III. СЕКСУАЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ СТЕРЕОТИПЫ «ШАЛЬСКИХ»



О голове

 

У дитя голова большая — умным будет.

У дитя уши торчком — летчиком будет.

Подбородок выступает вперед — человек коварен.

Лоб гладкий без морщин — вдовцом рано станет. Тонкая кожа на лице — человек быстро состарится. Ямка на подбородке — блядун («У него пизда на подбородке») или дважды женится (у чувашей — «Первым ребенком девочка родится»).

 

О глазах

 

Морщины у глаз — детей любит.

Глаза большие — добрый, маленькие глаза — злой или жадный.

Карие глаза — лукавые (коварен), голубые — злые, но человек честен.

К голубым глазам порча легче пристает.

Черные глаза — недобрые, сглаз наводят.[881]

Поговорка: «Голубые — злые, карие — лукавые, синие да сивые самые красивые».

 

О волосах

 

У кудрявых людей вся жизнь закручена, как волосы. Они женятся не менее двух раз.

Если у человека на макушке головы два вихра, он дважды женится (вар . — «он счастливый»), у северных вепсов — «нойдой», т. е. колдуном будет.[882] Так же и цыганки толкуют о двух вихрах на голове русских (мол, счастливым будет).

«Рыжий да рябой — человек золотой» (вариант — «он под солнцем родился»).

 

О руках

 

Сердце у человека размером с его кулак, а член — это двадцать первый палец.

Длинные пальцы у ребенка — пахарем не будет, а будет интеллигентом, короткие пальцы — будет крестьянином или работягой.

Если пальцы длинные, то хуй длинный, короткие — то короткий, толстые — то толстый, тонкие — значит, тонкий. То же говорят о глубине и ширине вагины женщины.

У кого руки длинные (длиннее, чем обычно), у того хуй толстый.

У кого руки тяжелые, тот вдовцом будет.

 

Рот — зубы

 

Рот большой — пизда большая.

Зубы редкие — блядун (вар . — врун).

 

«Зубы редки,

Машкой звать

Если Машка,

значит, блядь».

 

 

Hoc — член

 

Если нос большой, значит, член большой.

Если нос с горбинкой, то член хорошо стоит («Нос с горбинкой, хуй дубинкой»).

Курносый нос — хер маленький. Нос картошкой, хер гармошкой (лепешкой).

Анекдот: «Женщина курносого в постель затянула. Когда он ей вставил, ахнула, а перевела дух, на нос ему палец поставила и говорит: „У-тю-тю… тю… Обманщик же ты!“».

У кого ноги кривы, тот сильный.

Мужику с большим хуем баба нужна коротконогая с растоптанными пятками. Им советуют: «Не женись на маленьких — они широкопизды (вар . — «низкосраки»), им длинный хер нужен».

Мужику с тонким и длинным хуем надо высокую бабу («У высоких пизда уже»). Либо ту, что при ходьбе часто семенит ногами или имеет тонкий голосок («У высоких «золотник» повыше, а пизда поуже»).

 

Соотношение между человеческим верхом и низом и другое

 

«Что на витрине, то и в магазине», т. е. если нос большой, то и хуй большой.

Загадка о том, как появляются дети: «Туда даром, обратно (вар . — оттуда) с товаром».

Если у женщины грудь высокая, то пизда глубокая, и наоборот (мелкая).

Поговорка о предпочтительности брака с русской: «У русской бабы жопа широкая, а пизда узкая» (т. е. чем шире зад, тем уже влагалище).

У кого кадык большой — тот пьяница.

У кого шея длинная, у того хуй длинный.

У кого шея широкая, тот ебарь хороший.

Кто сухощав и жилист, тот ебарь хороший.

Кто физически силен, тот ебарь хороший.

Кто полный и рыхлый, тот ебарь плохой.

Если муж с женой начали полнеть, значит, натрахались уже вволю.

Если у мужика грудь сильно волосата, значит, он ебарь хороший.

Когда у парня волосы на животе от груди до лобка сомкнутся (т. е. «дорожка к теще прорастет»), от него любая девка с первого раза беременеть будет. До того он еще подросток, а не мужик.

Если мужик начнет горбушки любить (есть), он будет к жене спиной спать (т. е. быстро импотентом станет).

Если девочка горбушку любит есть, у нее груди вырастут круглые и упругие, как горбушки.

«Если одна женская грудь в одну ладонь мужику умещается, это грудь, а если в две ладони — то это вымя».

Если девочка сырое тесто ест, грудь у нее высокая вырастет.

Толстых баб «наладить» в постели легко; тощих трудно — простыни рвутся, а ей все мало.

Если мужик крепкий чай любит, то плохо трахает.

 

Мифологическое предание «шальских» о возникновении у людей первородного греха

 

«Около д. Шалы есть большое болото. Шли раз по нему Адам и Ева — первые среди людей. Их Бог создал. Дело было под осень. Было холодно. Адам с Евой замерзли: они же голые были. Член у Адама от холода набух. Вот и решил он его упрятать, где потеплее. И прижался им к Еве сзади. А тут пчела Адама в зад укусила. Тот дернулся вперед, и пошла у них потеха. Уж так они на том болоте топтались на радостях, что с тех пор и по наше время на этом болоте клюква не растет».

 

К. Э. Шумов

«ЭРОТИЧЕСКИЕ» СТУДЕНЧЕСКИЕ ГРАФФИТИ

 

На материалах студенческих аудиторий Пермского университета.

 

В мае 1994 г. объединение «Провинция» при Пермском университете провело копирование надписей, сделанных в студенческих аудиториях, на стенах, подоконниках. Всего было обследовано три корпуса из шести. Скопировано около 2500 надписей в 68 аудиториях. Около 15 процентов (350 записей) в той или иной степени посвящены эротическим представлениям. Интересно, что внутри поточных аудиторий (на 150–200 человек) надписи эротического характера сосредоточены на первых рядах, «камчатка» же большую часть надписей посвящает сну и скуке на лекциях.

Внутри «эротической» группы наиболее частотными являются надписи на иностранных языках (английском, немецком) — немногим более 20 процентов; стихотворные надписи составляют около 20 процентов; все остальные группы — менее 10 процентов каждая. Из них достаточно условно можно выделить: «объяснения в любви», «афоризмы», спонтанные «диалоги», «высказанные желания», пародии на брачные объявления, прозвища конкретных людей, названия половых органов, «языковую игру», политические высказывания, выдержки из анекдотов, «дразнилки» в адрес факультетов, игры, загадки.

