большое общество разрушает следующую пятерку: уважительное отношение, место и время, чистоту и истоту волхва; поэтому не нужно стараться о большом обществе. 127. Известен такой обычай для того света, названный посвящением Предкам в дни новолуний; если муж прилежен в нем, обряд для мертвых, совершающийся по Смерто (Смарта) законам, постоянно благодетельствует ему. 128. Возлияние Богам и Предкам пусть лучше свершается при единственном Послушнике (Щротрия); что дано такому, самому достойному волхву, приносит великую награду. 129. Пусть накормит даже одного ученого мужа при Богах и одного при Предках; так он получит богатую награду, а не толпу, которая противоречит Ведам. 130. Пусть расспросит даже относительно далеких волхвов *, полностью изучивших Веды *, такой муж достоин принятия даров из пищи, поднесенной Богам или Предкам – он считается гостем. 131. Хоть целая тьма, несогласных с Речами (Рик), обедай тут, всего единственный муж, сведущий в Веде, будучи почтен, достоин их всех; такова и духовная заслуга. 132. Пища, посвященная Предкам и Богам, должна даваться мужу, отличающемуся священным знанием; так как руки, выпачканные кровью, не могут быть отмыты кровью *. 133. Сколько глотков проглотит невежа на жертвоприношении Богам и Предкам, столько раскаленных шипов, копий и шаров придется глотать угощающему после смерти. 134. Некоторые волхвы призваны к знанию*, другие к подвигам, некоторые к подвижничеству и чтению Вед, другие к исполнению священных обычаев. 135. Возлияния Предкам должны приноситься с учетом особенностей всех четырех. 136. Если есть такой отец, невежа по части священных писаний, чей сын изучил одно полное дополнение к Веде и примечания, и сын невежа в сокровенных писаниях, чей отец знает целиком дополнение к Веде и примечания, 137. Знай, что тот, чей отец знает Веду, более уважаем; но и другой заслуживает почтения по причине должного уважения к Веде*. 138. Пусть не приглашает собственного друга на похоронное жертвоприношение; он может завоевать его чувства знатными дарами; пусть накормит на Радении (Щрадха) волхва, которого не считает ни врагом, ни другом. 139. Тот, кто совершает похоронное жертвоприношение и подношение Богам главным образом ради друзей, не пожинает от этого плоды после смерти. 140. Это значит среди дваждырожденных: люди, которые по своей глупости завоевывают друзей похоронными жертвоприношениями, теряют небеса, потому что совершают его ради друзей. 141. Дар дваждырожденного, как сказано, съеденный Пышачем (Пищачас), остается здесь, в одиночестве, как слепая корова в стойле. 142. Как сеятель не пожнет урожая с семян, брошенных в бесплодную почву, точно так и податель жертвенной пищи не получит награды, угощая противника Речи (Рикас). 143. Но подарок, поднесенный в соответствии с правилами ученому мужу, делает дающего и получателя причастными награде, как здесь, так и после смерти. 144. Лучше почтить друга, чем врага, хотя последний может быть и лучшим; так как жертвенная пища, съеденная врагом, не приносит награды после смерти. 145. Пусть старается накормить на Радении (Щрадха) приверженца Реч-веды, который изучил полную Веду, или последователя Ячер (Ящер (Яджьур))-веды, изучившего одну ее ветвь ((щака) "щоку"), или певца Самоведы, тоже образованного. 146. Если один из этих трех обедает, почтенный должным образом, на похоронном жертвоприношении, предки до седьмого колена будут надолго удовлетворены. 147. Это главное правило в приношении Богам и Предкам; знай, что добродетельные всегда соблюдают следующее дополнительное правило *. 148. Можно также приглашать: деда по матери, дядю по матери, сына сестры, тестя, своего учителя, сына дочери, мужа дочери, кровного родича, своего служащего жреца или мужа, для которого тот приносит жертвы. 