Верещагин В.В. Нападают врасплох.



Дервиши в праздничных нарядах

Богатый киргизский охотник с соколом, 1871

Виктор Михайлович Васнецов

(1848 – 1926)

Творчество Васнецова возникло во второй половине XIX века не случайно. Несмотря на свою уникальность обращения в живописи к сюжетам русских народных сказок, Васнецов в своих интересах был не одинок в русской культуре второй половины XIX столетия. Настоящую культурную революцию в сознании многих деятелей произвели исследование Афанасьева, который в середине XIX века впервые опубликовал свой многолетний труд – сборник народных сказок. Этот сборник оказался настоящим откровением для русской интеллигенции, окунувшейся в другой мир сказаний Древней Руси. Вслед за многотомным трудом Афанасьева появляется пьеса Островского "Снегурочка", по которой ставили спектакли, и Римский-Корсаков написал оперу.

Среди русских художников лишь для Васнецова это атмосфера русских сказаний была знакома с детства. Он родился в сельской местности, на севере Урала в Вятской губернии в семье священника. И соединение христианской традиции с языческими верованиями был обычный средой в жизни будущего художника.

Обучаясь в Академии художеств, полный курс которой он так и не закончил, Васнецов успел усвоить и законы рисунка, и законы композиции, так как учился очень старательно. По сути Санкт-Петербург с его европейской эстетикой был чужд Васнецову, и он перебрался в Москву, где жили и работали местные художники товарищества передвижных выставок. Столица сохранила колорит древнерусского города. Именно здесь талант Васнецова оказался востребованным. Здесь его начал покупать Третьяков, а затем в свое имение в Абрамцево пригласил меценат купец-миллионер Савва Мамонтов.

Васнецов был всегда был глубоко верующим человеком, это помогло ему выдержать и критику молодых, напористых художников из объединения «мир искусства», Первую мировую войну, и пережить революцию 1917 года. Его тема и сюжеты, а также стилистика произведений оставались востребованы в современном искусстве вплоть до середины XX века. Притягательность его полотен заключается в тщательном изображение деталей - этнографических элементов, которые были уже известны русским ученым во второй половине XIX века.

Васнецов является основоположником нового понимания театральной постановки. Он оказался востребованным в русских композиторов, которые стали писать Оперы на национальные темы, это Мусогорский, Римский-Корсаков. Очень важна работа Васнецова на театральными и оперные постановками пьесы Островского «Снегурочка». Этнографический подход оказался востребованным не только поколением самого Васнецова, но и следующего за ним художниками. Фактически это традиция существует и в Советском, и в российском искусстве.

Васнецов в своём творчестве определил новый подход к оформлению книги. Важное значение он предал шрифту, сделав его декоративным элементом. Все эти детали Васнецов взял из опыта древнерусской рукописной книги, а также европейских изданий эпохи Средневековья. Декоративность общего оформления он впервые соединил с предельной реалистичностью и живописностью иллюстрацией. Опыт Васнецова в его оформление книги со стихотворением Пушкина «Песнь о вещем Олеге» оказало определяющее влияние на развитие русской книжной иллюстрации.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!