Приблизительно 22 процента надписей включают упоминания о нетрадиционных сексуальных отношениях. Из них половина посвящена однополой любви, 16 процентов — мастурбации, 12 процентов — оральному сексу, остальные (анальный секс, некрофилия, скотоложество, мазохизм) составляют менее 10 процентов каждый. Кроме того, было скопировано около 100 рисунков обнаженной женской натуры и половых органов. Часть из них (в том числе и реконструированные автором по его студенческим воспоминаниям периода конца 70-х годов) представляют комическое обыгрывание половых органов.

Из анекдотов только один можно отнести к разряду анекдотов студенческих:

 

I курс — никому, никому, никому.

II курс — только ему одному.

III курс — только ему и его друзьям.

IV курс — всем, всем, всем.

V курс — кому, кому, кому.

 

Встречаются и стихотворные переложения анекдотов, построенных отчасти на языковой игре:

 

Не грусти, что мы сохнем, старик.

Мир останется сочным и дерзким,

Раз всюду слышится девичий крик,

Чрез миг становящийся женским.

 

Еще пример анекдота-диалога:

 

— Девушка, вам сколько лет?

— Восемнадцать.

— Надо же, сразу и не дашь!

— А вот и дам!

 

Общей закономерностью является то, что на столе записано небольшое количество анекдотов. Из «серийных» встречаются анекдоты о Штирлице и цитата из анекдота о Вовочке:

 

«Штирлиц не был гомосексуалистом, но отказать Борману было неудобно».

 

 

Если б я имел коня,

Это был бы номер!

Если б конь имел меня,

Я б, наверно, помер!

 

Из детских «садистских» стишков была обнаружена одна цитата:

 

Девушка Света гордилась ногами.

Света замерзла, ноги отпали.

 

Объяснения в любви чаще всего носят романтический характер, пошлость и грубость практически не встречаются. В них доминируют надписи с уменьшительно-ласкательными обращениями типа: «Я люблю Анюшу», «Андрюшка-хрюшка, любимый мой самый-самый», «Я люблю тебя, Алешенька», «Костюшечка, ты такой хороший мальчик». В спонтанно возникающих диалогах приписки чаще всего снижают стиль любовных обращений: «Я люблю тебя, Боренька! — Дура, он же голубой!»; «Я люблю тебя! — Ничто ты корки мочишь!»;[883] «Женька, я тебя очень люблю! — А зачем?»; «Я тебя люблю. — А я тебя нет. — А ты мне и не нужен». Часть надписей обращена к прошлым любовным отношениям. Стилистически они оформлены по-разному: «Ох, Леха, Леха, Леха. Мне без тебя так плохо»; «Дина, где ты? Мы не трахались 2 года»; «Я так любила Рому Сажина», и «Я так любила тебя, Рома Сажин! — Кожин — Рожин…» Такого рода подписи чаще всего безымянны, что и провоцирует на продолжение диалога. Подписываются преимущественно обращения, не адресованные конкретному лицу: «Девушки, я вас люблю! Андрей написал»; «Девочки, я вас люблю! Сергей, III курс». Из «безадресных» высказываний анонимными являются только «женские»: «Я люблю мужчин»; «Я люблю мужиков», хотя в общем контексте эротических граффити их можно было бы отнести и к «мужским», поскольку тема однополой любви прослеживается довольно отчетливо. Некоторое снижение романтических любовных отношений к плотским утехам есть и в анонимных высказываниях, адресат которых обозначен одной буквой: «Я люблю С… Я хочу С… Я не могу без тебя С…»; «Я очень люблю В… Я так хочу с ним…». В молодежной среде слово «хотеть» однозначно обозначает желание вступить в интимные отношения.

Именно с ним связана другая довольно частотная группа надписей на столах, которая условно обозначена нами «высказанные желания». В них встретилась только одна «адресная»: «Оля, я тебя хочу уже давно». Остальные чаще всего анонимны и безадресны: «Мне нужна длинноногая шатенка»; «Я хочу тебя. 17 окт. здесь в 13.00. Люблю высоких девушек»; «Телку хочу… и пиво в придачу»; «Хочу женщину — много женщин — очень много женщин»; «Я хочу его, а он меня нет. Почему? Кто мне ответит?»; «Хочу мужа лысого!»; «Хочу мужика понаглее…»; «Хочу мужика! Сил нет терпеть! Отзовись!»; «Хочу друга! Сколько можно быть одной! Я ведь не уродина. А все еще девушка. Помогите, люди добрые! Иришка, филфак».

Часть надписей этой группы построена в форме спонтанного диалога, чаще всего безадресного: «Хочу тебя! — А я тебя!»; «Хочу! Тебя! — Очень?»; «Хочу! — Тебя я, а я тебя! — Очень!»; «Я хочу тебя. — Уточни кого?»; «А я молодой… Я хочу тебя… — А я нет…»; «Хочу! — С кем? — С тобой!»; «Хочу мужика! — Купи резинового. — Нет уж, я живого хочу, так что извольте мне его сей же час предоставить!».

Группа надписей, пародирующих брачные объявления и рекламу секс-фирм, включает в свой состав, как удалось выяснить в студенческой среде, вполне реальные адреса и телефоны, по которым можно получить секс-услуги. Но большей частью это розыгрыши, в которых реальные лица не подозревают о включении их в реестр оказывающих такого рода услуги. Некоторые сделаны от имени человека, ищущего сексуальные развлечения: «Кто хочет потрахаться хорошо, звоните! Роман (№ телефона)»; «Симпатичные девчонки, звоните! Вас ждут (хотят познакомиться). Алеша (№ телефона)»; «Оказываю любые секс-услуги. Василий — Конь, оставь телефон!»; «Оля, звонить после 23.00»; «(№ телефона) Паша (интересуюсь мальчиками)»; «Татьяна К. Адрес (заключены в сердечко, нарисованное другой пастой). — Осторожно, у меня злая собака (нем. овчарка)»; «(№ телефона) Звоните, у кого есть проблемы с сексом. Оксана. — Обслужу по высшему разряду. Жду любви. НАМ будет хорошо»; «Оля Миронова, ПГУ, юридический ф-т, соц. работа, III курс. ЗАХОДИТЕ В ГОСТИ! — Оставь свой адрес и телефон»; «Приезжайте лучше на дом. Адрес. Спросить Аню: Повеселимся!».