149. Ради обряда, посвященного Богам, тот, кто знает закон, не станет расспрашивать о волхве; но когда выполняется обряд в честь Предков, следует тщательно порасспросить. 150. Пра - Муж сказал, что волхвы — воры, изгои, бесполые или неверующие – недостойны возлияний Богам и Предкам. 151. Пусть не пускает на Радение (Щрадха) того, кто заплетает волосы в косы *, того, который неучен, плешивого, игрока и тех, кто приносит жертвы для многих. 152. Врачей, храмовых жрецов *, продавцов мяса, купцов — нужно избегать на жертвоприношениях Богам и Предкам. 153. Батрака из селения, или царя, человека с искривленными ногтями или черными зубами, того, кто противоречит своему учителю, того, кто покинул священный огонь и ремесленника. 154. Страдающего обжорством, скотовода, младшего брата, женившегося или разведшего священный огонь поперед старшего *, пренебрегающего пятью великими жертвоприношениями, врага сословия волхвов, старшего брата, женившегося или разведшего священный огонь после младшего *, и того. кто принадлежит какому-нибудь союзу или объединению *. 155. Лицедея или певца *, того, кто нарушил обет ученичества, того, у кого жена служанка, сына женщины, заново вышедшей замуж, одноглазого, и того, в чьем доме находится любовник его жены; 156. Того, кто учит за установленную плату, и того, кто обучен на таких условиях; того, кто наставляет учеников - служилых, и кто был выучен служилым; грубияна, сына прелюбодейки и сына вдовы. 157. Того, кто забыл свою мать, своего отца или учителя безо всякой причины, того, кто заключил союз с изгоем, или через Веды *, или через брак. 158. Поджигателя, отравителя, того, кто ест пищу, данную сыном прелюбодейки, продавца Вина Сна (Сомы), мореплавателя, песнопевца, добытчика мазей, подстрекателя и лжесвидетеля *, 159. Спорящего и судящегося со своим отцом, содержателя игорного дома, пьяницу, больного, обвиненного в смертном грехе, лицемера, продавца приправ *, 160. Изготовителя луков и стрел, того, кто сладострастно живет с вдовой брата, предателя друга, игрока, учащегося у собственного сына, 161. Припадочного, страдающего "ячменями" , больного белой проказой, доносчика, сумасшедшего, слепого, того, кто придирается к Ведам — их всех следует избегать. 162. Погонщика слонов, быков и лошадей или верблюдов, существующего астрологией, любителя птиц и учителя вооруженного боя, 163. Того, кто изменяет течение вод, кто развлекается запруживанием, зодчего, посыльного, садовода. 164. Псаря, сокольничего, совратителя, мучителя, живущего за счет служилого и приносящего жертвы для союзов (ганас)*, 165. Нарушителя приличия, бесполого, косолапого, попрошайку, земледельца и того, кто порицаем добродетельными людьми, 166. Пастуха, держателя буйволов, мужа женщины заново вышедшей замуж и трупоношу надо старательно избегать. 167. Знающий волхв пусть в обоих случаях* избегает этих нижайших из дваждырожденных, чье поведение порицается, и кто недостоин общества. 168. Как пламя от сухой травы скоро гаснет, точно так и неученый волхв; не нужно давать ему жертвенную пищу, поэтому следует возносить ее на углях. 169. Я полностью объясню, какую награду получает даритель после смерти, если он дает пищу, предназначенную Богам или Предкам, мужу, который недостоин сидеть в обществе. 171. На него нужно смотреть как на Перевесу (Паривити), который женится, или начинает исполнять Огнехотье (Агнихотра) до своего старшего брата, на последнего — как на Перевесу (Паривити) 172. Старший брат, который женится после младшего, младший брат, который женится перед старшим, девушка, с которой такой брак заключается, тот, кто отдает ее, и служащий жрец, как пятый, — все попадают в ад. 173. Тот, кто проводит время в сладострастии со вдовой скончавшегося брата, хотя она была назначена *, в согласии со священным законом, следует знать, является владельцем додашной (Дидишупати). 