Глава 2. Шаманские практики и их научное исследование.



Особенности и анализ шаманских практик .

Шаманские практики являются истоками психологии и психотерапии современности. Они представляют собой совокупность особых методик и техник шаманской традиции, с использованием измененного состояния сознания, с целью оздоровления, обретения сил, развития и расширения возможностей разума. Эти техники направлены на то, чтобы установить связь со своим подсознанием и сверхсознанием, повысить уровень жизненной силы, обрести гармонию с собой и с окружающим миром, обогатив представление о нем, восстановить свою внутреннюю защиту и раскрыть творческий потенциал. Шаман, со способностью чувствовать «тонкие» вибрации мира и влиять на реальность, находит различные способы взаимодействия с ней, используя такие техники вхождения в транс, как уединение, ритуальная музыка и танцы, горловое пение и прием галлюциногенов. Болезни, страдания и потери являются результатом нарушения взаимодействия с внешней и внутренней реальностью, потери гармонии с природой и нарушение ее законов, которое ведет за собой потерю жизненной силы.
       Психотехнический элемент усиливается в ходе развития шаманизма, в связи с чем о шаманских практиках можно говорить не столько как о религии, сколько как о терапии, со своим мощным психотехническим базисом. Шаманизм имеет массу разнообразных техник и самой важной, по общепринятому мнению исследователей, является камлание[17].
       Камлание – сакральный ритуал в шаманизме, представляющий собой ритуальное вхождение шамана в экстатический транс для достижения определенных целей. Чаще всего это исцеление больного человека, чью душу, похищенную злыми духами, необходимо вернуть. В шаманской традиции распространено представление о множественности душ, так что отправляясь за душой, он должен определить – какую следует возвращать. Сеанс камлания, в большинстве случаев, происходит публично. Так же камлание включает в себя проводы души умершего человека в иной мир, изгнание злых духов и жертвоприношения предкам. Изгнание злых духов происходит в случае одержимости ими человека, вследствие утраты части души. Любая травма может привести к потере части души, при бытовой травме потеря души происходит в минимальной степени, в случае серьезной травмы или шока потеря становится более весомой, состояние комы предполагает почти полную, а смерть – полную потерю души. При потере духа хранителя, который оберегает от болезней и неприятностей, человек лишается своей личностной духовной силы, что в совокупности в дальнейшем с большой вероятностью приводит к потере части души. В таком случае он становится очень притягателен для духов и зачастую даже не догадывается, что одержим. Такое «соседство» называется непреднамеренной одержимостью, его следует отличать от намеренного вселения или одержимости духами, что является обычной практикой для самих шаманов и является не болезнью, а практикой.
Для диагностики пациента шаман просит помощи с диагнозом у духов-помощников или отправляется за советом в нижний или верхний мир. Шаманы никогда не работают с человеком, который их об этом не просил[18] и не пытается сам решить, что будет лучше для человека.
     Сеансы могут совершаться и по менее важным поводам, вроде определения местонахождения пропавшего домашнего животного, но вне зависимости от повода, шаман в любом случае входит в состояние психотехнического транса, подразумевающее полет в верхний, средний или нижний мир, и испытывает различные трансперсональные переживания. Упомянутые ранее «духи-помощники» играют в камлании огромную роль, причем иногда проводят разграничение между духами, которые избирают шамана и духами, которые помогают ему в делах по его приказу.
       Штернберг в своих трудах рассматривает явление духа женщины к шаману, призвавшему его к служению. У нанайцев[19] существует поверье, что избирающий дух[20] «вступает в брак со своим избранником, сопровождающийся эротическими видениями и переживаниями»[21]. Затем он посылает шаману «духов-помощников», которые должны будут ему служить. Бывает, что избирающий дух оказывается того же пола, что и шаман, что в итоге приводит к ритуальному трансвестизму. Иногда это проявляется только внешне, шаман меняет одежду и украшения, а иногда и более кардинально: меняется голос, конституция и внешний вид шамана, что говорит о глубокой гормональной перестройке организма. Часто, после «брака» с духом своего пола, шаманы вступают в гомосексуальный брак с другим мужчиной. Подобные явления были замечены среди чукчей, азиатских эскимосов, племен Южной Америки и многих других.