Надписи, пародирующие объявления и рекламу: «Все сексуальные услуги за спиртное для мужчин и мальчиков (от 1971 г. рож.) (№ телефона) (Оля). Квартира Ира и Вова»; «Все сексуслуги за спиртное для мужчин и мальчиков. (№ телефона) Оля. Квартира с вас — Званите, мужики, всех поджарю (№ телефона) Таня проститутка»; «Т. О. О. «uslugi» предлагает все виды секса для девушек. Оставьте свой телефон: имя»; «(№ телефона) SEX по телефону»; «Где ты, моя половина. Ты: не меньше 170, спортивного телосложения, умный, добрый, богатый, сильный, мастер в постели. Я: 165, миловидная, не дура, состоятельная. (№ телефона) Ира. — (№ телефона) Василий»; «Молодая энергичная женщина ищет сексуального партнера для совместного времяпрепровождения. — Звонить или не звонить?»; «Ребята, кто желает хорошо провести время и хорошо провести ночные часы с девушкой с длинными ногами, с мохнатой грудью и бритым лобком (слово зачеркнуто)… звоните по телефону (№ телефона), спросить Свету»; «Хочу познакомиться с молодым человеком не старше 160 лет, не моложе 60 лет. Пишите ответ. Все заявки принимаются. — Заявок нет!»; «Если ты хочешь найти верного, преданного друга, а также сексуального любовника — звони по тел. — 02».

Еще одно объявление — о розыске: «Розыск! Розыскивается особо опасный преступник за изнасилования X (икс). Особые приметы: Усы редкие, обматывает член 73 раза вокруг шеи. На ягодицах наколки в виде мужских гениталий. Желающим помочь в розыске вознаграждение гарантируется в размере 3 рублей. Звонить по телефону: (№ телефона)».

По некоторым признакам удалось выяснить, что большую часть такого рода объявлений пишут на столах студенты младших курсов, которые еще только входят в студенческую среду. История одного из объявлений-розыгрышей такова: первокурсник предложил студентке старшего курса, не отличающейся образцовым поведением в общежитии, провести с ним ночь и получил отказ; обиженный, он и записал объявление с ее адресом на столе. В другом случае студент второго курса, не сдавший экзамен молодой преподавательнице, записал ее телефон в объявлении-розыгрыше. В обоих случаях были зафиксированы звонки, так как по сложившейся в общежитии традиции часть объявлений о секс-услугах содержит реальные адреса и номера телефонов. В объявлениях имена соответствуют указанным в телефонных справочниках. В некоторых случаях было выявлено несоответствие.

Тексты, основанные на принципе «языковой игры», составляют около 5 процентов всего материала. Значительная часть построена на обыгрывании созвучия русского сокращения слова «факультет» — «фак», со сленговым американским «fuck». Последнее в силу частоты его употребления в видеопродукции стало, по всей вероятности, элементом молодежного жаргона. «Фак» вытеснило (или вытесняет) достаточно распространенные в последние несколько лет «трахаться», «перепихиваться», «иметь». Хотя даже в некачественных переводах синхронистов, озвучивающих американские видеофильмы, это слово чаще всего передается русским эквивалентом «пошел ты…». Наиболее явным каламбуром выглядит сокращенное название филологического факультета «филфак», которое в надписях на столах и стенах приобретает облик «feelfuk» (буквально — ощущать, чувствовать соитие, от англ. feel и fuck). Правда, встречаются надписи, свидетельствующие о знакомстве с этими словами только «на слух»: «philfak». Аналогичным образом формируются и другие обозначения факультетов, но уже только со значимой второй корневой частью слова: «lopfack», «физ-fack». Одной из разновидностей этой языковой игры является разделение названия факультета точками для придания облика инициалов: «Ю. P. fuck jou». С употреблением того же английского корня встречаются и другие надписи: «RADIO FUCKSIMUM» (переделка названия радиостанции «Радио-Максимум»); «FUCK ЦОЙ-МОЙ» и проч.

Часть каламбуров создается путем расчленения слова на части или подмены одной или нескольких букв; зачеркиванием одной буквы: «Скоро нас отпустят»; «Любаю»; «Е. Булкин»; «Лицензионанист»; «Здесь был импотенциальный студент» (вероятнее всего, абитуриент).

Расчленение слова на «ложные корни» встречается единственный раз в высказывании, хорошо известном не только в студенческой среде: «Голосовали, голосуем и голо будем совать».

В некоторых случаях комический или снижающий эффект достигается путем добавления слова или названия: «Прощай молодость, прощай девственность, прощай оружие. Э. ХАМИНГУЭЙ»; «Голубая „Группа крови“» (переделка названия альбома группы «Кино»).

Скорее всего игровые элементы возникают в надписях на столах спонтанно, их сочинительство не требует много времени. Но одна из «игр» зафиксирована в нескольких вариантах и служит скорее всего для «убивания» времени на лекции, так как встречается преимущественно в поточных аудиториях. Игра была условно обозначена «Вагончики». Суть ее заключается в следующем: сидящие за столом рисуют непохожие друг на друга вагоны по предложению начинающего игру: «Если ты не голубой, нарисуй вагон другой»; «Если ты не голубой! Нарисуй вагончик свой»; «Внимание, все здесь голубые. Если ты не голубой, нарисуй вагон другой»; «Если ты не пидарас, то нарисуй вагон еще раз». На некоторых столах нарисовано до тридцати вагонов.

Разновидностью игрового поведения скорее всего являются и спонтанно возникающие диалоги, не требующие отвлечения от хода учебных занятий. Чаще всего они возникают как ответ на одиночное высказывание: «А ты кто? — Может, я тоже люблю тебя! — А я-то не люблю тебя»; «Мы с тобой больше не вдвоем. — А жаль…»; «Все бабы…! — (каждый, думает, что хватит) — А я думаю, что ты — педик бородатый, если плохо о женщинах думаешь!»; «Меня никто не любит! — Хочешь, я тебя буду любить?»; «А я молодой, я тебя хочу! — А я нет»; «Все в наших лапах. — Смотря у кого что. — Меня бесят эти тупые записи!». Откровенно эротическими и вульгарными являются только некоторые диалоги: «Мы подружки лесбиянки. — Сука бесчувственная! — Хамло!»; «А я мечтаю выйти замуж за жеребца. — Скооперируемся?»; «Ребята, давайте жить дружно! — С кем? — Со всеми. — Не-а»; «Ищу подругу, у меня… 15 см! — Вот и засунь себе его в зад».

