И. Е. Репин. «Портрет композитора М. П. Мусоргского». 1881



В 1903 году Репин окончил огромный портрет-картину «Заседание государственного совета». Это был официальный заказ, но художник так глубоко раскрыл образы царских сановников, что картина стала своеобразным разоблачением.

Репин много сделал и как профессор Академии художеств, передавай ученикам свое мастерство, свое страстное отношение к искусству. После Октябрьской революции оказавшись за рубежом, Репин продолжал издали воздействовать на современных художников своим авторитетом.

 

ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ

Саврасов Алексей

(1833 – 1897)

Следующим художником, который оказал сильнейшее влияние на развитие русской живописи, а именно пейзажа стал Алексей Саврасов. Он фактически стал мастером одной картины. Это его пейзаж «Грачи прилетели» (1871). Конечно, художник до своей знаменитой картины успел создать множество пейзажей, стать известным педагогом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но именно «Грачи прилетели» стала вехой в развитии русского искусства, никому до Саврасова в пейзаже не удавалось создать такой обобщенно-драматичный образ русской жизни. Это было время, когда художники пытались обращаться к темам и сюжетам не итальянской, о своей русской природы. Но только в пейзажах Саврасова эта тема впервые приобрела такое концентрированное-обобщённое звучание. В этом пейзаже зазвучали эпические ноты всей драмы русской жизни.

Написано была картина, когда Саврасову исполняется 41 год. Это был это переломный, по-своему трагичный период в его жизни, от которого он так и не сумел оправиться. В это время Саврасов покидают Московское училище и становится вольным художником. По-своему трагичное восприятие действительности прозвучала в его лучшем пейзаже «Грачи прилетели».

Иван Иванович Шишкин

(1832 – 1898)

Иван Иванович приобрел славу замечательного пейзажиста уже с первых своих выступлений на передвижных выставках. Основой его искусства были внимательное изучение действительности, трезвость и объективность в оценке своих впечатлений, отчётливая точность в передаче всех деталей, одинаково характерное и для его картины, и для этюдов с натуры.

Шишкин любил русскую природу, могучую, обильную, несущую в себе благо людям. Мимолетные чувства человека, возникающие под влиянием в печали и радости, редко проникали в его картины. В большинстве своем они величаво спокойны и эпически широки.

В картине «Рожь» 1878 года, изображая бескрайнюю степную Неву, художник воспевает неиссякаемую богатую силу русской земли.

Больше всего Шишкин любил лес, истинным поэтом которого он был. Тонкостволые нежные берёзы или печальные плакучие ивы – редкие гости в его картинах. Стихия Шишкина – полный нетронутой силы хвойные леса, величественные дубовые рощи.

«Утро в сосновом лесу». И. Шишкин, К. Савицкий 1889

Художник к поре своей творческой зрелости (к 1880 годам) преодолел излишнюю описательность и сухость некоторых своих ранних работ, и в лучших картинах достиг замечательной гармонии обобщенного монументального образа природы при тщательной проработки деталей.

Сосновый бор.

 

Архип Иванович Куинджи

(1841 – 1910)

Куинджи родился в Мариуполе Украина в семье сапожника родители рано умерли, поэтому воспитывал его дядя. Семья дяди тоже была не богатой, и будущему художнику рано пришлось зарабатывать себе на хлеб. Его интерес к рисованию родственниками никак не поддерживался, и единственная связь с искусством была у Куинджи во время работы ретушером у фотографа. Один из дальних родственников сжалившись над мальчиком посоветовал ему поехать в Феодосию к Айвазовскому, но у Айвазовского Куинджи тоже только растирал краски. Повзрослев Куинджи решает поступать в Академию художеств, но поступить туда ему даётся только после двух неудачных попыток.

Трудный путь в искусстве наложил отпечаток на характер Куинджи. Он всегда слыл странам художником. Но ученики его обожали: со временем Куинджи стал преподавать в Академии художеств. Непонятность Куинджи как человека заключалась в том, что он вел затворнический образ жизни, и обладая миллионами, жил невероятно скромно. Все свои сбережения он завещал в качестве премии и стипендии талантливым студентам. Со временем он купил небольшую дачу в Крыму и вывозил туда своих учеников на пленэр. Своим ученикам он всегда помогал материально.

Его живопись казалась современникам совершенно фантастической по цвету и свету. Несмотря на внешний этюдный характер большинства его композиций, писались эти картины по несколько лет. Но они не утрачивали своей свежести, а многолетние наслоение на холст светоцветовых эффектов видимо создавала такой мощный энергичный магнит его полотен, которые несмотря на свою внешнюю простоту привлекал к себе множество зрителей.

В этой внешней простоте и непонятной притягательности также заключается загадка творчества Куинджи. Куинджи был глубоко верующим человеком. Его волновало явление света в природе, и воспринимается свет художником как Божественный дар. Это естественно находила отражение в его живописи.

Одна из первых работ Куинджи, которая произвела фантастическое впечатление на зрителя стала «Лунная ночь на Днепре». Но ещё до этой картины он написал свой «Вечер на Украине», «Украинская ночь». Через несколько лет появляются его «Сумерки», «Закат в лесу», «Радуга». И каждый раз эти пейзажи вызывали шквал отзывов разного характера.

«Лунная ночь на Днепре» 1880

Вечер на Украине» (1878)

«Радуга» (1900—1905)

Сумерки. 1885-1890

Со временем Куинджи стал более нелюдим, тем более произошел болезненный для него разрыв с товариществом передвижных художественных выставок.

Многие работы увидела публика лишь после смерти художника. «Берёзовая роща», 1879


Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!