       Интересен тот факт, что во время камлания, находясь в экстатическом состоянии, шаман способен контролировать свои психосоматические функции, например, совершая прыжки выше собственного тела, несмотря на его вес и вес ритуального костюма, демонстрируя нечеловеческую силу, невосприимчивость к боли и неуязвимость. Существуют упоминания о шаманах, наносящих себе множество ран во время транса, которые после не оставляли никаких следов или признаков кровотечения. Во многом механизм этого явления для науки остается неясным.
       Помимо исцеления недугов путем перехода в иной мир, камлание является еще и способом контроля и поддержания психического здоровья людей. В связи с этим, можно согласиться с тем, что в этом смысле шаманизм действительно является первой формой психотерапии. Помимо прочего, стоит обратить внимание на то, что шаманизм является частью более обширного контекста сакральных ритуалов и практик примитивных культур. Таких, как ритуал перехода, инициации, триады рождения, интимной близости и смерти. Инициируемые умирают в старой биологической или социальной роли, возрождаясь в новой, проходя через опыт психологической смерти и воскрешения. Таким образом, в ритуалах, обозначающих совершеннолетие, ребенок умирает для своей старой роли и возрождается в качестве взрослого. Символический контекст подобного рода ритуалов наполнен многочисленными аспектами трансперсонального мира, такими как космологические и мифологические темы, связь с тотемным животным и участие в них богов и духов.
        Для знакомства с практикой шаманизма и психотехникам шаманизма стоит обратиться к исследованию шаманизма тунгусо-маньчжуров этнолога Сергея Михайловича Широкогорова[22], чьи публикации оказали весомый вклад в исследование данной религиозной традиции.
       Шаманское камлание тунгусо-маньчжуров включает в себя три стадии: жертвоприношение, камлание и благодарность духам-помощникам. Камлания, в которых шаман отправляется в нижний мир были необходимы для жертвоприношений предкам, поиска души больного и возвращения ее в тело пациента и сопровождения умершего, его души. Этот тип камлания могут совершать только сильные шаманы, так как он считается самым рискованным.
Перед камланием шаман собирает нужные ритуальные инструменты, бубен, после жертвоприношения призывает «духов-помощников», затем курит, пьет стакан водки и начинает ритуальный танец, вводя себя таким образом в состояние транса, которое завершается потерей сознания и каталепсией. На его лицо трижды брызгают ритуальной кровью и приводят в себя. Шаман начинает говорить несвойственным ему, высоким голосом духа, вселившегося в его тело, тогда как сам он попадает в нижний мир. Если в шамана вселяется зооморфный дух, то шаман начинает вести себя как животное, отождествляясь с ним. Некоторые психологи утверждают, что подобный феномен свидетельствует о раздвоении личности шамана. Когда под восторженные крики присутствующих он возвращается из подземного мира в свое тело, вторая часть камлания заканчивается. Занимает она около двух часов. После перерыва шаман выражает духам свою благодарность.
       Сходным является камлание, в котором шаман отправляется в высший мир. Он использует двадцать семь молодых деревьев, которые выражают опоры мироздания по сторонам света и мировую ось, или лестницу. Совершает жертвоприношение, входит в состояние экстаза и теряя сознание отправляется в верхний, небесный мир. По мнению Широкогорова, камлание, в котором шаман отправляется на небо заимствовано тунгусами от бурят.
        Ранее уже неоднократно упоминалось существование трех миров, низшего, высшего и среднего. Шаман, как известно, является посредником между мирами и может путешествовать в них с помощью «духов-помощников», общаясь с богами и другими духами. С точки зрения психологии, нижний мир является олицетворением дна человеческой психики, областью бессознательного и инстинктов, заложенных на уровне подсознания. Средний мир представляет собой сознание человека, реальность, какой он ее осознает. Высший же мир считается сверхсознанием. Шаманские техники позволяют проникнуть в свое подсознание и сверхсознание, использовать энергию и жизненную силу, сокрытую в них, открывать для себя новые возможности и пути творческой реализации, изучать свой внутренний мир, как неизведанную Вселенную.
       В тунгусском шаманизме несомненно важную роль занимает психотехнический транс, который достигается с помощью ритуальных танцев и музыки. Детали камлания схожи с деталями ритуалов других народов Сибири. Через шамана говорят духи, когда шаман вскакивает на пациента в своем тяжелом ритуальном костюме, пациент не чувствует его веса из-за легкости, которую он приобретает, во время транса шаман оказывается нечувствительным к огню и увечьям и многое другое. 

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!