В диалогической форме выдержаны и высказывания в адрес некоторых факультетов. Чаще всего нелестные реплики группируются попарно в зависимости от того, какие студенты посещают определенные аудитории. В университете, работающем в две смены, сложились следующие «пары»: юристы — филологи, мехмат — историки, мехмат — биологи. В силу сложившихся представлений (отчасти отвечающих действительности) самый «популярный» в эротической тематике факультет — филологический. Поэтому значительная часть надписей сделана по его адресу: «Фил. фак — это гарем ЮР. фака»; «Фригидные ли на фил. факе девушки?»; «Фригидны ли девушки с фил. фака? — Конечно! — нет…»; «Евнухи филфака»; «Вы лесбиянки и геи филфака // Прежде чем пачкать эти столы // Встаньте на улице Ленина раком // И докажите, что вы не козлы…»; «Лучше лечь под кучу шлака, чем под мальчика с филфака». В отношении юридического факультета высказываний значительно меньше: «Юристы — мазохисты»; «Хуй соси, читай газету, // Прокурором станешь к лету». Несколько более оживленные дискуссии разворачиваются в корпусе, где учатся студенты биологического, механико-математического и исторического факультетов: «Историки козлы. Бабы, идите к нам. Парни мехмата. — Лучше лечь под груду шлака, чем под хуй из мехмата. — Наезжаете! — Конечно, а что, не нравится, тогда заткнись»; «Сразу видно, что на мехмате учатся лишь озабоченные сексом! — Тот, кто это написал, либо дурак, либо биолог, либо не умеет говорить по-русски, либо хочет подставить свою задницу вместо филфака».

Встречаются и рифмованные прозвища факультетов: «Физики — шизики, медики — педики, юристы — авантюристы, филологи — урологи, историки — гморики, географы—…юмористы»; «В меде учатся медики. А в педе: …?».

Рифмованные прозвища характерны и для конкретных лиц: «Путана — Светлана»; «Оксанка лесбиянка! Она мобильна, она сексопильна…»; «Толик — гомик»; «Реник — педик»; «Мишка — машка» (последнее позаимствовано скорее всего из блатного жаргона, где принято называть «машками» пассивных гомосексуалистов).

Наиболее распространенными прозвищами являются «пидар», «член (усатый, мордатый)», «защекан», «педик», «головоеб» по отношению к студентам; «блядь», «давалка», «сука», «сучонка» — по отношению к студенткам. Как это ни странно, но бранная и эротическая лексика по отношению к преподавателям практически не встречается. Из редких были зафиксированы «мазохист», «никрофил», «похотун». В этой группе встречается и снижение смысла высказывания по отношению к конкретному человеку за счет зачеркивания буквы: «Маша любит Дим из политеха». Значительно реже фигурируют в надписях на столах развернутые или нестандартные высказывания: «Марина. Фонд — Н. 3. семенной мех. мата!»; «А. Иванов — последний девственник унивёра». Последнее высказывание может быть и безадресным, так как «А. Иванов» или «Александр Иванов» стали для студентов-филологов нарицательным обозначением своеобразного героя факультетского фольклора.

Часть надписей представляет широко известную формулу, но в измененном виде: «Ирина+любовь=Андрей»; «Светлана Шабунина+Володя Шабунин»; «Карина+Юля =мир, труд, май»; «Люба+AMBBEIRπ=Любовь»; «Наташа + Юля =2π». Несоответствие традиционным «школярским» формулам свидетельствует скорее всего о пародийном характере студенческих надписей.

Еще одна немногочисленная группа надписей — названия половых органов: «Хер»; «Фаллос»; «Клитор»; «Дыра»; «Махнатка»; «Копилка». Любопытно то, что инвективная лексика в этой группе почти отсутствует. Но достаточно симптоматичными являются заимствования из блатного жаргона, в первую очередь в названиях женских половых органов. Лексика этой группы пусть не широко, но представлена в студенческих аудиториях. Два примера уже фигурировали выше: «опускать» и «машка». В «неэротических» надписях встречаются распространенные «БОСС — Был Осужден Советским Судом»; «ЗЛО — За Все Лягавым Отомщу»; «СЭР» и некоторые другие. Кроме того, указание на татуировку в форме мужских половых органов в пародийном объявлении о розыске преступника — элемент уголовных традиций татуировок, когда «опущенным» наносят на ягодицы татуировки, точно указывающие на их статус в лагерной среде (кроме половых органов встречаются изображения ангелов, крестящих анальное отверстие; чертей, бросающих лопатой уголь туда же). В целом же тенденция эта примечательна, что свидетельствует о взаимодействии субкультур разных социальных групп. В данном случае их взаимопроникновение идет скорее всего через промежуточную (армейскую) среду.

В «эротической» группе надписей встречается на удивление мало упоминаний о политических деятелях: «Вся власть над проститутками — Жириновскому — Sex-символу Гос. Думы»; «Жириновский — гомосек»; «Боря, пьяный педераст, он народу не указ». Единственно развернутой надписью является довольно длинное стихотворение, которое было создано, вероятно, не в студенческой среде несколько лет назад:

 

Встанька Ленин

Откройка глазки

Нет ни хлеба

Ни колбаски

Нет ни водки

Ни вина

Родиация одна

В 6 часов поет петух

В 8 — Пугачева

Магазин закрыт до двух

Ключ у Горбачева

Пишет Рейган Горбачеву

Не еби ты Пугачеву

Присылай ее ко мне

И тогда конец войне

Горбачев спешит с ответом

Если дело только в этом

Высылаю сразу пару

Пугачеву и Ротару

Если справишься ты к маю

То пошлю к тебе я Раю

Ведь для жизни всех людей

Мне не жалко 3 блядей.

 

Сравнительно небольшое количество записей на политические темы является общей тенденцией. Иерархия интересов студенческой аудитории ставит их на одно из последних мест, что является предметом интереса скорее социологов и политологов, чем фольклористов.

Одна из наиболее распространенных групп в «эротических» надписях на столах — надписи на иностранных языках. Значительная часть из них эксплуатирует уже упоминавшееся сленговое выражение «FUCK». Оно встречается в большом количестве вариантов, которые чаще всего не соответствуют американскому оригиналу: «fuck off», «fuck away», «fuck out», «fuck up». Отчасти оно употребляется в значении «пошел ты на хуй»: «Fuck you off (away)», «I fuck you off…», «Fuck lector away! — А сам ты фак!». В сочетании с существительными и местоимениями наиболее распространены: «Fuck you», «Fuck you please», «Fuck you beatch» (искажение «еб тебя, шлюха»). Развернутые выражения встречаются следующие: «Fuck off! Best wishes at the 8th March! Dear women» (еб! Наилучшие пожелания на 8-е Марта) «Fuck you teacher! Извините» (еб тебя учитель!), «So, what Fuck is This?» (что это за хуй?), «Fuck you, brica!» (перевод затруднен, т. к. последнее слово наиболее схоже со сленговым «брикет наркотиков»). Среди каламбуров отметим один, который имеет чисто русифицированный характер: «Fuck Strot» (по созвучию — «фокстрот»). Словообразование на основе корня по характеру является попыткой буквального перевода русских выражений: «Fuck fool» (ебаный дурак), «Fucking shit» (ебаное дерьмо), «Fucken mother» (ебаная мать).

