Савояр. 1864. Государственная Третьяковская галерея



Живопись второй половины XIX в.

Творчество передвижников.

В начале XIX века Россия пережила сильное потрясение: поражение в Крымской войне, смерть императора Николая II в результате расстрела царской семьи, император Александр II осуществил отмену крепостного права и др. реформы. Происходит переворот в мышлении людей.

Никогда ранее слово «народ» не было ключевым для творчества русских мастеров. История «передвижников» начинается с 1863 года с «бунта четырнадцати». Группа выпускников петербургской Академии искусств во главе с И. Н. Крамским отказались выполнять дипломную работу на мифологическую тему, далекую от российских проблем. Студентам пришлось покинуть Академию и создать независимую Артель художников, из которой позднее выросло «Товарищество передвижных выставок». Целью художников-передвижников было показать Россию и душу русского народа. Возглавил товарищество передвижников И. Н. Крамской.

Первая передвижная выставка состоялась 29 ноября 1871 года. В содружество в разное время входили Н.Н. Ге, И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, И.И. Левитан, В.Г. Перов и другие.

Иван Николаевич Крамской

(1837 – 1887)

Крамской художник, который оказал серьёзное влияние на русское искусство не только своим творчеством, сколько своей личностью.

Воспитанник Академии Художеств Иван Крамской в 1863 году возглавил движение молодых художников, молодые живописцы предлагали Академии художеств новые темы из современной им жизни, но дипломные работы не были утверждены. Они, отказавшись от официального звания «художника», не защитив дипломные проекты, ушли из Академии художеств. Так возникло первое в России, альтернативное официальному, выставочное и художественное объединение передвижных выставок. Это название сложилось со временем, и связана она была с тем, что молодые художники возили свои выставки по всем крупным городам России, передвижники от слова «передвигаться».

Эти выставки имели огромнейший успех. Вскоре появился и постоянный покупатель русского искусства с передвижных выставок Павел Третьяков (российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи).

Идеологом, помимо И.Н. Крамского, который писал критические статьи о выставках, выступил также знаменитый историк и филолог Владимир Стасов, что также способствовало успеху выставок (художественный и музыкальный критик, поддерживал движение художников-передвижников, вместе они боролись против академизма и оторванности искусства от реальной жизни).

Общество товарищество передвижных выставок просуществовало официально до 1920 годов.

Крамской как живописец, прежде всего, прославился серией портретов знаменитых людей своего времени. Эту серию Крымскому заказал Павел Третьяков. Но самым знаменитым стали его портреты Льва Толстого, Михаила Салтыкова-Щедрина, Алексея Некрасова, философа Владимира Соловьёва, портрет Некрасова «В период последних песен» (1877-1878).

Портрет Льва Николаевича Толстого, 1873

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович, писатель, 1879

Портрет «Неизвестной» (1883). Один из самых известных работ в которой художник создал свой идеал женской красоты.

Василий Перов

(1834 – 1882)

После успешного окончания Московского училища ваяния и зодчества Перов как пенсионер (учебное заведение лучших студентов отправляло на несколько лет заграницу за свой счет учиться и набираться опыта у зарубежных художников) оказался в Париже. Именно в Париже определилась основная тематика его произведений: низшие слои общества, их и драматическая судьба. Жанровые произведения Перова наполнены состраданием.

В Париже Перов увидел ту же нищету, обездоленность, которую наблюдал в России. Он рисовал уличных музыкантов, бедных горожан. Одним из лучших его работ «Парижские тряпичники» 1864, «Савояр» 1863, «Шарманщик» 1863.

Савояр. 1864. Государственная Третьяковская галерея

Приехав в Россию Перов гармонично влился в общество передвижников и стала одним из лучших преподавателей Московского училища ваяния и зодчества, живописи.

Одним из самых известных его работ являются «Чаепитие в Мытищах» 1862, «Тройка» 1866, «Приезд гувернантки в Купеческий дом» 1866, «Охотники на привале» 1874. По заказу Третьякова Перов создал лучшие портреты: Достоевского (1872), Островского (1871), незаконченный портрет Саврасова (1878). Прославился как мастер жанровой картины и как мастер психологического портрета.


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!