Смысл и значение символики шаманского наряда и бубна.



Среди ритуальных инструментов шаманских практик особое внимание стоит уделить бубну. Он является наиболее распространенным инструментом для вхождения в состояние транса и играет первостепенную роль в церемониях потому, что позволяет шаману путешествовать в «Середину Мира», перемещаться в пространстве, призывать и пленять духов и обрести необходимую концентрацию для контакта с духовным миром. Гудение бубна, его повторяющиеся ритмы с определенной, плавающей частотой ударов по большей части и вызывают гипнотическое состояние. У монгольских и сибирских племен, за счет большего диаметра, звук получается более глубоким и резонирующим, из-за чего вибрации проходят сквозь все тело. Бубен может держаться рядом с лицом или над головой, так его вибрации резонируют в голове шамана с большей силой.

Техники изготовления бубнов у разных народов могут отличаться, но принцип действия остается неизменным в различных шаманских культурах. Типичный шаманский бубен имеет круглую рамку из дерева, обтянутую коровьей, бараньей или лошадиной кожей. Умерщвление животного должно происходить в строгом соответствии с ритуалом отправления его в небесные чертоги, чтобы вещь силы долго служила своему хозяину. Дух животного становится своего рода ездовым, проводником, советником и защитником шамана в тонком мире. Он рассказывает шаману о том, что видел в путешествии, оберегает от злых сил и духов, помогает во время обрядов исцеления и при входе в экстатические состояния. На ободе бубна чаще всего изображались четыре ноги, голова и хвост, что являлось символическим подтверждением того, что этот бубен является животным силы шамана. Внутри прикреплялись медные монеты или зубы животных. Рукоятка бубна выполнялась в форме фигуры человека, что символизировало духа-союзника. На самом бубне нередко изображались также духи-помощники и космогонические уровни, до которых способен добраться шаман.
Использование бубнов не ограничивается только ритуалами, многие шаманы используют его ради удовольствия. Но, так или иначе, смысл остается тем же: путешествие в иные миры с целью проведать умерших.

Помимо бубна, шаман пользовался еще множеством ритуальных инструментов, которыми пользовались духи, сопровождающие его в путешествии. Наиболее часто упоминаемые: ритуальный нож или лук со стрелами, лодка и долото. Ножом использовался для сражения с враждебно настроенными духами, на лодке шаман переправлялся через реки, долотом же продалбливал небесный свод, покрытый льдом зимой.

Помимо бубна и ритуальных инструментов, ритуальный наряд шамана также является неотъемлемой частью культового действия. При исследовании, он раскрывает систему шаманизма так же четко, как и техники и мифы шамана. Разные народы имеют разную традицию облачения в ритуальный костюм. Зимой Алтайский шаман одевает свой костюм на рубашку, летом – только на голое тело. Тунгусский шаман в любое время года не одевает под костюм обычной одежды. Схожий обычай можно встретить у других народов Арктики. У народов, обитающих на северо-востоке Сибири, черных татар, шор и телеутов шаманского наряда как такового вообще не существует. Эскимосский шаман обнажает торс и единственной одеждой, остающейся на нем, является пояс. Если же наряда не существует, то его заменяют головной убор, пояс, бубен и ритуальные инструменты, относящиеся к ритуальному наряду и заменяющие одежду. Велика вероятность, что нагота может иметь такое же религиозное значение для одного шамана, как и костюм для другого. Одежда шамана сама по себе представляет религиозный микрокосмос, отличающийся от окружающего мирского пространства. Она составляет почти полную символическую систему, а в связи с инициацией насыщенна различными духовными силами, прежде всего духами-помощниками. Сам факт одевания помогает шаману подготовиться войти в контакт с духами и преодолеть мирское пространство. Обычно процесс одевания является почти конкретным вхождением в духовный мир, поскольку наряд надевается после многочисленных приготовлений, уже перед шаманским трансом.

Получение наряда само по себе становится ритуалом. Человек, который по каким-либо причинам становится шаманом, должен во сне увидеть точное местонахождение его будущего наряда, найти его самому и выкупить у родственников умершего шамана по цене, например, коня[12]. При этом, наряд не может покинуть пределы рода. Прежде всего потому, что «насыщен духами» и не должен носится тем, кто не сможет ими управлять, в противном случае духи могут вырваться из него и вредить всей общине.
Ритуальная одежда шамана, как и любое другое «место для духов», является объектом опасений и страха. Когда она становится слишком изношена и непригодна для ритуалов, ее вешают на дерево в лесу, чтобы живущие в ней духи оставили ее, привязавшись к новой.
В некоторых племенах[13], после смерти шамана наряд хранится в его доме, при этом духи, населяющие его, проявляют себя, заставляя наряд шевелиться и вздрагивать. Большинство сибирских племен кладут наряд рядом с гробом умершего шамана. Если во время лечения больного тот умирает, то наряд считается непригодным к использованию. Тоже происходит и с бубнами, показавшими свое бессилие при лечении.