В этой группе наиболее распространены рифмованные высказывания на английском языке, которые зачастую являются цитатами из песен популярных англоязычных групп или лозунгов хиппи: «АН you need is love» (все, что тебе нужно, — любовь), «Love, love, love, all you need, is love», «I just Call To Say I Love You» (должен сказать тебе, что люблю тебя), «I Love you, I miss you, I want you, I need you» (люблю тебя, скучаю по тебе, хочу тебя, нуждаюсь в тебе), «I love you and my love will never die» (я люблю тебя, и моя любовь никогда не умрет), «One more night, one more kiss, just fore you, oh my pretty young girl» (еще одну ночь, еще один поцелуй для тебя, моя прекрасная молодая девушка).

Интересно, с нашей точки зрения, оригинальное творчество на английском языке, которое представлено несколькими стихотворными текстами: «My bed is too big without you» (моя кровать так велика без тебя), «Fuck it all, better listen to «KING CRIMSON»!» (пошло все на хуй, лучше слушать «KING CREAMSON»), «If you want a little brother, ask your Dad to fuck your mother! Привет всем из школы № 7» (если тебе нужен маленький братик, попроси папу трахнуть твою маму), «If you want to have a sex, fuck my dog — his name is Rex» (если хочешь иметь секс, трахни мою собаку — ее зовут Рекс).

Некоторые надписи представляют перевод наиболее распространенных высказываний на русском языке: «I want you» (я хочу тебя), «Танечка, I want you, a little girl» (я хочу тебя, маленькая девочка), «I want to see you again. — I am too. — Who are you? — I'm student girl. — I'm too. — Фу ты, черт» (я хочу снова увидеть тебя. — Я тоже. — Кто ты? — Я студентка. — Я тоже), «I love, Sergey. — Who is this? — Irina» (я люблю, Сергей. — Кто это? — Ирина), «Love me here» (люби меня здесь), «I want you now too! — А когда же мы сольемся в экстазе?» (я снова хочу тебя прямо сейчас!)

Среди иноязычных также встречаются надписи, возникающие спонтанно; чаще всего они не связаны друг с другом по смыслу, но поданы в форме развернутого высказывания: «GO, GO, GIRLS. FEEL FUCK. I PREFER. I WOULD BUY GIRLS» (вперед, вперед, девушки, фил. фак. Я предпочитаю. Я буду покупать девушек), «I like this game (SEX). — Iťs fantazy» (я люблю эту игру (СЕКС) — Это фантазия).

С использованием иноязычной лексики студенты изливают свой протест против скучных занятий: «Fuck off to this fucking literature» (приблизительный смысл таков: пошла на хуй эта ебаная литература).

Единственная формула, которая входит в состав этой группы: «cunt+cock=fuck» (точный перевод несколько затруднен, т. к. первое слово отсутствует в словарях американского сленга, скорее всего имеется в виду — пизда + хуй = ебля).

Использование иноязычной лексики характерно и для высказываний «мизантропического» характера, основой для которых зачастую тоже служат искаженные цитаты из известных произведений рок-исполнителей или приписываемых им: «No hope, no life, just pain and fear. No food, no love, it was end» (нет надежды, нет жизни, только боль и страх, нет еды, нет любви, это был конец); «What a fuckable world! Nick Cave» (что за ебаный мир! Ник Кейв); «All world is shit, all women are bitches, and sunis fucking camp, Stop the Earth, igo out» (весь мир дерьмо, все женщины шлюхи, и солнце траханный лагерь, остановите Землю, я выйду). Последнее высказывание довольно популярно и в разных вариантах используется как англоязычными, так и русскими профессиональными авторами (в том числе его использовал в одной из первых своих песен популярный до сегодняшнего дня в молодежной среде В. Цой).

Группа оценочных высказываний довольно разнородна. Она включает в себя афористику, «философские» высказывания на тему любви, подражания библейским заповедям, оценки мужчин и женщин, мини-рецензии.

Часть из них посвящена любви: «Ничто так не угнетает любовь, как скука и монотонное повторение того, что было уже не один раз»; «Любовь — чума XX века»; «Презерватив защитит вас от всего, кроме любви»; «Самое возбуждающее средство — это заниматься любовью с любимым человеком».

Оценочные высказывания в адрес мужчин и женщин носят как «философский», так и сниженный характер: «Женщина хочет много от одного мужчины, а мужчина хочет одного от многих женщин»; «Все бабы — шлюхи!!!»; «Женщина (тупое создание) — не («НЕ» зачеркнуто и исправлено на «НО») но человек — да — нет»; «Все бабы бляди (сам козел), Вся жизнь дерьмо!»; «Гинефобия. Кругом одни женщины! Я их боюсь! Убийцы! Убийцы! Они наступают! Спасайся кто может! А! А-А-А!!!»; «Все мужики сволочи. — Все бабы такие же сволочи (могут, но не хотят, или хотят, но не могут); «Не все мужики сволочи!» (надпись заключена в сердечко).

Подражание библейским заповедям чаще всего построено в диалогичной форме: «Да не возлюби! Жену ближнего своего — Ибо она возрадуется»; «Студентка, возлюби ближнего своего — Дабы возбудить соседа».

Часть высказываний посвящена сексу: «Секс — норма жизни»; «Секс, как это мило»; «Пацаны, секс это просто здорово!!!»; «Секс любят все!»; «Да здравствует канальный секс — единственная ценность жизни! Блюди! Предавайтесь извращениям».

В эту же группу входят надписи такого типа: «Фильм «Калигула» — учебное пособие для педерастов, лесбиянок, онанистов»; «Курильщики! Вы подобны извращенцам, прилюдно выполняющим миньеты, а выглядите еще смешнее». По поводу курильщиков чаще всего пишут в туалетах. Одно из высказываний, сделанное от имени уборщиц, нам удалось зафиксировать в Уральском университете. Хотя оно и не имеет прямого отношения к нашей теме, приводим его дословно: «Не бросайте вы окурки в писсуары наши, ведь не мочимся же мы в пепельницы ваши!»

Стихотворная же форма наиболее популярна в студенческой среде для выражения сексуальных эмоций. Едва ли не самой распространенной является переделка или подражание произведениям известных авторов.

«Псевдо-Есенин», произведения которого получили распространение достаточно давно:

 

Вот и верь после этого людям

Отдалась одному при луне,

Он схватил мои вялые груди

И узлом завязал на спине.

 

 

Вот и верь после этого людям,

Отдалась я ему при луне,

А он взял мои нежные груди

И узлом завязал на спине.

 

 

* * *

 

А глаза твои синие-синие

В окружении черных ресниц.