174. Двое сыновей, Прокуда (Кунда) и Гуляка (Голака), рождаются у жен других мужчин; пока муж жив — то Прокуда, а после смерти — Гуляка. 175. И эти два существа, которые рождены от жен других мужей, приносят дарителю потерю, как в этой жизни, так и после смерти, за пищу, посвященную Богам и Предкам и отданную им. 176. Глупый податель не пожинает плодов за многих достойных гостей, если муж, не принимаемый обществом, увидит, как те едят. 177. Слепой своим присутствием вызывает у подателя потерю награды за девяносто, одноглазый — за шестьдесят, страдающий белой проказой — за сотню, и тот, кто наказан бессилием — за тысячу. 178. Податель теряет награду, положенную за такой нежертвенный дар, такую, как если бы волхвы, числом равные гостям, и жертвующие для служивых, могли его коснуться. 179. И если волхв, хотя и сведущ в Веде, из алчности получает дар от такого, он быстро погибнет, как сосуд из необожженной глины в воде. 180. Данная продавцу Вина Сна (Сомы), становится отбросами; врачу — гноем и кровью; жрецу храма — потерей, и ремесленнику — не вознесется. 181. Что дано волхву, живущему торговлей, остается в этом мире; волхву, рожденному от женщины, заново вышедшей замуж — подношение, брошенное в золу. 182. Но Решитель считает, что пища для прочих, не святых мужей, не принадлежащих к вышеперечисленным, — жир, кровь, мясо, костный мозг и кость *. 183. Теперь слушай, какими лучшими из дваждырожденных мужей общество, оскверненное недостойными, очищается; все о волхвах, которые освящают общество. 184. Те мужи должны считаться благославляющими общество, кто наиболее сведущ во всех Ведах и во всех Дополнениях (Аньгас), и кто потомок Послушника (Щротрияс). 185. Триждызажигающий (Триначикета)*, который хранит пять священных огней, Тристишный (Трисупарна)*, сведущий в шести Дополнениях (Аньгас), сын женщины, вышедшей замуж по Браку, тот, кто поет Чистосамоведу (Джьйестхасаман)*, 186. Тот, кто понимает значение Веды, и тот, кто излагает ее; ученик и давший тысячу коров, а также столетний могут рассматриваться как волхвы, освящающие общество. 187. В день перед исполнением Радения (Щрадха) - обряда, или в тот день, когда происходит он, пусть пригласит с должным уважением, по крайней мере, трех волхвов из вышеупомянутых. 188. Волхв, который был приглашен для чествования Предков, должен всегда сдерживаться и не читать Вед; и тот, кто выполняет Радение (Щрадха). 189. Так как предки окружают приглашенных волхвов, следуя за ними, как ветер, и окружают их, когда те сидят. 190. Но волхв, который, будучи приглашенным должным образом, совершает нарушение каким-либо путем, становится виновным и свиньей. 191. Но тот, кто, будучи приглашен на Радение (Щрадха), занялся служанкой, берет на себя все грехи, которые совершил даритель. 192. Предки — это древние божества, безгневные, заботящиеся о чистоте, всегда целомудренные, испытывающие отвращение к ссорам, наделенные большими добродетелями. 193. Теперь узнай, от кого их корни и какими обрядами они должны быть почитаемы. 194. Разные Предки считаются сынами всех тех Решителей: Марева (Маричи) и остальных *, кто считаются сыновьями Пра - Мужа, сына Золотого Яйца (Хираньягарбха)*. 195. Сноседы, сыновья Радуги (Вираджь)*; утверждают, что они предки Судеб (Садхьяс)* и Огневичей (Агнишватас), дети Марева (Маричи), славящиеся в мире Богов. 196. Бореседы, рожденные от Ястреба, записаны как Датьи (Дайтьяс)*, Данавы*, Ягши (Якшас, печенеги), Гудари (Гандхарвас), Ураги — божественные змеи*, Рогши (Ракшасас), Пернатые (Супарнас) и Кикиморы (Кинарас), 197. Снопивы, что из волхвов, Жертвоеды (Хавирвхуджьс), что из князей; Жиропивы (Аджьяпас) из бар, но Сукалны (Сукалинс) — они из служилых. 