Следует подробнее остановиться на сходствах и различиях ритуальной одежды шаманов у разных народов. Сравнение шаманских нарядов относится скорее к этнологии, но учитывая их влияние на обрядную сторону шаманских практик во всем мире как средств облегчения и увеличения предварительной концентрации для достижения контакта со сверхчувственным, иным миром, необходимо уделить этому вопросу особое внимание.

Символика наряда и его оформление в различных регионах схожи. Везде применяются маски, от примитивных до тщательно разработанных, шкуры, мех и кости животных, колокольчики, различные формы шаманского бубна и перья птиц, символизм вознесения которых следует особо подчеркнуть. Согласно многочисленным шаманским мифам, рождение и становление шамана напрямую связано с птицей. Чаще всего этой птицей является орел, который во многих культурах считается отцом Первого шамана и представляет собой Наивысшее Существо, поэтому в структуре шаманского наряда так заметно стремление придать костюму определенную схожесть с птицей. Символом того, что царская птица служит шаману являлся орел с кольцом вокруг шеи. Птичья символика встречается в нарядах долганов, якутов, эвенков, юкагиров и многих других народов.

Костюм Сибирского шамана должен состоять из кафтана или парки, медного или железного нагрудника, головного убора и маски. Вместо маски может быть платок[14], закрывающий глаза шаману и помогающий попасть в иной мир через внутренний свет. На спине парки якутских шаманов расположены кольца, представляющие солнце и круг, называющийся ойбон кюнгете – «отверстие солнца». Считается, что этот круг представляет собой Землю с отверстием, с помощью которого шаман попадает в иной мир. Также, на спине находятся полумесяц и цепь из железа, символизирующая силу и выносливость. Железные пластины на костюме нужны для защиты от злых духов, а бахрома нашитая на мех представляла собой перья. Костюм якутского шамана может содержать до двадцати килограмм украшений из металла, которые, как считается, имеют свою душу и никогда не ржавеют. Украшения располагаются таким образом, чтобы в точности воспроизводить человеческий или птичий скелет и внутренние органы. Это указывает на особый статус того, кто носит наряд, человека, который был убит духами предков и воскрес. Изображение человеческого скелета представляет архетип шамана, так как считается, что он воплощает семью, в которой рождались предки-шаманы. Изображение скелета птицы является вариантом той же концепции: первый шаман родился от связи орла и женщины и сам шаман пытается превратиться в птицу, для того, чтобы летать и по сути, является птицей, имея доступ к высшим сферам.

Костюм нанайцев, удэгвейцев и ульчей состоит из инау[15], юбки и рубахи с коротким рукавом, помимо этого наряда, существует еще невидимый, железный, использующийся во время путешествий в иные миры. Такой наряд считается даром бога или духа покровителя. Предметы шаманского снаряжения, по их представлениям, появляются у сильных шаманов прямо изо рта.
   У Бурятов по одеянию можно отличить шамана можно отличить белого шамана от черного. Шаман, которому помогают добрые духи носит кафтан белого цвета, тот, кого поддерживают злые – черного. Для совершения обрядов и ритуалов бурятский шаман использует железную или деревянную палку с конской головой и «кнут живого», состоящий из рукоятки, обмотанной кожей мускусной крысы восемь раз, железного кольца, трех колбуг[16] и кусков полотна и шёлка.
   Наряд алтайского шамана изготовляется из оленьей или козлиной кожи. К нему пришиваются множество платков и лент, символизирующих змей. Некоторые ленты имеют форму головы змеи. Считается, что у опытного шамана змей должно быть не меньше тысячи. На его кафтан, помимо змей, нашиваются небольшой лук со стрелами, отпугивающий духов, шкуры животных и два круга из меди. На воротник – семь фигурок, чьи головы имитировались перьями совы и символизировали семь небесных дев. Колокольчики, украшающие костюм – голоса этих дев, призывающие духов. Среди множества висящих на шаманском кафтане предметов, каждый из которых имеет свое определенное религиозное значение, есть также Джутпа и Арба, два маленьких урода, живущих в царстве Эрлик. Один из них сделан из коричневого или черного материала, другой из зеленого, каждый имеет по паре ног, приоткрытую пасть и хвост. У северных народов Сибири особое распространение получили изображения водоплавающих птиц, таких, как лебедь или чайка, символизирующие погружение шамана в подводный Ад.  

 

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!