У меня половое бессилие,

Потому что гангрена яиц.

 

 

А глаза твои синие-синие

В обрамлении черных ресниц.

У меня половое бессилие

И гангрена обоих яиц.

 

 

* * *

 

Не пришла ты ночью,

Не пришла ты днем.

Думаешь, мы дрочим?

Нет, других ебем!

 

 

(С. Есенин)

 

Переделки и использование некоторых мотивов творчества А. С. Пушкина встречаются несколько реже, хотя студенты показывают знание довольно редких и малоизвестных текстов:

 

Наш Барик с Ленкою в постели

Лежал в убогой наготе.

Не отличался в жарком деле

И был он не на высоте.

 

Не думав милого обидеть

Взяла Елена микроскоп

И говорит: «Позволь увидеть

Твой хуй мой милый гупошлеп».

 

 

(Переделка известного «Орлов с Истоминой в постели…»)

 

Часто встречаются подражания и переделки Маяковского:

 

Я достаю из широких

          штанин

Размером с консервную

           банку!

Смотрите, завидуйте!

Я — гражданин,

А никакая-нибудь там

        гражданка.

 

 

Время наше будет знаменито

             тем,

Что породило страха ради

Новый вариант

      гермафродита —

Телом мужики —

        а духом бляди.

 

 

* * *

 

Дети ебутся в подъездах,

Слышатся дикие стоны,

Они не из тех, кто впервые,

А из тех, кого миллионы!

 

 

* * *

 

Онанисты, кричите: «Ура!»

Производство гандонов налажено.

Для вас годится любая дыра,

Вплоть до замочной скважины.

 

В некоторых текстах используется только одна строчка известного стихотворения, а основная часть полностью переделывается и переосмысляется:

 

Однажды в студеную

зимнюю пору

Лошадка примерзла

писькой к забору.

 

Лошадка туда,

А писька обратно,

Лошадке хуево,

А письке приятно.

 

 

* * *

 

В лесу раздавался топор дровосека.

Гонял дровосек топором гомосека.

Устал, задохнулся, упал дровосек,

С улыбкой залез на него гомосек.

 

 

* * *

 

Красавица, не ССЫ при мне,

И хуй встает, и больно мне.

 

Другой особенностью этой группы надписей является использование авторами мотивов и персонажей, настроений известных стихотворений со снижением их смысла и патетики:

 

Я иду по росе,

босы ноги мочу.

Я такой же, как все —

Я ебаться хочу.

Не ходи по росе,

Босых ног не мочи.

Раз такой же, как все,

То сиди и дрочи.

 

 

Там на горе ебут русалку,

Сам водяной вставляет

          палку.

В темную ночь никто не

   может ей помочь,

В эту ночь, ах, в эту темную

            ночь!

 

Довольно распространены «осенние» настроения, что характерно для всех групп граффити в студенческих аудиториях. Осень — начало первого семестра, поэтому настроения, отражающиеся в надписях, грустны:

 

Наступила осень,

Отцвела капуста,

У детей пропало

половое чувство.

Выйду на дорогу,

Брошу его в лужу,

Пусть он замерзает,

На хуй это нужно!

 

 

Наступила осень,

Отцвела капуста,

У меня увяли

половые чувства.

Выйду на дорогу,

положу хуй в лужу.

Пусть его раздавят,

больше он не нужен!

 

 

* * *

 

Осень наступила,

Выросла капуста.

У меня увяли

половые чувства.

Выйду на дорогу,

положу хуй в лужу.

Все равно до марта

никому не нужен!

 

Встречается и некоторое количество «нескладух», довольно разных по тематике и настроению:

 

Могучий дуб

Наружу рвется из штанов…

Рубить его пора давно

 

 

Осень наступила.

Падают листья.

Мне ниче не нужно,

        кроме ты.

 

 

Все от холода… (нрзб.)

Зашли в кафе четыре деда,

У одного из-под тулупа

Торчала красная… рубаха!

        Здесь был репа!

 

 

На дворе стоит эпоха,

А в углу кровать.

И когда мне с бабой плохо,

На эпоху мне плевать!

 

Часть текстов создана в форме частушки или воспроизводят ее:

 

Пионерка Виолетта

Захлебнулась от миньета!!!

На хуя такую блядь

В пионерки принимать.

 

 

Как у нашего Ивана

На печи лежит «Nirvana».

Как «Nirvana» запоет,

У Ивана хуй встает.

 

 

* * *

 

Опа-опа, зеленая ограда!

Девки выебли попа,

Так ему и надо!

 

Без вариантов встретилась только одна надпись:

 

Знаменитый дед Матвей

 

(Ганапольский. — Приписано др. почерком).

 

Не боится ста блядей.

Он берет их по одной

И ебет, как заводной.

 

Очень немного стихотворных надписей посвящены теме занятий:

 

Не пойду на лекцию,

У меня эрекция.

— А пойду на лекцию —

Пропадет эрекция.

 

 

Пока я тут

Сидел и спал,

Мой хуй

Свернулся в интеграл.

 

 

* * *

 

Бросайте учебу —

Она не товарищ.

Да здравствует хлюпанье

Влажных влагалищ.

 

Выделяется группа надписей, начинающихся со слова «лучше…»:

 

Лучше раком трахнуть суку,

Чем нажраться ку-куруку.

 

 

* * *

 

Лучше раком трахнуть суку,

Чем покушать ку-ку-руку.

 

 

* * *

 

Лучше целок раком драть,

Чем на лекции дремать.

 

(зачерк.)

 

        дрочить

 

 

Лучше дать грузину раком,

Чем ебаться с бабой

        из филфака.

 

 

* * *

 

Лучше всякого влагалища

Жопа пьяного товарища.

 

Разработка темы «времен года» не исчерпывается указанными выше мотивами «осени», но «весна» и «зима» встречаются реже:

 

Грачи прилетели,

Весну принесли

Обспусканы ели,

Задрочены пни.

 

 

Опять весна,

Опять грачи.

Опять не дашь,

Опять дрочи.

 

 

На дворе мороз трескучий

Хуй стоит на всякий случай.

— Чей? — Неважно.

 

Одно из стихотворений устойчиво повторяется в аудиториях, где занимаются преимущественно филологи:

Они любят друг друга .

Он:

 

Дай дотянуться

До шеи твоей, ведь ты

Меня выше, сильней

И стройней. Я буду

любить тебя в ногу

        и в глаз,

А ты поцелуй меня

        медленно в глаз.

 

1-му Гоблину [884]посвящается:

 

Позволь дотянуться

до шеи твоей.

Ведь ты меня выше,

стройней и сильнеи.

Я буду любить тебя

в ногу и таз,

А ты поебешь меня

Медленно в глаз.