198. Снопивы — это сыновья Витии (Кави)* (Берега (Бхригу)), Жертвоеды — дети Огневого (Ангирас), Жиропивы — жертвование Волохатого (Пуластья), но Сукалны — Весиши (Васиштха). 199. Нужно знать, что Огнеугоды (Агнидагхас), Отогнеугоды (Анагнидагхас), Витичи(Кавьяс), Бореседы, Огневичи и Сничи (Саумьяс) — предки одних волхвов *. 200. Но знай, также, здесь существуют при этом бесчисленные сыновья и внуки тех главных Пра - Мужей, которые были перечислены. 201. От Решителей произошли Пра - Мужи, от Пра - Мужей Боги, и от Богов — весь мир, движимое и недвижимое, в должном порядке. 202. Даже вода, поднесенная с верой, в серебряном или посеребренном сосуде, приносит вечность. 203. Для дваждырожденных мужей обряд в честь Пра - Мужей более важен, чем обряд в честь Богов, так как приношение Богам, которое совершается вначале, считается средством украшения. 204. Пусть сначала пригласит почествовать Богов, как защиту приношения: так как Рогши (Ракшасас) разрушают похоронное жертвоприношение, оставленное без подобной защиты. 205. Пусть знаменует начало и конец обрядом в честь Богов: он не должен начинаться и кончаться Пра - Мужами, так как кто начинает и завершает чествованием Предков, скоро пропадает со своим потомством. 206. Пусть помажет чистое и уединенное место коровьим навозом и усердно совершает обряд, поклонившись в сторону юга. 207. Предки всегда остаются довольными приношениями, сделанными в открытых и естественно чистых местах, на берегах рек и в уединенных местах. 208. Нужно предложить волхвам, совершившим омовение по порядку *, сесть на отдельно приготовленные сиденья, по которым разбросаны листья куща. 209. Разместив безупречных волхвов на сиденьях, пусть почтит всех благоухающими венками и благовониями, начиная с Богов. 210. Поднеся им воды, зерен сезама и листьев травы куща *, волхв должен вознести в священном пламени, после получения разрешения от духовного собрания. 211. Вначале, согласно правилу, совершив, как средство защиты, возлияния Огню, Сну, и Ёме, пусть затем удовольствует Предков даром жертвенной пищи *. 212. И если не в пламя *, он должен поместить (его) в руку волхва: так как волхвы, изучившие священные писания, считают: "Что Огонь и волхв — это одно". 213. Они зовут таких лучших дваждырожденных мужей древними божествами *, безгневными, легко насыщаемыми, необходимыми для процветания людей. 214. После того, как он исполнит в огне всю последовательность обряда *, таким образом, чтобы окончить на юге, пусть окропит место правой рукой. 215. Приготовив три пирога* из остатков этой жертвенной пищи, нужно, сосредоточившись и повернувшись в сторону юга, поставить их, равно как и воду. 216. Принеся те пироги, согласно закона, будучи чист, пусть оботрет руку листьями травы куща, ради трех предков, участвующих в вытирании *. 217. Хлебнув воды, повернувшись вокруг и трижды медленно задержав дыхание, знаток священных писаний должен поклониться шести временам года* и Пра - Мужам. 218. Пусть бережно выльет остаток воды* возле пирогов и, сосредоточившись, понюхает эти пироги в том порядке, в каком они были поставлены. 219. И, последовательно отщипнув по кусочку от пирогов, нужно вначале отдать их на трапезу сидящим волхвам *, в согласии с правилом. 220. Но если отец жив, следует поднести более дальним предкам *; или он может накормить также на похоронном жертвоприношении своего отца, как волхва. 221. Но те, чей отец умер, но дед жив еще, должны после произнесения имени своего отца помянуть имя своего прадеда. 222. Пра - Муж объявил, что либо дед может есть на Радении (Щрадхе), либо, получив позволение, он может исполнять это как пожелает. 223. Полив воды, смешанной с сезамом, в которую опущены листья кущи, на руки, пусть раздаст кусочки пирога, говоря: "Такому-то, слава (свобода (Свадха!))*.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!