 

В этой же группе разрабатывается «голубая» тема:

 

Я схожу в унитаз, гогоча,

У меня голубая моча,

И говно у меня голубое,

И, вообще, я доволен собою.

— Потому, что ты голубой!!!

 

 

Я смотрю в унитаз горюча,

У меня голубая моча,

И говно у меня голубое,

И вообще я доволен собою.

— Ну, голубых развелось!

 

 

* * *

 

Я мочусь в унитаз голубой,

У меня голубая моча,

И говно у меня голубое,

И вообще я доволен собою!

 

 

(А. С. Пушкин)

 

 

В жопу тянется рукой,

Писю трогает губой…

И вообще он — голубой!!!

 

Остальные стихотворные надписи не формируют какие-либо значимые по тематике и форме группы:

 

Жил человек из Перу,

И имел он слабость одну:

Ко всем извращеньям

Питал отвращенье,

И трахал одну жену.

 

 

Мне бы женщину

Белую, белую.

А, впрочем,

Какая разница.

Привязал бы ее к дереву.

И в задницу! В задницу!

 

 

* * *

 

Джинсовые мальчики

сосали пальчики,

Джинсовым девочкам

гладя по коленочкам.

 

 

Что диета?! —

Сказала Света.

В жизни нет

Прекраснее миньета!

 

 

* * *

 

Я летал под облаками,

Видел перси<к> с волосами!

 

 

Карлсон.

 

 

Люблю ширяться

       и долбаться,

А также трахать и ебаться.

— Ебаться — не ебать.

 

 

* * *

 

Этой жиксы груди

Мы, поверьте, не забудем!

 

Некоторые надписи студенческих аудиторий встречаются и в солдатских блокнотах, дембельских альбомах и блокнотах «малолеток»:

 

Зачем любить,

Зачем страдать,

ведь все пути ведут в кровать!

Любовь и свобода — дороже всего,

За них никогда не бери ничего.

Отдай свою жизнь, свою кровь,

За свободу отдай и любовь!

 

 

Натали.

 

Самыми развернутыми и большими по объему являются тексты басен, точнее, пародий на этот жанр. Говорить однозначно о принадлежности их к студенческим традициям нельзя, но случайно попасть в эту группу они не могли:

 

Ходит заяц по двору,

Ищет где поссать в дыру.

Невозможно больше ждать —

Сильно хочет заяц ссать.

Заскочил косой в окно,

Все удобства для него.

Прыгнул заяц на кровать,

Там хозяйка: «Опа мать!»

Испугалась, затряслась,

Тут же и обоссалась.

Заяц понял тот намек,

Разобрался, рядом лег.

Суть сей басни такова:

Хозяйка — заячья жена.

Если ходишь по двору,

То ищи всегда дыру.

Если хочешь сильно ссать,

Надобно окно искать!

 

 

Басьня

 

На именины к зайцу

Пригласили зайца.

Наевшись и напившись,

Косой на стол забрался

И начал речь толкать:

«Хозяйка — блядь,

Пирог — говно,

Котлеты с ебаной кониной!

Подайте шапку и пальто —

Ебал я ваши именины!»

Тут в разговор вмешался еж:

«Нет, никуда ты не пойдешь!» —

«Молчи, колючий пидорас,

Я проучу тебя сейчас».—

«А если все не так,

То я пожалуюся льву —

Ведь, как-никак, он — царь зверей».

«Ебал я на таких царей».

В дверях тут лева появился:

«Кого-кого, косая блядь,

Ты собираешься ебать?!

Да я тебя, микроба, в рот —

На бутерброд!»

Тут зайка свистнул пару раз —

Из леса шобла прискакала,

И льву такой пизды дала,

Что он 3 дня костями ссал.

А после в Африку сбежал.

 

 

* * *

 

Ворона, ебанная в рот,

У фраера бобра кусочек сыра пизданула

И, взгромоздившись на суку,

Она, блядища, пожалела,

Что мало спиздила сырку.

На ту беду лиса с концлагеря сбежала,

К вороне той подъебываться стала:

— Ворона, ебанная в рот,

С твоей-то красотой

Я хуй лизать была бы рада.

Ворона тут разинула ебало,

Сыр упал,

Лиса его срубала.

— Блядища, сука, проститутка,

Отдай мой сыр,

Не то слечу,

Тебе ебало сворочу.

— Одна такая своротила,

Потом без жопы срать ходила.

— Тогда я волку напишу такую фразу,

Что отъебет тебя он сразу.

— А что мне волк?

Я под слоном лежала

И от медведя делала аборт.

___

Мораль сей басни такова:

Лиса на все пизду клала.

 

Некоторая часть записей представляет собой спонтанно возникшие высказывания, которые не мотивированы обстановкой. Скорее всего, они делаются бездумно, как отвлечения в ходе занятий. Только две из них адресованы преподавателям: «Тетенька преподаватель, дайте мне миньет, пожалуйста!»; «Товарищи преподаватели! Кончайте дрочить! — Студентов! — И студенток!».

Два высказывания пародируют рекламу: «Не умирайте от невежества! Стоп СПИД!» (написано на фоне нарисованного презерватива); «Дорогу кооперативу по производству презервативов!».

Остальные записи лишены смысла вне контекста размышлений писавшего: «Ночные оргии на фоне луны»; «Мисс Большая Грудь»; «Папа, почему ты не размазал меня по простыне?!»; «Соси кычу старого киргиза»; «Надоело трахать баб».

Единственная встретившаяся загадка: «На дне лежит, усами шевелит. Ответ:…член».

Среди рисунков преобладает обнаженное или полуобнаженное женское тело, отдельные изображения мужских (чаще) и женских (реже) половых органов. Мужские половые органы часто обыгрываются в форме оплывающей горящей свечи, в форме гранатомета или пушки («спермомет», как его называют), в форме фонтана; женские — в форме летящих птиц или с зубами (хотя само высказывание «Конец света — пизда с зубами» не фиксировалось). Дополнительными штрихами на некоторых рисунках сердца, пронзенного стрелой, ему придается облик ягодиц. По нашим воспоминаниям, такого рода рисунки появлялись в конце 70-х — начале 80-х годов в стенных газетах. Один из них представлял изображение известной скульптурной группы «Лаокоон с сыновьями», только голове змеи был придан облик одной из частей мужского органа.

Из обзора собранного материала напрашиваются некоторые выводы. Во-первых, «экзотичность» темы требует и экзотичной формы подачи (отсюда и относительно высокий процент иноязычных надписей). Во-вторых, любовная тематика, выраженная патетически или романтично, намеренно снижается. Вероятнее всего, это связано с особенностями юношеского возраста, когда проявление чувств вызывает стеснение. Ирония же помогает это стеснение преодолевать, служит способом психологической самозащиты. В-третьих, процесс «вхождения» во «взрослую» жизнь в возрасте 18–19 лет вызывает вполне закономерный цинизм в отношениях юношей к девушкам (в первую очередь). В-четвертых, темы секса и нетрадиционных сексуальных отношений вытесняют подростковую влюбленность. В-пятых, эротическая тематика и лексика используются для нанесения морального ущерба (как в отношениях между отдельными студентами, так и в отношениях «студент — преподаватель» и между факультетами).

Первичная систематизация материала показывает, что зафиксированного количества надписей и рисунков явно недостаточно, чтобы перейти от систематизации к классификации и выявить наиболее значимые закономерности в развитии и функционировании студенческих «граффити». Особенно сложно сделать это без достаточного исторического фона, так как наши воспоминания и некоторых наших коллег дали очень мало материала. Выявленное взаимодействие с творчеством уголовной, армейской, детской среды недостаточно, оно требует более подробной проработки.

Кроме того, нами практически не учтены специфические особенности, связанные со специальностью факультетов и вузов.

Сам по себе материал не может быть однозначно отнесен к определенному явлению культуры: некоторые особенности функционирования квалифицируют его как фольклор (варьирование, анонимность, наличие сквозной проблематики), другие — как явление молодежной субкультуры.

 

КОММЕНТАРИИ К РИСУНКАМ

 

В общей сложности в студенческих аудиториях было скопировано более трехсот рисунков.[885] Из них рисунки на эротические темы составляют около 45 % (132 рисунка). Чаще всего они выполнены пастой без проработки деталей. Подавляющее большинство — изображения обнаженного женского тела, что практически не оставляет сомнений в мужском авторстве. Незначительная часть — комическое обыгрывание половых органов. «Одеты» или «полуодеты» меньше половины рисунков. Наиболее характерные детали одежды: чулки-сеточки и туфли на высоком каблуке. Последнее связано скорее всего с достаточно традиционными представлениями об «униформе» проституток.

На листах I–VI представлены типичные рисунки в разных ракурсах. Обращает внимание то, что наиболее тщательно на них проработаны признаки пола; ступни (за исключением тех случаев, когда изображены туфли на высоком каблуке), руки, лицо, голова проработаны условно либо вообще не изображены. Для этой же группы характерно использование в изображении купальника, который подчеркивает очертания тела (I—1, 2, 3, 4, 5, 6); грудь обнажается на рисунках достаточно часто (I—2, 6; II—1, 2, 3; III—1, 2, 3; IV—1, 2; V—1, 3); женский половой орган изображается без подробностей и довольно редко (I—7; III—1, 2, 3; V—1, 2, 3, 4; VI); приблизительно в таком же количестве рисунков подробно прорабатываются ягодицы (II—1, 2, 3, 4, 5; IV—1, 2; V—2, 3).

 

 

 

 

 

 

 

РИСУНОК

Если суммировать все рисунки на «эротические темы», то результаты получаются следующие: изображение груди — 52 %; ягодиц и женского полового органа — примерно по 30 %; мужского полового органа — примерно 28 %. В принципе эти данные отчасти совпадают с результатами исследований мужских оценок женской красоты, по которым решающим критерием является форма груди.

Обращает на себя внимание тот факт, что изображения полового акта практически не встречаются (III—1; XI—3), в тех же случаях, когда оно есть, мужской половой орган скорее всего пририсовывается позднее и другим человеком.

Довольно велика группа «дополненных» рисунков. В ней выделяются два типа: рисунки, на которых дополняются половые признаки (изображение «раздевается»); и наоборот — рисунки, на которых обнаженным телам пририсовываются элементы одежды. Наиболее характерные рисунки на листах VII–VIII. Лист VII: судя по достаточно тщательной проработке лица, волос, одежды, это девичьи рисунки, к которым позднее подрисованы грудь и женские половые органы. Таких рисунков встречается не более 5 % от общего количества. Второй тип — лист VIII — пририсовывание одежды к обнаженному телу (VIII—1 — скорее всего пририсовывание одежды к изображению «по грудь», далее — «раздевание» ниже пояса) встречается несколько чаще — около 8 %.

Подрисовывание других элементов встречается значительно реже. Самым характерным является подрисовывание к женскому телу хвоста, звериной головы, ног с копытами. Не исключено, что этот тип изображения связан с одной из «лекционных» игр, распространенных на гуманитарных факультетах. Игра заключается в следующем: первый играющий рисует голову (человеческую, птичью, звериную и т. п.) и загибает изображение так, чтобы видно было только окончание шеи; второй рисует туловище и таким же образом подгибает рисунок; третий (или первый) рисует ноги (лапы, хвост и т. п.).

Другим примером игрового поведения в сфере «эротического» рисунка является комическое обыгрывание половых органов. Эти рисунки размещены на листах XI–XIII. Самым частотным является придание сердцу, пронзенному стрелой, признаков половых органов: ягодиц, грудей; пририсовывание мужского полового органа.

Этот же принцип сходства лежит в основе других рисунков, которые чаще всего единичны (кость — женское тело; морда собаки — женское тело; женский половой орган — клюв птицы; мужской половой орган — свеча, пушка, гранатомет, нос, лицо, змея, гриб, херувим, сигарета и т. д.). Часть рисунков этой группы воспроизведена по памяти автором публикации (XI—4, 5, 8). Рисунок XIII довольно типичен, хотя изображение выбрано не самое характерное. Скорее всего, это подрисовка, созданная по теме анекдота: «Когда будет конец света? — Когда п…а будет с зубами».

Рисунок X представляет самую малочисленную группу индивидуальных изображений, которые не вписываются в общие группы. Таких совсем немного, и выполняются они скорее всего студентами, обладающими изобразительными способностями. Остальные же рисунки не требуют практически никакой подготовки и выполняются с использованием типичных приемов.

Во-первых, рисунки на «эротические» темы занимают относительно больший объем в общем количестве рисунков, чем надписи на столах. Скорее всего это свидетельствует о том, что рисунок не может, как надпись, появиться спонтанно, он требует достаточного временного отвлечения.

Во-вторых, отдельные приемы, при помощи которых создаются законченные изображения, совпадают с приемами создания надписей. Это диалогическая форма (подрисовывание), снижение смысла («раздевание» в рисунке), игра (комическое обыгрывание половых органов). Распределение их в рисунках относительно общего объема не совпадает с распределением в общем количестве надписей.

В-третьих, явно индивидуальное творчество встречается несколько чаще, чем в надписях, но занимает тоже не очень большой относительный объем.

 


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!